1.79M
Категория: ИскусствоИскусство

Исторический жанр

1.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР

2.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР — один из основных жанров
изобразительного искусства, посвященный изображению значимых
исторических событий, явлений и деятелей, социально значимым
явлениям в истории общества.

3.

Александр Дейнека
Оборона Севастополя 1942г.
Обращенный в основном к прошлому, исторический жанр
включает также изображения недавних событий,
историческое значение которых признано современниками.

4.

Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами —
бытовым жанром, пейзажем, портретом.

5.

Паоло Учелло
Битва при Сан-Романо
Часто исторический жанр объединяется с батальным.

6.

Диего Веласкес
Сдача Бреды

7.

На полотне Веласкеса изображен акт сдачи выдержавшего долгую осаду
голландского города испанской армии.
В этой войне Испания боролась за
сохранение своей власти, а голландцы –
за независимость, которую они в конце
концов отстояли.
Завоевание Бреды стало последней
яркой победой Испании.
В центре картины губернатор Бреды
передает ключи от города испанскому
главнокомандующему. Ответный жест
испанца говорит о его уважении к
мужеству противника, проявленному во
время осады.
Художник с глубокой человечностью
показал каждую из враждующих сторон.
Главным в картине стало не торжество победителей, а возможность
взаимного уважения и человечного отношения к противнику даже в суровое
военное время.

8.

Картина представляет смерть
одного из лидеров Великой
французской революции.
Марат, верный своим
революционным идеям, но
беспощадный даже к бывшим
союзникам, вызвал к себе
ненависть у многих.
Из-за проблем со здоровьем
Марат обычно принимал
посетителей, сидя в ванне. Там он
и был убит Шарлоттой Корде,
пришедшей под видом
посетительницы.
Художника потрясла гибель
Марата, который был его другом.
На картине он придал Марату
черты античного героя, а ванне сходство с саркофагом. На ящике,
служившем Марату столом,
художник поместил надпись
«Марату – Давид»
Жак Луи Давид
Смерть Марата

9.

Франсиско Гойя
Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года

10.

2 мая 1808 года в Мадриде вспыхнуло
восстание против французских
оккупантов, наполеоновских солдат.
Восстание было жестоко подавлено.
Ночью при свете фонаря у холма на
окраине города солдаты расстреливают
повстанцев.
Лиц солдат не видно, они представлены
как некая темная злая сила.
Композиционный центр произведения осужденный молодой крестьянин в белой
рубахе, широко раскинувший руки,
бросая вызов палачам.

11.

Виктор Васнецов
Богатыри
Картина относится к былинно-историческому жанру.
Былинные богатыри – Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович.

12.

Виктор Васнецов
После побоища Игоря Святославича с половцами
Могучая сила и стойкость ощущаются даже при взгляде на мертвые тела
богатырей, отдавших жизнь за землю Русскую.

13.

Карл Брюллов
Последний день Помпеи

14.

Сюжет картины – гибель старинного города Помпеи при извержении Везувия.
Перед лицом трагедии раскрывается сущность людей, их чувства.
Мать обнимает своих
дочерей, словно пытаясь
заслонить их от опасности.
Сыновья несут старого
отца, который не может
идти сам.
Семья пытается
спастись. Все
поддерживают друг
друга.
Брюллов изобразил на картине и себя – в образе античного
художника, очевидца трагедии.

15.

Василий Суриков
Боярыня Морозова

16.

Художник обратился к сюжету из времен Великого раскола в Русской
православной церкви. Не все приняли реформы патриарха Никона:
изменение старых церковных обрядов, требование креститься тремя
перстами вместо двуперстия и так далее. Старообрядцев подвергали
гонениям.
Боярыня Феодосия Морозова
за приверженность старой
вере была арестована и
сослана в заключение.
Мы видим на картине, как ее,
закованную в кандалы, увозят
в простых крестьянских санях.
Но дух ее не сломлен: высоко
подняв руку, сложенную
двуперстием, она призывает
народ сохранить верность
истинной вере и старым
обычаям.
Духовная сила это женщины,
ее верность своим
убеждениям потрясает и
вызывает уважение.

17.

Разное отношение мы видим в
толпе к опальной боярыне.
Одни откровенно насмехаются и
глумятся, другие исполнены
глубокого сочувствия.
А юродивый поднимает руку в
ответном жесте двуперстия.
Одному из персонажей –
страннику с посохом – художник
придал собственные черты.

18.

Василий Суриков
Утро стрелецкой казни

19.

Художник изобразил трагическую сцену казни московских стрельцов осенью
1698 года.
Петр I жестоко подавил бунт стрельцов, протестовавших против новых
порядков в государстве и требовавших на царство царевну Софью.
Главные герои картины – стрельцы, ожидающие казни, их родные и близкие.
Стрельцы выделяются из толпы своими белыми рубахами смертников. В
руках у них – горящие свечи, поминальный атрибут, символ обреченности.
Но сколько силы духа в образах этих людей, верящих в свою правду.

20.

Рыжий стрелец
смотрит на царя
с ненавистью и
вызовом.
Угрюмый
чернобородый
стрелец, чья воля
не сломлена
страхом смерти.
В лице светловолосого стрельца –
отрешенное спокойствие человека,
убежденного в своей правоте.
Идущий на казнь стрелец по обычаю просит
прощения у народа.
Но его склоненная голова не означает покорности и
смирения. К царю он повернулся спиной, не царю он
кланяется, не у него просит прощения.

21.

Фигуру царя Петра художник поместил на втором
плане. Уверенная посадка на коне, грозный
взгляд. У царя нет сомнений в своей правоте.
Петр I – личность неоднозначная. Реформатор,
много сделавший для России, Петр также
отличался и жестокостью.
Художник построил композицию картины так,
что зритель видит поединок взглядов,
непримиримое противостояние между рыжим
непокорным стрельцом и царем Петром.
У каждого из них – своя правда.

22.

Илья Репин
Запорожцы пишут письмо турецкому султану

23.

В основе сюжета картины – реальное историческое событие.
В 1676 году запорожцы получили от турецкого султана письмо, в котором им
было велено подчиниться ему. Запорожцы, возмущенные такой наглостью,
ответили султану дерзким посланием, полным грубоватого юмора.
Художник создал яркие
выразительные образы, показав
характер каждого персонажа.
Илья Репин показал силу товарищества и мужество
народа, отстаивающего свою свободу и независимость.

24.

Андрей Рябушкин предпочитал бытовые сюжеты в историческом жанре,
показывая повседневную жизнь старой Москвы.
Андрей Рябушкин
Московская улица в XVII веке

25.

Андрей Рябушкин
Русские женщины XVII столетия в церкви
English     Русский Правила