Похожие презентации:
Понятие «государство-цивилизация»
1.
РАЗДЕЛ 2. Российскоегосударство-цивилизация
Тема 2. Понятие «государствоцивилизация»
2.
1.Определение понятия«государство-цивилизация
• В конце XX столетия одновременно в нескольких
странах появились работы, посвященные новой
категории политико-философского анализа –
«государству-цивилизации»
(«Civilization-State»,
«Etat-Civilisation»).
• Первоначально это было вызвано поиском
адекватной формы политической идентификации
новых мировых гигантов, таких как Китай, Индия,
Россия, реалии которых с трудом поддавались
определению в общепринятой терминологии
«национального государства» или «империи».
3.
Определение понятия «государствоцивилизация• Словосочетание «государствоцивилизация» вошло в новый
политический словарь после
выхода
в
свет
книги
британского
историка
Мартина Жака под названием
«Когда Китай правит миром:
конец западного мира и
рождение нового мирового
порядка», которая появилась в
2008 г. на книжных полках
США и в 2009 г. в
Великобритании.
4.
Определение понятия «государствоцивилизация»: М. Жак• В основе идентификации
«государствацивилизации»
лежат
принципы исторической
преемственности, а также
культурного
единства,
ставшего
итогом
непрерывного процесса
культурного синкретизма,
распространяющегося на
большой географический
ареал.
5.
Определение понятия «государствоцивилизация»Государство-цивилизация — большое многонациональное государство,
объединенное НЕ по принципу этнического родства, а по принципу общей
религии
или
идеологии,
комплементарности
культур,
схожего
геополитического положения, наконец, общей исторической судьбы.
Государство-цивилизация может вступать во взаимодействие с внешним
миром, но никогда не впадает от него в зависимость и всегда сохраняет
самодостаточность, автономию и автаркию (полная экономическая
независимость)
Государство-цивилизация всегда больше, чем просто государство и в
пространственном и во временном (историческом) выражении.
Государство-цивилизация – наиболее эффективная форма противостояния
глобальным вызовам и угрозам в современном мире.
6.
Определение понятия «государствоцивилизация»• Государство-цивилизация – исторически
устойчивое и культурно преемственное
сообщество, выработавшее собственную
ценностную модель и обладающее
значительным социально-политическим
влиянием на мировую политику.
7.
2. Базовые характеристики моделигосударства-цивилизации
1. Ориентировано на широкий контур
межкультурного
диалога
и
взаимодействия,
на распространение
своей
ценностно-мировоззренческой
модели, которая, в свою очередь, является
оригинальной
и
исторически
преемственной системой ценностей и
смыслов
8.
Базовые характеристики моделигосударства-цивилизации
2. Выполняет роль собирателя разрозненных
и различных (по разным критериям)
территорий, этносов, наций и сообществ, а
также роль центра, более широкого, чем само
государство, цивилизационного мира
9.
Базовые характеристики моделигосударства-цивилизации
3. Представляет собой дальнейшее развитие
суверенной
политической
организации,
своеобразный
следующий
этап
общественной динамики для обществ,
обладающих
устойчивым
многолетним
опытом государственности и самобытного
культурного развития.
10.
Базовые характеристики моделигосударства-цивилизации
4. Высокоадаптивный характер политического
порядка, его устойчивость к различным
глобальным и региональным вызовам
11.
Базовые характеристики моделигосударства-цивилизации
5. Принятие множественного
(многоуровневого) характера идентичности,
предусматривающего общецивилизационную
идентичность, этнонациональную
идентичность и идентичность отдельного
(локального) сообщества
12.
Базовые характеристики моделигосударства-цивилизации
6. Многонациональный (наднациональный)
характер культуры
7. Сохранение социальной сложности при
интегративной роли цивилизационного ядра
и государствообразующего народа
13.
Базовые характеристики моделигосударства-цивилизации
- единство исторического и территориального пространства,
которое образует своего рода географический каркас данной
цивилизации;
- общность исторической памяти, …которая объединяет и
связывает в общность представителей различных национальностей,
образующих суперэтнос;
высокоразвитый литературный язык, который выступает
культурно-лингвистической коммуникативной основой такого
суперэтноса, его несущей цивилизационной конструкцией. Такой
язык принимают в качестве средства межнационального общения
абсолютное большинство населения, он способен адекватно
отражать и выражать явления и процессы индустриальной стадии
развития общества и того нового типа деятельности, которые создает
научно-техническая революция.
Володин А.Г.
14.
3. «Государства-цивилизации» впрошлом
Государствами-цивилизациями были:
• Византийская Империя,
• Арабский халифат,
• Российская Империя,
• СССР,
• Югославия.
15.
Византийская империя16.
Византийская империяВ нее входили территории современных Греции и Турции, Израиля и Египта,
Болгарии, Сербии и Албании, Туниса, Алжира и Марокко, часть Италии,
Испания и Португалия.
На территории Византийской империи, наряду с греками, жили
• славяне,
• евреи,
• албанцы,
• сирийцы,
• грузины,
• и другие народы.
Подавляющее большинство жителей говорило на греческом языке, в VII веке
государственным языком Византийской империи стала латынь.
• Византийцы отличались высоким культурным уровнем, они были
прекрасными земледельцами, ремесленниками, активного участвовали в
общественной жизни.
• Византия была империей с сильной централизованной властью.
17.
СССР18.
4. «Государства-цивилизации» внастоящем
Государства-цивилизации сейчас:
• Китай
• Индия
• Россия
• Турция
• Бразилия
• Индонезия
19.
Китай20.
Китай• Термин «Государство-Цивилизация» чаще
всего применяется к Китаю. Причем как к
древнему, так и к современному.
• Китай выступает как культурообразующее
начало и для соседних народов, которые
напрямую в Китай не входят – прежде всего
для Кореи, Вьетнама, стран Индокитая и даже
довольно самостоятельной Японии.
А. Дугин
21.
Китай:индивид – личность – государство
• Особые отношения между обществом и
государством,
истоки
которого
–
конфуцианство
• Государство выступает не только как следствие
естественного права, но и как опекун своих
подданных, общества и цивилизации, откуда
проистекает его легитимность. Его власть не
относительна, как это декларируется в
концепции
западного
национального
государства, а абсолютна.
22.
Китай:«консультативная демократия».
• Если европейская логика опирается на принцип
«демократия против автократии», то китайская
руководствуется тезисом «к хорошему управлению
против плохого управления». Если западный
подход – это выборы, то китайский – это отбор
плюс выборы. Такой процесс принятия решений
незнаком европейцам, но в Китае он –
органическая часть истории и культуры. Китай был
первой страной, которая изобрела систему
экзаменов на государственную гражданскую
службу, и произошло это 1500 лет назад.
23.
Китай:стабильность и единство
• Цивилизационное государство – это и одно
государство, и “сотни государств в одном”.
Как
единое
государство,
оно
характеризуется
беспрецедентной
сплоченной силой и компетентностью на
уровне макроуправления, а как “сотни
государств в одном” оно характеризуется
наибольшим внутренним разнообразием»
24.
Китай: сильная централизациявласти
• Она опирается на принцип представления
всеобщего интереса – «всех под небесами» – в
отличие от европейского представительства
частичных интересов через многопартийную
систему. В этом отношении для китайского
менталитета непонятна и неприемлема
формула политической жизни, которая
предполагает смену власти каждые четыре
или пять лет. Такая модель воспринимается
как непродуктивная и популистская.
25.
Китай: новый мировой проектповедения
Чжан Вэнвей сравнивает тактику и цели
китайской
политики
с
логикой
национальной игры «го», которая хотя и
напоминает шахматы, но принципиально
разнится с ними в замысле. Если в шахматах
вы стремитесь уничтожить противника, то в
игре «го» цель состоит в создании
позитивных тенденций и в расширении
пространства, что позволяет вовлечь других
игроков в процесс созидания, а не
уничтожить их, убирая с дороги конкурента.
В рамках мирового сообщества стратегия
Китая должна привести к смене парадигмы
демократии на парадигму «хорошего
управления», к переходу от так называемой
«игры
с
нулевой
суммой»
к
«беспроигрышному партнерству» в рамках
глобализации,
а
также
к
замене
вертикального порядка с гегемонией США
на горизонтальный, который позволит
выровнять возможности и силы разных
«акторов»
26.
Индия27.
Индия: социальная структураобщества
• Современную Индию нередко называют «крупнейшей
демократией мира».
• На политический процесс в Индии до сих пор
значительно влияют такие факторы доиндустриального
происхождения, как дуалистическая социальная
структура общества: сложный симбиоз современных
классовых/социально-профессиональных общностей, с
одной стороны, и традиционных институциональных
объединений (каста, сельская община, большая семья и
т. д), с другой.
• На содержание индийской политики продолжает влиять
и наличие конфессий (и этносов), численность которых
равна
либо
превосходит
население
крупных
европейских стран
28.
Индия: зоны влияния• К индийской цивилизации относятся, кроме республики
Индия, сопредельные страны: Непал, Бутан и ШриЛанка.
• Из лона индийской культуры вышли два больших
мусульманских государства: Пакистан и Бангладеш.
• Цивилизация оказала огромное влияние на судьбы
Тибета, Китая, Японии, Монголии и стран ЮгоВосточной Азии.
• Зародившийся в интеллектуальных недрах Индостана
буддизм вышел за пределы цивилизации и на века
через души людей покорил значительную часть Китая,
что не смог сделать ни один великий полководец с
помощью огня и меча.
29.
Индия: языки и религии• Сегодня в Индии насчитывается 14 основных
языков и около 250 региональных диалектов.
Языки Индии происходят из двух основных
абсолютно различных языковых семей:
дравидской на юге и индоевропейской на
севере Индии.
• Многообразие велико и в религии Индии, где
наряду с индуизмом существуют ислам,
сикхизм, джайнизм, буддизм, зороастризм,
христианство и множественные племенные
культы.
30.
Индия: противоречивые связи• Современная Индия, с цивилизационной точки зрения,
является противоречивым образованием: с одной
стороны, она продолжает сохранять довольно тесные
связи с бывшей метрополией (остается в Британском
Содружестве наций, Commonwealth, объединяющем
бывшие колонии) и, соответственно, с Европой,
признает рыночную экономику и либеральнодемократическую систему, но с другой стороны
настаивает на дистанции от капиталистического Запада
(что выразилось в поддержании на протяжении
нескольких десятилетий тесных связей с СССР и в
участии в Движении за неприсоединение).
31.
Индия: культурно-религиознаятрадиция
• Сложные различия регионов, а также
«множественность» индийского общества и
управления не нарушали основы единства на
общеиндийском уровне. Это связано, прежде
всего, с культурно-религиозной традицией,
которая объединяла различные этносы и
национальности. Религия во все времена
являлась одним из цементирующих звеньев в
индийском обществе. Индуизм стал мощной
духовной силой, которая повлияла на все
стороны жизни индийского общества.
32.
Индия: философия ненасилия• Индуизму всех направлений присуща
высокая степень терпимости к иноверцам и
инакомыслию вообще, обусловленная
убежденностью во внутреннем единстве
всех религий. Индуизм поражает своей
мировоззренческой терпимостью.