Произведения для подготовки к итоговому сочинению
Список книг к направлению "Забвению не подлежит". Русская литература. «Слово о полку Игореве» А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»,
Как написать итоговое сочинение
Некоторые советы
Рекомендуемые ресурсы:
1.99M
Категория: ОбразованиеОбразование

Итоговое сочинение в 11 классе

1.

Итоговое сочинение
в 11 классе

2.

Объем работы и время для написания
При выставлении оценки учитывается объем
сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350.
Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт
включаются все слова, в том числе и служебные), то
такая работа считается невыполненной и оценивается
0 баллов.
ВРЕМЯ - 3 часа 55 минут.

3.

Границы свободы в сочинении
Для
обоснования
своей
позиции
выпускнику
следует
привести
в
сочинении не менее двух ссылок на
произведения русской и мировой
литературы.

4.

Проверка сочинения
Результатом итогового сочинения
может быть зачет или незачет. К
сдаче ЕГЭ допустят только учеников, .
получивших зачет.

5.

Важно!
В случае неудовлетворительного
результата («незачет») даже после 3-х
попыток, либо если выпускник так и
не напишет итоговое сочинение до
начала ЕГЭ, он не будет допущен к
сдаче основного блока экзаменов

6.

Критерии оценивания
Сочинение оценивается по пяти критериям.
Критерий №1 «Соответствие теме»
Критерий №2 «Аргументация»
Критерий №3 «Композиция и логичность
рассуждения»
Критерий №4 «Качество письменной речи»
Критерий №5 «Грамотность»

7.

Важно!
Для того чтобы за работу 11-классник
получил желаемый «зачет» необходимо,
сочинение должно отвечать таким
основным требованиям:
• объем более 250 слов;
• соответствие заданной теме;
• наличие аргументации с
привлечением литературного
материала

8.

Важно!
Работа получает «незачет», если
сочинение не соответствует теме или
экзаменуемый ссылается на примеры, не
соответствующие изначально
обозначенной тематике

9.

Критерии оценивания
Критерий №1 «Соответствие теме»
Выпускник рассуждает на предложенную тему,
выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на
вопрос, поставленный в теме, или размышляет над
предложенной проблемой, или строит высказывание на
основе связанных с темой тезисов и т.п.).
«Незачет» ставится только при условии, если
сочинение не соответствует теме или в нем не
прослеживается конкретной цели высказывания,
т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных
случаях выставляется «зачет»).

10.

Критерии оценивания
Критерий №2 «Аргументация.
Привлечение литературного материала».
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать
литературный
материал
для
построения
рассуждения
на
предложенную тему и для аргументации своей позиции.
Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее
одного (лучше 2!) произведения отечественной или мировой
литературы.
«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без
привлечения литературного материала, или в нем существенно
искажено содержание произведения, или литературные произведения
лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во
всех остальных случаях выставляется «зачет»).

11.

Важно!
В работе мало упомянуть
названия произведений, каждый
аргумент необходимо подкрепить
конкретными примерами.

12.

Критерии оценивания
Критерий №3 «Композиция и логичность
рассуждения»
Оценивает наличие логической цепочки
между
тезисом,
основной
частью
и
заключением
«Незачет» ставится при условии, если
грубые логические нарушения мешают
пониманию
смысла
сказанного
или
отсутствует тезисно-доказательная часть
(во всех остальных случаях выставляется
«зачет»).

13.

Критерии оценивания
Критерий №4 «Качество письменной
речи»
Данный критерий нацеливает на проверку речевого
оформления текста сочинения.
Выпускник
точно
выражает
мысли,
используя
разнообразную лексику и различные грамматические
конструкции, при необходимости уместно употребляет
термины, избегает речевых штампов.
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество
речи существенно затрудняет понимание смысла
сочинения (во всех остальных случаях выставляется
«зачет»).

14.

Критерии оценивания
Критерий №5 «Грамотность»
Данный
критерий
позволяет
оценить
грамотность выпускника.
«Незачет»
ставится,
если
речевые,
грамматические, а также орфографические и
пунктуационные ошибки, допущенные в
сочинении, затрудняют чтение и понимание
текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

15.

Сохранность работ
Работы сразу же будут сканироваться и
размещаться в региональных и федеральной
информационных системах обеспечения проведения
ЕГЭ, доступ к которым будут иметь все вузы
страны.
В то же время вузы при объявлении условий приема
должны будут указать, станут ли они учитывать
выпускные сочинения.

16.

Структура сочинения-рассуждения В 20202021 учебном году основная структура
сочинения-рассуждения не изменится.
Работа должна состоять из 3 частей (чаще
всего это 3 абзаца)

17.

Часть
О чем писать?
І Вступление + Формулировка
тезис
темы и
проблемы +
формулировка
вашей позиции
ІІ Основная
Раскрытие темы
и аргументация
вашей позиции.
ІІІ Заключение Обобщение и
краткий вывод
Содержание блока
Цитата, вопросподводка, выделение
ключевых слов темы.
Количество аргументов
не ограничивается, их
может быть минимум 1,
но лучше 2 или 3. На
практике больше 3-х
учителя не рекомендуют.
Вывод пишем исходя из
темы, вашей позиции и
выбранных примеров

18.

Выпускникам 2021 года важно
помнить, что примеры из личной
жизни или истории не могут заменить
литературные аргументы к итоговому
сочинению, а лишь выступают как
вспомогательные, увеличивая
количество символов и повышая
уникальность текста

19.

Правильная аргументация
Помните, что при написании сочинениярассуждения мало просто сослаться на
определенное литературное произведение,
вскользь упомянув название и автора. Выбирая
аргументы к декабрьскому сочинению ЕГЭ2021, необходимо сделать 3 основных заготовки
для использования на экзамене:
• автор и название произведения;
• описание, событие, действие героев,
подтверждающие или опровергающие вашу
позицию;
• мини-вывод

20.

Если вам сложно самостоятельно подобрать
аргументы к итоговому сочинению, или вы начали
готовиться к экзаменам только в начале 2020-2021
учебного года, возьмите на вооружение такие советы
репетиторов: используйте банк аргументов, который
можно без труда найти в сети; ознакомьтесь с
«универсальными» произведениями, в которых
можно найти много примеров по разнообразным
направлениям; заучите клише, которые также можно
применить при составлении сочинения-рассуждения
на разные темы

21.

Важно!
Никогда не используйте аргументы из открытого
банка в прямом виде, так как при проверке на
плагиат ваше сочинение может получить «незачет».
Используйте их как подсказку, но ведите
рассуждение и делайте выводы своими словами....

22.

Тематические направления итогового сочинения
2020/21 учебного года
• Забвению не подлежит (исторические события,
общественные явления, произведения искусства,
память о которых не имеет срока давности);
• Я и другие (человек среди людей; проблема
конфликта, понимания, что значит «быть собой»);
• Между прошлым и будущим: портрет моего
поколения (культурные запросы, литературные
пристрастия, жизненные оценки, отношения с
семьей и обществом);
• Время перемен (тема изменений, открытий,
вызовов,
стоящих
перед
человеком
и
человечеством);
• Разговор с собой (внутреннее пространство
человека и словесные способы его исследования
– вопросы, которые человек задает себе;
внутренние переживания; тема совести).

23.

Забвению не подлежит
Темы сочинений данного направления нацеливают на
размышление о значимых исторических событиях,
деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и
культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных
людей, так и на развитие общества и человеческой
цивилизации в целом. Память о них не имеет срока
давности, передается от поколения к поколению,
напоминая о горьких уроках прошлого и его славных
страницах. Примером глубокого осмысления этой
проблемы могут служить произведения художественной,
философской,
научной
литературы,
критики,
публицистики, мемуарной

24.

Забвению не подлежит (исторические события, общественные
явления, произведения искусства, память о которых не имеет
срока давности).
1) Почему важно сохранять памятники культуры, созданные
нашими предками?
2) Согласны ли вы с высказыванием древнеримского философа
Цицерона: «Жизнь мёртвых продолжается в памяти живых»?
3) Как исторические события влияют на судьбу человека?
4) Почему нельзя забывать историю своего народа?
5) Как произведения искусства становятся бессмертными?
6) Согласны ли вы с тем, что забвение прошлого грозит его
повторением?
7) К чему может привести утрата памяти о Великой
Отечественной войне?
8) Какие личности остаются в истории?
9) Как вы понимаете выражение «искусство без срока давности»?
10) «Беспамятный» человек – неблагодарный или
невежественный?

25.

11. История, знаменательные даты. Историческое сознание. Память
(историческая, культурная). Источники формирования
исторической памяти (воспоминания современников,
журналистика, литература, школа, семья). Преемственность
поколений. Забвение и ответственность.
12. Война: горькие уроки прошлого, вечная слава героев, память
народа.
Люди, изменившие мир. Знаменитые предки. Великие учители
человечества. Величайшие открытия и подвиги.
13. Наука, культура, искусство (музыка, литература, архитектура и
др.). Памятники культуры как основа цивилизации, развития
общества.
14. Манкуртизм*. Его опасность. Забвение как преступление против
человечества.
Манкуртизм* забвение, утрата исторических, культурных и т.п. связей, ценностей,
национальных и нравственных ориентиров.

26.

Я и другие
При раскрытии тем, связанных с названным направлением,
целесообразно
обратиться
к
различным
формам
человеческого
взаимодействия,
вопросам
взаимоотношений личности и общества, проблеме
самоопределения человека в социальной среде. В основу
сочинения могут лечь рассуждения о причинах
возникновения и способах разрешения межличностных
конфликтов, о путях достижения понимания и согласия
между людьми. Собственный жизненный опыт, а также
обращение к различным литературным источникам (в том
числе к философской литературе и публицистике) дадут
возможность глубокого отклика на предложенную тему.

27.

Возможные темы:
Я и другие (человек среди людей; проблема конфликта,
понимания, что значит «быть собой»).
1) Как вы понимаете выражение «быть самим собой»?
2) Почему важно быть толерантным?
3) Всегда ли нужно избегать конфликтов?
4) Может ли человек выжить без общения?
5) Почему люди не понимают друг друга?
6) Согласны ли вы с высказыванием Александра Радищева: «Только
тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в
другом»?
7) Что важно изменить в самом себе, чтобы лучше понимать других?
8) Почему многие люди зависят от мнения окружающих?
9) Всегда ли нужно стремиться к полному взаимопониманию с
близкими людьми?
10) Почему общество не принимает некоторых людей?

28.

11.Каковы причины возникновения конфликтов между людьми?
12.Что такое толерантность?
13.Может ли человек жить вне общества?
14.Как понять другого человека?
15.Что сближает людей?
16.Почему важно жить в мире с окружающими?
17.Чем опасны конфликты?
18.Почему важно руководствоваться моралью, живя в обществе?
19.В чем причины одиночества?
20.Согласны ли вы с выражением: «чтобы никому не завидовать, надо быть личностью»?
21.Какова роль дружбы в жизни человека?.
22.Какова роль любви в жизни человека?
23.Личность и общество: возможна ли гармония?
24.Почему наши представления о другом человеке не всегда соответствуют реальности?.
25.Как вы понимаете значение слов: «Человек становится человеком только среди людей»
26.Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Если между двумя людьми есть вражда, то
виноваты оба»?
27.Можно ли быть независимым от общественного мнения?
28.Когда человек становится личностью?
29.Как общество влияет на формирование личности?
30.Согласны ли вы с высказыванием: «Горе нужно пережить в одиночестве, но радость — чтобы
познать в полной мере — нужно разделить с другим человеком»

29.

Время перемен
В рамках данного направления можно будет поразмышлять
о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений,
происходящих внутри человека и в окружающей его
действительности, о том, перед каким выбором он
оказывается в период формирования собственного
мировоззрения, в эпоху социальных и культурных
изменений. На эти и другие вопросы в русле конкретных
тем можно ответить, опираясь на различные литературные
источники (художественные произведения, мемуаристку,
научную литературу, публицистику), а также на
собственный опыт осмысления жизни в «большом
времени» с его проблемами и противоречиями.

30.

Возможные темы:
Время перемен (тема изменений, открытий, вызовов,
стоящих перед человеком и человечеством).
1) Всегда ли технический прогресс приносит человечеству
пользу?
2) Как современные технологии влияют на жизнь общества?
3) Согласны ли вы с высказыванием А.П. Чехова: «Наука – самое
важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека»?
4) К чему могут привести научные открытия, лишённые
гуманности?
5) Сложно ли жить в эпоху перемен?
6) Как изменился человек благодаря техническому прогрессу?
7) Почему многие люди боятся перемен?
8) Влияют ли культурные изменения в обществе на
мировоззрение человека? 9) Как меняется человеческое
мышление в эпоху инноваций?
10) Всегда ли жизненные перемены ведут к лучшему?

31.

11. Каковы причины внутренних перемен в жизни человека?
12. Что способно изменить человека?
13. Почему люди боятся перемен?
14. Выбор, который меняет человека.

32.

Разговор с собой
Названное направление побуждает к размышлению о том,
что значит «быть самим собой». Данная тематика связана с
вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности
внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла
жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ,
осмысление опыта других людей (или поступков
литературных героев), стремящихся понять себя. Темы
позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах
собственной личности, о ценности и уникальности своего
внутреннего мира, о необходимости самопознания и
самосовершенствования. Раскрывая тему, можно обратиться
к
художественной,
психологической,
философской
литературе, мемуарам, дневникам и публицистике.

33.

Возможные темы:
Разговор с собой (внутреннее пространство человека и
словесные способы его исследования – вопросы, которые
человек задает себе; внутренние переживания; тема совести).
1) Что значит быть совестливым человеком?
2) Бывают ли обстоятельства, когда человеку можно пойти
против совести?
3) Почему появляются «умные ненужности» («лишние люди»)?
4) Согласны ли вы с утверждением Л.Н. Толстого о том, что
«человек текуч», а люди похожи на реки?
5) Каждый ли человек ищет смысл жизни?
6) Герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» дал себе такую
характеристику: «Ум с сердцем не в ладу». В чём опасность
внутреннего разлада с собой?
7) Всегда ли внутренний мир соответствует внешнему облику?
8) Что происходит с человеком, который не хочет развиваться?
9) Что влияет на формирование внутреннего мира человека?
10) «Положительно прекрасный» человек – вымысел или
реальность?

34.

11. Что значит быть самим собой?
12. Для чего человеку нужна совесть?
13. К чему приводит душевный разлад?
14. Что помогает человеку совершенствовать
себя?
15. Как найти "свой путь"?
16. Что значит быть честным с самим собой?

35.

Между прошлым и будущим: портрет моего поколения
Темы сочинений данного направления приглашают к
размышлению о культурных запросах современного
человека, его литературных пристрастиях, жизненной
позиции, о сходстве и различиях между ним и его
предшественниками, о влиянии молодого поколения на
формирование будущего мира. Потребуется осмысление
духовных ценностей и нравственных ориентиров
молодежи, ее места в современном мире. О сущности
сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века
размышляют современные писатели, ученые, журналисты,
чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что
дает возможность высказать свое мнение в рамках
обозначенной проблематики.

36.

Возможные темы:
Между прошлым и будущим: портрет моего поколения
(культурные запросы, литературные пристрастия, жизненные
оценки, отношения с семьей и обществом).
1) Можно ли утверждать, что современная молодёжь в чём-то
ориентируется на поколения прошлых лет?
2) Почему конфликт отцов и детей неизбежен?
3) Нужно ли читать книги в XXI веке?
4) Можно ли назвать поколение Z потерянным?
5) Согласны ли вы с высказыванием А.С. Пушкина: «Неуважение к
предкам есть первый признак безнравственности»?
6) Почему в современном обществе снижается уровень речевой
культуры?
7) Важно ли сохранять связь между поколениями?
8) Могут ли материальные ценности вытеснить духовные?
9) Для чего нужно передавать жизненный опыт из поколения в
поколение?
10) Можно ли говорить о деградации современного поколения?

37.

11. Может ли художественное произведение дать ответы на
вопросы, волнующие современную молодежь?
12. Может ли компьютер заменить книгу?
13. Что читает современное поколение?
14. Что представляет собой портрет моего поколения?
15. Как формируются нравственные ориентиры современного
человека?
16. Кто является героем для молодежи?

38. Произведения для подготовки к итоговому сочинению

39. Список книг к направлению "Забвению не подлежит". Русская литература. «Слово о полку Игореве» А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»,

Список книг к направлению "Забвению не подлежит". Русская литература.
«Слово о полку Игореве»
А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери», «Капитанская дочка», «Борис Годунов»
Н. Островский «Как закалялась сталь»
Л.Н. Толстой «Война и мир», «Хаджи-Мурат»
А.Н. Толстой «Петр I»
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия»
В.К. Арсеньев «Дерсу Узала»
Л. Пантелеев, Г. Белых «Республика ШКИД»
В.А. Каверин «Два капитана», «Открытая книга»
В.Д. Дудинцев «Белые одежды»
В.А. Обручев «Земля Санникова»
Ю.Н. Тынянов «Пушкин», «Смерть Вазир-Мухтара»
В.С. Гроссман «Жизнь и судьба» «Мама»
А.П. Платонов «Котлован», «Чевенгур»
К.Д. Воробьев «Убиты под Москвой»
Г.Я. Бакланов «Навеки - девятнадцатилетние»
Б.Л. Васильев «Экспонат № … », «А зори здесь тихие», «Вещий Олег»
В.П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет».
В.Г. Распутин «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни»
М.А. Шолохов «Они сражались за родину», «Поднятая целина» «Тихий Дон»
К.М. Симонов «Живые и мертвые»
В.П. Некрасов «В окопах Сталинграда»
Ю.В. Бондарев «Батальоны просят огня», «Горячий снег»
Б.Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
Ф.А. Абрамов «Братья и сестры»
В.В. Быков «Обелиск»
В.О. Богомолов «Момент истины (В августе 44-го...)»
Н.К. Чуковский «Балтийское небо»
В.Т. Шаламов «Колымские рассказы»
К. Булычев «Город без памяти»
В.И. Аксенов «Таинственная страсть»
Е.И. Замятин «Мы»
А.Н. Рыбаков «Дети Арбата»
А.И. Солженицын «Архипелаг «ГУЛАГ», «В круге первом»
Ч.Т. Айтматов «И дольше века длится день»
О.М. Куваев «Территория»
А.В. Иванов «Тобол»
Е.Г. Водолазкин «Авиатор»

40.

Лирические и лиро-эпические произведения к направлению "Забвению не
подлежит"
Г.Р. Державин «Памятник»
В.А. Жуковский «Певец во стане русских воинов»
А.С. Пушкин «Два чувства дивно близки нам», «Памятник», «Медный
всадник», «Песнь о вещем Олеге»
М.Ю. Лермонтов «Мцыри», «Смерть поэта», «Бородино»
А.Т. Твардовский поэма «По праву памяти», «Я знаю, никакой моей вины…»,
«Василий Тёркин»
О.Ф. Берггольц «Памяти защитников»
С.П. Щипачев «Павшим»
А.А. Блок «Двенадцать»
А.А. Ахматова «Реквием»
И.А. Бродский «Я входил вместо дикого зверя в клетку…», «Посвящается стулу»
В.С. Высоцкий «Памятник»
↑ Список произведений к направлению "Забвению не подлежит". Зарубежная
литература.
Л. Лоури «Дающий»
Дж. Оруэлл «1984»
Д. Митчелл «Облачный атлас»
И. Стоун «Жажда жизни»
Т. Кенэлли «Список Шиндлера»
Х.Л. Борхес «Цербер»

41.

Список книг к направлению "Я и другие". Русская литература.
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Дубровский» «Повести Белкина»
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Маскарад»
Н.В. Гоголь «Шинель», «Мертвые души», «Тарас Бульба»
А.Н. Островский «Свои люди – сочтемся», «Гроза»
И.С. Тургенев «Отцы и дети», «Записки охотника», «Дневник лишнего человека»
Л.Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина», «Кавказский пленник»
И.А. Гончаров «Обломов»
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот», «Бедные люди»
В.Г. Короленко «В дурном обществе»
А.П. Чехов «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Размазня», «В аптеке»,
«Беззащитное существо», «Человек в футляре», «Ионыч»
К.Г. Паустовский «Теплый хлеб», «Телеграмма»
Е.И. Замятин «Мы»
А.И. Куприн «Олеся», «Гранатовый браслет», «Поединок», «Тапер», «Чудесный доктор»
(«Добрый доктор»)
М. Горький «На дне», «Мать», «Старуха Изергиль», «Фома Гордеев»
А.П. Платонов «Юшка», «Котлован»
А.Грин «Зеленая лампа», «Алые паруса»
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», «Белая гвардия»
Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»
М.А. Шолохов «Тихий Дон»
Ч.Т. Айтматов «Плаха», «И дольше века длится день»
В.В. Быков «Обелиск»
В.Г. Распутин «Уроки французского»
Е.И. Носов «Кукла»
Ф.А. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»
А.И. Солженицын «Матренин двор»
П.Ф. Нилин «Жестокость»
Ч.Т. Айтматов «И дольше века длится день»

42.

Список произведений к направлению "Я и другие". Зарубежная литература.
Х. Ли «Убить пересмешника»
Д. Киз «Цветы для Элджернона»
О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»
Дж. Остин «Гордость и предубеждение»
В. Гюго «Собор Парижской Богоматери», «Человек, который смеется», «Отверженные»
У. Голдинг "Повелитель мух"
Дж. Оруэлл "1984"
О. Хаксли «О дивный новый мир»
Т. Драйзер «Американская трагедия»
А. Азимов «Позитронный человек»
У. Грум «Форрест Гамп»
С. Коллинз «Голодный игры»
У. Теккерей «Ярмарка тщеславия»
Д. Дефо «Робинзон Крузо»
Ф. Кафка «Процесс»
А. Камю «Постороний»
К. Кизи «Над кукушкиным гнездом»
Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»
Д. Лондон «Мартин Иден»
У. Шекспир «Отелло» «Ромео Джульетта»
Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома»
Р. Хайнлайн «Чужак в чужой стране»
Ф. Бакман «Вторая жизнь Уве»
И. Шоу «Богач, бедняк»
К. Воннегут «Колыбель для кошки»
Дж.С. Фоер «Жутко громко и запредельно близко»

43.

Список книг к направлению "Время перемен". Русская литература.
А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Станционный смотритель»
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
М. Горький «На дне», «Фома Гордеев»
А.Н. Островский «Гроза»
Н.Г. Чернышевский «Что делать?»
М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы»
И.А. Гончаров «Обломов», «Обрыв», «Обыкновенная история»
А.П. Чехов «Вишневый сад», «Ионыч», «Чайка»
И.С. Тургенев «Отцы и дети», «Ася», «Дворянское гнездо», «Накануне»
Ф.М, Достоевский «Преступление и наказание», «Бесы»
Л.Н. Толстой «Война и мир», «Детство. Отрочество. Юность»
А.И. Куприн «Чудесный доктор»
Н.А. Некрасов «Поэт и гражданин»
А. Блок «Двенадцать»
В. Маяковский «Во весь голос»
С. Есенин «Я усталым таким еще не был»
Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»
В.Г. Распутин «Прощание с Матерой», очерк «Вверх и вниз по течению»
М.А. Булгаков «Дни Турбиных», «Собачье сердце», «Белая Гвардия»
В.А. Каверин «Два капитана»
А.П. Платонов «Котлован»
Е.И. Замятин «Мы»
М.А. Шолохов «Тихий Дон», «Поднятая целина»
А. Грин «Алые паруса»
Б. Васильев «Завтра была война»
В. Набоков «Камера обскура»
Ч. Айтматов «И дольше века длится день»
Л. Улицкая «Зеленый шатер»
А. Богомолов «Маленький человек в эпоху больших перемен»
М. Петросян «Дом в котором…»
А. Красильщик «Три четверти»
А. Жвалевский, Е. Пастернак «Открытый финал»
Р. Сенчин «Зона затопления»
Е. Водолазкин «Авиатор», «Лавр»
Ю. Полякова «Любовь в эпоху перемен»
Р. Силверберг «Время перемен»
Статьи под ред. А. Асмолова «Личность в эпоху перемен»

44.

Список произведений к направлению "Время перемен". Зарубежная литература.
Э. Хемингуэй «Прощай, оружие!»
Дж. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»
Э.М. Ремарк «Три товарища», «Земля обетованная»
Р. Йейтс «Дорога перемен»
К.С. Льюис «Хроники Нарнии»
Х. Ли «Убить пересмешника»
М. Митчелл «Унесенные ветром»
О. Хаксли «О дивный новый мир»
А. Азимов «Позитронный человек»
Д. Тартт «Щегол»
Ф. Бакман «Вторая жизнь Уве»
И. Шоу «Богач, бедняк»
Дж. С. Фоер «Жутко громко и запредельно близко»
Ч. Диккенс «Повесть о двух городах»
Р. Брэдбери «451 по Фаренгейту», «Вино из одуванчиков»
А. Камю «Чума»

45.

Список книг к направлению "Между прошлым и будущим: портрет моего поколения".
Русская литература.
М. Петросян «Дом, в котором …»
О. Рой «Изгои»
А. Иванов «Сердце Пармы»
П. Санаев «Похороните меня за плинтусом»
С. Лем «Солярис»
В. Пелевин Generation «П»
Т. Толстая «Кысь»
Стругацкие «Трудно быть богом»
Е. Замятин «Мы»
С. Лукьяненко «Ночной дозор», «Дневной дозор»

46.

Список произведений к направлению "Между прошлым и будущим: портрет моего
поколения". Зарубежная литература.
Д. Митчелл «Облачный атлас»
К. Исигуро «Не отпускай меня»
Э. Вейер «Марсианин»
М. Парр «Вафельное сердце»
И. Макьюэн «Искупление»
Дж. Роулинг «Гарри Поттер»
Дж. Толкин «Властелин колец»
Р. Брэдбери «451 по Фаренгейту», «Вино из одуванчиков»
Дж. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»
Дж. Оруэлл «1984»
Д. Джонс «Ходячий замок»
Д. Киз «Цветы для Элджернона»
Ч. Паланик «Бойцовский клуб»
Дж. С. Фоер «Жутко громко и запредельно близко»
Н. Гейман «Коралина», «За дверью»
Р. Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»
Ф. Флэгг «Жареные зеленые помидоры …»
Я. Вишневский «Одиночество в сети»
В. Рот «Дивергент»
С. Коллинз «Голодные игры»
С. Чбоски «Хорошо быть тихоней»
Ф. Дик «Мечтают ли андроиды об электроовцах», «Человек в высоком замке»
Н. Спаркс «Дневник памяти»
А. Сапковский. Сага «Ведьмак»
У. Голдинг «Повелитель мух»
С. Кинг «Кэрри», «Зеленая миля», «Как писать книги», «Сияние» и др.
П. Несс «Голос монстра»
М. Зусак «Книжный вор»
Ф. Пулман «Темные начала»
Д. Браун «Код да Винчи»
Х. Янагихара «Жизнь Пи»
Б. Смитт «Дерево растет в Бруклине»
Т. Чан «История твоей жизни»
Дж. Грин «Виноваты звезды»
Р. Салли «Нормальные люди»
К. Функе «Чернильное сердце»
Дж. Эндрюс «Я, Эрл и умирающая девушка»
Дж. Боуэн «Уличный кот по кличке Боб»
М. Панке ««Выживший»
Р. Даль «Чарли и шоколадная фабрика»
К. Морган «Сотня»
Дж. Дэшнер «Бегущий в лабиринте»
О.С. Кард «Игра Эндера»
Л. Лоури «Дающий»
Серия книг С. Майер

47.

Публицистика, биографии, научная литература для подготовки к направлению "Между
прошлым и будущим: портрет моего поколения"
Э. Вэнс «Илон Маск: Tesla, SpaceX и дорога в будущее»
Н. Вуйчич «Жизнь без границ. Путь к потрясающе счастливой жизни»
В. Айзексон «Стив Джобс. Биография»
С. Хокинг «Кратчайшая история времени»
Майкл Уайт и Джон Грибин, «Стивен Хокинг. Жизнь среди звезд».
Ф. Найт, «Продавец обуви. История компании Nike, рассказанная ее основателем».
Г. Форд «Моя жизнь. Мои достижения».
Ю. Харари «21 урок для XXI века»

48. Как написать итоговое сочинение


В этой работе вы должны использовать
произведения русской и мировой
литературы, приводить литературные
примеры. Причем вы можете использовать
не только прозаические произведения, но и
лирические (стихотворения, поэмы), драматические, публицистические (очерки, эссе)
— если того требует раскрытие выбранной
вами темы
Помните, что самое главное в написании
выпускного итогового сочинения — это
раскрытие темы.

49.

В первой части вы даете некое вступление
на выбранную вами тему. Оно может быть
более или менее абстрактным.
Также обратите внимание, что с 2019 года в
сочинении обязательно должно
присутствовать личное отношение
экзаменуемого к рассматриваемому вопросу
и позиции автора.

50.

Затем вы приводите в пример два
литературных произведения. В качестве
первого примера можно привести
прозаическое произведение и дать
глубокий, развернутый анализ его. В
качестве второго примера можно
привести лирическое произведение
(стихотворение), дав уже небольшой
анализ и процитировав несколько строк.
В этом случае вы соблюдаете требования, предъявляемые к вам
методистами ФИПИ (2 литературных
примера), выдерживаете необходимый
объем сочинения и укладываетесь в
предложенное время.

51. Некоторые советы

Обращаясь к литературным произведениям,
вы должны не просто рассказать о какихлибо персонажах, но и
произвести полноценный
литературоведческий анализ произведения.
Вы должны очень хорошо знать содержание
произведения, дать краткое изложение
сюжета, охарактеризовать образы, привести
примеры поступков героев, подтверждающих
их те или иные личностные качества. Также
нужно обозначить идею произведения и
выявить авторскую позицию.

52.

Очень хорошо, если вы вспомните какието художественные средства, использованные автором в данном сюжете, в
обрисовке образа — портрет героя (его
характерные особенности), пейзажи и т.д.
Затем вы высказываете свое мнение о
данной проблеме, говорите о том, что вы
согласны с данными авторами, потому
что…
Помните, что объем вашего сочинения
должен составлять не менее 350 слов.

53.

При
этом вам нужно постараться избежать
орфографических, пунктуационных, а
также речевых ошибок. Поэтому лучше
избегать больших, сложных предложений.
Стилистические и пунктуационные
ошибки в них, как показывает практика,
неизбежны. Разбейте все свои сложные
предложения на простые. При этом
помните о правильном построении
предложений с деепричастным оборотом (в
них также зачастую допускают ошибки).

54.

55.

56.

57. Рекомендуемые ресурсы:

Сочинение11
РФ. Sochinenie11.ru
Капканы ЕГЭ и ГИА капканы ЕГЭ.рф
Могу писать - mogu-pisat.ru
Незнайка - neznaika.info
ЕГЭша РФ – егэша.рф
English     Русский Правила