Похожие презентации:
Летописи и другие исторические сочинения 14-17 вв
1.
Летописи и другие исторические сочинения14-17 вв.
Ле́топись — исторический жанр, представляющий
собой погодовую, более или менее подробную запись
исторических событий.
1) Ермолинская летопись
2) Ипатьевская летопись
3) Троицкая летопись
4) Воскресенская летопись
5) сборник летописей
6) «Летопись о многих мятежах»
2.
Ермолинская летописьЕрмолинская летопись, летопись конца 15 в.,
обнаружена А. А. Шахматовым. В конце Е. л.
содержатся сведения о строительной
деятельности В. Д. Ермолина; она составлена по
его заказу (отсюда и название летописи). В
основе Е. л. лежит летописный свод,
свидетельствующий о свободомыслии его
составителя и критическом отношении к
великокняжеской власти (опубл. в 23-м томе
Полного собрания русских летописей).
3.
Ипатьевская летописьИпатьевская Летопись, древнейший памятник
южнорусского летописания, один из ранних русских
летописных сводов. Получила название по
местонахождению её списка в Ипатьевском монастыре
(Кострома). И. л. по составу разделяется на три основные
части: первая — «Повесть временных лет» с
продолжением до 1117; вторая (события 1118—1199) —
Киевский свод конца 12 в.; третья (до 1292) — в
основном галицко-волынские летописные записи. И. л.
является ценнейшим источником по истории ЮгоЗападной Руси до конца 13 в. Замечательной
особенностью её является светский характер ряда
рассказов. Многие галицко-волынские записи отличаются
ярким, образным языком, поднимающим летопись до
уровня поэтического произведения. Большие заслуги в
изучении И. л. принадлежат Н. М. Карамзину, А. А.
Шахматову, Л. В. Черепнину, В. Т. Пашуто и др.
4.
Троицкая летописьТроицкая летопись (от названия Троице-Сергиева
монастыря, в библиотеке которого она долгое время
хранилась), летописный свод начала 15 в. Была написана
на пергаменте полууставом 15 в. Открыта в 60-х гг. 18 в.
Г. Ф. Миллером. Сгорела во время московского пожара
1812. Т. л. начиналась с «Повести временных лет» и
доводила рассказ до событий 1408. Особую ценность
представляло изложение событий с промосковских
позиций с 1305 в записях современников. Эта часть Т. л.
включала сообщения о Куликовской битве, нашествиях
Тохтамыша, Едигея и др. Последние 20 листов содержали
житие Сергия Радонежского. М. Д. Присёлков предложил
опыт восстановления утраченного текста Т. л. по
материалам изданий Лаврентьевской летописи,
«Истории» Н. М. Карамзина, частично по Симеоновской
летописи и др.
5.
Воскресенская летописьВоскресенская летопись, общерусский
летописный свод 16 в., выражавший интересы
великих князей московских, один из первых по
богатству использованных материалов и по
полноте известий. Сохранилась в 13 списках
(названа по списку, принадлежавшему
Воскресенскому монастырю в Новом
Иерусалиме). Различают 4 редакции В. л.: в 1-й
события доведены до августа 1533 (автор —
сторонник Василия III); 2-я оканчивается
событиями 1537; 3-я (дошедшая до нас) доведена
до 1541; 4-я составлена между 1542 и 1544
сторонником князей Шуйских. В основе В. л. лежат
Московский свод 1479 в редакции 1526 и
Тихоновская редакция Ростовского свода 1489—
1503. Карамзинский список В. л. дополнен с 1542
до 1552 во Львовской летописи и продолжен до
1560.
6.
«Летопись о многих мятежах»«Летопись о многих мятежах», историческое
сочинение с описанием событий 1584—1655.
Составлено, вероятно, около 1658 в Москве при
патриаршем дворе на основе переработки Нового
летописца и использования официальных
разрядных записей, церковной и богословской
литературы. Содержит отсутствующие в других
источниках сведения по истории 30—50-х гг. 17 в.,
уделяет главное внимание мероприятиям по
исправлению текста церковных книг, проведённым
при патриархе Никоне, и др. церковным вопросам.
Л. отличается общей религиозно-церковной
направленностью. Известна в рукописных списках,
опубликована Н. И. Новиковым в 1771.
7.
Полное собрание русских летописейПо́лное собра́ние рус́ ских ле́тописей —
основополагающая книжная серия для
изучения истории средневековой Руси.
Работа над собранием была начата 18
февраля 1837 года и до сих пор далека от
завершения. Тексты издаются в оригинале, с
разночтениями по различным спискам, но
без перевода и комментария (иногда лишь с
краткими примечаниями). Предполагалось,
что летописи будут издаваться по единому
плану, но продолжительность издания
привела к тому, что соблюдение такого плана
оказалось невозможным.