Похожие презентации:
К уроку, посвященному творчеству Ники Турбиной и Нади Рушевой
1.
К уроку,посвященному творчествуНики Турбиной и Нади Рушевой
2.
1986 год присуждение престижнейшей премии в области искусства – «Золотойлев». Ника стала второй русской поэтессой, удостоившейся этой награды.
Первой была Анна Ахматова, и она получила эту премию, когда ей было более
шестидесяти лет, в то время, как Нике едва исполнилось двенадцать.
3.
17.12.1974 г – 11.05.2002 гПоэтесса.
Лауреат премии «Золотой лев» (1986)
Ника Турбина, она же - маленькая
хрупкая девочка Никуша родилась в
Ялте.
Ее мама Майя Турбина была
художником, бабушка Людмила
Владимировна Карпова по словам самой
Ники – «осколком интеллигенции», а
дедушка Анатолий Никаноркин –
писателем и автором нескольких
поэтических книг.
Ника была странным, необщительным,
внутренне замкнутым ребенком с
серьезными взрослыми вопросами.
Она с рождения болела бронхиальной
астмой, и мало спала из-за
распространенного явления среди
больных астмой – боязни сна и удушья во
сне.
4.
5.
Именно так она называла неведомооткуда звучавший Голос,
наполненный строками и рифмами.
Маленькая Никуша бессонными
ночами сидела в кроватке,
обложенная подушками, тяжело и
хрипло дыша, и нашептывала что-то
на своем птичьем языке.
В четыре года мама Ники поняла,
что это были стихи – ритмичные,
пронзительные заклинания,
непонятные своей взрослостью,
многогранностью, трагизмом и
недетскими переживаниями.
Стихи пугали маму и бабушку.
Людмила Владимировна позже
рассказывала: «Это могло случиться
когда угодно, но чаще всего ночью.
Она звала нас с мамой и
приказывала: «Пишите».
Стихи словно распирали ее, не давая
покоя:
Глазами чьими я смотрю на мир?
Друзей? Родных?
Зверей? Деревьев? Птиц?
Губами чьими я ловлю росу
С упавшего листа на мостовую?
Руками чьими обнимаю мир,
Который так беспомощен, непрочен?
Я голос свой теряю в голосах
Лесов, полей, дождей, метели, ночи...
6.
Первой реакцией мамы и бабушки был шок.Они стали показывать
измученную бессонницей
девочку врачам.
На все их вопросы: «Откуда
талант?» и «Как заставить
ребенка не писать стихи?», врачи только разводили
руками: «Что мы можем
сделать? Ну, пишет - и
пусть пишет.
А астму лечить надо».
Бабушка Ники вспоминала:
«Она создавала радость в
течение всей нашей жизни.
Но с Никушей всегда были
проблемы. Когда она совсем
маленькая была, писала
сложные стихи, до 12 лет
вообще не спала.
Я обращалась к врачам в Москве, в Киеве,
умоляла - сделайте так, чтоб ребенок не писал
стихи, чтобы можно было нормально жить.
Потому что когда Никуша не спала, мы с ней
тоже не спали.
Жизнь была очень сложная на этом фоне».
Мама и бабушка показывали Никины стихи
своим московским знакомым, и бабушка позже
вспоминала: «Открыл Нику Юлиан Семенов.
Причем сделал это очень по-доброму, нежно, с
желанием помочь».
7.
Нике было тогда семь лет.Семенов строил недалеко от
Ялты дачу, и ему срочно
понадобилось лететь в Москву.
Нужна была машина до
Симферополя, а Никина бабушка
работала заведующей бюро
обслуживания в гостинице
«Ялта», где жил Семенов, и она
убедила Семенова прямо при ней
раскрыть папку со стихами
внучки.
Знаменитый писатель, крайне
недовольный этим, прочитал
несколько стихотворений и вдруг
воскликнул:
«Это же гениально!».
8.
6 марта 1983 года маленькая НикаТурбина проснулась знаменитой, и вскоре
последовало приглашение в Москву, где в
Доме Литераторов состоялось ее первое
выступление и судьбоносное знакомство с
Евгением Евтушенко.
В конце 1984 года Ника Турбина уже
была известной советской поэтессой,
выступавшей на литературных вечерах, а
ее первый 62-страничный сборник, из
которого восемь страниц занимало
предисловие Евгения Евтушенко, был
издан под названием «Черновик».
«Название этой книги, - писал Евтушенко, - мы выбрали вместе с
Никой.
Восьмилетний ребенок в каком-то смысле - это черновик человека».
Но на самом деле Ника уже была человеком со своим огромным удивительным
миром и ощущениями.
9.
В заглавном стихотворении сборника она писала:Жизнь моя - черновик,
На котором все буквы Созвездья.
Сочтены наперед
Все ненастные дни.
Жизнь моя - черновик.
Все удачи мои, невезенья
Остаются на нем,
Как надорванный
Выстрелом крик.
Все тексты в сборнике по объему, нерву и качеству были подобны этому.
Восьмилетняя поэтесса обладала трагическим, абсолютно недетским
мироощущением.
Первой реакцией читателей было ощущение, что автор пережил горечь
любви, боль расставания, потерь и смертельную тоску.
Во время чтения ее стихов читателя охватывал озноб.
В них были тяжесть дня, сумрачные леса, крик, раненая птица и волчьи
тропы.
Это привлекало и завораживало, но и настораживало.
Не все верили, что девочка пишет сама.
10.
Не я пишу свои стихи?Ну хорошо, не я.
Не я кричу, что нет строки?
Не я. Не я боюсь дремучих снов?
Не я. Не я кидаюсь в бездну слов?
Ну хорошо, не я…
Била кулаками по клавишам рояля и
сочиняла...
Так много слов внутри, что даже
теряешься от них...
Стихи буквально душили ее.
Помогите мне запомнить
Все раздумья и сомненья.
Дайте руку!
Я хотела б
Сердца ощутить биенье.
На самый дурацкий вопрос, который
можно задать поэту: «Как Вы пишете?» Турбина отвечала: «Я начала сочинять
стихи вслух, когда мне было три года...
11.
Надежда РушеваРодилась в городе Улан-Баторе в
семье советского художника Николая
Константиновича Рушева (1918—
1975). Её мать — первая
тувинская балерина Наталья
Дойдаловна Ажикмаа-Рушева (1926—
2015). Летом 1952 года семья
переехала в Москву.
Надя начала рисовать с пяти лет,
причём никто не обучал её
рисованию, также до школы её не
учили читать и писать. В семилетнем
возрасте, будучи первоклассницей,
она начала рисовать регулярно,
каждый день не более получаса
после уроков. Тогда же она за один
вечер нарисовала 36 иллюстраций
к «Сказке о царе Салтане» Пушкина,
за то время, пока отец читал эту её
любимую сказку вслух.
12.
В мае 1964 года состоялась первая выставкаеё рисунков, организованная
журналом «Юность» (Надя училась в пятом
классе). После этой выставки в том же году
в № 6 журнала появились первые
публикации её рисунков, когда ей было
всего 12 лет. За следующие пять лет её
жизни состоялось пятнадцать персональных
выставок
в Москве, Варшаве, Ленинграде, Польше, Ч
ехословакии, Румынии, Индии. В 1965
году в № 3 журнала «Юность» были
опубликованы первые иллюстрации
тринадцатилетней Нади к художественному
произведению — к повести Эдуарда
Пашнева «Ньютоново яблоко». Впереди
были иллюстрации к романам «Война и
мир» Льва Толстого и «Мастер и
Маргарита» Михаила Булгакова и слава
будущего книжного графика, хотя сама юная
художница мечтала стать художникоммультипликатором.
13.
14.
Александр Сергеевич Пушкин —величайший русский поэт, любимый
многими, любимый и юной
художницей Надей Рушевой, которая
создала более 300 рисунков, связанных
с ним. Более 300 великолепных работ,
очень точно передающих пушкинский
дух. Самую суть его.
Любовь к Пушкину выросла вместе с
художницей. Еще совсем маленькой
Наде отец читал Пушкина вслух, а она
рисовала. Сначала сказки Пушкина,
потом более серьезные произведения,
эпизоды жизни поэта. Всю недолгую
жизнь Нади творчество Пушкина
сопровождало её. Неутомимая
совершенно, она жаждала узнать как
можно больше, стремилась посетить
интересные места, открывала для себя
мир и высказывала свое видение в
рисунках. Очень точных, изящных,
словно дышащих, живых. Рисунках,
отражающих все, что она знала и
любила.
15.
«Н. Н. Пушкина с детьми». Из цикла «Пушкиниана».Перо. 1966 год.
16.
Она никогда не училась ни рисунку,ни графике. Она просто брала бумагу
и начинала набрасывать какие-то контуры.
Никогда не делала эскизов — рисовала сразу
«набело». И не пользовалась стиральной
резинкой — если художнице что-то
не нравилось, она выбрасывала лист
и начинала заново — уже другой рисунок.
«Я их заранее вижу. Они проступают
на бумаге, как водяные знаки, и мне
остаётся их чем-нибудь обвести», —
говорила художница.
Таких рисунков — быстрых, выверенных,
чётких — она оставила двенадцать тысяч.
Это в шесть раз больше, чем всё творческое
наследие Клода Моне. Хотя жизнь
самоучки Нади Рушевой была и в шесть раз
короче. Юная художница даже не успела
закончить школу — в 17 она умерла
от разрыва врождённой аневризмы сосуда
головного мозга и кровоизлияния.
17.
Самым любимым поэтом Нади Рушевой был А.С.Пушкин. "Пушкиниана", созданнаяею, огромна: несколько сотен рисунков - самых разнообразных и неожиданных. Надя не
подражала художественному стилю самого поэта. Но её блистательные импровизации
пушкинским рисункам поражают артистичностью и виртуозностью исполнения. Поэта
и юную художницу роднят солнечность творчества, умение радоваться жизни. Надя
рассказывала, что "сначала были рисунки к сказкам. Папа читал, а я рисовала просто то,
что чувствовала". Девочке казалось, что Пушкин был весёлым и обаятельным
человеком, которому много давалось легко: он быстро сходился с людьми, имел успех в
обществе, вдохновенно и радостно творил. Для Нади и пушкинская эпоха, и сам поэт, и
его герой были реальной и близкой действительностью.
В 1969 году Н.Рушева
познакомилась с писателем-пушкинистом А.И.Гессеном. Он предложил ей
проиллюстрировать главу его книги "Лицейский Парнас", через месяц Надя принесла
папку, в которой было более 70 великолепных рисунков. Вот что рассказывал о таланте
Н.Рушевой А.И.Гессен: " На 95-ом году своей жизни я привык ничему не удивляться.
Но - Надя Рушева! Откуда у этой девочки такое глубокое и изумлённое чутьё
художника? Откуда такое ясновидящее проникновение в дух настроения Пушкина и его
эпохи?"
31 января 1969 года Наде исполнилось 17 лет. А в конце февраля она поехала в
любимый Ленинград сниматься в фильме. Ленинградской студии кинохроники удалось
запечатлеть ее восторг от этой поездки: "Эрмитаж. Зимний дворец. Квартира Пушкина
на Мойке... И все это можно рисовать сколько душе угодно. Хожу по улицам с альбомом
и просто плакать хочется от счастья".
18.
19.
Перед нами раскрылись человеческие свойства художницы: ее отзывчивость, еёдоброта, живость её характера.
"Она была обыкновенной школьницей, – писал о Наде Лев Кассиль, – пока не брала в
руки перо и фломастер, и тогда начинались чудеса..."
"Безошибочность линии в Надиных рисунках просто поразительна. Это какой-то особый,
высший дар, какая-то волшебная, чудотворная сила и свойство руки художника, всегда
верно выбирающей то единственное направление, тот единственный изгиб, ту
единственную толщину и плавность линии, какие необходимы в каждом конкретном
случае. Уверенность, верность руки Нади непостижима.
И.......
ещё одно скрыто в Надиных образах: это – добрая улыбка и весёлый глазок
художницы, её мягкий юмор – мягкий и одновременно смелый и тонкий.
В этом весёлом, задорном, озорном отношении к материалу есть что-то открыто-детское
– и в то же время мужественно взрослое, бесстрашное. Художник не преклоняется, не
раболепствует перед мифом, перед сказкой, а просто принимает этот мир как
художническую достоверность и совершенно свободен и непринуждён в отношениях с
ним.