35.12M
Категория: ИсторияИстория

Античное искусство. Искусство Древнего Рима

1.

Департамент по культуре Томской области
областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Томский Губернаторский колледж культуры и искусств»
Презентация по предмету «История
искусств».
Тема: Античное искусство. Искусство
Древнего Рима
Подготовила:
Л.В. Пилецкая
Томск, 2016
1

2.

Цель:
изучение искусства Древнего Рима
Задачи:
• изучить историю развития искусства
Древнего Рима
• выявить характерные признаки
древнеримского искусства;
• познакомить с произведениями искусства;
• изучить литературу по этому вопросу.
2

3.

+Искусство Древнего Рима
периодизация
3. Культура этрусков - VIII-VI вв. до н.э.
4. Культура Древнего Рима - V в. до н.э.- V в.
н.э.
- царский период сер. VIII в. до н. э. - 510
г. до н. э.
- период республики V – I вв. до н.э.
- период империи I в. до н.э. – V в. н.э.
3

4.

История Древнего Рима
+История Древнего Рима длилась от
основания города Рим в 754-3 г. до н.
э. до падения созданной под его
началом Римской империи в 476 г. н. э.
Период делится на три основных этапа:
царский (сер. VIII в. до н. э. - 510 г. до н.
э.)
республиканский (509 до н.э. -27 г. н. э.)
императорский (27 г. н. э. - 476 г. н. э.).
Продолжением Истории Древнего Рима
можно считать также период Домината
в Византии (395-610 гг.).
4

5.

5

6.

Хронологические рамки древнеримской
культуры охватывают почти
тысячелетие.
Начало римского искусства относится к
периоду Республики - конец V - конец I
вв. до н.э.
Оно достигло своего наивысшего
расцвета в так называемую эпоху
Римской империи - конец I в. до н.э. - V
в. н.э.
6

7.

Введение
Рим - древний город в Италии, возникший
(по античному преданию) в 754 - 753 до н.э.
и к середине III в. до н.э. подчинивший себе
Апеннинский полуостров; в дальнейшем —
крупнейшая рабовладельческая держава в
Средиземноморье, включавшая также
территорию Западной и Юго-Восточной
Европы, Малую Азию, Западное
Причерноморье, побережье Северной
Африки, Сирию, Палестину и другие
районы.
7

8.

8

9.

7 холмов:
Палатин
Авентин
Капитолий
Целий
Эсквилин
Квиринал
Виминал
9

10.

Культура Рима (философия,
мифология, естественные, исторические
и юридические науки, медицина,
литература, театр, архитектура,
изобразительное и декоративноприкладное искусство), завершала
этап развития античной культуры, и
сыграла важную роль в
формировании европейской
цивилизации. В своём развитии она
опиралась на богатейшее
художественное наследие Древней
Греции, а также на местные
древнеримские и этрусские
традиции.
10

11.

Римляне, как греки и этруски, были
язычниками. Но их религия, а отсюда и
художественная фантазия была
прозаичнее греческой, их
мировосприятие - более практичным и
трезвым. От этрусков они заимствовали
многие религиозные представления и
обычаи, более суровые, чем греческие.
ЭТРУСКИ жили на территории
современной Италии в I тысячелетии до
н. э.
11

12.

Религия и мифология:
Маны – семейно-родовые духи
Пенаты - духи-покровители дома
Лары – покровители дорог, морских путей,
перекрестков
Веста – богиня огня, домашнего очага
Зевс – Юпитер
Гестия – Веста
Гера – Юнона
Афина – Миневра
Афродита – Венера
Марс – Арес
Посейдон – Нептун
Гермес – Меркурий
Культ гениев – императоров
12

13.

- Во II в. до н. э. греческий язык стал обычным в
высшем обществе Древнего Рима. Произведения
греческого искусства, прекрасные греческие статуи
заполнили общественные здания Рима, жилые
дома, загородные виллы. Тогда и появилось
помимо подлинников много копий с
прославленных греческих произведений Мирона,
Фидия, Поликлета, Праксителя, Скопаса, Лисиппа.
Но поэтического вдохновения греческого
искусства, самого отношения к художнику как
избраннику богов, наделивших его талантом, в
Риме не было никогда. Римское искусство всегда
было более утилитарным.
13

14.

- Художественная культура Рима отличалась большим
разнообразием и пестротой форм. В ней отразились черты,
свойственные искусству покоренных римлянами народов,
которые нередко стояли на более высоком культурном
уровне. Римское искусство сложилось на основе сложного
взаимопроникновения самобытного искусства италийских
племен и народов, среди которых особое место занимали
этруски, обладатели высокоразвитой самобытной и древней
художественной культуры. Именно этруски познакомили
римлян с искусством градостроения, настенной
монументальной живописью, скульптурным и живописным
портретом. Большой вклад в формирование римской
культуры внесли греческие колонисты Южной Италии и
Сицилии, никогда не порывавшие культурных связей с
метрополией. Именно греческая архитектура и греческие
ордерные системы и принципы декора перерабатывались
римлянами.
14

15.

Если для древних греков главное
значение имели нравственные
воспитательные задачи искусства, то
для римлян на первый план
выступали его утилитарные
функции. Для римлянина больше,
чем для грека, искусство являлось
одним из средств разумной
организации жизни.
15

16.

Ведущую роль в Риме играла
архитектура со
свойственными ей
инженерно-конструктивными
поисками, основанными на
ясных практических и
рациональных строительных
началах.
16

17.

Изобразительное искусство
После завоевания Римом Греции
началось более тесное знакомство с
греческим искусством, которое
римляне почитали за образец.
Важное место занимали в
изобразительном искусстве скульптура,
фаюмский портрет, монументальная
живопись (фресковые росписи и
мозаика).
17

18.

Скульптура и ее виды:
• скульптурный портрет (бюст, статуя, статуятогатус), полный пристального внимания к
конкретной человеческой личности,
• рельеф, посвященный реальным
историческим событиям, имеющим
значение для римского государства.
18

19.

Изобразительное искусство
Фаюмский портрет
Фресковые росписи (4 типа помпейских)
Мозаика
2 последних вида использовались для
украшения дворцов и вилл
19

20.

Живопись римлян
фреска
мозаика
Картина, написанная
водяными красками
по
сырой штукатурке
или вид росписи –
настенная роспись
Узор из скрепленных
друг с другом
кусочков смальты (стекло),
разноцветных камешков,
эмали, дерева
20

21.

Битва при Иссе. ок. 100 до н. э. Мозаика.
Алекса́ндрова моза́ика — наиболее известная античная мозаика с изображением
Александра Македонского в битве с персидским царём Дарием III. Мозаика выложена из
около полутора миллионов кусочков, собранных в картину по технике, когда кусочки
собирались один к одному по извилистым линиям.
22

22.

Александр на мозаике
23

23.

Фресковая живопись
Начав покорять мир, римляне знакомились
со все новыми способами украшательства
домов и храмов, в том числе с фресковой
живописью. Помпейские росписи знакомят
нас с основными чертами античной фрески.
Римляне применяли росписи также и для
украшения фасадов, используя их как
вывески торговых помещений или
ремесленных мастерских.
24

24.

Античная римская фреска ("Свадьба
Альдобрандини", 20-10 гг. до н.э
25

25.

+Стили фресковых (помпейских)
росписей
• Первый стиль - инкрустационный или
структуральный
• Второй - архитектурно-перспективный
• Третий стиль – орнаментальный или
египтизированный
• Четвёртый - декоративный стиль
26

26.

Первый стиль – инкрустационный
(II в. до н.э. и до 80-х гг. до н. э.)
Инкрустационный или структуральный - возник
как подражание станковой живописи, из желания
создать впечатление развешенных по стенам
картин. Суть его заключается в том, что все
архитектурные детали стены сначала лепятся на
поверхность стены объемно из штукатурки
(карнизы, квадраты облицовки, цоколь и другие
детали), а потом еще и расписываются, имитируя
фактуру облицовки.
27

27.

Дом Саллюстия в Помпеях
28

28.

29

29.

30

30.

Второй архитектурно-перспективный
(80- 20-е гг. до н.э.)
Второй стиль отличался от первого полным отсутствием
лепных украшений. В оформлении стен вводятся
настоящие живописные картины. Стены оставались
гладкими и расчленялись живописно-иллюзорными,
расписанными колоннами, карнизами, нишами и
портиками. Между колоннами часто размещали
большие многофигурные композиции на
мифологические сюжеты. Стены покрывались также
изображениями перспективно переданных улиц,
площадей, храмов, садов, сельских равнин и гор.
Это позволяло римлянам как бы расширять внутреннее
пространство помещений. Привычка копировать греков
оказалась такой сильной, что чаще всего римские
живописцы лишь повторяют произведения греческих
классических или эллинистических художников.
31

31.

• Эллинистический пейзаж со множеством
фигур на тему “Одиссеи” сохранился на
стенах дома богатого римлянина на холме
Эсквилин.
32

32.

Эсквилин
33

33.

34

34.

35

35.

Вилла Помпеи (40 г. до н.э.)
36

36.

Вилла Помпеи
37

37.

38

38.

39

39.

40

40.

41

41.

42

42.

Вилла Боскореале
43

43.

• Портретные аллегорические изображения,
на вилле в Боскореале (середина I в. до н.
э.), а также на стенах помпейских вилл,
среди которой самой знаменитой считается
«Вилла мистерии»
44

44.

+Вилла мистерий
Виллам присуща большая роскошь и отделка из
драгоценных материалов.
Неотъемлемой частью вилл была стенная
живопись.
Различалось два типа вилл: вилла рустика сельская вилла, имеющая хозяйственный или
промышленный характер, и вилла пеурбана городская, предназначенная для отдыха и
всевозможных развлечений.
«Вилла мистерий», насчитывает 60 комнат,
получила свое название по росписи стен одного из
залов.
45

45.

Вилла Мистерий. Помпеи. Древний Рим
Ок. 100 до н. э. Италия.
46

46.

Считается, что образом для подражания
римскому художнику послужила
греческая композиция, иллюстрирующая
праздник (мистерию) в честь Диониса и
Ариадны. Особенно живописно выглядят
крылатая богиня с хлыстом в руке,
обнаженная танцовщица и
коленопреклоненная девушка (весьма
вероятно, что хлыст предназначается
именно для нее), припавшая к креслу
женщины властного облика.
47

47.

48

48.

Вилла
Мистерий.
Настенная
живопись
Древний Рим
Ок. 100 до н. э.
Италия,
Помпеи
49

49.

50

50.

51

51.

52

52.

53

53.

54

54.

55

55.

+Третий стиль – орнаментальный или
египтизированный (ок. 15 г. до н.э. - 40
г. н.э. в Риме, 62 г. н.э. в Помпеях)
В противоположность некоторой пышности
второго стиля, этот стиль отличает строгость,
изящество и чувство композиции. Иногда,
посредством воспроизведения какой-нибудь
знаменитой картины известного мастера,
обычно пасторальной тематики, выделяется
центральное поле стены. Плоский орнамент в
виде тонких колонн, гирлянд из цветов
подчёркивает уют комнаты.
56

56.

57

57.

58

58.

Тесей и
Минотавр.
Фреска из
Помпей
(Имперская
вилла). I в. н. э.
59

59.

+Четвёртый, декоративный
(фантастический или перспективноорнаментальный ) стиль (сер. I в. н.э.)
Фантастический или перспективноорнаментальный (с 62 года н. э.) — появляются
фантастические пейзажи, изображаемая
архитектура напоминает театральные
декорации, переставая подчиняться законам
физики. Картины с изображением людей
становятся динамичнее.
Своей пышностью и декоративностью он
продолжает традиции второго стиля. Вместе с
тем, богатство орнаментальных мотивов
напоминает росписи третьего стиля.
60

60.

Фрески Дома Веттиев в Помпеях. 5070-е гг. н. э.
61

61.

Золотой дом Нерона (64 г.)
62

62.

63

63.

64

64.

65

65.

66

66.

67

67.

68

68.

69

69.

70

70.

+Фаюмские портреты
В Древнем Риме портрет получает
широкое распространение и в
живописи. Эволюцию римского
живописного портрета нельзя
проследить подобно скульптурному,
живописных портретов сохранилось
немного. Об их характере в известной
мере дают представления фаюмские
портреты 2-3вв. названых по месту
нахождения в некрополе Эль-Фаюм, в
восточной римской провинции Египта.
Ранние портреты выполнялись в технике
энкаустика, поздние темперой.
71

71.

Живописный портрет в ЭльФаюме, развивался под
воздействием эллинестически римского искусства. Он
сохранил здесь ещё культовое
назначение, продолжая этим
традицию древнеегипетского
портрета.
72

72.

73

73.

74

74.

75

75.

76

76.

77

77.

78

78.

+Исполненный на тонкой
деревянной дощечке или
холсте, наклеенном на дощечку,
портрет после смерти человека
вставлялся в забетонированную
мумию. Фаюмский портрет был
основным видом живописного
искусства. Дерево
использовали: липа, тис и
привозные кипарис, сосна, дуб,
ель и кедр.
79

79.

80

80.

81

81.

• +В нём уже не было скованности фронтальной
композиции египетского портрета. Модель
изображалась с естественным трёх четвёртным
поворотом головы и обычно помещалась в
нейтральном фоне.
• Плоская декоративная раскраска сменилась
живописной лепкой объёма. Применялась
чистая темпера, а также смешение этих красок,
дающее разнообразные живописные эффекты.
• +В фаюмских портретах обращает внимание
яркая обрисовка индивидуальных особенностей
модели: точно воспроизводятся и возрастные
особенности, и этнические черты различных
народов.
82

82.

83

83.

Особенно
привлекают
обаятельные
женские образы. В
изысканном
портрете «Молодой
женщины», за
внешней
горделивостью и
сдержанностью,
проступает волевой,
яркий, страстный
темперамент.
84

84.

85

85.

86

86.

87

87.

88

88.

К прекрасным образцам в
технике энкаустики относится
портрет «Молодого человека с
бородкой в золотом венке».
Насыщенные краски
переливаются глянцем, мерцают
как драгоценные камни. В конце
2-3в. н.э. в фаюмских портретах
появились элементы схематизма
Вместе с тем в них усилилось
воздействие местной
древнеегипетской традиции.
Формы представлялись
плоскостно, контур силуэта
становился более чётким, черты
лица воспроизводились
дробным орнаментальным
рисунком.
89

89.

90

90.

Римлянин со сломанным носом
91

91.

92

92.

Архитектура Древнего Рима
Широта градостроительства,
отличает римскую архитектуру.
Восприняв от этрусков и греков
рационально организованную,
строгую планировку, римляне
усовершенствовали ее и воплотили
в городах большего масштаба. Эти
планировки отвечали условиям
жизни: торговле, духу военщины и
суровой дисциплине, тяготению к
зрелищности.
93

93.

+Римляне впервые строили
«типовые» города, прообразом
которых были римские военные
лагеря. Города создавались по
одному плану: две крестообразно
пересекающиеся магистрали одна с севера на юг, другая - с
востока на запад. На их
пересечении возводили центр
города (форум)-площадь с
базиликой, рынком,
Капитолийским храмом и храмом
императора, возле нее - место
для зрелищ (амфитеатр или цирк).
94

94.

Вокруг города располагалась
территория, с земельными
участками граждан. Считалось,
что иначе люди жить не могут,
ибо жить по-человечески, не поварварски, - значит жить в городе,
участвовать в общественной
жизни. Центром римского
искусства по праву был Рим.
95

95.

+Искусство царского периода (сер. VIII
в. до н. э. - 510 г. до н. э.)
В древний период искусство на
территории Рима развивалось в
рамках среднеиталийских
археологических культур эпохи
бронзы (культура Вилланов, 900—
500 до н.э.: колодцеобразные
могилы, керамические сосуды в
виде усеченных конусов с
геометрическим узором).
96

96.

Культура Вилланов, 900-500 до н.э.
97

97.

Погребения культуры Вилланов
Колодцеобразные могилы
98

98.

Сосуды культуры Вилланов
Керамические сосуды в виде усеченных
конусов с геометрическим узором
99

99.

Сосуды керамические
100

100.

+В пору формирования собственно
древнеримской художественной
культуры (VIII - IV вв. до н.э.) от
этрусков римляне заимствовали
некоторые основы высокой
строительной техники: квадровую
каменную кладку (квадр - отесанный
камень в форме прямоугольного
параллелепипеда), ложные своды,
терракотовую облицовку сырцового
кирпича, исходные типы оборонных,
гидротехнических, культовых и
жилых сооружений, зачатки
регулируемой осевой планировки.
101

101.

Ложный свод
102

102.

Римская фортификация и осады в
VIII - I вв. до н.э. Коннолли П
103

103.

Свойственные этрускам особенности
храмовых построек впоследствии
стали характерными чертами
римской культовой архитектуры
(храм Юпитера Капитолийского в
Риме, освящён в 509 до н.э.).
С искусством этрусков тесно связаны
и наиболее ранние произведения
древнеримской живописи и
декоративно-прикладного искусства.
104

104.

Реконструкция Капитолийского
холма в Риме с храмом Юпитера
105

105.

храм Юпитера Капитолийского в
Риме, освящён в 509 до н.э.
106

106.

+Новый тип храма римлян
Стоящий на подиуме
С глубоким портиком
Высокий
пьедестал,
подножие
Навес перед
входом в здание
с колоннадой
или арками
107

107.

Этрусское искусство
108

108.

+Мать с младенцем
("Матер-матута")
Древний Рим
450 г. до н. э.
109

109.

+Изображение сидящей женщины с
ребенком на руках - этрусско-латинское
божество Великой Матери ("Матерматута"). Уже в этой скульптуре проявились
черты этрусского характера: приземистость
пропорций, застылая напряженность
фигуры. В композицию введены два
крылатых сфинкса - излюбленный мотив
этрусков - по обе стороны трона.
Являясь антропоморфной (то есть
представленной в образе человека) урнойканопой, статуя связана с культом мертвых.
110

110.

Капитолийская волчица Древний Рим
500 до н. э. Италия, Рим, Музей Капитолия
111

111.

С началом греческой
колонизации в VII-IV вв. до н.
э. важную роль стали играть и
древнегреческие традиции.
Римляне восприняли у греков
систему архитектурных
ордеров.
112

112.

+Римская ордерная система
113

113.

Жилищная архитектура
С этрусской традицией связан
специфический италийский тип
жилого дома, центром которого
являлся атриум - обширное
помещение типа зала с
прямоугольным отверстием в
центре перекрытия.
114

114.

Римский атриум
Римский атриум на картине Гюстава Буланже.
115

115.

116

116.

+Помимо архитектуры заимствовали
многие формы скульптуры и др.
Вместе с тем на сложение специфически
римских черт скульптурного портрета
оказали влияние существовавшие у
древних римлян изображения предков
(в виде восковой маски, снятой с
умершего и точно воспроизводившей
черты и цвет лица, перенятой у
этруссков).
117

117.

+Искусство Древнего Рима периода
Республики (509 до н.э. -27 г. н. э.)
Римский Форум
С VI в. до н.э. центром деловой и
общественной жизни города стал
римский Форум. Здесь проходили
народные собрания, решались
важнейшие вопросы войны и мира,
управления государством,
заключались торговые сделки,
слушались судебные
разбирательства, кипели страсти…
118

118.

119

119.

+Римский Форум - площадь в
центре Др. Рима вместе с
прилегающими зданиями.
Первоначально здесь был рынок,
позже она включила в себя много
зданий (комиции-место народных
собраний, курию-место заседаний
Сената, табулярий-свитки
законов), памятников, статуй и
приобрела также политические
функции. От Форума начинались
важнейшие дороги государства, к
нему сходились основные улицы
120

120.

Римский Форум. Реконструкция.
121

121.

В период так называемых
Пунических войн с Карфагеном
(264-146 до н.э.) и поздней
республики (III в. – первые три
четверти I в. до н.э.)
специфически римская строгость
и рациональность стиля
сочетались с изысканностью,
навеянной искусством Великой
Греции (Южная Италия) и
захваченных римлянами
122

122.

Древний Рим. сверху
123

123.

По мере формирования композиции
римского форума (в Помпеях II в. до н.э., и
Риме, II - I вв. до н.э.) складывались
важнейшие особенности планировки
древнеримских архитектурных комплексов:
тяготение к симметричности, осевое
построение, акцентировка фасада главного
здания и устройство подъёма к нему от
торжественного входа. С развитием городов
и уплотнением застройки композиция
жилища развивалась в глубину, сохраняя
осевую симметрию.
124

124.

125

125.

римская провинция 2 - 3 вв. н.э.
126

126.

+Основные типы жилищных построек:
городские дворцы;
загородные виллы (живописно
расположенные на склонах холмов с
многочисленными помещениями,
водоёмами, декоративной скульптурой и
росписью -«террасные» дома в Геркулануме);
дома-инсулы – многоэтажные рядовые
застройки городских кварталов.
127

127.

Террасные дома в Геркулануме
128

128.

Вилла Адриана близ Тиволи. 125-135
129

129.

Вилла Тускум в Древнем Риме
130

130.

Мозаики римской виллы
131

131.

+Дом-инсула, это многоквартирный
дом в 3-6 этажей.
132

132.

133

133.

Интерьер
134

134.

135

135.

136

136.

Дом - инсула
137

137.

+Римляне не были
изобретателями бетона, но
именно в Древнем Риме бетон
превратился в один из основных
конструкционных строительных
материалов благодаря своим
свойствам: прочности,
водонепроницаемости,
экономичности.
Применяли бетон на территории
Др. Рима около 700 лет начиная
с конца IV в. до н.э.
138

138.

Со II в, до н.э. применение
бетона упростило кладку
несущих конструкций и
создало возможность для
возведения обширных
крытых помещений.
139

139.

140

140.

+На протяжении II - 1-й пол. I вв. до
н.э. складывались и
совершенствовались важнейшие
типы римских построек: акведуки,
дороги, мосты, склады, библиотеки,
архивы, базилики, термы, нимфеи
(святилища священных нимф),
зрелищные сооружения (цирки,
ипподромы, амфитеатры, где, в
отличие от древнегреческих театров,
места для зрителей располагались
на вспомогательных конструкциях с
галереями и лестницами), табуляции
(хранилища для законов и
трактатов), дворцы, виллы и др.
141

141.

Акведук
142

142.

Мост
143

143.

Аппиева
дорога в
Риме .
IV—III вв.
до н. э.
144

144.

Большой театр в Помпеях. Построен
в III—II веках до н. э.
145

145.

146

146.

Цирк
147

147.

Величественная триумфальная арка
возле южных ворот
148

148.

Римские бани
149

149.

Скульптура
Особенности исторического развития
определили важнейшие отличия искусства
римского от греческого. В портрете
проявился особый интерес к проблеме
личности и ее судьбе, представление о
конкретно-историческом характере рядового
человека - гражданина римского государства,
сознающего свое значение как самоценной
личности.
150

150.

+В скульптуре эпохи поздней
республики широко
распространились портретные
статуи, в том числе созданный
римлянами тип статуи «тогатус».
Они всегда изображают стоящих
прямо и в полный рост мужчин,
задрапированных в тогу. В
данной иконографии изображают
и императоров, и сенаторов и
простых граждан.
151

151.

Римский гражданин
Тогатус
Тиберий в тоге
Скульптура Августа
в тоге из Карфагена
152

152.

Авл Метел.
Древний Рим
110 - 90 до н. э.
153

153.

Тогатус
Барберини.
I в. до н. э.
Статуя
римлянина с
портретами
(масками,
изображениям
и) предков.
154

154.

Тогатус
155

155.

Бюсты
Отличались чётко выявленной
пластической структурой, суровой
простотой и отточенной
правдивостью образов (голова
бронзовой статуи мужчины так
называемый Брут, 3 в. до н.э.).
156

156.

Брут. 3 в.
до н.э.
157

157.

Капитолийский
Брут
Древний Рим
210 - 190 до н.
э.
Италия, Рим,
Палаццо Деи
Консерватории
158

158.

Наряду с официальной
портретной скульптурой,
устанавливавшейся в городах,
создавались и портреты по
частным заказам,
предназначавшиеся для
домов и гробниц.
159

159.

Портрет юноши
160

160.

В период поздней
республики появились
рельефы с
изображением
исторических событий,
сцен гражданской
жизни, украшавшие
общественные здания,
городские ворота,
храмы, алтари и др.
161

161.

Жизненная обыденность
обстановки сочетались в них с
мифологическими
элементами (так называемый
Алтарь Домиция Агенобарба,
к. II – н. I вв. до н.э.).
Развивалось также
эллинизирующее
направление, приобрело
широкий размах копирование
греческих статуй.
162

162.

Алтарь Домиция Агенобарба, к. II – н. I
вв. до н.э.)
163

163.

164

164.

Рельеф с фигурами римских
сановников (Римский форум).
165

165.

Важное место занимала
и монументальнодекоративная живопись,
доведённая римлянами
до высокого
совершенства.
166

166.

Настенная
роспись из
Виллы
Мистерий в
Помпеях.
I в. до н. э.
167

167.

+Развивалось также искусство
мозаики из цветного камня и
глиптики (геммы из твёрдых
пород полудрагоценных
камней).
Глиптика - это искусство
резьбы на цветных и
драгоценных камнях.
168

168.

169

169.

170

170.

171

171.

172

172.

Искусство периода Империи
(27 г. н. э. - 476 г. н. э.)
Наивысшие
достижения
древнеримского
зодчества относятся к
эпохе расцвета
Римской империи (20е гг. I в. до н.э.-II в.
н.э.).
173

173.

Постройки этого времени
отличаются монументальной
пластичностью архитектурных
масс, доминирующей ролью арки
и производных от неё форм
(свода, купола), обширными,
динамически соподчинёнными
внутренними пространствами,
облицовкой бетонных стен
камнем и кирпичом с
вкраплениями мрамора, широким
применением декоративной
живописи и скульптуры.
174

174.

Особенностью зрелой
древнеримской архитектуры
становится ордерная аркада
(система поярусных
ордеров, наложенная на
прорезанную арками стену),
придававшая сооружениям
величавую масштабность и
ясно зримую рационально
ритмическую
упорядоченность.
175

175.

Наиболее
классическое
воплощение эта
система получила в
крупнейшем
древнеримском
амфитеатре Колизее в Риме.
176

176.

+
Колизей (75-80 гг.)самый большой из
древнеримских
амфитеатров.
177

177.

+Находится в Риме, в ложбине
между Эсквилинским,
Палатинским и Целиевским
холмами, на том месте, где
некогда был пруд, относившийся
к Золотому Дому Нерона. Колизей
первоначально назывался
Амфитеатром Флавиев, потому
что он был коллективным
сооружением императоров
династии Флавиев. Строительство
велось на протяжении 5 лет.
178

178.

179

179.

180

180.

181

181.

182

182.

183

183.

184

184.

Арки нижнего яруса
имеют колонны
дорического ордера.
Второго ионического и
третий коринфский.
+
185

185.

Долгое время Колизей был главным местом
увеселительных зрелищ: бои гладиаторов,
звериные травли, морские сражения
(наумахии). В Колизее не казнили христиан, а
последние исследования указывают на то,
что это был миф, созданный католической
церковью в последующие годы.
Нашествия варваров привели Амфитеатр
Флавиев в запустение и положили начало его
разрушению. Гонорий в 405 г. запретил
гладиаторские бои как несогласные с духом
христианства, сделавшегося после
Константина Великого господствующей
религией римской империи; тем не менее,
звериные травли продолжали происходить в
Колизее до смерти Теодориха Великого.
После этого для амфитеатра Флавиев
186

186.

187

187.

188

188.

+Архитектура в эпоху империи
В эпоху империи архитектура становится
средством прославления личности императора и
пропаганды могущества римского государства, что
заметно уже в постройках времени Августа в Риме
(форум Августа, конец I в. до н.э.-начало I в. н.э.).
Главными видами мемориальных сооружений
становятся арка триумфальная и триумфальная
колонна; надгробия превращаются в крупные, а
подчас и грандиозные сооружения.
189

189.

+Форум Августа, конец I в. до н.э.—
начало I в. н.э.
190

190.

Место в Риском форуме, где убили
Юлия Цезаря
191

191.

Триумфальная арка императора
Августа. 27 год до н.э.
192

192.

+Арка Тита. 82 г.
Изящная
однопролетная
арка воздвигнута
после смерти
императора Тита,
наступившей в 81
г., в память
подавления им
иудейского
восстания 66-70 гг.
193

193.

К середине I в. усилилось тяготение к пышной
репрезентативности архитектурных
композиции (Золотой дом Нерона, 64—69 гг.
н.э., не сохранился, дворец Флавиев на
Палатине, 92 г. н.э., Рим). При императоре
Траяне строился наиболее развитый и
сложный из форумов Рима (111—114 гг. н.э.,
архитектор Аполлодор из Дамаска), при
Адриане — исполненное строгой гармонии и
величия здание Пантеона, наиболее
грандиозное купольное сооружение
древнего мира.
194

194.

Дом Нерона:
Эта богатая резиденция включала большой двор с перистилем,
который был окружен большим количеством комнат и садов.
Перед входом на западной стороне находился портик, вход
открывался в атриум, из которого два коридора вели во двор. В
южном крыле находились купальни.
195

195.

Золотой дворец Нерона:
Ядром нероновой виллы стал собственно дворец, руины которого
сегодня доступны для посетителей в парке Траяна, к северо-западу от
Колизея. Золотым он был назван из-за позолоченного купола (впервые в
Риме применённого в частной, а не храмовой, постройке). Вероятно, это
был единственный из запланированных дворцов, завершённых до
смерти Нерона.
Прихожая в нем была такой высоты, что в ней стояла колоссальная
статуя императора ростом в сто двадцать футов; площадь его была
такова, что тройной портик по сторонам был в милю длиной; внутри
был пруд, подобный морю, окруженный строеньями, подобными
городам, а затем — поля, пестреющие пашнями, пастбищами, лесами и
виноградниками, и на них — множество домашней скотины и диких
зверей… в обеденных палатах потолки были штучные, с поворотными
плитами, чтобы рассыпать цветы, с отверстьями, чтобы рассеивать
ароматы; главная палата была круглая и днем и ночью безостановочно
вращалась вслед небосводу; в банях текли соленые и серные воды. И
когда такой дворец был закончен и освящен, Нерон только и сказал ему в
похвалу, что теперь, наконец, он будет жить по-человечески. 196

196.

197

197.

+Колонна Траяна
Выполнена из 20 блоков карарского мрамора,
имеет высоту 38 м (вместе с пьедесталом) и
диаметр 4 м. Внутри колонна полая: в ней
находится винтовая лестница со 185 ступенями.
Весит монумент около 40 тонн. Ствол колонны
23 раза спиралью огибает лента длиной 190 м с
рельефами, изображающими эпизоды войны
Рима и Дакии. Изначально была увенчана
орлом, позже статуей Траяна. В 1588 вместо неё
Сикст V установил статую апостола Петра,
которая и находится на колонне по сей день.
В основании колонны расположена дверь,
ведущая в залу, где помещались золотые урны
с прахом Траяна и его супруги Помпеи Плотины.
198

198.

+Колонна Траяна колонна на форуме Траяна в Риме,
созданная
архитектором Аполлодором
Дамасским в 113-114 гг. н. э. в честь
побед Траяна над даками.
Воздвигнута по приказу императора
на месте холма такой же высоты.
Высота – 38 метров.
Она представляет собой
мраморный цилиндр на
кубическом постаменте.
199

199.

Колонна Траяна

200.

201

201.

Колонна Траяна
Сверху донизу
колонна
спирально
покрыта
рельефами,
рассказывающ
ими о военных
походах
Траяна. Длина
рельефов 200
метров

202.

Форум – в Древнем Риме площадь, рынок,
ставшие центром деловой и общественной жизни.
Главный форум Рима – форум Романум (парадный
архитектурный ансамбль). На форуме было
множество зданий, памятников, статуй. От форума
начинались важнейшие дороги Рима. К нему
сходились главные дороги города.
203

203.

204

204.

205

205.

+Пантеон –всем богам
Храм построен в 128 г. при Адриане
на месте аналогичного храма 27 г. до
н.э., воздвигнутого Марком
Агриппой, в 110 г. уничтоженного
ударом молнии. В плане
величественная ротонда,
перекрытая полусферическим
кессонированным куполом,
диаметром 43,2 м, с световым
отверстием в центре. В Пантеоне
находится могила Рафаэля.
206

206.

Пантеон - план
207

207.

Пантеон
208

208.

Двери Пантеона
7,5 м в высоту и
5,5 м в ширину самые большие
из
сохранившихся с
римских времен
дверей
209

209.

Интерьер
210

210.

211

211.

Кессонированный потолок
212

212.

213

213.

Начиная с эпохи Адриана в
зодчестве наметился перелом к
изысканности и живописности, а
порой и к усложнённости
архитектурного образа, отчасти
связанный с воздействием
искусства эплинистического
Востока (вилла Адриана близ
Тиволи, 125—135 гг. н.э.).
214

214.

Вилла Адриана близ Тиволи, 125-135 гг.
н.э.
215

215.

216

216.

217

217.

218

218.

219

219.

Мозаики виллы
220

220.

Мозаики виллы
221

221.

Мозаики виллы
222

222.

+Скульптура ранней империи
В официальной скульптуре ранней Империи
нарастали идеализирующие тенденции,
индивидуальные особенности портретируемых
сглаживались. Вместе с тем в произведение
вводились светотеневые контрасты, элементы
движения, утончённой пластической разработки
форм (например, виртуозная передача причёсок в
женских портретах эпохи Флавиев, 60—90-е гг.
н.э.).
223

223.

224

224.

Если время Траяна в портретной скульптуре
ознаменовалось возвратом к суровому
героическому стилю эпохи республики, то в
период правления Адриана (117-138), когда
достигло апогея воздействие греческих
традиций, и в эпоху Антонинов усилились
поиски эмоциональной утончённости и
психологической глубины образов. Но
сохранялось и традиционное римское
направление в искусстве портрета, лучшим
образцам которого наряду с беспристрастной
точностью воссоздания облика изображённого
свойственна и яркая, проницательная
характеристика главных качеств его натуры.
225

225.

Бюст
Адриана. 135
г.
226

226.

Бюст
Антиноя.
130-е.
227

227.

Антиной.
117 – 134 г.
н.э.
228

228.

Юный красавец Антиной - любимец
императора Адриана. Во время путешествия
императора по Нилу он покончил жизнь
самоубийством, бросившись в Нил.
Охваченный горем император учредил нечто
вроде культа Антиноя. Возникла даже легенда,
что юноша, чтобы отвлечь от императора
грозное предсказание оракула, пожертвовал
собой. Это нашло поддержку в массах, так как
вновь возрождало культ гибнущего и
возрождающегося бога.
229

229.

Портрет мальчика ливийца. 130 г.
230

230.

Портрет
пожилого
римлянина.
140 г.
231

231.

Портрет
«сириянки».
Около 170 г.
н.э.
232

232.

Исторические рельефы
императорского Рима,
первоначально отмеченные
размеренностью
композиционного ритма и
строгостью пластического
языка (алтарь Мира в Риме,
XIII — IX до н.э.).
233

233.

алтарь Мира в Риме, XIII — IX до н.э.
234

234.

Позднее не утрачивая органической связи с
архитектурой (триумфальной аркой или
колонной), приобрели черты живописности и
напряженной динамики, которые усилились в
рельефах времени Флавиев (рельефы арки
Тита в Риме) и особенно Траяна, когда
сложился тип многофигурного батального
рельефа с последовательно
развёртывающимися эпизодами (полоса
рельефов, обвивающая колонну Траяна в
Риме, ок. 111—114 гг. н.э.).
235

235.

+Арка Тита. 81-82 год
Однопролетная арка
облицована белым
мрамором из гор Аттики.
Вход в нее с двух сторон
обрамляют четыре
полуколонны с
композитными капителями.
Ее украшает множество
скульптурных рельефов: над
архивольтом изображены
две летящие "Победы со
знаменами, попирающие
земные шары"; в замках
свода - "Богиня Рома" и
"Гений римского народа"; на
архитраве - фриз с высоким
рельефом, прославляющим
"Триумфальную победу
Веспасиана и Тита над
236
иудеями".

236.

Рельефы арки Тита в Риме
237

237.

238

238.

Рельефы, обвивающий
колонну Траяна в
Риме, ок. 111—114 гг.
н.э.
239

239.

Римские легионеры в
построении «черепаха».
240

240.

Битва с даками
241

241.

Римские букинаторы (горнисты)
242

242.

В монументально-декоративной живописи преобладал
так называемый третий стиль (лёгкие, графичные узоры и
небольшие сюжетные картины, располагавшиеся на фоне
обширных свободных пространств). Ему на смену пришёл
т.н. четвёртый стиль, или "стиль фантастической
архитектуры" (сложные, иллюзорно-пространственные
архитектурные композиции). Многоплановость
композиционного построения, свободная пластическая
лепка фигур, естественно располагающихся в
окружающем пространстве или тонко связанных с
плоскостью стены (росписи базилики в Геркулануме, 2-я
половина I в. н.э., так называемой Виллы Мистерий близ
Помпеи, середина I в. до н. э.), сложность и
пространственность архитектурных и пейзажных фонов,
богатство и изысканность красочных сочетаний
свойственны как стенным росписям, так и мозаикам
Рима, палитра которых обогащалась смальтой
многообразных оттенков; со II в. н.э. распространилась
243
также черно-белая каменная мозаика.

243.

• Мозаики
244

244.

В декоративно-прикладном искусстве эпохи
империи выделялись произведения
торевтики, "краснолаковая" керамика с
рельефным фигурным декором, стекло
(расписные и 2-слойные вазы с рельефными
изображениями и орнаментами),
произведения глиптики (где эффектно
сочетались чередующиеся слои
полудрагоценных камней), медальерное
искусство, мебель из бронзы и дерева и др.
245

245.

Для зодчества эпохи упадка империи (III—IV вв. н.э.)
характерны необычно крупные, порой чрезмерные
масштабы сооружений, пышные декоративные
эффекты, подчёркнутая роскошь отделки,
беспокойная пластика архитектурных форм. Большой
изобретательности достигли древне-римские зодчие в
оформлении сложного внутреннего пространства
таких выдающихся, исполненных величия и парадного
великолепия памятниках архитектуры: термы
Каракаллы (206—217 гг. н.э.) и базилика Максенция
(ок. 315 г. н.э.) в Риме. Строительство развернулось
главным образом в провинциях, где возводились
форумы, театры, гигантские храмовые (в Баальбеке,
Пальмире) и дворцовые (дворец Диоклетиана в
Сплите) комплексы.
246

246.

+Термы — античные бани в классической
Греции — при больших домах и гимнасиях; в период
эллинизма ими пользовалось всё население города. В
Древнем Риме термы возникли по греческому образцу
и стали центрами общественной жизни.
Термы Каракаллы термы императора
Каракаллы в Риме, официально именуемые
Антониновыми. Они находились у Аппиевой дороги,
за Капенскими воротами, между Авентином и
Целием. Строительство началось в 212 году н. э. и
было закончено в 217 году уже после смерти
императора. Двор терм Каракаллы имел размер 400 на
400 м, центральный комплекс — 150 на 200 м.
247

247.

248

248.

249

249.

Уже в 5 в. н. э. Термы Каракаллы считались одним из чудес
Рима. Они занимали площадь в 11 га. Главное здание, «банный
корпус», лежит в парке, который окружен сплошной линией
разных помещений. В бронзовые переплёты огромных
полукруглых окон главного зала вставлены тонкие пластинки из
полупрозрачного камня цвета слоновой кости. Из-за этого зал
освещён ровным золотистым светом. Стены из полированного
мрамора словно растворялись в высоте, где парил невиданной
величины свод.
Снаружи термы Каракаллы 6ыли облицованы мраморными
плитами, под мрамором — многометровая толща местного камня
и бетона— смеси извести с галькой и песком. Из кирпича или
тёсаных камней римляне выкладывали как 6ы скорлупу здания.
В неё заливалась бетонная масса. 3атвердевая, бетон становился
крепче камня. Многие здания, которые кажутся сложенными из
отдельных плит, в действительности состоят из одного
отвердевшего бетонного «куска»
250

250.

+Арка
Септимия
Севера. 203 г.
Воздвигнута в честь
императора Септимия
Севера и его детей
Каракаллы и Геты.
Массивная трехпролетная
арка шириной 23 м одна из
самых крупных
существующих
мемориальных арок.
Надпись на обеих сторонах
аттика напоминает о
победах Септимия Севера в
войнах, в том числе над
партами и арабами.
Эпизоды из этих Арка
Септимия Севера (Римский
форум).войн высечены
барельефом над арочными
сводами, в то время как в
основании колонн
изображены плененные
варвары.
251

251.

Триумфальная арка Константина. 315 г.
252

252.

+Триумфальная арка
Константина (315 г.) - трёхпролётная арка,
расположенная в Риме между Колизеем и
Палатином. Посвящена победе Константина над
Максенцием в битве у Мильвийского моста 28
октября 312 года. Является позднейшей из
сохранившихся римских триумфальных арок,
использует элементы декора, снятые с более
древних монументов (сполии). Кроме того, это
единственная в Риме арка, построенная в честь
победы не над внешним врагом, а в гражданской
войне.
253

253.

254

254.

+Храм Сатурна в Риме. 489 г.
Колоннада ионического ордера.
Здесь хранили самое ценное – городскую казну.

255.

Храм Сатурна. 489 г.
256

256.

Скульптура
В позднеримском скульптурном портрете
пластические объёмы и внешние черты
трактуются всё более условно и схематично, а
в конце III — IV вв. застылость черт лица
контрастирует с подчёркнутой духовностью,
патетичностью взгляда широко открытых
глаз. Элементы условности и стилизации в
скульптуре порой свидетельствуют об
усилении влияния искусства восточных
провинций.
257

257.

258

258.

III век –
эпоха кризиса и кровопролитий
Новая историческая эпоха
Новые предметы изображения
Грубые, жестокие и
честолюбивые властители Рима
261

259.

Римский
скульптурный портрет
Точно передает
портретное сходство
Передает сложность
соотношения между
физическим и
духовным миром
человека
262

260.

Статуя
Октавиана
Августа из
Прима Порта
Древний Рим
20 г. н. э.
Ватикан,
музеи
Ватикана
263

261.

264

262.

265

263.

Портрет
Каракаллы
Древний Рим
211 - 217 н. э.
Италия, Рим,
Национальны
й Римский
музей
266

264.

Октавин Август
267

265.

Статуя Августа из Прима Порта...
268

266.

Среди художественных изделий III — IV вв. н.э.
выделяются портретная миниатюра на золотой фольге,
помещённая между двумя слоями стекла, мраморные
саркофаги с горельефными многофигурными сюжетными
изображениями, в которых с III в. получила
распространение христианская тематика. С христианским
культом связаны и росписи катакомб, стиль которых
эволюционировал ко всё большей плоскостности,
условности и графичности. Зарождавшиеся в
позднеримском искусстве художественные формы,
исполненные напряженностью духовной экспрессии,
предвосхищали европейскую культуру эпохи раннего
средневековья.
269

267.

Литература
1. Древнеримская живопись. Альбом репродукций. Сост. А.П. Чубова, Л. М., 1966.
2. Всеобщая история искусств. Т. 1. М., 1956; т.V. М.,1964; т. VI. М., 1965.
3. Власов В.Г. Стили в искусстве.- СПб., 1995.
4. История культуры Древней Греции и Рима: пер. с пол. - М.: Высш.
школа., 1990. - 351 с.
5. История стилей в искусстве и костюме. Сидоренко В. И. Ростов-наДону:Феникс, 2004.
6. Искусство стран и народов мира. Краткая художественная
энциклопедия, Т.1. М., 1967.
7. Кобылика М.М., Искусство Древнего Рима, М. - Л., 1939.
8. Любимов Л. Искусство Древнего мира: Кн. для чтения. - 2-е изд. - М.:
Просвещение, 1980.
9. Мастера искусств об искусстве. ТТ. 1-7. М., 1969
10. Словарь терминов архитектуры.- СПб., 1994.
11. Соколов Г.И., Искусство Древнего Рима, М., 1971
12. Чубова А.П., Иванова А.П., Античная живопись, М., 1966.
270
13. Чубова А.П., Искусство Европы 1-3 веков, М., 1970.
English     Русский Правила