29.11M
Категория: ИсторияИстория

Ныробский Узник

1.

Ныробский Узник
Во второй половине сентября на Урале чтят память местного святого
великомученика Михаила Никитича Романова, в 1601 году
подвергнутого умерщвлению по указу Бориса Годунова в деревеньке
Ныробке Чердынского уезда.

2.

События в Ныробе
1
Переплетение судеб
Таким образом судьба древнего уральского поселения
переплелась с судьбой рода Романовых за десяток лет до их
восхождения на русский престол и за 100 лет до образования
Пермской губернии. .
2
Ныроб
Сегодня уже нет никаких сомнений в том, что не было бы в
России знаменитого Ныроблага, не было бы и самого Ныроба,
если однажды в эти края не сослали бы опутанного
трёхпудовыми цепями Михаила Никитича Романова

3.

Из истории мы знаем, что в Смутные времена, в 1600-ые годы –
время безвластия, очень ярой была борьба за царский престол.
Лидером, жестоким человеком, который выделялся особой
ревностью в этой борьбе, был Борис Годунов.
.
Борис Годунов видел в братьях Романовых прямую угрозу его
царствованию и решил избавиться от них, отправив по разным
ссылкам. Дальше всех он отослал Михаила Никитича. Ныробка
считалась последним пределом земли Русской. За ней — только
непроходимые болота и леса с дикими племенами вогулов и
татар.

4.

История ныробского узника
В сентябре 1601 года жители глухой северной деревушки Ныробки были напуганы криками,
доносившимися из леса. Вскоре на тропе показался возок, который тащили лошади, увязая в
болоте. Возок сопровождали верховые. Весь этот поезд остановился на краю деревни. Начальник
стражи приказал стрельцам копать яму, а ныробских крестьян заставил рубить деревья и готовить
из них плахи. Когда яма была готова, открыли возок, и оттуда вышел богатырь, закованный в
трехпудовые цепи в которых он еле мог двигаться. Услышав, что яма приготовлена для него, он в
ярости схватил возок и отшвырнул его на десять шагов. Стражники сбросили боярина в яму и
закрыли ее сверху плахами. Сами же стражники поселились в самой деревне.

5.

Целый год томился узник в этой темнице. Сердобольные ныробцы, слыша его стоны и
молитвы, сочувствовали ему. Они научили своих детей тайком от стражи носить
страдальцу пищу. Играя на окраине, ребятишки, как будто случайно, подбегали к яме и
бросали в отверстие хлеб и полые стебли растений с квасом, подкармливая таким
образом узника. Но однажды стражник, прохаживаясь по лугу, заметил, что дети
спустили что-то в подземелье. Он схватил их и выведал, что дети носили боярину
пищу по приказу своих отцов. Шестерых ныробцев схватили и отправили под караулом
в Казанские темницы.

6.

Дальнейшее развитие событий в
ныробе
В 1603 году ныробцы несмотря на опасность навлечь на
В 1606 году, по воцарении на русском троне Лжедмитрия, прах
себя новые репрессии, соорудили над ямой Романова
Михаила Никитича был перевезён в Москву и с почестями
деревянную часовню. Жители деревеньки долго не
захоронен в усыпальнице Романовых.Причём тело, по уверению
могли забыть Михаила, который поразил их своим
свидётелей, было «ничем невредимо, только от руки, от перста
терпением, кротостью в перенесении мук и скорбей.
некоторый член земля взяла». Это ли не вернейшее
Сохранили крестьяне и кандалы боярина, рассказывали
свидётельство святости? Ещё истовее начали молиться
даже, что некоторые, заболев, одевали эти кандалы, и
ныробцы. Каждый в деревеньке чувствовал, что Бог послал им
получали исцеление.
чудо и милость свою через святого мученика.

7.

Чудесные храмы
В 1613 году, проезжая мимо Ныробки, чердынские купцы увидели великолепную икону Николая
Чудотворца, стоявшую на пенечке рядом с Якшинским трактом. Купцы отвезли её в Чердынь и
установили в одном из своих храмов. Однако икона исчезла, чтобы вновь возникнуть на пенечке возле
Ныробки. И тут все поняли — чудо. И покатилась весть об этом до самой Москвы, до древнего кремля,
прямо к новому правителю Руси, родному племяннику Михаила Никитича — Михаилу Фёдоровичу
Романову. И потрясённый 16-летний царь ниспослал на Ныробку свои милости. Михаил Федорович кроме
того, что дал освобождение от земельного налога, так еще и построил Храм святителя Николая за счет
царской казны. Также отправил в Ныроб все необходимое для службы, а также двух священников,
назначив им оклады.

8.

9.

Михаил Федорович кроме того, что дал освобождение от земельного налога, так еще и построил
Храм святителя Николая за счет царской казны. Также отправил в Ныроб все необходимое для
службы, а также двух священников, назначив им оклады. В 1736 году на месте бывшей могилы
Михаила Никитича была отстроена Богоявленская церковь. Скромная внешне, она поражала
внутренним величием и, в отличие от неотапливаемой Никольской церкви, считалась зимней.
Место, где когда-то был закопан боярин Михаил Романов, находилось за левым клиросом собора.
Здесь, в нише храма, стояла гробница с покрывалом Михаила Никитича, сверху нависал балдахин.
Рядом на помосте хранились оковы ныробского мученика. Тысячи и тысячи богомольцев,
устремившихся в Ныроб, держали эти оковы во время богослужений, передавали друг другу, а у
кого хватало силы, надевали на свои плечи.

10.

Заключение
Ныробские события оставили глубокий след в истории Пермского края, в духовной жизни многих
поколений. Предки бережно хранили каждую крупицу памяти о ныробском узнике, верили в
святость страдальца, почитали святыми места, связанные с его пребыванием здесь.
В XX веке эти традиции были забыты, многие памятники разрушены. Но пришло время
возрождения, возвращения к истокам. В сентябре 2001 года в Ныробе прошли юбилейные
торжества, собравшие сотни людей. К этому событию готовились долго. Ныробские древности
снова стали предметом заботы и внимания. Преобразилась Никольская церковь, перестроена
часовня на Никольском роднике, отремонтирована ограда сквера вокруг ямы узника, а над ямой
сооружен павильон – смотровая площадка, откуда можно спуститься в темницу. Как и в давние
времена, в Ныроб снова потянулись люди, чтоб прикоснуться к святым местам, прикоснуться к
прошлому
English     Русский Правила