Роль сна
Пространство и время
Позиция автора
3 картина
4 картина
5 картина
6 – 10 картины
11 картина
12 картина
13 картина
Внешность Андрея Ивановича Штольца
Образование Штольца
Отношение Штольца к дружбе
Сравнительная характеристика Штольца и Обломова
23.05M
Категория: ЛитератураЛитература

Иван Александрович Гончаров. Роман «Обломов»

1.

Иван
Александрович
Гончаров
Роман
«Обломов»

2.

3.

Сон Обломова
«Сон Обломова» IX глава романа
«Сон» – это образный
и смысловой центр
романа, ключ к
пониманию натуры
Обломова.
Глава была напечатана в 1849г и имела
большой успех. Все ждал появления
романа целиком, но он был создан
лишь через 10 лет. Писатель считал
главу «увертюрой ко всему роману».
«Сон» – это художественный приём. Ностальгический сон о
детстве Илюши Обломова позволяет найти истоки характера
героя, представить среду, быт и нравы, сформировавшие его.

4.

Создание «Обломова»
Роман вышел в 1859г., когда
Россия стояла на пороге
экономических перемен из-за
предстоящей отмены
крепостного права,
тормозящего развитие страны.
Одним из порождений
крепостничества стало явление,
которое называют
«обломовщиной». Изображая
судьбу Обломова, писатель
анализирует причины
возникновения в русской жизни
этого типичного социального
явления.
Главная тема романа –
судьба поколения, ищущего
своё место в обществе,
истории, но не сумевшего
найти правильный путь

5.

6. Роль сна

1. Сон в литературном произведении – это способ
добраться до тайн души человека, показать его
сокровенные мысли, чувства и желания; сон
выступает как зеркало, отражающее душу человека.

7.

8. Пространство и время

“Правильно и
невозмутимо
совершается там
годовой круг”.

9.

10.

Рождение
Лето
Осень
Обломовка Крестины
Похороны
Весна
Свадьба
Зима

11.

12.

Социальные условия,
сформировавшие Обломова
Обломовка – идиллический край, где
родился и вырос Обломов. Это
островок мира и согласия, обетованная
земля, «первобытный рай»
Он рос на лоне прекрасной природы,
окружённый любовью и заботой.
Здесь нет часов и минут.

13.

Социальные условия, сформировавшие
героя
Воспитание на русском фольклоре
В патриархальной Обломовке Илюше даже
не позволяли одеваться самому. Труд
считался наказанием. Следили лишь за тем,
чтобы ребёнок хорошо поел и не
перетрудился на обучении у Штольца.
Обломовцы верят во все сказки и легенды. Илюша тоже
уверовал в своего тёзку – Илью Муромца, лежавшего на печи
и побеждающего без труда, волшебным способом.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20. Позиция автора

В «Сне Обломова» представлен идеал главного героя
романа.
Автор, с одной стороны, любуется естественностью,
добросердечностью патриархальных отношений,
царящих в Обломовке.
С другой стороны, он видит и их ущербность.
Таким образом, «Сон Обломова» помогает увидеть
несовпадение нравственного и социального идеала
героя и автора.

21.

Один день из жизни Ивана
Ильича Обломова

22.

Илья Ильич Обломов
Типичный барин
Происходит из богатого дворянского
рода, умный, образованный человек.
Живёт, как ему нравится: ест, пьёт и
спит. Его идеал – «безмятежность и
покой». Это приятнее, чем вечно
крутиться, как Судьбинский,
волочиться за женщинами, как франт
Волков, или писать обличительные
Героя совершенно не
статьи о падших людях, как
привлекают ни
сочинитель Пенкин.
светские успехи, ни
карьера: в них он не
Использован приём антитезы:
видит ничего, кроме
внешний мир суеты и
пустой суеты, а ради
неподвижный, погружённый в
суеты не стоит
созерцание мир Обломова.
подниматься с дивана.

23.

24.

25.

26.

Художественные приёмы в романе
Деталь
В вещах, окружающих Обломова, тоже угадывается характер
их владельца. Особое внимание уделяется описанию халата
Обломова. Восточный, «без малейшего намёка на Европу»,
просторный и широкий халат покорно повторяет все
движения тела. Когда любовь к Ольге пробуждает душу героя
к активной жизни, то он мечтает «сбросить широкий халат не
только с плеч, но и с души и ума».
Халат лишь на некоторое время исчез из поля зрения. Агафья
Матвеевна обнаружила его в чулане и вернула к жизни. Так
закончились попытки Обломова изменить свою жизнь.

27.

Обломов – типичный дворянин 32-33 лет, барин,
владелец 350 душ крепостных крестьян
Имеет чин коллежского секретаря (гражданский чин
X класса (соответствовал чину армии штабс-капитана)
Не видел смысла в службе, робел перед начальством
После допущенной ошибки (отправил бумагу вместо
Астрахани в Архангельск) подал в отставку
(деятельность - суета)
Живёт 12-й год в Петербурге
8 лет снимает 4-хкомнатную квартиру на Гороховой
улице на 2-ом этаже (сухая, тёплая и спокойная)
(разделяет Невский проспект и Сенную площадь)
Считает, что женщины, сближение с ними – большие
хлопоты

28.

29.

Начало дня
Обломов просыпается в 8 часов утра, но проснулся он раньше
обычного. То, что он открыл глаза – ещё ничего не значит:
оторваться от дивана Илья Ильич и не думает. Ведь этот
предмет мебели ему заменяет и рабочий кабинет, и кухню, и
спальню, и прихожую. В кабинет слуга Захар подносит
покушать, находясь здесь же, хозяин принимает гостей. В
комнате, где находится Ильич, добротная мебель красного
дерева – бюро, два дивана, дорогие ширмы, ковры, шёлковые
занавеси, дорогие безделушки, - всё покрыто пылью, не
ухожено, в пятнах. Зеркала на стенах настолько грязны, что
по ним можно писать пальцем. В квартире водятся мыши.
Есть и клопы.

30.

Художественные приёмы в романе
Интерьер
Описание квартиры Обломова
на Гороховой улице в
Петербурге выдаёт
невероятную лень хозяина и
его слуги Захара. Где-то стоит
тарелка с объедками, вся
комната затянута паутиной,
дорогие ковры – в пятнах,
запылённые зеркала, на
которых можно делать записи.

31.

32. 3 картина

9.30.
3 картина
Обломов всё ещё лежит.
Неясное бормотание, затем:
«Захар… Захар? Захар!»
Шаркающей походкой входит
Захар. Бормочет.
Обломов
отправляет
его
обратно.

33. 4 картина

9.45.
4 картина
Обломов снова зовёт Захара, заставляет его
искать письмо от старосты, бранится с ним.
Захар медленно тянет половины штор в
разные стороны.
Всё неплохое убранство комнаты видится
при ярком свете иначе. Пыль. Замасленные
подлокотники кресел.
«Взгляд»
камеры
задерживается на некоторое время на халате.

34.

Ежедневное общение с Захаром
Барин, проснувшись и поразмышляв полтора часа, не
вставая с дивана, зовёт Захара. Илья Ильич долго
мучительно что-то вспоминал, а затем попросил своего
слугу принести записку от приказчика своего
деревенского имения. Много времени занял поиск. В
комнате вещи не раскладываются по местам,
приходится просматривать массу других конвертов.
Прошло три часа после пробуждения, после чего
помещик поинтересовался, готова ли вода и
умывальные принадлежности. Но и до умывания не
дошло дело у Ивана Ильича.

35. 5 картина

10.30.
Обломов
начал, кряхтя,
подниматься,
но опять лёг
думать.
5 картина

36. 6 – 10 картины

10.30. – 13.00.
6 – 10 картины
В течение двух с половиной часов Обломов в
полудрёме, пересев с дивана на кресло, принимает
гостей: Волкова, Судьбинского, Пенкина, Алексеева,
Тарантьева.
После каждого визита Обломов со вздохом
произносит: «И это жизнь! Где же тут человек? На что
он раздробляется и рассыпается? Несчастный!»

37.

38.

39.

Обломов принял
несколько гостей.
Волков – модный
щёголь, живёт
бурной светской
жизнью. Он
пригласил Илью
Ильича «на
устрицы» , но не
на свои деньги, а
«дармовые» ,
поскольку
«угощает Миша» .
Обломов после
ухода светского
персонажа даёт
ему оценку –
«человека нет» .

40.

Затем входит мужчина в форменном зелёном фраке с гербовыми
пуговицами – начальник отделения Судьбинский. Мысли его –
о службе, карьере, о выгодной для дальнейшей карьеры
свадьбе. «…По уши увяз!» думает о нём Обломов.

41.

Затем в дверях – модный бульварный писатель, светский
хроникёр Пенкин. Поверхностный, недалекий «маратель»
бумаги.

42.

За ним – Алексеев, человек невыразительный, «серый» , не
уверенный в себе, лишённый собственных мыслей,
подстраивается под окружающих. Ходит, чтобы поесть.

43.

В завершение
гостевого потока
к Илье Ильичу
заходит Михей
Андреевич
Тарантьев,
земляк
Обломова. Это
человек
шумный,
грубый, всё
время бранится.
Обманщик и
мошенник.

44.

45. 11 картина

13.00.
11 картина
Обломов
вновь лёг на
диван, но
через
несколько
минут сел,
решил
позавтракать,
начал писать
письмо
домовому
хозяину.

46.

47. 12 картина

15.00.
12 картина
Обломов опять лёг
на диван, уснул.
Видит сон.

48. 13 картина

16.30.
13 картина
Приехал в
гости Штольц,
застав Захара,
пытавшегося
разбудить барина.

49.

Центральный образ
Илья Ильич Обломов – это
живое воплощение и
логическое завершение тех
родовых черт его дедов и
прадедов, которые
культивировались из
поколения в поколение.
Его чистая душа в
соседстве с ленью и
бездействием и есть
национальный русский
характер, который долго
ещё будет существовать.
Илья Ильич Обломов

50.

Обломов наблюдателен, способен проникать в суть вещей, он
критикует суету, зависть, погоню за чинами. Его жизненный
идеал – безмятежный покой, жизненная позиция –
бездеятельность, так как всякая деятельность – всего лишь
суета…

51.

52.

53.

Н.А.Добролюбов назвал Андрея Штольца противоядием Обломову

54.

Обломов
и Штольц
Персонажи эти абсолютно
противоположны.
Противопоставление
Обломова и Штольца
начинается уже с
описания внешности этих
героев.

55.

«Мысль гуляла вольной птицей
по лицу, порхала в глазах,
садилась
на полуотворённые губы,
пряталась
в складках лба, потом совсем
пропадала, и тогда во всём лице
теплился ровный свет
беспечности».
Обломов

56.

Художественные приёмы в романе
Портрет
«Это был человек лет 32-33 от роду,
среднего роста, приятной наружности,
с тёмно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определённой идеи,
всякой сосредоточенности в чертах
лица. Мысль гуляла вольной птицей
по лицу, порхала в глазах, садилась на
полуотворённые губы, пряталась в
складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всём лице теплился
ровный свет беспечности. С лица
беспечность переходила в позы всего
тела, даже в складки шлафрока»
Даже в портрете Обломова главное – беспечность, о которой
Гончаров хоть и пишет с иронией, но мы всё равно чувствуем
доброе отношение автора к главному герою.

57. Внешность Андрея Ивановича Штольца

Портрет Штольца подчёркивает
его динамичность: "Он весь
составлен из костей, мускулов и
нервов, как кровная английская
лошадь. Он худощав; щёк у него
почти вовсе нет, то есть кость да
мускул, но ни признака жирной
округлости; цвет лица ровный,
смугловатый и никакого
румянца; глаза хотя немного
зеленоватые, но выразительные.
Движений лишних у него не
было. Если он сидел, то сидел
спокойно, если же действовал,
то употреблял столько мимики,
сколько было нужно."

58. Образование Штольца

Штольц с детства много читал и
занимался разными науками: "...С 8 лет
он сидел с отцом за географической
картой, разбирал по складам Гердера,
Виланда, библейские стихи и подводил
итоги безграмотным счетам крестьян,
мещан и фабричных, а с матерью читал
Священную историю, учил басни
Крылова и разбирал по складам же
«Телемака»..." Мать-дворянка научила
Штольца играть на фортепиано.
Начальное образование Штольц
получил в пансионе отца. Здесь вместе с
ним учился и Илья Обломов.
Позднее Штольц окончил русский
университет, освоил французский и
немецкий языки. Благодаря такому
воспитанию и образованию Андрей
Штольц становится разносторонней,
целеустремленной личностью и
добивается многого в жизни.

59.

Характеристика
Штольца
Штольц постоянно занят
делом.
Он очень энергичный, волевой
и деятельный человек.
Штольц не боится трудностей,
тогда как Обломов теряется и
паникует от каждой мелочи.
Обломов всегда ждёт, когда же
появится Штольц и решит все
проблемы.

60.

Штольц самостоятелен, инициативен и полностью лишён
барских замашек и капризов.

61.

Практичность Штольца
В отличие от Обломова Штольц –
практичный человек.
Он умеет применять на практике
полученные знания.
А для Обломова знания остаются
чем-то абстрактным, не
имеющим отношения к жизни.
В университете Обломов изучал
и математику,
и право, но заявление в полицию
о краже он написать не смог.

62.

«Как такой человек мог быть
близок Обломову, в котором
каждая черта, каждый шаг, всё
существование было
вопиющим протестом против
жизни Штольца? Это, кажется,
уже решённый вопрос, что
противоположные крайности,
если не служат поводом к
симпатии, как думали прежде,
то никак не препятствуют ей».
Иван Гончаров

63.

Они сошлись.
Волна и камень,
Стихи и проза,
лёд и пламень.
Не столь различны
меж собой.
(А.С.Пушкин об Онегине
и Ленском)

64.

65.

Друзья детства
Учились Штольц и Обломов в
одном пансионе
Сильный, волевой Штольц с
детства опекал
слабохарактерного Обломова,
делал за него переводы,
выполнял задания в пансионе.
Готовность прийти на помощь
другу Штольц пронёс через
всю жизнь, а после смерти
Обломова взял на попечение
его сына.

66.

Что объединяет
Обломова и Штольца?
Друзей связывают не только
воспоминания детства.
Штольц восхищается душой
Обломова, говоря о чистоте,
простоте, доброте
и высокой нравственности друга.
«Никогда Обломов не
поклонится идолу лжи, в душе
его всегда будет
чисто, светло, честно».

67. Отношение Штольца к дружбе

Дружба для Штольца была
одним из важных аспектов
его жизни. Активность,
оптимизм и острый ум
героя привлекали к нему
других людей. Однако
Андрей Иванович тянулся
только к искренним,
порядочным, открытым
личностям. Именно такими
людьми для Штольца были
душевный, добрый,
умиротворенный Илья
Ильич и гармоничная,
артистичная, умная Ольга.

68.

Штольц не оставляет попыток
вытащить Обломова из его
грязной захламлённой
комнаты, хотя и сама комната,
и образ жизни друга ему
отвратительны.

69.

70.

Илья Ильич Обломов
Типичный русский характер
Милый «русский ленивец» вызывает симпатию писателя.
Это мягкий и добрый человек с чутким сердцем. Он
непрактичен и нерационален, неприспособлен к жизни,
беспомощен перед любыми трудностями. Его используют и
обманывают все, даже слуга.
Обломов превосходит
окружающих по
душевным качествам
(считает, что падшему
человеку надо руку
подать, а не обличать
его).

71.

Илья Ильич Обломов
Типичный русский характер
Нравственно он стоит гораздо выше
Штольца и Ольги, которые это сами
признают. Перед нами «хрустальная
душа».
Сам Обломов строго судит себя за
пассивность и сравнивает свою
душу с кладом, заваленным
всяким сором. Перед ним
возникает мучительный вопрос:
«Отчего я такой»? (Ответ на него
писатель даёт в главе «Сон
Обломова»)
Но сладкое безделье не
проходит бесследно:
герой погружается в
спячку, его прекрасные
душевные качества
погребены уже в
Обломовке, убиваются
ленью и духовным
застоем.

72. Сравнительная характеристика Штольца и Обломова

Основание
А.И. Штольц
Обломов
Происхождение
Из богатого дворянского рода с
Из небогатой семьи: отец (обрусевший
патриархальными традициями. его родители,
немец) был управляющим богатого
как деды, ничего не делали: за них работали
имения, мать-обедневшая русская
крепостные.
дворянка.
Воспитание
Отец дал ему воспитание, которое
получил от своего отца: обучил всем
практическим наукам, рано заставил
работать и отослал от себя
закончившего университет сына. отец
научил его, что главное в жизни—это
деньги, строгость и аккуратность.
Родители приучали его к праздности и
покою (не давали поднять уроненную вещь,
одеваться, налить самому себе воды) труд в
Обломовке был наказанием, считалось, что
на нем стоит клеймо рабства. в семье был
культ еды, а после еды-крепкий сон.
Понимание
любви
Любовь – труд ума и сердца.
Ему необходима равная по взглядам и
силе женщина (Ольга Ильинская).
Любовь – потрясение, болезнь, доставляет
ему душевные страдания. Ему нужна
любовь не равноправная а материнская
(такая, какую ему подарила Агафья
Пшеницына).
Отношение к
образованию
Учился отлично, нравилось познавать
новое.
Учился поневоле, не понимая цели учения.
Отношение к
обществу
Везде ведет себя уверенно, успевает
бывать в свете, несмотря на занятость,
но не придает светской суете особого
значения.
Чужд образ жизни светского человека, не
нравится суета света.

73.

Антитеза: Обломов и Штольц
Обломов
Штольц
Происхождение
Из богатого дворянского рода с
Из небогатой семьи: Отец (обрусевший
патриархальными традициями. Его
немец) был управляющим богатого
родители, как и деды, ничего не делали:
имения, мать – обедневшая русская
за них работали крепостные крестьяне.
дворянка.
Воспитание
Родители приучали его к праздности и
Отец дал ему воспитание, которое
покою (не давали поднять уроненную
получил от своего отца: обучил всем
вещь, одеваться, налить самому себе
практическим наукам, рано заставил
воды). Труд в Обломовке был
работать и отослал от себя закончившего
наказанием, считалось, что на нём стоит университет сына. Отец научил его, что
клеймо рабства. В семье был культ еды, главное в жизни – это деньги, строгость
а после еды – крепкий сон.
и аккуратность.
С самого детства была определённая программа:
Прозябание и сон – пассивное начало
Энергия и бурная деятельность –
активное начало

74.

Андрей Штольц
Привлекательные черты: для Штольца
смысл жизни в труде; он необычайно
работоспособен и предприимчив.
Гончаров любуется его кипучей энергией
(ведет дела за границей, изъездил Россию
вдоль и поперёк). Сила, спокойствие,
энергия у него в лице; он против спячки,
за просвещение. Слабости: в Штольце
нет поэзии, мечты, он не имеет
программы общественного служения. В
нём нашла своё отражение определённая
тенденция русской жизни – стремление к
личной независимости. Штольц – это
буржуазный делец. К обломовщине
Штольц относится снисходительно,
считая её временной болезнью общества.

75.

Подводя итоги можно сказать,
что образы Обломова и
Штольца противопоставлены и
по воспитанию, и по
отношению к учению, и по
восприятию любви… Однако
нельзя сказать, что в основе
сравнения лежит строгое
противопоставление. Автор
представил читателю две яркие
индивидуальности, внутренний
мир которых не исчерпывается
только взаимоисключающими
характеристиками. Он
обращает внимание читателя
на то, что этих героев сближает:
глубокая привязанность к
матери, воспоминания о детстве
и юности, способность глубоко
и искренне любить. Очевидно,
что А.И. Штольц – это именно
тот человек, который мог
пробудить душу Обломова.

76.

Подумай и ответь…
Дайте характеристику Ольге Ильинской по плану:
а) Характер и идеалы Ольги
б) Почему Ольга полюбила Обломова?
в) Является ли Ольга Ильинская положительной героиней?
г) Расскажите историю любви Ольги и Обломова;
д) Роман согрет двумя историями любви. Чем отличается
любовь Агафьи Матвеевны от любви Ольги?
е) Брак Штольца и Ольги. Счастливый ли он?

77.

Ольга Сергеевна
Ильинская
-20 лет
-дворянка и помещица с
небольшим имением
-сирота, живёт с тёткой Марьей
Михайловной
-естественна, искренна и проста
-любит читать, ходить в театр
-красиво поёт, играет на
фортепиано
-решительна, настойчива
-способна сострадать
-в любви нежна, женственна,
верна

78.

«Casta Diva»
(«чистая богиня»)
Каватина Нормы — ария
из оперы Винченцо Беллини
«Норма» (1831).
Партия Нормы —
одна из самых трудных в
репертуаре сопрано.
Монсеррат Кабалье,
Мария Каллас были самой
знаменитой Нормой.

79.

80.

Интересная художественная
деталь – ветка сирени.
В первый раз образ сирени
появляется во сне Обломова. Ее
запах кажется ему запахом
счастья. Позже на свидании с
Ильей Ольга срывает ветку
сирени и то ли от досады, то ли от
удивления выбрасывает её. Илья
поднимает эту веточку и приносит
на следующее свидание как
символ надежды на любовь. Ольга
вышивает на ткани по канве узор
сирени, что лучше любых слов
сказало о взаимности
расцветающей любви. Так с
легкого аромата сирени начались
их отношения.

81.

Художественные приёмы в романе
Пейзаж
Прекрасная природа Обломовки подчёркивает изображение
«первобытного рая», ностальгию по детству, состояние
душевного комфорта, покоя и тишины, передаёт атмосферу, в
которой вырос Илья Обломов.
Состояние природы передаёт и
состояние романтической
влюблённости Обломова и
Ольги. Писатель изображает
необыкновенно лирические
картины: лето, дача, парк,
аллея, ветка сирени.

82.

Ольга Ильинская
Привлекательные черты:
неудовлетворённость собой и
жизнью, стремление к
активной деятельности,
отсутствие жеманства,
простота, естественность,
продуманное ведение борьбы с
обломовскими привычками
(добродушная насмешка над
ленью, пение, чтение, беседа по
прочитанному, прогулки).
Деятельная, страстная натура,
Ольга много сделала, чтобы
перевоспитать Обломова,
спасти его от лени и апатии.

83.

84.

Агафья Матвеевна
Пшеницына
-около 30 лет
-вдова с двумя детьми:
Ване 8 лет и Маше – 6 лет
-живёт в своём доме на
Выборгской стороне, часть дома
сдаёт, содержит огород, разводит
кур
-здорова, трудолюбива (локти,
всегда открытые, - символ
трудолюбия)
-добрая, спокойная, кроткая
-малообразованная, доверчивая
-хорошая хозяйка, любит уют
-жертвенная
-после смерти Обломова сына
Андрея отдала Штольцу, сама
переехать отказалась

85.

86.

Антитеза в создании женских образов
Ольга Ильинская
Агафья Пшеницына
Роль в жизни Обломова
Её любовь одухотворена, но эгоистична:
Её любовь самозабвенна и жертвенна,
она любит в Обломове свои усилия и
держится на душевной привязанности и
старания, она любит будущего
выражается в постоянной заботе. Она
Обломова, которого они создадут вместе
восприняла Обломова таким, какой он
со Штольцем. Ольга совсем не похожа
есть, не пытаясь его изменить или
на женщину, которую представлял себе в избавить его от каких-то недостатков –
мечтах Илья Ильич. Он восхищался
Обломов был её идеалом. Она поняла
возвышенностью её души. Но его
его мечту. В её доме на Выборгской
утомляет беспокойная натура Ольги. На
стороне сбылись все мечты Обломова,
время она действительно изменила
здесь он нашёл Обломовку. Здесь, на
Обломова (не лежал на диване, не
Верхлевской улице, доживает свой век
переедал, исполнял её поручения). Она
Обломов с женщиной, о которой всегда
была женщиной, заставившей Обломова мечтал. Она была женщиной, благодаря
встать с дивана, снять халат и испытать
которой Обломов снова надел свой
романтическую любовь.
халат, нашёл своё человеческое счастье.

87.

88.

Антитеза в создании женских образов
Ольга Ильинская
Агафья Пшеницына
Внешность
Обе женщины привлекательны: одна грацией, другая статью
В ней нет «ни жеманства, ни кокетства, В ней отмечается истинно русская
никакой лжи, никакой мишуры». «Если красота: «…грудь и плечи сияли
б её обратить в статую, она была бы
довольством, полнотой, в глазах
статуя грации и гармонии». Не была
светилась кротость». Добрая и скромная
красавицей, но преображалась во время женщина, превосходная хозяйка,
пения.
заботливая и чуткая.
Социальное происхождение
Из дворян, получила прекрасное
Из народа, не отличается
образование. Отличается
образованностью, очень проста. Не
незаурядностью ума, стремлением к
способна понимать книги, которые
новым познаниям. Хорошо поёт,
читает Ольга, или петь «Casta diva».
вкладывает в пение душу.

89.

Илья Ильич Обломов
Итог жизни
Никто и ничто не смогли изменить
героя: ни уговоры и дружба
Штольца, ни любовь к Ольге
Ильинской, ни опасность второго
апоплексического удара и смерти не
заставили его снять халат.
Он медленно и верно порывает со
всем внешним миром, обретя
свою Обломовку на Верхлевской
улице с женщиной, о которой
всегда мечтал.
Умер Илья Ильич тихо и незаметно, «как будто остановились
часы, которые забыли завести».

90.

Что такое «обломовщина»?
1. Ведущая тема романа
Гончаров изобразил процесс,
в медленном ходе которого
«никнут и увядают» лучшие
задатки человека.
2. Явление русской жизни
Это нравы и понятия,
основанные на даровом
труде крепостных крестьян
и пропитанные идеалом
праздности, вечного покоя и
беззаботности.
3. Определение Штольца
Это отсутствие труда (Труд
определяет цель в жизни
человека).

91.

Что такое «обломовщина»?
4. Проблема русского общества
Проблема не одного человека, но и общества, которое
формирует характеры людей. «Обломовщина» не дала
развиться многим добрым началам и талантам, заложенным
природой в душе Обломова. Он не смог реализовать себя.
«Наше имя – легион», скажет Обломов. И все эти люди тоже
не смогут сбросить с себя халат «обломовщины».

92.

Проявление «обломовщины» в Обломове
1. Типичный русский барин
Ничего и никогда
не делал сам – для
этого у него есть
«Захар и ещё
триста Захаров».
2. Созерцатель и мечтатель
Лежит на диване и думает о том, как чудно он всё устроит в
своём поместье. Но не желает соприкасаться с
реальностью. Жизнь, что кипит вокруг, для него лишь
суета, ради которой не стоит вставать с дивана.

93.

Проявление «обломовщины» в Обломове
3. Пасует перед любыми жизненными проблемами
Беспомощен,
апатичен и ленив.
Ничто не может его
изменить: ни
уговоры и дружба
Штольца, ни
любовь Ольги
Ильинской, ни
опасность второго
удара и смерти. Он
медленно и верно
порывает с
внешним миром.

94.

Причины «обломовщины»
1. Общество
«Обломовщина» – социальное явление, сложившееся в
русском обществе. Появление Обломова – закономерный
итог жизни общества, которое сыграло в формировании его
характера огромную роль. Гончаров ищет причины
«обломовщины» героя, начиная с его детства.
2. Воспитание
По мнению Гончарова, жизнь любого человека зависит от
его воспитания и наследственности. Жизнь в Обломовке
сделала из героя лентяя, который всё время устаёт:
сначала от светской жизни, позже от любви и, наконец,
просто устаёт жить.

95.

Причины «обломовщины»
3. Русский национальный характер
Черты Обломова характерны не только для той эпохи, но и
для русского национального характера. Лень, широта
натуры, доброта, покладистость – всё это исторически
сложившиеся качества русского человека. В России не
приживается деятельный немец Штольц, для неё более
органичен Обломов.
4. «Болезнь русского дворянства»
Критик Н.А.Добролюбов назвал «обломовщину» своего
рода «болезнью русского дворянства», заключающуюся в
праздности, непреодолимой лени и неспособности ни к
какой общественной деятельности. Добролюбов назвал
роман Гончарова «знамением времени», т.е.
злободневным, имеющим важное общественное значение.

96.

Художественные приёмы в романе
Антитеза
В романе путём противопоставления
изображены сон Обломова и
реальная жизнь, Обломовка и
Петербург, характеры персонажей:
Ильи Обломова и Андрея Штольца,
Ольги Ильинской и Агафьи
Матвеевны Пшеницыной, Захара и
Анисьи.
Использование антитезы нацелено на то, чтобы увидеть
каждое явление объективно.

97.

Антитеза в изображении Обломова и Штольца
Обломов
Штольц
Характеристика
Добрый, ленивый барин, которого
Сильный и умный, он находится в
больше всего беспокоит собственный
постоянной деятельности и не
покой. Для него счастье – это полный
гнушается самой чёрной работой.
покой и хорошая еда. Он проводит
Благодаря своему упорному труду, силе
жизнь на диване, не снимая удобного
воли, терпению и предприимчивости
халата. Ничего не делает, ничем не
стал богатым и известным человеком.
интересуется. Любит уходить в себя и
Сформировался настоящий «железный»
жить в созданном им мире снов и
характер. Но чем-то он напоминает
мечтаний. Воплощение мягкости и
машину. Перед нами суховатый
кротости.
рационалист.
Испытание любовью
Ему нужна не любовь равноправная, а
Ему необходима равная по взглядам и
материнская (такая, какую ему подарила силе женщина (ею стала Ольга
Агафья Пшеницына).
Ильинская).

98.

Подумай и ответь…
(возможные вопросы на экзамене)
- Каким образом И.А.Гончаров в своём романе показывает
особенности национального характера русского человека?
Представление об идеальных чертах русских людей, об
идеальной русской жизни формируется автором во всём
тексте романа путём сравнения разных по психологическому
складу Обломова и Штольца прежде всего как людей,
воплощающих русскую и немецкую национальную культуру.
- Каким образом характеризуется Штольц? Можно ли
сказать, что это русский или что это немец?
Автор характеризует Штольца как полурусского – полунемца.
При этом постоянно акцентирует внимание на его немецких
корнях.

99.

Подумай и ответь…
- Почему автор переплетает судьбы Обломова и Штольца?
Обломов и Штольц были необходимы друг другу для раскрытия
как национальных типов, так и образов, представлений и
подходов к решению общечеловеческих, философских вопросов
бытия. В этом они дополняют друг друга. Эти образы
контрастны.
- Что было бы, если человек соединял в себе черты обоих
героев?
Это и есть замысел автора – показать совершенного человека,
тип личности, который бы получился, если соединить в одном
человеке душевную глубину и чуткость, искренность и
непосредственность Обломова и волю, собранность и
целеустремлённость, энергию Штольца.

100.

Подумай и ответь…
-Возможно ли это?
Нет. Ведь природа человека – несовершенна. Именно это и
показывает автор финалом романа. Человек таков, каков он
есть. Возможно обогащение, развитие способностей, но
соединение противоположных, взаимоисключающих черт –
невозможно.
- Каким образом автор доносит мысль о том, что в каждом из
героев есть положительные черты?
Это реализуется введением в роман образа Ольги, впитавшего
в себя что-то от каждого героя.

101.

Подведём итоги…
- Кем является Захар для Обломовки и самого Обломова?
Захар – верный спутник Обломова, хранитель уклада,
традиций и духа Обломовки, двойник своего хозяина. Он
выражает мироощущение русского человека.
- Какова роль финальной сцены романа? Как она
способствует раскрытию авторской позиции по отношению к
герою?
Судьба Захара является повторением судьбы Обломовки,
памятью о ней и приговором ей. Захар – абсолютно зависящий
от Обломова человек, физически и духовно. Финал его жизни
трагичен: больной, нищий старик, без дома, без семьи и друзей,
плачущий о своём барине и продолжающий боготворить его.

102.

Подведём итоги…
- Какие ещё итоги жизни Обломова вы можете выделить? В
каком состоянии остаётся всё то, чего коснулся Обломов?
Он не смог сделать счастливой Ольгу. Он не взял на себя
ответственность за воспитание сына и перепоручил заботы о
нём Штольцу. Он не смог спасти от разорения и гибели
родительский дом, и это тоже передоверил Штольцу. Он не
сумел продлить счастье Агафьи Матвеевны.
-Найдите взаимосвязь между идеалами Обломова, ожиданием
чуда, трагическим финалом и жизненной концепцией
Обломова.
Финал романа является итогом судьбы человека, который
мечтал о прекрасной и гармоничной жизни. Полностью
развеивается иллюзия возможности чуда. Автор финалом
утверждает, что созерцательный образ жизни, свойственный
русскому национальному характеру, ни к чему хорошему не
приводит.

103.

Подведём итоги…
- Как вы думаете, так ли уж бесполезна была жизнь Обломова?
Есть ли позитивные итоги его жизненной истории?
Обломов обогатил Ольгу, создал совсем другую женщину:
глубокую, мудрую, умеющую страдать. Такой полюбил Ольгу
Штольц. Обломов подарил счастье Штольцу. Обломов
обогатил прагматичного Штольца, раскрыв ему другие
возможности духовной жизни. Штольц много передумал,
перестрадал, переосмыслил в самом себе. Обломов подарил
мгновения тихого счастья Агафье Матвеевне.
English     Русский Правила