Древнерусское храмовое искусство
Византийское искусство
Красоту реального мира рассматривали как отблеск красоты божественной, неземной.
Устройство византийского крестово-купольного храма в X веке
Церковная архитектура Византии: базилика и крестовокупольные храмы
Началом тысячелетней истории русского искусства считается IX век. В это время Киевская Русь, объединяющая княжества восточных
Храм – святыня города.
Софийский собор в Киеве
Софийский собор в Новгороде
Новгород. Георгиевский собор Юрьева монастыря.
Владимиро-Суздальское зодчество
Церковь святых Бориса и Глеба 1152 г. в Кидекше
Спасо-Преображенский собор в Переяславе-Залесском 1152 г.
Богоматерь Боголюбская с припадающим св. благоверным князем Андреем Боголюбским. Покровский Монастырь. Суздаль, первая четверть
Золотые ворота во Владимире 1164
Аксонометрический чертеж арочного пролета
Успенский собор 1158-1161 гг.
Архитектурный комплекс в Боголюбово
Храм Покрова на Нерли 1165 г.
Дмитриевский собор 1194-1197
Успенский собор ансамбля женского Успенского Княгинина монастыря
Богородице-Рождественский собор в Суздале (1222 – 1225 гг.)
Георгиевский собор Юрьева-Польского 1230-1234.
14.48M
Категория: ИсторияИстория

Древнерусское храмовое искусство

1. Древнерусское храмовое искусство

2. Византийское искусство

В искусстве
Византии
существовали
строгие нормы.
Оно поучало и
наставляло в
духе
христианской
морали.

3. Красоту реального мира рассматривали как отблеск красоты божественной, неземной.

4.

Отсюда
ослепительная
роскошь
религиозных
обрядов и
придворных
церемоний, золото и
мрамор, красочность
росписей и сияние
мозаик в интерьерах
византийских
церквей.
Так простой
смертный острее
осознавал
могущество Бога и
власти императоров.

5. Устройство византийского крестово-купольного храма в X веке

Центральное
пространство
византийского
храма
называется
наос,
с
запада к нему примыкает
нартекс (притвор), а с
востока полукруглые или
гранёные апсиды, в
которых
находится
алтарь.
Алтарь отделяется от
центрального
пространства
храма
невысокой
алтарной
преградой.
Дополнительное
пространство
между
апсидами
и
наосом
называется
вима,
в
основном это характерно
для больших храмов.

6.

Византийский крестово-купольный храм имел прямоугольный или квадратный в
плане наос. Внутри наоса размещалось четыре свободно стоящих колонны.
Колонны связаны между собой и с наружными стенами храма арками, на которые
опирались своды, образующие в плане крест.
На пересечении ветвей креста, в центральной части (средокрестии), храм имел
главу в виде сферического купола, поднятого на круглом световом барабане.
Барабан опирался на четыре подпружные арки, переход от центрального
подкупольного квадрата к круглому барабану достигался за счёт дополнительных
угловых сводов (парусов).

7.

В крупных храмах к четырём центральным опорам могла добавляться
дополнительная пара колонн, позволяющая увеличить размеры храма.
Если дополнительные колонны ставили в восточной части, перед
апсидами, то получался храм с вимой.
Колонны разделяли храм на три нефа, центральный и два боковых. С
восточной стороны нефы заканчивались полукруглыми апсидами.
Поперечный неф, образующий вместе с центральным нефом крест,
называется трансепт. Центральный неф и трансепт были шире и выше
боковых нефов. Апсида могла быть одна центральная, но чаще
устраивали три апсиды.

8.

Крылья креста перекрывали цилиндрическим сводом, который выходил
на фасады в форме полукруглой закомары.
Угловые ячейки (компартименты) более низкие и могли перекрываться
различными типами сводов. На фасаде форма свода угловых ячеек
обычно не выражена, эти части стен имеют горизонтальное
завершение. В пятиглавых храмах в угловых ячейках ставили малые
световые барабаны.
Полукруглые апсиды перекрывались конхой (полукуполом).
К западной части храма добавлялся нартекс, отделённый от основного
помещения стеной с проёмами. Над нартексом делали хоры, в виде
второго яруса, открытого в пространство храма, в больших храмах они
могли продолжаться и в боковые нефы. На хоры попадали по
лестнице, которую в небольших храмах делали в стене, а в крупных
пристраивали в виде башни.
Византийские храмы имели характерную форму окна - два или три
арочных проема, объединенных общей аркой.
Такова структура византийского крестово-купольного храма. Это была
вполне законченная конструктивно-художественная система.

9.

10. Церковная архитектура Византии: базилика и крестовокупольные храмы

Базилика – это вытянутое в длину
прямоугольное здание, разделенное
на три, пять и больше отсеков –
нефов. Средний неф был выше и
шире остальных. Восточная часть
здания имела выступ – апсиду, где
помещался алтарь. Продольные
нефы пересекались с поперечными
так, что здание в плане
образовывало крест. Тип базилики
позднее распространился в
Западной Европе.
Другая конструкция церкви –
крестовокупольная. Эти здания
имеют форму квадрата, четыре
внутренних столба поддерживают
купол. В Византии и в России
строили крестовокупольные
храмы.

11.

Византийские храмы предназначались для молитвы верующих,
поэтому главным становится украшение внутренних
помещений.
Высшим достижением византийской архитектуры стал храм
Святой Софии в Константинополе. 1000 лет назад русские
послы присутствовали на богослужении в этом храме. Они
были настолько очарованы величием и красотой церковного
обряда, что посоветовали киевскому князю Владимиру принять
византийскую веру.
Храм действительно поражал воображение своими размерами,
легкостью купола, как бы парящего над церковью, богатством
росписей на стенах.

12. Началом тысячелетней истории русского искусства считается IX век. В это время Киевская Русь, объединяющая княжества восточных

славян, приняла
христианство по византийскому образцу.
Вместе с новой верой на Русь пришла и
византийская культура. В IX – XI вв.

13.

Киев был одним из красивейших городов Европы.
Его великолепием восхищались путешественники и
зарубежные послы.
Дочь Ярослава Мудрого Анна, выданная замуж за
французского короля, воспринимала Париж как
глухую провинцию, настолько проигрывал он в
сравнении с Киевом. Киевские князья сумели
украсить свою столицу православными храмами и
дивными дворцами. По красоте и величию Киев
становился соперником Рима и Константинополя.
Первые храмы Киева возводили и расписывали
византийские мастера. У них русские монахи
учились иконному и стенному письму, строители
деревянных церквей обретали опыт возведения
каменных храмов. И русские мастера оказались
прекрасными учениками.

14.

Культурные связи с Византийской
империей имели огромное влияние на
Киевскую Русь.
Из Византии пришли основные принципы
культового зодчества.
Русские мастера ко времени сооружения
первых каменных христианских храмов
имели и свои художественные традиции.
На Руси уже была своя развитая культура.
Именно это позволило воспринять
строительное искусство греков и творчески
его переработать.

15. Храм – святыня города.

К XI – XII в. На Руси сложился определенный тип
города – защищенного крепостными стенами,
земляным валом и рвом с водой.
В детинце или кремле, как называли внутреннее ядро
города, сосредотачивались главные сооружения, и
первыми среди них была соборная церковь,
возвышавшаяся на центральной площади.
Для Древней Руси собор – не только главный храм
города или монастыря, где совершали богослужение
высшие духовные лица (митрополиты, епископы), это
еще и главное общественное здание.
Здесь обычно «сажали на стол» князей, принимали
иностранных послов, здесь хранилась городская
казна, сюда в случае наступления неприятиля
стекались городские жители в поисках убежища от
врага.
При соборах создавались книгохранилища, работали
переписчики.

16.

Соборный храм – это символ независимости города. Именно в
нем хранились главные святыни.
Таким храмом для Киевской Руси стал собор в честь Софии
Премудрости Божией, возведенный в XI в. князем Ярославом
Мудрым по подобию Софийского храма в Константинополе.

17. Софийский собор в Киеве

Был заложен по
велению Ярослава
Мудрого на месте, где
киевляне одержали
победу над
печенегами.
Собор представляет
собой пятинефный
храм, окруженный с
трех сторон галереями.
Такое строение
типично для
византийских построек.
Собор венчает 12 куполов,
возвышающихся один над другим
вокруг тринадцатого.
Такой многоглавой композиции не
было ни в византийской, ни в какойлибо другой архитектуре.
Неф – вытянутое
помещение в храме,
ограниченное
колоннами с одной или
двух продольных
сторон.

18.

Многоглавые купола – это особенность русского деревянного
зодчества, перенесенная на каменное сооружение.

19.

Внутренний вид Софийского собора поражает своим великолепием и
торжественностью. С огромного центрального купола на молящихся
устремлены глаза Христа Вседержителя. Его охраняют 4 архангела в
одежде византийских императоров.

20.

В своде главного
алтаря возвышается
фигура Богоматери с
воздетыми в молении
руками.
Этот тип изображения
Богоматери называется
«Оранта»
(«Молящаяся»).
Выполненная из
мозаики фигура
Богоматери кажется
живой, идущей
навстречу вступающим
в храм.
Киевляне видели в ней
свою защитницу в
постоянной борьбе
против кочевников и
прозвали «Нерушимой
Стеной».

21.

В среднем ярусе апсиды широко развернута многофигурная
композиция "Евхаристия"— символическая сцена причащения
апостолов.

22.

23.

В нижнем ряду собора изображены отцы церкви.
Все мозаики и фрески помещены в строгом соответствии с
церковным каноном.

24.

Но и здесь есть одно новшество: среди евангельских и
библейских персонажей присутствует семейство
великого князя Ярослава Мудрого.

25.

Реконструкция
В. Лазарева:
слева от
Христа княгиня Ирина
с дочками,
справа Ярослав
Мудрый с
сыновьями

26. Софийский собор в Новгороде

27.

В начале XI века
новгородцы по примеру
Киева построили свой
Софийский собор –
пятинефный крестовокупольный храм.
Новгородский храм был
проще, лаконичнее, чем
киевский, но в то же время
более мощный и
выразительный.

28.

Собор утверждал в северных землях незыблемость и
величие христианской веры. Огромный по размерам,
монументальный и основательный, новгородский
Софийский собор построен словно на одном дыхании.
Он дошел до нашего времени в том виде, в каком и
был создан сыном Ярослава Мудрого князем
Владимиром.
Как и киевские памятники XI века, София Новгородская
первоначально не была оштукатурена. Стены
возводились из огромных неотесанных камней,
скрепленным розоватым от примеси битого кирпича
раствором. Это необычное сочетание бело-серых
валунов и розоватой извести создает ощущение
богатырской мощи, крепости, незыблемости
сооружения.
Вместо 13 глав киевского храма здесь только 5,
отделка строже. Покрытие куполов было серым –
свинцовым, и только в XV веке средний большой купол
обили позлащенной медью.

29.

Внутреннее пространство собора делится рядами столбов на 5
нефов, а снаружи храм с трех сторон окружала открытая
галерея. Позднее южная галерея была заложена и
превратилась в усыпальницу – место захоронения знатных лиц.
По вертикали пространство храма, как было принято в Древней
Руси, разделено на 2 части: нижняя, полутемная – для простых
горожан; верхняя, светлая, роскошно убраная – для князя, его
семьи и ближайших бояр.

30.

Внутреннее убраство Софии Новгородской также строже
и проще, чем в Софии Киевской. Здесь отсутствует
мрамор и совсем немного мозаики – суровость,
сдержанность храма переходит и на его интерьер.

31.

32.

Жители Новгорода отождествляли Святую Софию с
городом, считали ее символом своей родной земли и
говорили: «Где Святая София, там Новгород».

33. Новгород. Георгиевский собор Юрьева монастыря.

34. Владимиро-Суздальское зодчество

В седых камнях живут воспоминанья
По ним читаешь будто наизусть
Твоих времен правдивые сказанья
Владимирская, Суздальская Русь.
В . Полторацкий

35.

В XII столетии, в пору феодальной раздробленности Руси, на северной
окраине Киевской державы поднимается новый центр русской культуры и
государственности – город Владимир.

36.

Ни одна архитектурная школа Руси не может
сравниться с владимиро-суздальской по богатству и
разнообразию образов, воплощённых в её
памятниках. В отличие от суровой архитектуры
Новгорода Владимиро-Суздальское зодчество
носило парадный и торжественный характер,
выделялось изысканностью пропорций и
изяществом линий.
История Владимиро-Суздальского зодчества
делится на ряд этапов, связанных с княжениями
Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Андрея
Боголюбского, Всеволода III и его наследников.
Владимир Мономах основал крепость в Суздале и
город на Клязьме – Владимир.
Его сын – Юрий Долгорукий избрал своей
резиденцией Кидекшу в четырех км от Суздаля, где
возвел мощный укрепленный замок.

37. Церковь святых Бориса и Глеба 1152 г. в Кидекше

Единственная
сохранившаяся
постройка княжеского
замка Юрия Долгорукого
в Кидекше — церковь
святых Бориса и Глеба
(1152 г.).
Это первая церковь,
сложенная из белого
камня (местного
известняка), блоки
которого идеально
подогнаны друг к другу.
От нее пошло
ослепительное
белокаменное зодчество,
что создало нынешнюю
мировую славу
Владимиру на Клязьме.

38.

Церковь святых
Бориса и Глеба
четырехстолпная
одноглавая церковь
не похожа на
изысканные
памятники Киева.
Сужающиеся вглубь
входы-порталы,
похожие на воронки
(перспективные
порталы),
подчеркивают
толщину стены.
Церковь в Кидекше. Сохранившиеся части здания 1152 г.

39.

Церковь в Кидекше. План и разрез

40. Спасо-Преображенский собор в Переяславе-Залесском 1152 г.

41.

СпасоПреображенский
собор в
ПереяславеЗалесском (1152 г.) –
одноглавый
четырехстолпный
крестово-купольный
храм с тремя
массивными
абсидами и
фасадами, широко
расчлененными
плоскими лопатками.
Храм-богатырь,
типичный для
русского зодчества
середины XII века.

42.

Спасский собор поражает
простотой и суровостью
облика.
Храм из-за своих
пропорций (его ширина
больше, чем высота)
получился почти
кубическим, приземистым,
тяжелым.
зодчие воплотили в нем
земную силу и мощь.
Отличительной чертой
храма является почти
полное отсутствие декора.
Только ровно посередине
его стены опоясывает
полочка-отлив и арочный
поясок украшает апсиды.
Могучий шлем главы
напоминает воинский.

43.

Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском. 1152 1157 гг.
Разрез и план.

44.

Внутри собора толстые
крестообразные в плане
столбы несут
теряющиеся в
полумраке своды.
Даже в солнечный день
в храме темно:
немногочислен-ные
узкие окна напоминают
щели бойниц.
Многие особенности
постройки Юрия
Долгорукого – техника
кладки из белого камня,
перспективные порталы,
характерная аркатура –
роднят ее с романской
архитектурой Европы.

45.

Настоящие же
шедевры были
созданы при
князе Андрее
Боголюбском –
преемнике Юрия
Долгорукого.
Андрей Боголюбский.
Реконструкция
антрополога Герасимова
по реальному черепу из
захоронения.

46. Богоматерь Боголюбская с припадающим св. благоверным князем Андреем Боголюбским. Покровский Монастырь. Суздаль, первая четверть

XVIII века

47.

Андрей
План Владимира XII-XIII вв
I - город Мономаха («Печерний город»)1108 г.
II -«Ветчаной город», укрепления 1158-1164 гг.
III -«Новый город», укрепления 1158-1164 гг.
IV-детинец, 1194-1196 гг.;
1. церковь Спаса, 2. церковь Георгия, I Успенский собор, 4.
Золотые ворота, 5. Иринины ворота, 6. Медные ворота, 7.
Серебряные ворота, 8. Волжские ворота, 9. Димитриевский
собор, 10. Вознесенский монастырь, 11. Рождественский
монастырь, 12. Княгинин монастырь, 13. Торговые ворота, 14.
Ивановские ворота, 15. Ворота детинца, 16. церковь
Воздвижения на торгу
решил
сделать
столицей
не Ростов
и не
Суздаль –
оплоты
местной
знати, а
молодой
город
Владимир.

48.

В 1108 году Владимир Мономах основал на
берегу Клязьмы город Владимир.
Ему было суждено стать культурным и
политическим центром Руси.
Владимирцы считались искусными
каменщиками. Они научились строить из
белого камня – местного известняка.
Строители плотно подгоняли блоки
известняка друг к другу.
Белокаменные стены храмов покрывались,
как ковром, резьбой, какую нельзя было
найти не только в другом княжестве Руси,
но и в других странах.
В XII веке русские князья строили много
храмов и дворцов, чтобы показать свое
могущество и богатство.

49. Золотые ворота во Владимире 1164

Золотые ворота –
редчайший памятник
русской военнооборонительной
архитектуры XII века,
представляющее собой
высокую, мощную
башню, прорезанную
14-метровым сводом с
арочной перемычкой
посередине.

50.

Золотые ворота во Владимире. 1164 . План
На обмерных
чертежах,
дошедших до
наших дней,
церковь
изображена
одноглавой,
четырехстолпной,
трехапсидной с
крестчатыми
столбами и
плоскими
двухуступчатыми
лопатками.

51. Аксонометрический чертеж арочного пролета

Сохранились арки свода в проезжей части. Первоначальная высота проездной
арки достигала 15 м.
Ширина арки точно измеряется 20 греческими футами (около 5 м), что наводит
на предположение о том, что памятник возводили строители из Византии.

52.

ворота сохранились с сильными перестройками. К
древним частям этого сооружения относится
широкая проездная арка с мощными боковыми
пилонами и боевая площадка над ними, дошедшая
фрагментарно

53. Успенский собор 1158-1161 гг.

Успенский собор - уникальный памятник белокаменного зодчества
воздвигнут князем Андреем Боголюбским. Перестроен мастерами
Всеволода III Большое Гнездо после пожара 1185 г. В XV в. послужил
образцом для Успенского собора Московского Кремля. В храме
сохранились фрески Андрея Рублева и Даниила Черного (1408 г.), а
также росписи XII , XIII вв.

54.

Строительство Успенских соборов на Руси связано с
храмом в честь Успения Богоматери во Влахернском
монастыре Константинополя.
Именно от него идут нити к Великой Успенской церкви
Киево-Печерского монастыря. Сооружение Великой
Печерской церкви сопровождалось многими чудесами
и знаменательными явлениями.
Храм не сохранился – взорван в 1941 году немецкофашистскими захватчиками.
Печерский Успенский храм стал образцом, которым
вдохновлялись позднейшие строители.
Вслед за ним были построены Успенские соборы в
Суздале и Смоленске, во Владимире, и уже отсюда
храмы в честь Успения Божией Матери широко
распространились по Руси. Не случайно итальянский
архитектор Аристотель Фиораванти, приглашенный в
XVстолетии для возведения большого каменного
собора в Московском Кремле, прежде всего, поехал во
Владимир, чтобы посмотреть на Успенский собор.

55.

Успенский собор. Западный фасад
Успенский собор был
шестистолпным,
трехапсидным, пятиглавым
храмом (по последним
исследованиям),
построенным из
высококачественного белого
камня.
Несмотря на то, что храм
был шестистолпным, его
четверик зрительно
воспринимался почти
кубичным
Пропорции были достаточно
изящными. И в интерьере, и
в наружных формах
ощущалась устремлённость
вверх. По высоте (32,3
метра) храм превосходил
Софийские соборы Киева и
Новгорода.

56.

Успенский собор. План
Черным показаны части
собора 1158-1160 гг.,
штриховкой - обстройка
1185-1189 гг.г пунктирной
штриховкой несуществующие стены
придела Пантелеймона
(начала XIV века),
сплошной линией и
точечным пунктиром открытые под полом
северной галереи остатки
кладок притвора и палаты с
переходом на хоры 11581160 гг.
Буквами обозначены места
сохранившихся и доступных
обозрению фресок: А - 1160
г., В - 1189 г., М - XIII в., Р 1408 г.

57.

Храм 1158—1160 годов
был украшен
скульптурным декором
зооантропоморфного
типа
Рельеф северной стены. 1158 -1160.

58.

Страшный Суд. Фреска работы прп. Андрея Рублева. Успенский собор
Владимира

59.

60. Архитектурный комплекс в Боголюбово

61.

Церковь
Рождества
Богородицы в
Боголюбове была
центральным,
наиболее высоким
и наиболее богато
декорированным
сооружением
княжеского
белокаменного
«бурга».
Церковь Рождества Богородицы и северный комплекс пристроек в XII веке.
Реконструкция

62.

Комплекс зданий вокруг церкви Рождества
Богородицы в XII веке. Реконструкция Н.Н.Воронина

63.

Храм был
четырехстолпным,
трехапсидным,
несколько
вытянутым с запада
на восток (длина без
учета апсид – около
13 м, ширина –
около 10 м).
Сторона
подкупольного
квадрата – в
среднем 4,5 м.
Храм имел круглые
столпы. Лопатки
храма имели
полуколонны
посередине и
четвертные колонны
по сторонам, апсиды
имели тонкие
полуколонки-тяги.

64.

Церковь
«Лестничная» башня и переход к церкви
дворца в Боголюбове. 1158—65.
Рождества
Богородицы
имела
аркатурноколончатый
пояс. Его
остатки
сохранились на
западном
прясле
северной стены.
Аркатурноколончатый
пояс был
расписан, как и
на Успенском
соборе во
Владимире.

65. Храм Покрова на Нерли 1165 г.

Признанным шедевром древнерусской архитектуры является церковь
Покрова на Нерли (1165), отличающаяся совершенством и легкостью
пропорций, стройностью и устремленностью ввысь.
Вероятно, это первая церковь Покрова на Руси.

66.

Здание принадлежит к
типу небольших
одноглавых
четырехстолпных
храмов. Но в этой
простой и обычной схеме
храма зодчие воплотили
новый образ.
все помыслы зодчих
Покрова на Нерли
направлены на создание
впечатления легкости и
изящества, женственной
стройности пропорций,
невесомости
устремленных ввысь
членений храма.
Храм покрова на Нерли. Вид с запада

67.

Алтарные апсиды
потеряли характер
мощных
полуцилиндров, они не
столь сильно
выступают вперед и
частично прикрыты
очень развитыми
угловыми пилястрами.
Благодаря этому
достигается спокойное
равновесие и
симметрия,
содействующие
выражению
вертикального
движения здания.

68.

Резной убор храма прост и немногосложен. На всех трех фасадах повторена
одна и та же композиция рельефов.
В центральных закомарах помещена фигура библейского псалмопевца
Давида, сидящего на троне и пророчествующего о богоматери под звон
гуслей. По сторонам симметрично расположены два голубя и под ними
фигуры львов, связанные с образами псалмов Давида.

69.

Раскопки
показали что,
здание
включалось в
систему
окружавших его с
трех сторон
белокаменной
открытой галереи.
Украшенные
тонкой резьбой
столбы с
фасадными
полуколоннами
завершались
арками. Меж
аркадой и храмом
был балконгульбище
Храм Покрова на Нерли. Реконструкция

70.

На его парапете
зодчие
повторили
характерный
мотив,
изображающий
грифонов и
других чудищ.
Поднявшиеся в
прыжке барсы —
эмблема
владимирской
княжеской
династии,
украшали
обращенный к
речному устью
главный южный
фасад галереи.

71.

В низменной пойме мастера
заложили каменный
фундамент глубиной 1,60 м.
Далее они возвели в два
приема основание стен
храма высотой 3,70 м и
дважды обсыпали его
снаружи и внутри глинистым
супесчаным грунтом.
Так вырос искусственный
холм, надежно
прикрывавший от весеннего
разлива лежащие в его
массиве основания храма
общей глубиной 5,30 м. На
этом фундаменте, поднятом
над отметкой разлива, и был
поставлен храм с его
галереями.
Вымостка холма у храма
Покрова на Нерли
(раскопки 1955 г.)

72.

Покров на Нерли является венцом творчества владимирских зодчих
середины XII века, подлинных поэтов русской архитектуры.

73. Дмитриевский собор 1194-1197

Особое место во
владимирской
архитектуре занимает
Дмитриевский собор —
придворный храм,
возведенный Князем
Всеволодом
Большое Гнездо в
центре не
сохранившегося до
наших дней ансамбля
княжеского дворца.
Строгое, мощное и
торжественное здание
собора призвано было
возвеличивать город
Владимир и мощь всей
Северо-Восточной Руси.

74.

Храм одноглавый,
четырёхстолпный,
трехапсидный.
Дмитриевский
собор увенчан
единственным
куполом. В стенах
прорезаны узкие и
высокие окна.
Собор знаменит
своей
белокаменной
резьбой — его
стены украшают
около 600
рельефов,
изображающих
святых,
мифических и
реальных
Дмитриевский собор. Фрагмент аркатурного пояса.
животных.

75.

В каменных узорах на стенах храма причудливо сплетены
изображения зверей, птиц, растений. Мастера тем самым
воспели всякую «божию тварь».

76.

Дмитриевский собор
блещет
поразительной
красотой спокойных
и мужественных
стройных пропорций
и торжественностью
своего резного
убора и
представляет собой
великолепный
синтез архитектуры,
белокаменной
пластики и
живописи.

77.

На глади стен нижнего яруса выделяются перспективные
порталы с резными полукруглыми завершениями архивольтами. Выше, вплоть до барабана главы, фасады
покрыты сплошной резьбой.

78.

Центром композиции резного убора является фигура
библейского царя Давида в средних закомарах фасадов. Вокруг
размещены изображения зверей и чудищ, всадников и птиц,
причудливых трав и цветов

79.

Русские камнерезчики мрачным устрашающим
сюжетам, преобладавшим в западноевропейской
романской пластике, предпочитали более
жизнерадостные мотивы.

80.

Резной декор Дмитриевского собора называют
поэмой в камне: в нем причудливо переплетаются
библейские и языческие мотивы.

81.

От внутреннего
убранства до
нас дошли
несколько
фрагментов
фресок XII в., в
частности,
фрагменты
композиции
«Страшный
суд».

82. Успенский собор ансамбля женского Успенского Княгинина монастыря

Главный собор монастыря –
Успенский – строился в 11991201 годах из плоского кирпича –
плинфы на известковом
растворе и по плану напоминал
Дмитриевский собор на княжьем
дворе. Это был одноглавый,
четырехстолпный, крестовокупольный храм. С трех сторон
его окружали галереи,
служившие, княжеской
усыпальницей.
Фасады храма разделены
неширокими лопатками и
завершаются килевидными
закомарами, а весь
основной объем увенчан
еще двумя рядами
кокошников – ранний
«огненный» тип храмового
завершения, позднее
распространившийся в стиле
русского узорочья.

83.

В 1230 году в Успенский собор
принесены мощи мученика Авраамия
Болгарского – купца, родом из Камской
Болгарии.
Согласно
церковнолетописной версии, он был казнен
своими
соотечественниками
за
приверженность христианству. Выдачу
его тела великий князь Юрий
Всеволодович поставил одним из
условий заключения мира с ними. В
1230
г.
состоялось
перенесение
останков Авраамия как «Христова
мученика» во Владимир, где им была
организована торжественная встреча, в
которой участвовали княжеская семья и
духовенство. Гробница Авраамия была
установлена в Успенском соборе
Княгинина монастыря.

84.

Традиции и приемы владимирской школы
продолжали развиваться в Суздале, ЮрьевеПольском, Нижнем Новгороде.
Владимиро-суздальская школа. «Лев». Рельеф на капители южного портала Рождественского
собора в Суздале (1122—25).

85. Богородице-Рождественский собор в Суздале (1222 – 1225 гг.)

Это главное сооружение древнего
Суздаля и Суздальского кремля,
которое расположено в центре кольца
земляных валов, в излучине реки
Каменки.
Большой шестистолпный пятиглавый
храм, первоначально построенный
Владимиром Мономахом из плинфы
(конец XI — начало XII вв.), а в
середине XII века (ок. 1148 г.) Юрий
Долгорукий возвел на его месте новый
белокаменный
собор,
который
сохранился только в своем основании –
это нижний ярус современного собора
до начала аркатурного фриза.

86.

В
1222—1225 годах
владимирский
князь
Георгия Всеволодовича
строит
на
остатках
собора третье здание –
трехглавый
собор
с
тремя
притворами,
аркатурно-колончатым
фризом,
резными
порталами
и
растительной
резьбой
верхнего яруса
Богородице-
Рождественский собор
задумывался как
усыпальница светских и
церковных властителей
суздальской земли.

87.

Сохранившиеся
фрагменты
свидетельствуют
о
богатом
скульптурном
убранстве собора.
По
фасадам
собор
украшал
аркатурноколончатый
фриз
с
женскими
масками.
Северный
портал,
выходивший
к
крепостной
стене,
оформлен
простыми
прямоугольными
уступами,
а
перспективные порталы
на западной и южной
сторонах
богато
украшены резьбой.

88. Георгиевский собор Юрьева-Польского 1230-1234.

Георгиевский собор ЮрьеваПольского 1230-1234.

89.

Георгиевский собор стал памятником победы, одержанной в
1221 году князем Юрием Святославичем над волжскими
булгарами.
Он построен на месте обветшавшей Георгиевской церкви
времен Долгорукого.
Ни до, ни после превзойти этот неслыханный по красоте
шедевр не удавалось никому, хотя попытки повторить его
были.

90.

Огромная глава храма на тяжелом
барабане как бы придавила приземистое
здание.
Можно увидеть, что все стены храма
покрыты причудливой резьбой по камню.
Звери и чудища, святые и ангелы и вокруг
них орнамент в виде пышного сада,
сплетающихся ветвей деревьев. У корней
деревьев расположились пары птиц.
Так русские мастера представляли
устройство мира и все живое, населяющее
его.
В основе всех изображений – гармония,
красота Божьего мира, «где всякое дыхание
да славит Господа».

91.

Первоначальный облик
собора в настоящее
время значительно
искажен в результате
обвала верхнего яруса.
Мастера из Москвы,
среди которых
называют и В.Д.
Ермолина, вновь
восстановили здание,
но при этом нарушили
первоначальную
картину узоров. Ученые
Н.Н. Воронин и Г.К.
Вагнер воссоздали
подлинный образ
здания и его резного
убранства.

92.

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. 1230—34. Южный притвор.

93.

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. 1230-1234 . Разрез собора

94.

Звери, птицы,
растения в самом
причудливом
изображении:
львы с
«процветшими»
хвостами,
гуси со сплетенными
шеями,
волшебные птицы, и
фантастические
существа славят
творца в искрящейся
белокаменной
резьбе
Георгиевского
собора.
Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. 1230—34. Часть северной стены с рельефами.

95.

96.

В Георгиевском соборе хранится одна из величайших святынь русской
духовности, истории и культуры – Святославов Крест. Согласно
преданию, благоверный князь высек его из камня в память о своем
чудесном спасении во время сильной бури на реке Волге в 1224 году,
которая обрушилась на его ладьи, возвращающиеся после
победоносного похода на волжских болгар.
Святославов крест всегда пользовался у верующих особым
почитанием как чудотворный. Много паломников из разных уголков
России приходили, чтобы приложиться к нему и получить исцеление.
В их числе были такие правители России, как великий князь Василий
III, его сын Иоанн Грозный, первый царь из дома Романовых – Михаил
Федорович.
Рядом лежит толстая книга, в которую люди записывают рассказы о
чудесах от Креста, свидетелями которых они стали.

97.

Георгиевский собор Юрьев Польского. Распятие с аркатурного пояса храма –
исцеляющий крест Святослава Всеволодовича.

98.

Белокаменная
резьба оплетает
сплошным узором
не только плоскости
стен, но и все
архитектурные
детали — колонки,
капители,
аркатурный пояс,
порталы.

99.

Владимиро-Суздальская
пластика занимает совсем особое
место в истории средневековой
скульптуры. В становлении сыграли
свою роль восточные, византийские
и западные элементы, но, ни на
Востоке, ни в Византии, ни на
Западе не найдется ни одного
памятника, который повторял то,
что было создано руками русских
мастеров.
Владимиро-суздальская школа
знаменует собою один из высших
взлетов древнерусского искусства.
Ее
мастера
создали
свой
оригинальный художественный мир,
поражающий
богатством
и
полнокровностью образов.

100.

Что олицетворял собой храм в жизни христианина в Древней Руси?
2. На какие этапы можно разделить историю Владимиро-Суздлальского
зодчества?
3. Назовите и дайте характеристику первым белокаменным храмам,
строительство которых связано с правлением Юрия Долгорукого.
4. Расскажите, с каким явлением связано основание резиденции Андрея
Боголюбского и строительство Церкви Рождества Богородицы.
5. В чем заключается уникальность памятника архитектуры XII века – Золотых
ворот? Каковы архитетурные сообенности этого сооружения?
6. Прообразом какого собора послужил Успенский собор во Владимире и почему?
Какая Святыня хранилась в храме?
7. В чем состоит уникальность архитектурного образа церкви Покрова на Нерли?
С какими событиями связано ее возведение? Опишите ее архитектурныне
особенности.
8.
Какова духовная идея, заложеннная в убранстве Дмитриевского собора? Каким
образом она раскрывается в его архитектурной пластике?
9. Чем особенно примечателен Георгиевский собор в Юрьеве-Польском? Что
прославляется в его убранстве?
10. Расскажите об особенностях зодчества Владимиро-Суздальской земли.
1.
English     Русский Правила