Похожие презентации:
Роман с собственной душой…
1. «РОМАН С СОБСТВЕННОЙ ДУШОЙ…»
Марина Ивановна Цветаева:страницы жизни и
творчества.
2.
«ВСЕ ПОНЯТЬИ ЗА ВСЕХ
ПЕРЕЖИТЬ!»
М.И.Цветаева.
3. Ключевые вопросы.
1.2.
3.
4.
Как сложилась личная и поэтическая
судьба Марины Цветаевой?
Что определило ее особый взгляд на мир и
как он отразился на ее поэтических
принципах?
Выделить основные направления лирики
М.Цветаевой.
Определить характерные особенности
лирической героини Цветаевой.
4.
«Вся мояжизнь –
роман с
собственной
душой»
5. Страница 1. Детство и юность.
«Краснойкистью
рябина
зажглась…»
6.
Родилась 26 сентября (9 октября) 1892 года в Москве. РодителямиЦветаевой были Иван Владимирович Цветаев и Мария Александровна
Цветаева (урожденная Мейн).
7.
Отец, филолог-классик, профессор,возглавлял кафедру истории и теории
искусств Московского университета,
основатель Русского Государственного
музея изобразительных искусств им.
А.С.Пушкина.
В отце Цветаева ценила преданность
собственным стремлениям и
подвижнический труд, которые, как
утверждала, унаследовала именно от
него. Намного позднее, в 1930-х, она
посвятила отцу несколько мемуарных
очерков («Музей Александра III»,
«Лавровый венок», «Открытие музея»,
«Отец и его музей»).
8.
Мария Александровна умерла в 1906, когда Маринабыла еще юной. К памяти матери дочь сохранила
восторженное преклонение. Матери Марина Ивановна
посвятила очерки-воспоминания, написанные в 1930-х
(«Мать и музыка», «Сказка матери»).
9.
Несмотря на духовноблизкие отношения с
матерью, Цветаева
ощущала себя в
родительском доме одиноко
и отчужденно. Она
намеренно закрывала свой
внутренний мир и от сестры
Аси, и от сводных брата и
сестры – Андрея и Валерии.
Даже с Марией
Александровной не было
полного взаимопонимания.
Юная Марина жила в мире
прочитанных книг,
возвышенных
романтических образов.
10.
По собственнымвоспоминаниям, Цветаева
начала писать стихи в
шестилетнем возрасте. В
1906–1907 написала
повесть «Четвертые», в
1906 перевела на русский
язык драму французского
писателя Э.Ростана
«Орленок», посвященную
трагической судьбе сына
Наполеона. В литературе
ей были особенно дороги
произведения
А.С.Пушкина и творения
немецких романтиков.
11. 2 страница. Юношеская лирика.
«…Я жаждусразу – всех
дорог!»
12.
В печати произведения Цветаевойпоявились в 1910, когда она издала на
собственные средства свою первую
книгу стихов – «Вечерний альбом».
Игнорируя принятые правила
литературного поведения, Цветаева
решительно демонстрировала
собственную независимость и
нежелание соответствовать социальной
роли «литератора». Писание стихов она
представляла не как профессиональное
занятие, а как непосредственное
самовыражение.
13.
Стихи «Вечернего альбома» отличались«домашностью», в них варьировались
такие мотивы, как пробуждение юной
девичьей души, счастье доверительных
отношений, связывающих лирическую
героиню и ее мать, радости
впечатлений от мира природы, первая
влюбленность, дружба со
сверстницами-гимназистками. Стихи
сочетали темы и настроения, присущие
детской поэзии, с виртуозной
поэтической техникой.
14.
Зимой 1910–1911М.А.Волошин пригласил
Марину Цветаеву и ее сестру
Анастасию (Асю) провести
лето 1911 в Коктебеле, где он
жил. В Коктебеле Цветаева
познакомилась с Сергеем
Яковлевичем Эфроном.
15.
В Сергее Эфроне Цветаева увиделавоплощенный идеал благородства,
рыцарства и вместе с тем
беззащитность. Любовь к Эфрону
была для нее и преклонением, и
духовным союзом, и почти
материнской заботой.
Я с вызовом ношу его кольцо
Да, в Вечности – жена, не на
бумаге.
Его чрезмерно узкое лицо
Подобно шпаге,
– написала Цветаева об Эфроне,
принимая любовь как клятву:
В его лице я рыцарству верна.
Встречу с ним Цветаева
восприняла как начало новой,
взрослой жизни и как обретение
счастья. В январе 1912 произошло
венчание Цветаевой и Сергея
Эфрона. 5 сентября у них родилась
дочь Ариадна (Аля).
16. Страница 3. Годы революции.
Ибо раз голостебе, поэт,
Дан, остальное –
взято.
17.
Первую мировую (весной 1915 ее муж,Сергей Эфрон, оставив учебу в
университете, стал братом
милосердия на военном санитарном
поезде) Цветаева демонстративно
старается не замечать:
…нету мне дела до царских
счетов,
Народных ссор…
Но именно Цветаева создает в те
годы, быть может самое сильное из
всех, стихотворение «Белое солнце
и низкие, низкие тучи» . В 1914 –
1915 годах Цветаева создаёт цикл
стихов «Подруга».
18.
Февральскую революцию 1917она приветствовала, как и ее
муж, чьи родители (умершие до
революции) были
революционераминародовольцами. Октябрьскую
революцию восприняла как
торжество губительного
деспотизма. Сергей Эфрон
встал на сторону Временного
правительства и участвовал в
московских боях, обороняя
Кремль от красногвардейцев.
Известие об Октябрьской
революции застало Цветаеву в
Крыму, в гостях у Волошина.
Вскоре сюда приехал и ее муж.
25 ноября 1917 она выехала из
Крыма в Москву, чтобы забрать
детей – Алю и маленькую
Ирину, родившуюся в апреле
этого года.
19.
Она вернулась в Москву в самыйразгар Октябрьских событий, и
обратного пути в Крым уже не было.
Так, с поздней осени 1917 года
начинается для Марины Цветаевой
долгая- в 5 лет- разлука с мужем.
Связь между ними прервалась
полностью, и порой Цветаева не
знала даже, жив ли Сергей Эфрон.
Под влиянием неразрывно
связанных исторических и личных
обстоятельств Марина Цветаева
пишет книгу стихов «Лебединый
стан». Она прославляет белое
движение, потому что там был ее
любимый. Эти стихи проникнуты
печалью и почти отчаявшейся
надеждой. Омытые слезами,
отшлифованные скорбью, они
писались исключительно для себя.
20.
Она и дети с трудом сводиликонцы с концами, голодали. В
начале зимы 1919–1920 Цветаева
отдала дочерей в детский приют в
Кунцеве. Вскоре она узнала о
тяжелом состоянии дочерей и
забрала домой старшую, Алю, к
которой была привязана как к
другу и которую исступленно
любила. Выбор Цветаевой
объяснялся невозможностью
прокормить обеих. В начале
февраля 1920 Ирина умерла. Ее
смерть отражена в стихотворении
«Две руки, легко опущенные…» и
в лирическом цикле «Разлука»
21. Лирику 1917–1920 Цветаева объединила в сборник «Версты», вышедший двумя изданиями в Москве (1921, 1922).
По первоначальномузамыслу создавалась
одна книга, носившая
название «Матерьверста», но книгу
пришлось разделить
на две части по
издательским
причинам.
22.
Цветаева была москвичкойпо рождению и по духу и
всегда оставалась московским
поэтом. Она хотела через
слово показать свою столицу,
огромный странноприимный
дом, что стоит на семи
холмах. Один из циклов книги
«Версты 1» - «Стихи о
Москве».Она предает красоту,
многозвучие, напевность, все
оттенки московской речи,
той, что когда-то восхищала
самого Пушкина.
23. Цветаева о поэтах-современниках
Из разделов сборника«Версты 1» четко
выделяются и стихи,
посвященные Пушкину и
Блоку, Ахматовой и
Мандельштаму.. Они – ее
кумиры.
Цветаева признается в
любви к Блоку,
гениальному поэту.
Торжественно и свято
звучат ее стихи. Она не
была знакома с Блоком
лично, хотя и видела его
однажды в мае 1920 года.
24.
Еще зимой 1915 года,находясь в Петербурге,
Цветаева мечтала встретиться
с Ахматовой и, когда читала
свои стихи на литературном
вечере в присутствии
Мандельштама, Есенина,
Кузмина, представляла, что
читает их Анне Андреевне. В
апреле 1921 года Цветаева
писала Анне Ахматовой: «Ах,
как я Вас люблю, и как я вам
радуюсь, и как мне больно за
Вас…» Встреча же состоялась
лишь в 1941 году.
25.
Однажды, отвечая корреспонденту, с горечьюсказавшему ей, что ее, Цветаеву, не помнят, она
написала: «Нет, голубчик, меня не « не помнят», а
просто – не знают. Физически не знают. Вкратце: с
1912 по 1920 год я, пиша непрерывно, не
выпустила по литературному равнодушию, вернее,
по отсутствию во мне литератора – ни одной
книги. Я жила, книги лежали. По крайней мере,
три больших очень книги стихов –пропали, т.е.
никогда не были напечатаны».
Наступивший НЭП Цветаева, как и многие ее
литераторы-современники, восприняла резко
отрицательно, как торжество буржуазной
«сытости», самодовольного и эгоистического
меркантилизма.
11 июля 1921 она получила письмо от мужа,
эвакуировавшегося с остатками Добровольческой
армии из Крыма в Константинополь. Вскоре он
перебрался в Чехию, в Прагу. После нескольких
изнурительных попыток Цветаева получила
разрешение на выезд из Советской России и 11 мая
1922 вместе с дочерью Алей покинула родину.
26. Страница 4. Эмиграция.
«Даль,прирожденная
как боль…»
27. Марина Цветаева
Период эмиграции втворчестве поэтессы
28. 1922 год 15 мая, понедельник. Марина Цветаева с дочерью прибыли в Берлин.
29.
Географическаясправка
о пребывании и
эмиграции.
Берлин “недолго”
30.
Прага - 3 года “…ЯПрагу люблю первой
после Москвы , и не изза родного славянства –
из-за собственного
родства с нею : за ее
смешанность и
многодушие ”. Прага“такой город ,где душа
весит”.
Париж – “За 7 лет
Франции я бесконечно
остыла сердцем , Париж
мне душевно ничего не
дал …”
31.
ВШЕНОРЫ (Чехия)«Не Прага, даже не
деревня, душное.
Слезы, не проливающиеся,
в счет не идущие.
Как билась в своем
плену
От скрученности и
скрюченности…
И к имени моему
Марина – прибавьте:
мученица.
32.
В поздней поэзииЦветаевой появляется
герой, который пройдет
сквозь годы ее
твоpчества, изменяясь во
второстепенном и
оставаясь неизменным в
главном: в своей
слабости, нежности,
зыбкости в чувствах.
Лирическая героиня
наделяется чертами
кроткой богомольной
женщины:
Пойду и встану в церкви
И помолюсь угодникам
О лебеде молоденьком…
33.
Поначалу белая эмиграция принялаЦветаеву как свою, ее охотно
печатали и хвалили. Hо вскоре
картина существенно изменилась.
Для Цветаевой наступило жесткое
отрезвление. Белоэмигрантская
среда, с мышиной возней и яростной
грызней всевозможных "фракций" и
"партий", сразу же pаскpылась перед
поэтессой во всей своей жалкой и
отвратительной наготе. Постепенно
ее связи с белой эмиграцией рвутся.
Ее печатают все меньше и меньше,
некоторые стихи и произведения
годами не попадают в печать или
вообще остаются в столе автора.
34. В этот момент Марина Цветаева решительно отказывается от своих белых иллюзий ,она уже ничего не оплакивает и не придается
умилительным воспоминаниям отом, что ушло в прошлое
35.
Беpегитесь могил:Голодней блудниц!
Меpтвый был и
сенил:
Беpегитесь гpобниц!
От вчеpашних пpавд
В доме смpад и хлам.
Даже самый пpах
Подаpи ветpам!
36. Вокpуг Цветаевой все теснее смыкалась глухая стена одиночества. Ей некому пpочесть, некого спpосить, не с кем поpадоваться. В
такихлишениях, в такой изоляции она геpоически
pаботала как поэт, pаботала не покладая pук.
Вот что замечательно: не поняв и не пpиняв
pеволюции, убежав от нее, именно там, за pубежом,
Маpина Ивановна, пожалуй, впеpвые обpела
тpезвое знание о социальном неpавенстве, увидела
миp без каких бы то ни было pомантических
покpовов.
37. Самое ценное, самое несомненное в зpелом твоpчестве Цветаевой - ее неугасимая ненависть к " сытости" и всякой пошлости. В
Самое ценное, самое несомненное в зpелом твоpчествеЦветаевой - ее неугасимая ненависть к " сытости" и
всякой пошлости. В дальнейшем твоpчестве
Цветаевой все более кpепнут сатиpические ноты. В то
же вpемя в Цветаевой все более pастет и укpепляется
живой интеpес к тому, что пpоисходит на покинутой
Родине. "Родина не есть условность теppитоpии, а
пpинадлежность памяти и кpови, - писала она. - Hе
быть в России, забыть Россию - может бояться только
тот, кто Россию мыслит вне себя. В ком она внутpи тот теpяет ее лишь вместе с жизнью". С течением
вpемени понятие "Родина" для нее наполняется
новым содеpжанием. Поэт начинает понимать pазмах
pусской pеволюции ("лавина из лавин"), она
начинает чутко пpислушиваться к "новому звучанию
воздуха".
38. Тоска по России, сказывается в таких лиpических стихотвоpениях, как "Рассвет на pельсах", "Лучина", "Русской pжи от меня
Тоска по России, сказывается в таких лиpическихстихотвоpениях, как "Рассвет на pельсах", "Лучина",
"Русской pжи от меня поклон", "О неподатливый
язык...", сплетается с думой о новой Родине, котоpую
поэт еще не видел и не знает, - о Советском Союзе, о
его жизни, культуpе и поэзии.
39. Покамест день не встал С его стpастями стpавленными, Из сыpости и шпал Россию восстанавливаю. Из сыpости - и свай, Из сыpости -
и сеpости..........................
Из сыpости - и стай...
Еще вестями шалыми
Лжет воpоная сталь
Еще Москва за шпалами!
40.
По иронии судьбы именно в этовремя к Цветаевой приходит
земная любовь.
Роман с
Константином
Родзевичем
длится около
трех месяцев.
Они расстались,
когда чувство
еще не изжило
себя.
41.
Об этом чувстве – «Поэма Горы» и «ПоэмаКонца». В обеих речь идет о любви. Гора не
только место действия, но и герой
произведения. Она горюет вместе с
возлюбленными. Гора – символ высоких
чувств, лавины страстей.
В «Поэме Конца» она скажет
об этом же более четко:
«Жизнь – это место,
где жить нельзя».
42. 1 февраля 1925 года родился сын Георгий (Мур). Она не забыла, какую страшную цену потребовала от нее судьба за то, что в
страшные московскиегоды она оставалась
прежде всего поэтом и
лишь потом – матерью.
43.
«Он не долженстрадать от
того, что я пишу
стихи, - пусть
лучше стихи
страдают»,
- так она будет относиться
к Муру до последнего
своего вздоха.
44.
Лирических стихов у Цветаевой теперь гораздоменьше. Основное место в ее творчестве
занимает проза и поэмы.
А еще – личная переписка
– с Борисом Пастернаком и
Райнером Марией Рильке,
которого она называла
«германским Орфеем».
Его и Пастернака Марина
Цветаева считала самыми
крупными поэтами
современности.
45.
46. Одной из ключевых тем лирики остается тема России, Родины. Русь для Цветаевой – достояние предков, РОССИЯ – не более как
горестноевоспоминание «отцов» , которые
потеряли Родину, и у которых нет
надежды обрести ее вновь , а «детям»
остается один путь – домой , на
единственную родину , в СССР. Столь же
твердо Цветаева смотрела и на свое
будущее. Она понимала , что ее судьба –
разделить участь «отцов». У нее
захватало мужества признать
историческую правоту тех, против
которых она так безрассудно
восставала…
47. Личная дpама поэтессы пеpеплеталась с тpагедией века. Она увидела звеpиный оскал фашизма и успела пpоклясть его. Последнее, что
Цветаева написала вэмигpации, - цикл гневных
антифашистских стихов о pастоптанной
Чехословакии, котоpую она нежно и
пpеданно любила. Это поистине "плач гнева
и любви", Цветаева теpяла уже надежду спасительную веpу в жизнь. Эти стихи ее, как кpик живой, но истеpзанной души:
48. О,чеpная гоpа, Затягившая весь свет! Поpа - поpа - поpа Твоpцу веpнуть билет. Отказываюсь – быть. В Бедламе - нелюдей
Отказываюсь - жить.С волками площадей
Отказываюсь выть…
На этой черной ноте последнего отчаяния
оборвалось творчество
Цветаевой.Дальше осталось просто
человеческое существование. И того – в
обрез….
49. Страница 5. Возвращение на родину.
«Той России –нету…»
50. В 1939 году Цветаева восстанавливает свое советское гражданство и возвpащается на pодину. Тяжело ей дались эти семнадцать лет
на чужбине. Она мечталавеpнуться в Россию "желанным и жданным гостем".
Hо так не получилось.
Личные ее
обстоятельства
сложились плохо: муж и
дочь были арестованы,
их
подвергли страшным
пыткам. Сергея
Яковлевич
был расстрелян, а
Ариадна Эфрон 16 лет
провела в сталинских
лагерях.
51.
Цветаева поселилась вМоскве, готовила
сбоpник стихотвоpений.
Hо тут гpянула война.
Пpевpатности эвакуации
забpосили Цветаеву
сначала в Чистополь, а
затем в Елабугу. Тут-то
ее и настигло
одиночество, о котоpом
она с таким глубоким
чувством сказала в своих
стихах.
52. <ПИСАТЕЛЯМ><31-го августа 1941 г.> Дорогие товарищи! Не оставьте Мура. Умоляю того из вас, кто может, отвезти его в Чистополь к
<ПИСАТЕЛЯМ><31-го августа 1941 г.>Дорогие товарищи!
Не оставьте Мура. Умоляю того из вас,
кто может, отвезти его в Чистополь к Н.
Н. Асееву. Пароходы — страшные,
умоляю не отправлять его одного.
Помогите ему и с багажом — сложить и
довезти в Чистополь. Надеюсь на
распродажу моих вещей.
Я хочу чтобы Мур жил и учился. Со
мною он пропадет. Адр<ес> Асеева на
конверте.
Не похороните живой! Хорошенько
53.
Сыну она оставила записку: «Мурлыга! Простименя, но дальше было бы хуже. Я тяжело
больна, это уже не я. Люблю тебя безумно.
Пойми, что больше не могла жить. Передай
папе и Але – если увидишь – что любила их
до последней минуты, и объясни, что попала
в тупик».
Могила Марины Ивановны Цветаевой
затерялась. Посмертная слава ее не имеет
конца.