2.56M
Категория: ИскусствоИскусство

Реалистические тенденции в живописи Голландии

1.

Р ЕАЛИСТИЧЕСКИЕ
ТЕНДЕНЦИИ В
ЖИВОПИСИ Г ОЛЛАНДИИ
Подготовила: учитель обществознания Козюра
Антонина Романовна
ГБОУ школа №356 Московского р-на г. СПб
Групповой портрет офицеров стрелковой роты Святого Георгия, Франс Халс. 1627

2.

XVII-XVIII
ВВ. – ЭТО ВРЕМЯ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ И
РАЗВИТИЯ В ИСКУССТВЕ
РЕАЛИСТИЧЕСКИХ
ТЕНДЕНЦИЙ:
объективности
в
передаче видимого, точности,
конкретности, непредвзятости
восприятия жизни, отсутствия
идеализации,
глубокого
восприятия быта и природы,
простоты и естественности в
передаче человеческих чувств.
Ян Вермеер
Молочница. 1658—1660
Государственный музей, Амстердам

3.

Р ЕМБРАНДТ
В
ОБЩЕНИИ К СВОИМ
УЧЕНИКАМ:
«Учись прежде всего следовать
богатой природе и отображать то, что
найдёшь в ней. Небо, земля, море,
животные, добрые и злые люди — всё
служит для нашего упражнения.
Равнины, холмы, ручьи и деревья дают
достаточно работы художнику. Города,
рынки, церкви и тысячи природных богатств взывают к нам и говорят: иди,
жаждущий знания, созерцай нас и
воспроизводи нас».
Автопортрет. 1665/1669
Кенвуд-хаус, Лондон

4.

Р Е́ М БРАНДТ
Х А́ Р МЕНС ВАН
Р ЕЙН (1606—1669)

величайший
художник.
голландский
Родился в Лейдене, в семье мельника.
1631г. – переезжает в Амстердам, там
завоевывает
известность.
В
портретах
появляется
непосредственная
жизненная
правдивость – как следствие этого потеря
заказов, непонимание.
1642г. – смерть жены.
1668г. – смерть сына.
1669г. – умирает нищим, похоронен на
кладбище для бедняков на общественные
средства.
Юношеский автопортрет. 1634
Галерея Уффици, Флоренция

5.

Р Е́ М БРАНДТ
Х А́ Р МЕНС ВАН
Р ЕЙН (1606—1669)
«Правда — самое прекрасное и редкое
качество», – Э. Делакруа
Во всех произведениях попытка
передать духовную эволюцию человека,
трагический путь познания жизни.
Творчество
Рембрандта
отличают глубочайший психологизм,
сильнейший накал страстей и чувств.
Художник активно использует язык
символов и аллегорий.
Юношеский автопортрет. 1634
Галерея Уффици, Флоренция

6.

Х АРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ
ПИСЬМА Р ЕМБРАНДТА:
• Искусство светотени (едва заметный
переход от тёмного к светлому);
Раннее творчество:
• Едва заметные переходы от тёмного к
светлому;
• Градации
золотисто-коричневого,
красного и оливкового цветов;
Позднее творчество:
• Эффект горящих и тлеющих тонов;
• Сверкающее золото, переходы от тёмновишневого к ярким оттенкам красного, а
затем к угасающим тонам оранжевого.
Христос в Эммаусе. 1648.
Лувр, Париж

7.

Р ЕМБРАНДТ
– БЛЕСТЯЩИЙ МАСТЕР
АВТОПОРТРЕТА. 100 ПРОИЗВЕДЕНИЙ –
ИСТОРИЯ ЕГО ЖИЗНИ, ИСПОВЕДЬ.
Автопортрет в вельветовом берете.
1634. Стаатлих Музей, Берлин.
Автопортрет. 1658.
Коллекция Фрик, Нью-Йорк
Автопортрет в старости. 1665.
Вальфраф Ричхартц Музей, Кельн

8.

Автопортрет
написан вскоре после
женитьбы.
Блудный сын в таверне. 1635
(Автопортрет с Саскией на
коленях)
Галерея старых мастеров,
Дрезден

9.

О чём думает друг
Рембрандта, поэт, меценат и
крупный промышленник?
«Верность тона, правдивость
жеста, безупречная строгость формы
здесь таковы, что лучшего желать не
приходится... Какой художник был бы
в состоянии создать подобный портрет?», — восхищённо писал Э.
Фромантен.
Портрет Яна Сикса. 1654.
Собрание Сикс, Амстердам

10.

Портрет старушки. 1654.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

11.

Последняя
картина
Рембрандта, его лебединая
песня. Он создал ее в наиболее
горький период своей жизни,
потрясенный смертью сына.
Религиозный
смысл
притчи: как бы ни грешил
человек,
раскаяние
всегда
вознаградится
радостным
прощением.
Возвращение блудного сына. ок.
1666—1669
Эрмитаж, Санкт-Петербург

12.

Р ЕМБРАНДТ
МНОГО
РАБОТАЛ В ТЕХНИКЕ
ОФОРТА:
металлическая доска покрывается слоем
лака
тонкой иглой наносится рисунок
пластина погружается в кислоту,
протравливающую металл в
процарапанных местах
углублённые линии позволяли затем
перенести рисунок на бумагу.
Мельница. 1641
Рейксмузеум, Амстердам

13.

В ЕЛИКИЕ МАСТЕРА
ГОЛЛАНДСКОЙ ЖИВОПИСИ
Якоб ван Рёйсдал – Мельница около Дюрстеде. 1670. Рейксмузей. Амстердам

14.

В XVII
В. В Г ОЛЛАНДИИ
ПОПУЛЯРНЫМИ
СТАНОВЯТСЯ ЖАНРЫ:
• портрет
индивидуальный
Голландские бюргеры – новые
хозяева жизни – хотели запечатлеть
себя в представительном облике,
свидетельствующем
об
их
материальном достатке и высоком
положении в обществе.
Франс Хальс
Портрет молодого человека с перчаткой в руке. 1660-е.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

15.

В XVII
В. В Г ОЛЛАНДИИ
ПОПУЛЯРНЫМИ
СТАНОВЯТСЯ ЖАНРЫ:
• портрет
групповой
Стали заказывать большие
полотна, на которых изображались
торжественные собрания различных
общин и объединений (стрелковых рот,
попечителей больниц и богаделен,
цеховых старшин и учёных обществ).
Франс Хальс
Групповой портрет офицеров стрелковой роты Святого
Георгия. 1627.
Музей Франса Халса, Харлем.

16.

Ф РАНС Х АЛС
(1581/1585— 1666)
– наиболее известный портретист
этого времени.
«Халс,
обладая...
особой,
необычной манерой письма, превосходит
всех остальных, так как в его живописи
заложена такая острота и жизненность,
такая сила, что он во многих
произведениях, кажется, самое природу
вызывает на соревнование», – один из
современников художника.

17.

Франс Хальс
Портрет молодого человека с перчаткой в руке. 1660-е.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

18.

Франс Хальс
Групповой портрет офицеров стрелковой роты Святого Георгия. 1627.
Музей Франса Халса, Харлем.

19.

В XVII
В. В Г ОЛЛАНДИИ
ПОПУЛЯРНЫМИ
СТАНОВЯТСЯ ЖАНРЫ:
• бытовой жанр
С одной стороны, художники
поэтизировали естественное течение
повседневной жизни, а с другой –
стремились к изображению гротескных
(уродливо-комических), острых и живых
ситуаций.
Художников, работавших в
этом жанре, называют малыми
голландцами (Ян Стен (1626—
1679), Питер де Хох (1629— 1684),
Герард
Терборх
(1617—1681),
Виллем Хеда, Питер Клас и др.).
Питер де Хох.
Хозяйка и служанка. 1657.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

20.

В XVII
В. В Г ОЛЛАНДИИ
ПОПУЛЯРНЫМИ
СТАНОВЯТСЯ ЖАНРЫ:
• натюрморт (фр. «мёртвая
природа») – стиллевен (гол.
«неподвижная жизнь»)
Изображение предметов являет
зрителю единый ансамбль, обладающий
скрытым назидательным смыслом.
Излюбленными
сюжетами
становились «завтраки», «десерты»,
цветочные букеты и аллегорические
композиции.
Виллем Хеда (1594 — около
1680), Питер Клас (около 1597 —
около 1661).
Геррит Виллемс Хеда.
Ветчина и серебряная посуда. 1649.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

21.

В XVII
В. В Г ОЛЛАНДИИ
ПОПУЛЯРНЫМИ
СТАНОВЯТСЯ ЖАНРЫ:
• пейзаж
Своеобразие данного жанра и его
тематика определялись особенностью
природы этой северной страны – её
равнинными просторами и близостью
моря. Художники отказывались от
изображения идеальных пейзажей, их
интересовала окружающая обыденность,
естественность.
Ян ван Гойен (1596 — 1656),
Якоб Рейсдал (1628 — 1682).
Якоб ван Рёйсдал
Лесной пейзаж. Ок. 1660.
Вустер колледж. Оксфорд

22.

Я Н В ЕРМЕ́ Е Р
( В ЕРМЕ́ Е Р Д Е́ Л ЬФТСКИЙ )
( 1632—1675 )
«Величайший маг и волшебник
живописи», – так ещё при жизни
называли художника.
Причисляется к
основоположникам пленэрной
(фр. plein air – открытый воздух)
живописи.
Мужчина на картине «Сводня» — предполагаемый портрет
24-летнего художника

23.

Ян Вермеер
Вид Делфта. 1661
Маурицхёйс, Гаага

24.

«Мгновение превращается для них
в вечность, стрелка часов прекращает свой
бег... Они не знают никаких забот,
никаких волнений, им неведомы бурные
страсти, их помыслы не идут намного
дальше того, что их окружает...
Персонажи чувствуют себя хорошо лишь в
уютных интерьерах, отграниченных от
внешнего мира...», - В. Н. Лазарев
Ян Вермеер
Кружевница. 1669–70
Лувр, Париж

25.

Ян Вермеер
Маленькая улица. 1657
Государственный музей, Амстердам

26.

Художник
попытался
запечатлеть момент, когда
девушка поворачивает голову в
сторону зрителя к кому-то, кого
она только что заметила.
Ян Вермеер
Девушка с жемчужной серёжкой. ок. 1665
Маурицхёйс, Гаага

27.

Д ОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Сравните «Снятие с креста» Рембрандта и
Рубенса (или «Свадебный портрет с женой» Рубенса
и «Автопортрет с Саскией на коленях» Рембрандта).
Есть ли общие точки соприкосновения в
творческом методе этих мастеров?
English     Русский Правила