Похожие презентации:
Московское и петербургское произношение
1.
Московское и петербургскоепроизношение
2.
Возникновение русского литературногопроизношения
• С XIV в. Москва стала центром Русского государства, поэтому
произносительные нормы складывались на основе московского говора,
севернорусского по своему характеру, но под влиянием южного диалекта
получившего аканье.
• Влияние этого говора особенно возросло в XIX в., после того как устарел
высокий ораторский стиль славянской речи.
• Московская орфоэпическая норма окончательно сложилась к концу XIX в. Это
было произношение прежде всего старой московской интеллигенции.
Однако уже во второй половине XIX в. у московской нормы появился
конкурент – петербургское произношение, которое постепенно усиливало
свои притязания на роль общелитературного образца.
• Вообще в истории произносительной нормы существенную роль сыграл
император Петр I, который построил новую столицу на северо-западе России,
т. е. в ином диалектном окружении, и призвал в эту столицу огромное
количество иностранцев.
3.
Московское и петербургское (ленинградское)произношение. Старомосковская произносительная
норма
основные черты классического старомосковского произношения:
• две степени редукции безударных гласных, кроме заимствованных слов типа «поэт, боа, какао, демарш, экспансия»;
• иканье, т. е. произношение в безударной позиции звуков иэ и ь;
• произношение [ы] или [ыэ ] на месте а и о после ж и ш в предударных слогах (шыколад, жыэра);
• взрывной г, а не фрикативный г. Фрикативный только в словах церковнославянского происхождения «благо», «бога»,
«господи»;
• ассимилятивная мягкость для всех согласных, кроме ш, ж и л.
• Например: об'ем, к'югу, Т'в'ерь, д'в'ерь, с'м'есь, з'м'ей, з'в'ерь, с'в'ет, мед'л'енно, пет'л'и, об'м'ен, люб'л'ю, спор'щ'ик;
• в сценическом произношении – р' (Пер'мь, чер'вь, скор'бь, пер'венец, чер'ти, бор'щ; произношение сочетания ств как
с'т'в'(ес'тес'т'в'енный, торжес'т'в'енный).
• Кроме того, также мягко произносилось и сочетание ц'т'в' (с'лец'т'в'ие, бец'т'в'ие);
• произнесение ш' на месте сч, жч, шч (ш'от, перебе ш'ик);
• долгий мягкий [ж'ж'] на месте сочетаний жж и зж (брюж'ж'ать, еж'ж'у, вож'ж'и);
• произнесение шн на месте чн (скушно, подсвешник, конешно, Саввишна, молошник);
• произнесение мягких губных на конце слов с ь (сем', вкрив');
• сценическое произношение отчеств Алексеич, Андревна, Николавна, Григорьна и под.;
4.
Основные черты классического старомосковского произношения:• следующее произношение грамматических форм:
• глаголы 3 лица множественного числа – окончание [ут] (ход'ут, прос'ут, кат'ут, душут
и под.);
• окончание прилагательных на -кий, -гий, -хий произносят с [ъ] как «-къй, -гъй, -хъй»
(долгъй, тихъй, великъй);
• -сь и -ся в постфиксах глаголов произносят с твёрдым с на конце (боюс, осталсъ);
• редуцированный [ъ] после твёрдых согласных в глагольных суффиксах
многократности (сматъвать, стягъвать);
• окончания и суффиксы в заударных слогах в падежных формах после мягких
согласных произносят с [ъ] (пол'ъ, платјъм).
• Таково классическое русское произношение, сложившееся на
основе старомосковского.
5.
Отличительными чертами петербургского (ленинградского)произношения являются следующие:
• Сближение произношения с написанием, «буквенное» произношение,
а именно:
• произношение [и] после мягких заднеязычных согласных в окончаниях
прилагательных (мягк'ий, легк'ий, строг'ий);
• произношение согласно написанию заударных флексий глаголов 3
лица множественного числа (ход'ят, клејят, бор'ются);
• произношение [э] в словах щелка, желчь;
• эканье, т. е. произношение [э] в безударных позициях (п'этак, в'эду и
пр.);
• произношение [ш'ч'] на месте щ, сч, зч, (иш'ч'и, извош'ч'ик, ш'ч'астье);
• отсутствие ассимилятивного смягчения (каНТик, воЗНя, пеНСия,
коЗЛик, няНЧить и под.).
6.
Выводы• Старомосковское произношение до сих пор имеет статус образца,
каковым оно и было в языке XIX в. Главным пропагандистом этой
орфоэпической нормы был и остается Московский академический
малый театр, где в основном ставят пьесы русского классического
репертуара.
• Следует подчеркнуть, что в настоящее время говорить о конкуренции
двух норм, московской и петербургской, видимо, нельзя.
• С одной стороны, в московском варианте появляются особенности,
которые традиционно считались петербургскими (-кий, -гий, -хий в
прилагательных, мягкий с' в глаголе, произношение дождь как дошт').
• С другой стороны, петербургское произношение сближается с
московским: исчезают случаи произношения кроф (кровь), ищчи
(ищи).