Похожие презентации:
Марийцы. Энтогенез
1.
МАРИЙЦЫВыполнила Хорева Марина Николаевна
Учитель географии
2.
МарийцыМари́ йцы (мар. марий, мары, маре, мӓрӹ; ранее: рус. черемисы, тюрк.
чирмыш) — финно-угорский народ в России, в основном в республике
Марий Эл. В ней проживает около половины всех марийцев,
насчитывающих 604 тысячи человек (2002). Остальные марийцы
рассеяны по многим областям и республикам Поволжья и Урала.
Древняя территория марийцев была очень широкой (см. статью
Марийский край), в настоящее время основной территорией проживания
является междуречья Волги и Ветлуги.
3.
МарийцыВыделяют три группы марийцев: горные (они живут на правом и частично
левом берегу Волги на западе Марий Эл и в соседних регионах), луговые (они
составляют большинство марийского народа, занимают Волго-Вятское
междуречье), восточные (они сложились из переселенцев с луговой стороны
Волги в Башкирию и Приуралье) — последние две группы ввиду
исторической и языковой близости объединяют в обощённое лугововосточные марийцы. Говорят на марийском (лугово-восточном марийском) и
горномарийском языках финно-угорской группы уральской семьи. Среди
многих марийцев, особенно проживающих в Татарстане и Башкирии,
распространен татарский язык. Традиционной религией марийцев является
марийская традиционная религия, которая является сочетанием язычества и
монотеизма. Большинство марийцев исповедуют православие.
4.
ЭнтогенезВ раннежелезном веке в Волго-Камье
сложилась ананьинская археологическая
культура (VIII—III вв. до н. э.), носители которой
являлись далекими предками коми-зырян,
коми-пермяков, удмуртов и отчасти марийцев.
Начало формирования этих народов относится
к первой половине I тысячелетия.
Область формирования марийских племен —
правобережье Волги между устьями Суры и
Цивиля и противоположное левобережье
вместе с нижним Поветлужьем. Основу
марийцев составили потомки ананьицев,
испытавших этническое и культурное влияние
позднегородецких племен (предков мордвы).
Из этого района марийцы расселялись в
восточном направлении вплоть до р. Вятки и в
южном до р. Казанки.
5.
ИсторияПервое упоминание о черемисах встречается в VI в. у готского историка
Иордана. Предки современных марийцев между V и VIII веком
взаимодействовали с готами, позднее с хазарами и Волжской Булгарией.
Между XIII и XV веком марийцы входили в состав Золотой Орды и Казанского
ханства. Во время военных действий между Московским государством и
Казанским ханством, марийцы воевали как на стороне русских, так и на
стороне татар. После завоевания Казанского ханства в 1552 году ранее
зависевшие от него марийские земли стали частью российского государства.
4 октября 1920 был провозглашён автономный округ марийцев в составе
РСФСР, 5 декабря 1936 — АССР.
6.
ИсторияПрисоединение к Московскому государству было крайне кровопролитным.
Известно о трех восстаниях — так называемых Черемисских войнах 1552—
1557, 1571—1574 и 1581—1585 гг.
Вторая Черемисская война носила национально-освободительный и
антифеодальный характер. Марийцам удалось поднять соседние народы, и
даже соседние государства. В войне участвовали все народы Поволжья и
Приуралья, и были набеги со стороны Крымского и Сибирского ханств,
Ногайской Орды и даже Турции. Вторая Черемисская война началась сразу
же после похода крымского хана Давлет-Гирея, закончившегося захватом и
сожжением Москвы.
7.
РасселениеОсновная часть марийцев проживает в Республике Марий Эл (324,4 тыс.
чел.). Значительная часть проживает на марийских территориях Кировской,
Нижегородской и Костромской областей. Самая большая марийская
диаспора находится в Республике Башкортостан (105 тыс. чел.). Также
марийцы компактно проживают в Татарстане (19,5 тыс. человек), Удмуртии
(9,5 тыс. человек), Свердловской (28 тыс. человек) и Пермской (5,4 тыс.
человек) областях, Ханты-Мансийском автономном округе, Челябинской и
Томской областях. Живут также в Казахстане (4 тыс., 2009 г. и 12 тыс., 1989 г.),
на Украине (4 тыс., 2001 г. и 7 тыс., 1989 г.), в Узбекистане (3 тыс., 1989 г.).
8.
Антропологический типМарийцы относятся к европеоидной расе, но у них наблюдаются некоторые
признаки монголоидности, их относят к субуральскому антропологическому
типу.
9.
ОдеждаОсновной одеждой марийцев была рубаха туникообразного покроя (тувыр), штаны (йолаш), а также
кафтан (шовыр), вся одежда опоясывалась
поясным полотенцем (солык), а иногда и поясом
(ÿштö).
Мужчины могли носить войлочную шляпу с
полями, шапку и накомарник. Обувью служили
кожаные сапоги, а позже — валенки и лапти
(заимствование из русского костюма). Для работы
в болотистой местности к обуви прикрепляли
деревянные платформы (кетырма).
У женщин были распространены поясные
подвески — украшения из бисера, раковин каури,
монеток, застежек и пр. Также существовало три
вида женских головных уборов: конусовидный
колпак с затылочной лопастью; сорока
(заимствована у русских), шарпан — головное
полотенце с очельем. Схожим с мордовским и
удмуртским головным убором является шурка .
10.
РелигияДо обращения в православие у марицев
существовала собственная языческая традиционная
религия, которая сохраняет определённую роль в
духовной культуре и в настоящее время.
Незначительная часть марийцев исповедует ислам.
Приверженность марийцев к своей традиционной
вере вызывает живой интерес у журналистов из
Европы и России. Марийцев даже называют
«последними язычниками Европы».
В XIX веке язычество у марийцев подвергалось
гонениям. Например, в 1830 году по указанию
министра внутренних дел, к которому поступило
обращение Святейшего Синода, было взорвано
место молений — Чумбылат курык, однако, что
интересно, уничтожения Чумбылатова камня не
возымело должного действия на нравы, потому что
черемисы поклонялись не камню, а обитавшему тут
божеству.