14.64M

Идиостиль А.Н. Островского

1.

Идиостиль А. Н.
Островского
Преподаватель: Проф. Приорова И. В.
Выполнила: Кочанова Софья 328

2.

Рождение и
происхождение
• Александр Николаевич Островский (31 марта (12
апреля) 1823 года, Москва, Россия – 2 (14) июня
1886 года, Щелыково, Островского района
Костромской области, Россия) – драматург.

3.

• Родился в семье Николая Федоровича Островского,
сына священника, практиковавшего как судебный стряпчий
по имущественным и коммерческим делам, и матери
Любови Ивановны Саввиной, дочери пономаря. Семья была
зажиточная и проживала в Замоскворечье на Малой Ордынке. В
семье было четверо детей, получивших отличное домашнее
образование. Юный Александр рано познакомился с русской
литературой в библиотеке семьи. Островский с детства знал
греческий, немецкий и французский языки, а в более позднем
возрасте выучил еще и английский, испанский и итальянский.
Отец желал сделать из него юриста.

4.

Деятельность
• В 1843 году Александр Островский по
желанию отца поступил на службу писцом
в московский суд за жалование в 4 рубля.
Постепенно оно выросло до 15 рублей. В
судах Александр Островский работал до
1851 года.
• В 1846 году им была написана комедия
«Несостоятельный должник» или «Картина
семейного счастья» (позднее названная
«Свои люди – сочтемся!») и частично
напечатана в «Московском городском
листке» в 1847 году.

5.

• В 1850 - 1851 годах Александр
Островский сотрудничал как
критик и редактор с
консервативным журналом
«Москвитянин», как драматург,
находясь под влиянием А.А.
Григорьева и его кружка. В этот
период он написал целый ряд
комедий из купеческого быта
«Бедная невеста» (1851), «Не в
свои сани не садись» (1852),
«Бедность не порок» (1853), «Не
так живи как хочется» (1854).

6.

• В 1859 году написана драма
«Гроза» по впечатлениям от
поездки по волжским
городам. В этом же году при
содействии графа Г.А.
Кушелева-Безбородко
напечатано первое
двухтомное собрание
сочинений Александра
Островского. В 1863 году
Александр Островский был
награжден Уваровской
премией и избран членкорреспондентом
Петербургской академии
наук.

7.

• В биографии Александра
Островского почетное место
занимает театральное дело.
Островский основал
Артистический кружок в
1866 году, благодаря
которому появилось много
талантливых людей в
театральном кругу. Вместе с
Артистическим кружком он
значительно реформировал,
развил русский театр. В 1878
году были написаны пьесы
«Бесприданница» и
«Последняя жертва».

8.

Идиостиль
• Александр Николаевич Островский— признанный мастер
русской драматургии и русского слова. Язык его
произведений наполнен особым народно-поэтическим
колоритом, а речь героев его пьес отличается живым
разговорным характером, непосредственностью и
выразительностью, что позволяет читателю или зрителю
увидеть яркие образы действующих лиц, психологические
особенности личности, их внутренний мир и систему
ценностей.

9.

• А. Н. Островский, создавая яркие, запоминающиеся образы, с
непревзойдённым мастерством владел искусством речевой
характеристики героя, и это отмечали и современники, и
исследователи. «Типизируя речь своих персонажей как
представителей известных социальных групп, Островский обращался
ко всем её средствам: лексическим, морфологическим,
фонетическим, синтаксическим и иным, чем достигал максимальной
социально-бытовой колоритности».
Мамаева. Так вы не желаете, чтоб я за вас просила?
Глумов. Решительно не желаю. Кроме того, мне не хочется быть у вас в
долгу.

10.

• Герои часто используют для поддержания диалога
лексические и грамматические средства выражения
желания, аналогичные или синонимичные тем,
которые пред ранее применили в своих репликах их
собеседники. Повторы в ответных репликах
усиливают сценический эффект воздействие на
зрителя (читателя).

11.

• Исследователи отмечали, что Островский «подчинял речевые
средства раскрытию социальной и индивидуальной
сущности действующих лиц своих пьес. В связи с этим он
усиливал, сгущал, подчёркивал в речах персонажей именно
те особенности, которые наиболее способствовали
выражению их ведущих идейно-психологических свойств».
Турусина. Я живу как следует.
Крутицкий. Ну, то есть рано бы ханжить-то.
• В приведённом примере представлены речевые средства,
которые Островский использовал «для повышения
сценичности пьес.

12.

• Он неравнодушен к необычным, редким словам и
выражениям, которые, глубоко характеризуя
действующие лица, повышают сценичность пьесы,
останавливают внимание читателей и зрителей,
вызывают их улыбку, смех и т. д.

13.

Источники
• Ревякин А. И. А. Н. Островский. Жизнь и творчество. М.:
Госучпедгиз, 1949.
• Русские писатели. Библиографический словарь / под ред. Д. С.
Лихачёва, С. И. Машинского, С. М. Петрова, А. И. Ревякина. М.:
Просвещение, 1971.
• Ревякин А. И. Искусство драматургии А. Н. Островского. 2-е изд.,
испр. и доп. М.: Просвещение, 1974.
• https://www.culture.ru/persons/8173/aleksandr-ostrovskii
• https://obrazovaka.ru/alpha/o/ostrovskij-aleksandr-nikolaevichostrovsky-alexander-nikolayevich
English     Русский Правила