Похожие презентации:
Тренды и перспективы развития ДИТ в институциональном и бизнес-образовании. Лекция 2
1.
ТРЕНДЫ И ПЕРСПЕКТИВЫРАЗВИТИЯ ДИТ В
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОМ И БИЗНЕСОБРАЗОВАНИИ
ЛЕКЦИЯ 2
2.
ДАНЬ МОДЕ ИЛИСОВРЕМЕННЫЙ ТРЕНД В
ОБРАЗОВАНИИ
• В настоящее время, ДИТ становятся все более популярным и востребованным
форматом получения знаний.
• С развитием интернет-технологий и доступности высокоскоростного интернета,
обучение удаленно стало доступным для миллионов людей по всему миру.
• 2020-2023 года стали одними из самых насыщенных в области разработки и
применения ДОТ для всех сфер российского бизнеса, в том числе и для EDTECH
(от англ. Education Technology — технологии образования — это сфера, связанная
с применением технологий для улучшения любых процессов обучения).
3.
ДАНЬ МОДЕ ИЛИСОВРЕМЕННЫЙ ТРЕНД В
ОБРАЗОВАНИИ
• С одной стороны, влияние на развитие ДИТ оказывали санкции и уход ИТ-поставщиков из России, с
другой — сокращение бюджетов в организациях на обучение сотрудников.
• Перед компаниями стояли сложные задачи: оперативно заменить ушедшие зарубежные решения,
организовать переобучение сотрудников — и сделать это без ущерба для развития бизнеса.
• Таким образом, активное развитие современных ДИТ подарило новые возможности для корпоративного
обучения.
• Бизнес - организации, оценив возможности дистанционного обучения, стали активно внедрять его в
процесс подготовки и обучения квалифицированного персонала.
• Новые условия поменяли подход и в институциональном образовании, сейчас ведущие мировые
университеты создают свою структуру дистанционного обучения, разрабатывая электронные курсы и
учебные материалы для подготовки специалистов разных направлений и специальностей
4.
СОВРЕМЕННЫЙ ТРЕНД ВОБРАЗОВАНИИ - ИИ
• ОДНИМ ИЗ ГЛАВНЫХ ТРЕНДОВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В 2023 ГОДУ ЯВЛЯЕТСЯ РАСШИРЕНИЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА И АДАПТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ ОНЛАЙН
ОБРАЗОВАНИЯ.
• ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ПРИМЕНЕНИЯ - СОЗДАНИЕ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННЫХ ПРОГРАММ ОБУЧЕНИЯ, УЧИТЫВАЮЩИХ
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ПОТРЕБНОСТИ КАЖДОГО ОБУЧАЮЩЕГОСЯ НА ОСНОВЕ МЕТОДОВ:
• ИИ
• МАШИННОГО ОБУЧЕНИЯ
• ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО АНАЛИЗА БОЛЬШИХ ДАННЫХ
• НЕЙРОННЫХ СЕТЕЙ
• ГЛУБОКОГО ОБУЧЕНИЯ
• ПРОГНОЗНОЙ АНАЛИТИКИ И ГЕНЕРАЦИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ
Это позволяет адаптировать
обучение, его содержание и темп, к
конкретным потребностям каждого
обучающегося
5.
СОВРЕМЕННЫЙ ТРЕНД ВОБРАЗОВАНИИ - ИИ
5 направлений ИИ в онлайн
обучении
Языковое распознавание и анализ естественного языка.
• Используется при изучении языков, но также и в основных специальных приложениях. Недостатком является то, что такой
алгоритм часто дает сбои с обучающимися, владеющими несколькими языками.
Использование когнитивных сервисов: онлайн-помощников или виртуальных ассистентов
• (способных видеть, слышать, говорить, понимать и даже рассуждать логически), основанных на методах и алгоритмах ИИ в
области распознавания эмоций и настроения, компьютерного зрения и распознавания речи, а также понимания
естественного языка.
Персонализация онлайн-обучения.
• Корректировка материала курса в зависимости от использования и предпочтений обучающегося. Успехи слушателя курса
отслеживаются по ходу прохождения обучения и программа обучения подстраивается под эти промежуточные результаты.
Адаптивное обучение.
• Упреждающее выявление и устранение пробелов в знаниях обучающегося.
ИИ может быть личным помощником в обучении.
• Сегодня широкое распространение получили сервисы, работающие с текстом, графикой, мультимедиа для создания контента,
в том числе с помощью голосового ввода на мобильных устройствах. Что особенно важно для людей с ограниченными
возможностями.
Многие из них можно комбинировать и использовать вместе, чтобы сформировать более богатую
среду обучения на базе методов ИИ
6.
СОВРЕМЕННЫЙ ТРЕНД ВОБРАЗОВАНИИ - ИИ
Джилл Ватсон (Jill Watson) ассистент преподаватель онлайнкурсов Технологического института Джорджии до момента
своего «разоблачения» успела помочь в работе над
проектами по дизайну программ более чем 300
американским аспирантам.
Jill Watson Assistant аналитическая платформа,
разработанная концерном IBM и доработанной в
соответствии с особенностями обучающего
процесса в лаборатории института Джорджии личный ассистент для студентов Технологического
института Джорджии
В ее компетенции был довольно широкий круг задач – от
рассылки вопросов и напоминаний о сроках сдачи
выполненных заданий – до активного участия в обсуждении
острых вопросов на специализированных студенческих
форумах, где студенты обмениваются мнениями и знаниями,
связанными с курсовыми работами и прочими проектами.
Джилл Уотсон начала работу в январе, но тестировалась
незаметно от студентов. Первое время алгоритм совершал
ошибки, используя ключевые слова в неправильном
контексте. В конце марта Джилл уже отвечала на запросы
студентов самостоятельно, если уверенность алгоритма
в ответе составляла не меньше 97%.
Открыв доступ к возможностям платформы Watson, IBM тем самым запустила
безостановочный процесс расширения присутствия ИИ в самых разных
областях жизни современного человека: медицине, юриспруденции и др., где
требуется сверка и анализ колоссального объема архивной информации.
7.
СОВРЕМЕННЫЙ ТРЕНД ВОБРАЗОВАНИИ - ИИ
Используя нейронные сети и алгоритмы машинного обучения,
Cognii анализирует ответы студентов и предоставляет
обратную связь.
Она также может распознавать естественный язык, что
позволяет студентам задавать вопросы и получать ответы на
своих родных языках.
Cognii, помимо прочего, имеет функцию анализа данных,
которая помогает преподавателям отслеживать прогресс
студентов и идентифицировать области, где они нуждаются в
дополнительной помощи.
Использует искусственный интеллект для обеспечения
немедленной и высокоточной оценки идей в коротких
письменных ответах.
Cognii работает с контентом, предоставленным учителями и
партнерскими организациями, для создания индивидуальных
инструментов обучения и оценки. Уникальный процесс
разработки прост и оптимизирован.
Платформа доступна для использования в различных
образовательных учреждениях, включая школы, колледжи и
университеты.
Универсального ассистента предложила
компания Cognii.
Программисты разработали одноименную
образовательную платформу, которая использует
ИИ для создания персонализированных учебных
материалов и адаптивного оценивания знаний.
8.
СОВРЕМЕННЫЙ ТРЕНД ВОБРАЗОВАНИИ - ИИ
Используя нейронные сети и алгоритмы машинного обучения,
Cognii анализирует ответы студентов и предоставляет
обратную связь.
Она также может распознавать естественный язык, что
позволяет студентам задавать вопросы и получать ответы на
своих родных языках.
Cognii, помимо прочего, имеет функцию анализа данных,
которая помогает преподавателям отслеживать прогресс
студентов и идентифицировать области, где они нуждаются в
дополнительной помощи.
Использует алгоритмы обработки естественного языка для
обеспечения немедленной и высокоточной оценки идей в
коротких письменных ответах (синтаксический и
семантический анализ в иерархии смысловых понятий
ответов).
Cognii работает с контентом, предоставленным учителями и
партнерскими организациями, для создания индивидуальных
инструментов обучения и оценки.
9.
СОВРЕМЕННЫЙ ТРЕНД ВОБРАЗОВАНИИ - ИИ
Виртуальный помощник по обучению Cognii
использует мощную технологию обработки
естественного языка, чтобы обеспечить
мгновенную оценку ответов учащихся с
открытым ответом, а также качественную
обратную связь на основе чат-бота.
Он действует как «Siri для образования»,
вовлекая учеников в адаптивные беседы с
репетитором и помогая им осваивать
концепции и решать проблемы.
10.
СОВРЕМЕННЫЙ ТРЕНД ВОБРАЗОВАНИИ - ИИ
Duolingo является наиболее ярким
примером использования ИИ в онлайнобучении сегодня.
Они открыто рассказали об исследованиях,
лежащих в основе их приложения для
изучения языков, настолько, что успехи,
которых они добились в применении
машинного обучения к изучению языков,
являются частью их брендинга.
11.
СОВРЕМЕННЫЙ ТРЕНД ВОБРАЗОВАНИИ - ИИ
ИИ Duolingo персонализирует курсы,
адаптируясь к сильным и слабым
сторонам, а также к предпочтениям
каждого обучающегося.
Искусственный интеллект обращает
внимание на то, каким словарным
запасом владеют обучающиеся, какие
примеры грамматики являются для них
сложными и какой контент им нравится.
12.
СОВРЕМЕННЫЙ ТРЕНД ВОБРАЗОВАНИИ - ИИ
ИИ Duolingo также использует обработку
естественного языка для создания
взаимодействия с чат-ботами, предоставляя
обучающимся возможность практиковаться
в разговоре в режиме реального времени.
Это дает возможность попрактиковать свои
навыки и обрести уверенность, прежде чем
им придется говорить с реальными
людьми.
13.
СОВРЕМЕННЫЙ ТРЕНД ВОБРАЗОВАНИИ - ИИ
Цель разработки такой платформы –
облегчение онлайн обучения на основе
индивидуальных стратегий обучения и
возможности своевременно выявить
проблемы в знаниях.
Для этого на платформе присутствует
поддержка виртуального ассистента StepWise
AI, который расширяет возможности
подключаемых модулей онлайн-обучения и
помогает обучающемуся определить сложные
области в ходе обучения.
Платформа интегрируется с Canvas, Blackboard
и Moodle через LTI
Learning Tools Interoperability (LTI) это спецификация, разработанная IMS Global
Learning Consortium.
Эта программа виртуального обучения
анализирует шаги, предпринимаемые
обучающимися при решении проблемы STEM, и
дает немедленную обратную связь о том, что они
делают правильно или неправильно.
STEM (Science, Technology, Engineering, Mathematics)
образование — это модель, объединяющая
естественные науки и инженерные предметы в
единую систему
14.
СОВРЕМЕННЫЙ ТРЕНД ВОБРАЗОВАНИИ - ИИ
Особенностью в использовании алгоритмов ИИ здесь
является то, что для обеспечения правильной
обратной связи они должны понимать входные
данные от обучающихся каждый раз при выполнении
различных заданий.
ИИ осуществляет персонализированный анализ
слабых и сильных сторон действий обучающихся в
процессе решения задач по каждой теме.
Основная концепция LTI заключается в создании
стандартного способа интеграции обучающих
приложений (часто размещаемых удаленно и
предоставляемых через сторонние сервисы) с
такими платформами, как LMS, порталы,
хранилища обучающих объектов или другие
образовательные среды.
15.
СОВРЕМЕННЫЙ ТРЕНД ВОБРАЗОВАНИИ - ИИ
Типы входных данных для адаптации хода
обучения, генерации последовательности
представления учебного контента и получения
рекомендаций по его изучению и выполнению
заданий включают:
• Полная последовательность действий при
решении задачи
• Типы и количество допущенных ошибок
• Предоставленные подсказки и количество
запрошенных подсказок
• Время, затраченное на шаг и на полное решение
• Подсчет введенных успешных шагов
• Навык, применяемый на каждом шаге
• Мастерство навыков, продемонстрированное
через проблемы
• Общая эффективность и точность в решении
проблем
Querium использует StepWise, виртуального
наставника, основанного на SaaS. Он оценивает
пошагово процесс решения математической задачи
или вопроса с целью выявления слабых мест и
трудностей.
На основании данных оценок StepWise собирает
обширные данные в каждом решении, чтобы дать
алгоритмам ИИ представление о мышлении
обучающихся и процессе решения проблем.
16.
СОВРЕМЕННЫЙ ТРЕНД ВОБРАЗОВАНИИ - ИИ
Технология искусственного интеллекта StepWise AI
имитируя опыт мастера-преподавателя быстро дает
оценку в случае, если ответ или использованный
метод неверны.
ИИ анализирует ошибку, чтобы понять, в какой
области знаний при решении задачи присутствует
проблема.
Этот анализ поможет системе предоставить
обучающемуся индивидуальное решение,
предлагая альтернативные подходы к решению
одной и той же проблемы.
Система использует для обработки естественного
языка – алгоритмы глубокого обучения NLP и
алгоритмы машинного обучения, чтобы понимать
ответы каждого обучающегося и предоставлять
целевую обратную связь с учетом его конкретных
сильных и слабых сторон в знаниях.
17.
СОВРЕМЕННЫЙ ТРЕНД ВОБРАЗОВАНИИ - ИИ
Alta – технология адаптивного обучения от бренда высшего образования Knewton,
использует адаптивное обучение на основе алгоритмов интеллектуального анализа данных,
чтобы выявлять пробелы в знаниях обучающихся, а затем заполнять их с помощью
высококачественных учебных материалов, выбранных из собственной БД, постоянно
пополняемой знаниями экспертного уровня из различных источников и областей знаний.
Данные которые использует адаптивная
платформа собираются самим
образовательным приложением и передаются
на сервер Knewton с использованием API.
Адаптивная платформа анализирует собранные
данные и возвращает их приложению в виде
рекомендаций преподавателю или указания,
какой блок контента нужно показать студенту
следующим.
18.
СОВРЕМЕННЫЙ ТРЕНД ВОБРАЗОВАНИИ - ИИ
К примеру, если студент плохо справляется с
определенным набором вопросов, то Knewton
сможет предположить, какие темы, затронутые в
этом списке вопросов, оказались непонятными и
предложить ему контент, который поможет
повысить уровень понимания именно этих тем.
Данные которые использует адаптивная платформа
собираются самим образовательным приложением и
передаются на сервер Knewton с использованием API.
Адаптивная платформа анализирует собранные
данные и возвращает их приложению в виде
рекомендаций преподавателю или указания, какой
блок контента нужно показать студенту следующим.
19.
СОВРЕМЕННЫЙ ТРЕНД ВОБРАЗОВАНИИ - ИИ
Alta Knewton представляет собой роботарепетитора, который выявляет и заполняет
пробелы в знаниях, рекомендуя для их
восполнения соответствующий учебный контент.
Он также может помочь компаниям
поддерживать обучение, чтобы сотрудники
могли быть в курсе новых навыков по специфике
своей работы.
Knewton Alta поддерживает:
Адаптивное обучение
Персонализированное обучение
Интерактивный контент
Привлекательный дизайн
Мощный репозиторий курсов
Поддержка преподавателей: статистические
данные, инструменты и ресурсы, помогающие
отслеживать успеваемость и прогресс обучающегося
Оценка и обратная связь
Обучение, основанное на мастерстве
Благодаря подходу, основанному на мастерстве,
персонализированным схемам обучения, адаптивному
обучению, удобному дизайну, доступности для
мобильных устройств и интересному контенту,
Knewton Alta предлагает студентам тщательный и
эффективный вариант повышения своей
академической успеваемости.
20.
21.
СОВРЕМЕННЫЙ ТРЕНД ВОБРАЗОВАНИИ - ИИ
Выводы:
В отличие от человеческого мозга, искусственный интеллект способен за
минимальное время обрабатывать огромные массивы данных.
Это позволяет персонифицировать систему онлайн-обучения и составить
индивидуальные образовательные траектории (ИОТ) для каждого
обучающегося.
За основу берутся данные об обучающемся: его предпочтения и интересы,
прошлый опыт и даже информация из соцсетей.
ИИ адаптируется под способности (ЗУН) каждого и под уровень его опыта и
мастерства (продуктивности), обеспечивая таким образом комфортное
развитие знаний как в академическом образовании, так и бизнесобразовании.
22.
23.
СРЕДСТВА ОНЛАЙН ОБУЧЕНИЯ С ПОДДЕРЖКОЙ МЕТОДОВ ИИ24.
СОВРЕМЕННЫЙ ТРЕНД ВОБРАЗОВАНИИ – VR|AR|MR
Внедрение технологий VR/AR в образовательный
процесс позволит существенно повысить качество
обучения за счет возможности практической
отработки навыков для любых профессий в
условиях, максимально приближенных к реальным.
Данные технологии позволяют создавать как
реальные, так и вымышленные сценарии с учетом
свойств и особенностей поведения объектов, что
открывает широкие возможности слушателям
курсов более глубоко погрузиться в учебный
процесс и улучшить процесс понимания сложных
концепций и явлений.
Эти технологии позволят создавать интерактивные
учебные материалы, симуляторы и виртуальные
классы, как расширение физического пространства
среды обучения объектами, имеющими характер
изображения и созданными с помощью цифровых
устройств и специализированных программ.
25.
СОВРЕМЕННЫЙ ТРЕНД ВОБРАЗОВАНИИ – VR|AR|MR
Виртуальная реальность (VR, от англ. Virtual Reality) это искусственный мир, созданный техническими
средствами, взаимодействующий с человеком через
его органы чувств.
Виртуальная реальность полностью погружает
пользователя в виртуальную среду, созданную
компьютером.
Для ощущения виртуальной реальности обычно
необходима гарнитура, которая либо подключена
к внешнему компьютеру или игровой консоли,
либо функционирует автономно.
26.
СОВРЕМЕННЫЙ ТРЕНД ВОБРАЗОВАНИИ – VR|AR|MR
Наиболее продвинутые технологии виртуальной
реальности способны обеспечить свободу
передвижения — пользователи могут
перемещаться в цифровой среде, слышать звуки
и использовать специальные ручные контроллеры
для ориентации в пространстве
и воспроизведения тактильных ощущений.
Возможность этой технологии погружать человека в
виртуальный мир определяет основное направление
для ее развития в образовании. Все то, что не может
быть создано в реальном мире по техническим,
экономическим или физическим причинам, может быть
создано в мире виртуальном.
Например, возможность побывать там, где в
реальности побывать трудно или невозможно.
27.
СОВРЕМЕННЫЙ ТРЕНД ВОБРАЗОВАНИИ – VR|AR|MR
Использование ВР охватывает собой целый ряд
задач при создании реалистичных тренажеров
для подготовки специалистов в областях, где
тренировки на реальных объектах связаны с
неоправданно большими рисками либо требуют
значительных финансовых затрат.
Технологии ВР незаменимы при подготовке
спасателей, пилотов, инженеров, архитекторов,
медиков и других узконаправленных
специалистов.
28.
СОВРЕМЕННЫЙ ТРЕНД ВОБРАЗОВАНИИ – VR|AR|MR
Особенностью AR является то, что она позволяет
расширить представление о происходящих процессах в
окружающей среде.
Обновленные сенсорные данные формируются не в
новой, а вполне привычной среде.
Размещение любых объектов в конкретной среде, в
которой они изначально отсутствуют, позволяет
смоделировать наиболее необычные практики для
осуществления образовательных задач.
Дополненной реальностью (AR, от англ.
Augmented Reality) можно назвать неполное
погружение человека в виртуальный мир,
когда на реальную картину мира
накладывается дополнительная информация
в виде виртуальных объектов.
29.
СОВРЕМЕННЫЙ ТРЕНД ВОБРАЗОВАНИИ – VR|AR|MR
AR-технологии используются для создания
интерактивных элементов, которые могут быть
отображены в реальном времени на смартфонах
или планшетах.
В дополненной реальности пользователи по-прежнему
могут видеть реальный мир и взаимодействовать
с ним, одновременно просматривая цифровой контент,
доступ к которому обеспечивают специальные очки или
гарнитуры, накладывающие цифровой контент на
реальную среду.
Дополненная реальность позволяет учащимся
просматривать голографические инструкции или
информацию, наложенную на физический объект,
предоставляя им дополнительные сведения об этом
объекте.
30.
СОВРЕМЕННЫЙ ТРЕНД ВОБРАЗОВАНИИ – VR|AR|MR
Смешанная реальность объединяет виртуальные объекты
с реальным миром и позволяет пользователю
взаимодействовать и с теми, и с другим. Пользователь
может не только просматривать цифровой контент, но
и взаимодействовать с виртуальными объектами,
которые могут находиться в реальной среде.
Форматы AR и VR в образовании могут быть различными,
однако их преимущества перед очным обучением
очевидны.
Передача опыта и картинки посредством виртуальной и
дополненной реальности в первую очередь обусловлены
эффективностью вовлечения, а, следовательно,
усовершенствованием образовательного процесса.
Смешанная реальность может использоваться, например,
в подготовке медиков или инженеров, обеспечивая
учащимся возможность «проводить операцию» или
«ремонтировать» машины, которые они рассматривают
как голограммы в реальной среде, и позволяя
сосредоточиться на практике, не ограничиваясь теорией.
31.
СОВРЕМЕННЫЙ ТРЕНД ВОБРАЗОВАНИИ – VR|AR|MR
С помощью такого набора можно вести обучение не
только в небольших группах, но и в самых настоящих
учебных классах с большим количеством слушателей.
ClassVR позволяет по доступной цене создать
иммерсивную среду для активного вовлечения учащихся
в учебный процесс.
Особую известность в Европе получил проект
«CLASSVR».
Его создатели предлагают не просто
полноценный набор средств виртуальной
реальности (устройство + программное
обеспечение), а комплексное решение,
позволяющее осуществлять массовое
обучение с VR-погружением.
32.
СОВРЕМЕННЫЙ ТРЕНД ВОБРАЗОВАНИИ – VR|AR|MR
В рамках проекта преподаватели могут самостоятельно с
помощью адаптированного и понятного интерфейса
формировать планы, разрабатывать программы и
создавать визуальные элементы обучающего курса.
Наглядные иллюстрации можно позаимствовать из базы
разработанных сюжетов, в том числе загрузить
дополнительный контент.
33.
СОВРЕМЕННЫЙ ТРЕНД В ОБРАЗОВАНИИ –БЛОКЧЕЙН ТЕХНОЛОГИИ
Блокче́йн (англ. blockchain или block chain) – выстроенная
по определённым правилам непрерывная
последовательная цепочка блоков (связный список реестр), содержащих информацию.
Чаще всего копии цепочек блоков хранятся на множестве
разных компьютеров независимо друг от друга.
Три заинтересованные стороны в развитии блокчейна:
обучающиеся, организаторы и провайдеры онлайнобучения (вузы, школы, учебные центры) и работодатели
34.
СОВРЕМЕННЫЙ ТРЕНД В ОБРАЗОВАНИИ –БЛОКЧЕЙН ТЕХНОЛОГИИ
Изменение общей текущей модели образования
Технология Blockchain позволяет
децентрализовать и «дезинтермедиировать»
онлайн образование.
Онлайн-обучение может осуществляться через
блокчейн, что позволит легко проверять и
передавать навыки и полномочия.
Хранение данных об образовании (Storing Permanent
Records)
Если данные об образовании будут постоянно храниться
в блокчейне, такие документы как дипломы и/ или
сертификаты об образовании, могут быть защищены и
проверены независимо от того, имеет ли пользователь
доступ к системе ведения записей учебного заведения.
Даже если учреждения, которые выдавали сертификаты,
должны были закрыться, или если вся система
образования рухнула (как, например, произошло в
Сирии), эти сертификаты все еще можно проверить по
записям, хранящимся в блокчейне.
35.
СОВРЕМЕННЫЙ ТРЕНД В ОБРАЗОВАНИИ –БЛОКЧЕЙН ТЕХНОЛОГИИ
Личные данные учащегося (Student Ownership of
Learning)
Проверка личности и информационная безопасность
(Identity Verification & Information Security)
Блокчейн позволяет личным данным быть
просто личными.
Студенты получают контроль и право владения
всеми своими данными об образовании,
включая аккредитацию и портфолио работ, в
безопасном месте, доступном для всех, кому
необходимо это проверить, и на всю жизнь.
Используя блокчейн, студенты и другие учащиеся могут
идентифицировать себя онлайн, сохраняя контроль над
хранением и управлением своими личными данными.
Обеспечение безопасности этих данных требует
управления правами доступа и обеспечения того, чтобы
система доступа к личной информации была также
безопасна и защищена от взлома.
С помощью блокчейна только немногие избранные, а
именно стороны, ответственные за проверку личности
учащегося, а также сам студент, могут иметь доступ к
данным.
Это означает, что учебным организациям больше не
нужно управлять сложными системами для получения
прав доступа, а нужно только защищать сеть, где
проводится первоначальная проверка.
36.
СОВРЕМЕННЫЙ ТРЕНД В ОБРАЗОВАНИИ –БЛОКЧЕЙН ТЕХНОЛОГИИ
Интерактивное обучение и аналитика (Interactive
Learning & Analytics)
Если каждая учебная деятельность будет
регистрироваться в блокчейне, включая неформальное
обучение вместе с неформальной обратной связью, то
все результаты заданий и оценки курсов и
преподавательского состава будут отображаться в
учебных средах по всему миру.
Это позволит определять лучших лекторов, обучение
станет гораздо более интерактивным, а рейтинг
образовательных учреждений и преподавателей будет
построен на более конкретных данных.
Паспорт обучения (Learning Passport)
Используя БТ, учащиеся могут хранить собственные
доказательства пройденного обучения, делиться ими с желаемой
аудиторией и обеспечивать мгновенную проверку.
Это будет означать, что у студентов есть блокчейн-резюме,
которое автоматически обновляется и может быть передано
работодателям.
Работодателям не нужно проверять резюме, и они могут просто
мгновенно выполнять поиск, чтобы увидеть, есть ли у
кандидатов необходимые им навыки.
37.
СОВРЕМЕННЫЙ ТРЕНД В ОБРАЗОВАНИИ –БЛОКЧЕЙН ТЕХНОЛОГИИ
Авторское право на образовательный контент
(Copyright for Educational Content)
Блокчейн может позволить педагогам открыто
публиковать контент, получать вознаграждение в
зависимости от уровня фактического
использования и повторного использования их
учебных материалов.
Студенты и учебные заведения могут принимать
решения, какие учебные материалы
использовать.
Учителя могут объявлять о публикации своих
ресурсов и ссылаться на эти ресурсы, или
объявлять, какие другие ресурсы они
использовали при создании материала.
Смарт-контракты при этом смогут распределять
оплату между авторами учебного материала в
зависимости от того, как часто их материал
цитируется или используется.
38.
СОВРЕМЕННЫЙ ТРЕНД В ОБРАЗОВАНИИ –МИКРООБУЧЕНИЕ
Микрообучение — это популярный формат
онлайн-образования, который предполагает
подачу информации небольшими блоками,
включающими лишь самое необходимое.
Один модуль — одна мысль или материал для
овладения одним навыком.
Тренд на микрообучение появился в ответ на ускорение
темпа жизни.
Специалистам становится всё сложнее находить
время на прохождение курсов, а получать новые знания
и навыки требуется всё быстрее.
39.
СОВРЕМЕННЫЙ ТРЕНД В ОБРАЗОВАНИИ –МИКРООБУЧЕНИЕ
Микрообучение представляет формат онлайнобучения, позволяющего овладеть азами или
ключевыми знаниями и навыками в конкретной
области в короткие сроки
Формат микрообучения больше характерен для бизнесобразования, он позволяет учиться в любом удобном
месте: во время поездки в офис, перерыва на работе или
ожидания своего заказа в ресторане. Свобода времени
изучения является главным принципом данного подхода
— дать слушателю курса возможность получать
информацию когда и где он хочет
40.
СОВРЕМЕННЫЙ ТРЕНД В ОБРАЗОВАНИИ –МИКРООБУЧЕНИЕ
Состав курса (интервального занятия) в
рамках микрообучения очень сжатый и
концентрируется преимущественно на
профильной части
Первый модуль – базовый. Он призван осветить
основные термины, методики, правила работы в
рамках выбранного направления, привить азы;
Второй модуль предполагает погружение в
узкоспециализированные предметы с акцентом на
наиболее распространённые, востребованные
варианты и методы работы, приемы, технологии и
пр.
Третий модуль – практический. Его миссия
заключается в развитии и закреплении
пройденного материала в практическом плане:
развитие аналитического или критического
мышления, проведение конкретных
«профессиональных» итераций, решение проблем,
тестирования, вопросы для самоконтроля и пр.
41.
СОВРЕМЕННЫЙ ТРЕНД В ОБРАЗОВАНИИ –ГЕЙМИФИКАЦИЯ
В современном мире, где информация
подаётся быстро и максимально доступно,
сложно заставлять мозг потреблять
большие массивы данных или сложные
конструкции. На помощь приходит
геймификация.
Геймификация в обучении – это
альтернативный способ стимулирования
личности к процессу познания на основе
игровых элементов.
Большинство инструментов геймификации
основаны на внешней мотивации, когда происходит
воздействие на человека извне — с помощью
стимулов и подкреплений.
42.
СОВРЕМЕННЫЙ ТРЕНД В ОБРАЗОВАНИИ –ГЕЙМИФИКАЦИЯ
Игровые элементы состоят из трёх уровней
Динамика — то, за счёт чего человек
продвигается по обучению. Это может быть
прогресс, сюжет, эмоции, ограничения,
которые его подталкивают.
Механика — то, что человек должен будет
сделать, чтобы продвигаться. Например,
соблюдать игровые правила, кого-то
победить, с кем-то объединить ресурсы,
заработать определённое количество
ресурсов.
Эстетика — то, что окружает людей в
геймификации. Это рейтинги, бейджи,
коллекции, уровни, очки, команды,
подарки.
43.
СОВРЕМЕННЫЙ ТРЕНД В ОБРАЗОВАНИИ –ГЕЙМИФИКАЦИЯ
Сюжетная линия — историю, которая будет увлекать
пользователей по мере знакомства с ней.
Электронное обучение должно напоминать
увлекательное путешествие с аватаром (прототип
самого обучающегося) в обстановке действий,
приближенной к реальной (локации в электронном
курсе). Сторителлинг – это история, сюжет которой
переплетается с учебным курсом и постепенно
развивается по ходу обучения. Повествование не
менее важно в геймдизайне, чем игровые механики.
История позволяет наглядно проиллюстрировать
любую сложную тему, облегчить ее понимание.
Захватывающий сюжет вызывает живой
эмоциональный отклик, желание узнать, что будет
дальше. Это стимулирует продолжать обучение.
44.
СОВРЕМЕННЫЙ ТРЕНД В ОБРАЗОВАНИИ –ГЕЙМИФИКАЦИЯ
Игровые уровни открываются по мере выполнения
заданий.
Тогда у пользователей появляется интерес “А что же
произойдет дальше?”.
Уровни помогают им почувствовать прогресс, как они
продвигаются по игре. Чтобы усилить этот эффект,
указывают в процентах, какую часть пути прошел
обучающийся.
В корпоративном обучении методы прогресса удобно
совмещать с грейдовой системой должностей в
компании — когда сотрудник получил следующий
грейд (например, с менеджера 1 уровня перешел на
менеджера 2 уровня), он открыл в игре новый уровень.
45.
СОВРЕМЕННЫЙ ТРЕНД В ОБРАЗОВАНИИ –ГЕЙМИФИКАЦИЯ
Система баллов начисляется за выполнение
различных заданий и очень эффективно
работает в связке с рейтингами.
Обучающийся видит, как он продвинулся
относительно самого себя и относительно
других людей.
Рейтинг и отставание от лидера стимулирует
студента прикладывать дополнительные усилия.
Значки, медали или бейджи — это награды в
виде виртуального предмета или закрепленного
изображения в профиле пользователя.
Это отличный способ выделить и наградить
человека за старания. К примеру, можно
отметить значком превосходный ответ. Или
человека, который быстрее всех прошел
обучение.
46.
СОВРЕМЕННЫЙ ТРЕНД В ОБРАЗОВАНИИ –ГЕЙМИФИКАЦИЯ
Соревнование
Рейтинги отлично подходят для создания
здоровой конкуренции между студентами.
Каждый стремится быть лучшим, видеть свое
имя на вершине списка, поэтому учится
активнее.
Можно разбить всех пользователей на
несколько групп и сделать отдельные рейтинги
для каждой группы. Это усилит мотивацию
студентов, поскольку у них появится больше
шансов возглавить таблицу.
Обратная связь
Предоставление мгновенной обратной связи,
когда человек выполнил задание или тест, —
отличный способ удержать его внимание и
вовлеченность.
Сразу после выполнения задачи сообщите ему
— он выиграл или потерпел поражение?
Такая обратная связь дает ему возможность
отслеживать свой прогресс по мере
прохождения различных этапов обучения
47.
СОВРЕМЕННЫЙ ТРЕНД В ОБРАЗОВАНИИ –ГЕЙМИФИКАЦИЯ
Популярные ошибки при геймификации обучения
Слишком много наград. Если вы даете человеку значки и баллы без повода, он не
заслужил их своими усилиями, такие знаки отличия быстро обесценятся.
Отмечайте студентов только по заслугам.
Заигрались. Добавляя все больше инструментов геймификации, есть вероятность
забыть о главной цели обучения — получить знания и навыки.
Игра стала самоцелью. Обучение ради игры неэффективно. Не стоит делать
главный акцент на геймификации. Например, человек должен воспринимать
победу в соревновании как дополнительный бонус, а не как цель обучения. Игры
— это внешняя мотивация, и она не долгосрочна. Подключайте внутреннюю
мотивацию человека — побуждайте его формулировать, зачем он обучается, какие
результаты хочет получить.
Неоднозначные правила. Если студенты выполняют одинаковые действия и
показывают идентичные результаты, но получают за это разные награды, они
теряют внутреннюю мотивацию. Продумайте единые правила вознаграждений для
поддержки вовлеченности в обучающем курсе.
Отрицательная мотивация. Например, штрафы, если человек не выполнил
задание, ответил неправильно. В результате вы получаете высокую доходимость,
но люди доходят до конца в стрессе и повторять такой опыт не хотят.
48.
СОВРЕМЕННЫЙ ТРЕНД В ОБРАЗОВАНИИ –МОБИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Модель мобильного обучения подходит для
целей андрагогики — дает возможность
занятому человеку наращивать
профессиональные и личностные компетенции,
продуктивно использовать свободное время
Мобильным называется обучение
с использованием мобильных устройств, что
позволяет учиться в любом месте и в любое
время — пользоваться учебными ресурсами,
создавать контент, взаимодействовать
с другими участниками образовательного
процесса.
49.
СОВРЕМЕННЫЙ ТРЕНД В ОБРАЗОВАНИИ –МОБИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Главной отличительной чертой m-learning
является ориентация на сознательную
самостоятельную работу, зависит от построения
информационно-образовательной среды,
основным элементом которой является
электронный образовательный ресурс в
электронно-цифровой форме, включающий в
себя структуру, предметное содержание и
метаданные о них.
Мобильное обучение удобно тем, что оно
позволяет менять обстановку и условия учебы и
совмещать обучение с другой деятельностью.
Но устройства при таком формате — это всего
лишь инструмент обучения, так как основой mlearning является обеспечение гибкости.
50.
СОВРЕМЕННЫЙ ТРЕНД В ОБРАЗОВАНИИ –МОБИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Для обучения достаточно установить в телефон
мобильное образовательное приложение и
открыть назначенные курсы.
Обучающий контент представляет оптимальные
для быстрого усвоения короткие тексты,
подкасты, аудио- и видеоуроки
51.
СОВРЕМЕННЫЙ ТРЕНД В ОБРАЗОВАНИИ –МОБИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Метод обучения предполагает наличие у
образовательной платформы мобильного
приложения, которое предоставляет
пользователям полноценный функционал
Просмотр видеолекций или микрокурсов
и доступ к подкасту с учебным контентом.
Выполнение домашних практических
заданий.
Связь с кураторами и преподавателями в
нерабочее и внеучебное время в чатах и
форумах.
Возможность выполнять совместные
групповые проекты
52.
СОВРЕМЕННЫЙ ТРЕНД В ОБРАЗОВАНИИ –МОБИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Для разработки электронных курсов существует
множество приложений (большинство из
которых являются веб-приложениями),
доступных по лицензии типа open source
К первой группе приложений относятся системы
управления учебным контентом (англ. learning content
management system, LCMS), предусматривающих обмен
учебными материалами на основе XML через webинтерфейс, среди которых наиболее признанными
являются:
• Moodle (https://moodle.org/);
• Microsoft SharePoint (http://sharepointlms.com);
• Google App for education
(http://www.elearninglearning.com/google/lms);
• WebTutor (http://www.mylms.ru).
• iSpring (https://www.ispring.ru/ispring-learn)
Ко второй группе приложений разработки
электронных курсов относятся платформы по
созданию интерактивных книг и учебников:
• iBooksAuthor (http://www.apple.com/ibooksauthor/) – приложение для разработки
электронной книги с размещением в
облачном сервисе AppStore;
• CourseBuilder от Google
(http://code.google.com/p/course-builder/) –
приложение для создания электронных
учебников с дальнейшим размещением в
GoogleeBookstore;
• MagicInfo-IPremiumAuthor от Samsung
(http://magicinfoshop.com/ru/soft) –
приложение для создания эффектных
презентаций и интерактивного содержимого.
53.
54.
СОВРЕМЕННЫЙ ТРЕНД В ОБРАЗОВАНИИ –МОБИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Проблемы мобильного обучения
Дополнительные расходы для запуска курса. Чтобы адаптировать учебный материал к
маленькому экрану смартфона, нужно приложить усилия: разработать приложение,
пересмотреть темы, отрисовать подходящую графику.
Зависимость от сети. Технологии мобильного обучения в образовании связаны с
Интернетом. При проблемах с подключением, учиться не получится. Частично решает
проблему функция «скачать ролик или подкаст».
Трудности в проработке контента. Мобильное обучение в образовании позволяет
использовать разные методы: наглядный, интерактивный и другие. Материал нужно
переосмыслить, преподнести по-новому, «оживить» интерактивными элементами,
продумать платформу для приложения.
Невозможность сконцентрировать внимание на учебном процессе. Когда пользователь
принимается за учебу на мобильном устройстве, сразу появляется ряд «неотложных» дел –
просмотр новостных лент, уведомлений, срочная необходимость ответить другу в соцсети
или оппоненту на форуме. Мобильное обучение требует высокой самодисциплины,
организации. Умение игнорировать отвлекающие факторы, концентрироваться на самом
важном – полезное качество для профессионального и карьерного роста.