5.87M
Категория: МузыкаМузыка

Николай Андреевич Римский-Корсаков

1.

ВЫПОЛНИЛА: учитель музыки Чернявская Г.Б.
САРАНСК

2.

Неподалеку от Новгорода Великого есть маленький русский город Тихвин. Он
уютно расположился по берегам речки Тихвинки вдали от шумных дорог. В этом
городке в 1844 году родился будущий композитор-сказочник.

3.

Николай Андреевич РимскийКорсаков (6 марта 1844 – 8 июня 1908)

4.

В доме Римских-Корсаковых все любили музыку и часто
вместе музицировали
Дом Римских-Корсаковых (старое фото)
.
Дом Римских-Корсаковых
(современный вид). Ныне музей
композитора

5.

Учила маленького Николая музыке мать. От нее он узнал много
прекрасных народных песен, услышал впервые о великом русском
композиторе Глинке и познакомился с его сочинениями.
Софья Васильевна РимскаяКорсакова – мать композитора
Николай Андреевич Римский-Корсаков –
отец композитора

6.

Хотя музыка давалась Николаю очень легко, не она была главным пристрастием
мальчика. Он мечтал о море, о далеких странах и в совершенстве изучал все, что
касалось морского дела, и даже построил по всем правилам небольшой кораблик,
на котором плавал по Тихвинке. Морская профессия издавна была традицией в
семье: моряками Корсаковы были еще при Петре I. Двенадцати лет Николая
отдали учиться в Морской корпус в Петербурге. В суровой и казенной обстановке
военного училища юноша начал больше тянуться к музыке. Николай делает
первые попытки сочинять.

7.

Для завершения своего военного образования будущей
композитор отправляется в кругосветное плавание на клипере
«Алмаз». Но моряком он не стал. Любовь к музыке заполонила
всю его жизнь.
Клипер «Алмаз»

8.

Он стал великим композитором и педагогом. В историю мировой музыкальной культуры Римский-Корсаков
вошел прежде всего как композитор-сказочник. Мир народный сказок, легенд, преданий, народный быт, картины
родной природы нашли в его музыке гениальное воплощение. «В сущности, мой род – это сказка, былина, и
непременно русские», - говорил композитор. Среди пятнадцати опер Римского-Корсакова – девять созданы на
сюжеты русских сказок и легенд. Как и сказкам Пушкина, операм Римского-Корсакова присущ ярко
выраженный русский национальный колорит. И еще одна тема проходит через многие его оперы – это тема
моря. Это нашло отражение в операх: «Сказка о царе Салтане», «Шехеразада», и «Садко» - фрагмент которой
мы
сейчас
и
услышим.

9.

10.

11.

12.

Опера-сказка написана в
эпоху первой русской
революции 1905 года.
Музыка оперы не похожа
на
рабочие
революционные
песни.
Но в ней композитор в
иносказательной форме
выразил свое отношение
к правительству России,
а
именно
к
царю
Николаю
2.

13.

Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело;
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить.
Тут соседи беспокоить
Стали старого царя,
Страшный вред ему творя.

14.

Сейчас звучит музыка «Шествие царя Додона» из оперы «Золотой
петушок», которое царь устроил после своего похода в Шемоханское
царство. Вы слушаете и думаем, каким рисует его нам музыка и какое
шествие предстает перед нами.

15.

В музыке «Шествия царя Додона» Римский-Корсаков рисует
напыщенно-глупого царя. В иносказательной форме он выражает свое
отношение к правительству того времени - сатирическое. Цензура того
времени увидела в опере «опасный» революционный дух и запретила
постановку. Только после смерти композитора и подавления
революционного движений 1905 года «Золотой петушок» впервые был
поставлен на оперной сцене. Мы вновь видим, как композитор отразил
в музыке, пусть в иносказательной форме, идеи своего времени. А
музыка могла повлиять на людей, не зря ее запретила царская цензура

16.

Каждая историческая эпоха рождает свою
музыку, в которой отражаются идеи
общества, пусть и в иносказательной
форме. И эта музыка может влиять на
людей, поэтому иногда в царской России
цензура запрещала ее исполнение.
English     Русский Правила