Похожие презентации:
Экспрессионизм в музыке
1.
Бударина А. Г.2.
• XX век – это время кардинальных социальныхперемен, революций, открывших новую эру в
жизни человечества. Это время и тяжелых
испытаний – двух мировых войн. XX век – это и
взлет культуры и искусства, в том числе и
музыкального, пришедший к великим
художественным достижениям, расцвету многих
национальных школ, формированию советской
музыкальной культуры.
3.
Экспрессионизм – одно из наиболее сложных ипротиворечивых направлений в художественной культуре
первых десятилетий XX столетия. Наиболее ярко он
проявил себя в культуре Германии и Австрии.
Экспрессионизм стремился предать
напряженность человеческих эмоций,
гротескную изломанность, иррациональность
образов. При этом он радикально разрывал
связи с традиционным искусством.
4.
• Наиболее ярко экспрессионистская позицияраскрылась в музыкальном искусстве.
• Музыкальный экспрессионизм как особое
направление связан с австрийской, а еще
конкретнее – с венской культурой. Классические
его образцы дает творчество композиторов Новой
венской школы, основоположником которой
является Арнольд Шёнберг.
5.
• Типичные экспрессионистские произведенияШёнберга – монодрама «Ожидание»,
вокальный цикл «Лунный Пьеро», кантата
«Уцелевший из Варшавы», а также
незавершённая опера «Моисей и Аарон».
Высшим достижением музыкального
экспрессионизма признаётся опера Альбана
Берга «Воццек» (1925).
Вы слышите «Эпизод смерти Воццека»
6.
• Типичный для музыкального экспрессионизмакомплекс выразительных средств
1) замена традиционной мажоро-минорной
системы атональностью; через свободную
атональность экспрессионисты приходят к
организации звукового материала на основе
додекафонии;
2) отсутствие связей с бытовыми жанрами;
3) предельная диссонантность гармонии;
4) прерывистость, «разорванность» мелодики;
инструментальная трактовка вокальных партий,
возбуждённая речитация;
5) использование «речевого пения» (Sprechgesang);
6)
нерегулярная акцентность в ритме, часто
меняющиеся темпы.
7.
8.
• Всё это создает чрезвычайно накаленнуюэмоциональную атмосферу, впечатление
непрерывно возрастающего напряжения.
• Герой экспрессионистского искусства постоянно
пребывает в критическом эмоциональном
состоянии. В его восприятии доминирует трагически
искаженный облик распадающегося мироздания.
Природа его внутренней жизни во многом
определяется стихией бессознательного.
9.
• XX век – век опустошительных мировых войн икатастроф – создал почву для того, чтобы
экспрессионистские тенденции получили
продолжение в разных стилях и индивидуальных
манерах. У экспрессионистов многому научились
Хиндемит, Барток, Шостакович, Онеггер, Мийо,
Бриттен. Экспрессионистский тонус ощущается
почти во всех «военных» симфониях крупнейших
симфонистов XX века.