3.13M
Категория: ИнформатикаИнформатика

Киберсоциализация: социокультурное развитие цифрового поколения в условиях интернет-технологий

1.

Киберсоциализация:социокультурное
развитие цифрового поколения в
условиях интернет-технологий
Габинская Алла Александровна
кандидат философских наук,
доцент, заведующий кафедрой
психолого-педагогического
сопровождения образования

2.

ВОПРОСЫ
1. Новая социальная ситуация
2. Основные положения теории
поколенийН.Хоува и У. Штраусса.
3. Психологические особенности
мышления, стиля поведения и
деятельности цифрового поколения.
4. Возможности практического
применения теории поколений в
образовании.

3.

«Наше время часто называют
информационной эпохой, но никто
не называет его эпохой знаний»
Роберт Чалдини,
американский психолог

4.

* ГЛОБАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИЗАЦИЯ
ОБЩЕСТВА
В последние десятилетия формируется
единое
информационное пространство, которое выходит
за пределы конкретного государства и носит
глобальный наднациональный, характер

5.

Сегодня Интернет объединяет
* множество разных сетей,
миллионы
компьютеров,
пользователей
всех
континентов и, по разным оценкам, число таких
пользователей увеличивается на 50-80% ежегодно
В конце 1995 года во Всемирной паутине в мире
насчитывалось около 16 млн. абонентов компьютерных сетей.
В начале 2001 г. их было уже свыше 400 млн. К 2023 году
пользователей интернет почти достигло отметки в более 5
млд.

6.

Информационный
поток
нарастает
стремительно, но полезного, ценного
контента
в
нём
менее
10%.
Остальное
«мусор».
Производство
и
потребление
«мусорного» контента для многих
пользователей становится способом
скоротать время, которого и так не
хватает
80% населения использует Интернет
для развлечения

7.

Новая социальная ситуация
•информационное общество
•цифровая социализация
• цифровизация личности человека
новое время предъявляет новые
требования к компетенциям
современного человека
опережающее образование

8.

Информационное общество-

9.

Интернет не просто технологии,
это – среда обитания, которая
выступает источником развития и
фактором социализации
подрастающего поколения

10.

ЦИФРОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ
КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ
локальный
процесс качественных изменений структуры
сознания
личности,
происходящий
в
результате
социализации
человека
в
киберпространстве,
виртуальной
социализирующей интернет-среде, то есть в
процесс использования его ресурсов и
коммуникации с виртуальными агентами
социализации, встречающимися человеку в
глобальной сети Интернет

11.

Цифровая социализация - процесс
овладения и присвоения человеком
социального опыта, приобретаемого в
онлайн-контекстах,
воспроизводства
этого опыта в смешанной офлайн/онлайн
реальности
и
формирующий
его
цифровую личность как часть реальной
личности
в зоне развития ребенка конкурирует не
только значимый взрослый, но и онлайнсреда

12.

Факторы социализации - это условия,
определенные
обстоятельства,
побуждающие индивида к активному
действию
макрофакторы
мезофакторы
микрофакторы

13.

АВТОРЫ
ТЕОРИИ
ПОКОЛЕНИЙ
90-е годы XX века — экономист, демограф Нейл
Хоув и драматург, историк Вильям Штраус
2004 г. Евгения Шамис
адаптировала теорию
поколений к
постсоветскому
пространству

14.

В
книге «Поколения. История
будущего Америки с 1584 по 2069»,
опубликованной в 1991 году, впервые
описана
история
США
как
последовательность биографий.
Проследив исторические аналогии между
поколениями разных времен, авторы
выяснили, что каждое пятое имеет
сходные ценности.
Модель
из
четырех
периодов
повторяется примерно раз в 80 лет.

15.

16.

Интернет выходит на первое место как
источник значимой информации
7 летний ребенок
(год рождения 2010-2012)
проживает год своей жизни в Интернете!
У детей зет теряется навык нормальной
биологической коммуникации!

17.

Зумеры с пеленок владеют гаджетами
Живут в двух реальностях одновременно:
не разделяют онлайн, офлайн
Отводят видеоиграм важное место в своей
жизни

18.

Зависают в Интернете
Они почти не пользуются городским
телефоном
Не помнят номера друзей
70% подростков используют Интернет
для развлечения
Запоминают не содержание
информации, а где она находится

19.

Используя Интернет, подросток вместо
стремления
«думать
и
учиться»
предпочитает «искать»

20.

Интернет не предусматривает активной
физической нагрузки
тратится мало энергии
ожирение
сахарный диабет 2-го типа
меняется эмоциональное состояние
нарушение сна и т.д.

21.

Не пишут от руки, а привычно
набирает тексты на клавиатуре
(«синдром большого пальца»)

22.

«Зеты» ленивые визуалы,
воспринимают
краткую и наглядную
информацию, картинки
с элементами юмора.
Лучше понимают образ, чем слова.
Взрослеют в условиях демотиваторов,
инфографиков, фото сверстников и котиков

23.

Модальность визуального восприятия высокая,
но
поверхностная
(на одном объекте удерживают внимание 8-15
секунд)
клиповость сознания

24.

Семья и друзья (имеют сотни друзей в
социальных
сетях,
однако
не
сосредотачивается на прочных отношениях)
Социальный капитал (количество связей)
социальное
лицемерие
болезненно
воспринимают
критику
потребность в живом общении не такая
острая,
как
у
других
поколений

25.

Интернет-зависимость как навязчивое
желание
постоянного
времяпрепровождения
в
Сети
или различного рода интернет-фобии

26.

*
ИНТЕРНЕТ-ФОБИИ
номофобия (боязнь остаться без мобильной связи)
- игнорофобия (боязнь быть неправильно понятым)
- имоджефобия, (боязнь поставить неправильный
смайл)
- пунктофобия (боязнь получить сообщение с
точкой в конце)
- реттерофобия (боязнь ошибиться в слове или не
заметить автозамену)
- селфифобия (боязнь сделать плохое селфи) и т.д.
ПОТЕРЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ

27.

Риск
снижения
эмпатии
Привлекательность
онлайн-общения
вытесняет
живое
общение
со
сверстниками.
В гаджетах Z-подростки разбираются
лучше, чем проявлениях эмоций других
людей
Не проявляют заинтересованности и
актов сочувствия по отношению к
окружающему миру

28.

«Ребенок, воспитанный на социальных сетях,
теряет навыки межличностного общения - он
не учится краснеть, заботиться, давать
спонтанную эмоциональную реакцию, а главное,
получать немедленный ответ от собеседника
и строить реальный диалог»
Британский ученый,
писательница,
профессор Сьюзан
Гринфилд

29.

АНТИСОЦИАЛИЗАЦИЯ
Нет социального опыта взаимодействия
Социальные сети развивают чувство
«стадности»
Потеря идентичности
Не различают понятий «свой-чужой»
Девальвируется понятие «дружба»
Инфантильнизация поведения
Социальная зрелость наступает в 25-26
лет

30.

Высокая личностная тревожность,
впечатлительность, низкая
стрессоустойчивость на фоне низкой
ситуативной тревожности
формируется «выученная
беспомощность»
морально-волевая изнеженность

31.

Одновременно могут успешно выполнять
несколько задач
Сидя за компьютером, ребенок
одновременно контактирует в чате,
скачивает музыку, пытается делать
домашнее задание и при этом пьет сок
или жует бутерброд
Многозадачность личности может
привести к психическим нарушениям и
смешению ролей

32.

Компьютер
(«серфинг»
создает иллюзию
мозга
работы
мозга)
Развивается
цифровое
слабоумие
(нарушение работы функций мозга)

33.

* В 2016 году специалисты РАСО провели
пилотное исследование о восприятии
информации поколением Z, в результате
которого
выяснилось,
что
важно
молодежи относительно коммуникации.
Детальную информацию об исследовании
дала Юлия Грязнова – исполнительный
директор
РАСО,
координатор
исследования

34.

* ПРЕИМУЩЕСТВА
ПОКОЛЕНИЯ
ЗЕТ
- благодаря Интернету рано получают возможность
зарабатывать
деньги
- монетизируют хобби (совмещают полезное с
приятным»
- заботятся о своём здоровье (50 % посещают
спортивные
клубы)
- искренне озабочены глобальными проблемами
(проблема социального неравенства, экологические
проблемы
и
т.д.)
- открыты и лояльны (толерантны, уважительно
относятся к чужой индивидуальности, избегают расизм
психологическая
готовность
к
изменениям
(социальная мобильность, интерес к психологии)
- креативны (благодаря творческому подходу не боятся
создавать и презентовать собственные бренды)

35.

* РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО
ЦИФРОВОГО
Говорить
ОБУЧЕНИЮ
ПОКОЛЕНИЯ
коротко.
Устную задачу нужно втиснуть в 25
слов, а потом развернуто объяснить ее
письменно
и
по
пунктам.
Письменная
задача
вспомнить нюансы.
помогает

36.

Go
в
личку
Современному педагогу необходимо
стать
более
доступным
в
информационном
пространстве
создать групповой чат в социальных
сетях и мессенджерах, чтобы выстроить
среду, где ученики могут помогать друг
другу

37.

Поощрение за успехи
Способствовать удовлетворению
базовой потребности человека к
похвале (лайкам и репостам)

38.

Учить
ориентироваться
в
информационных потоках, а также
проверять надежность и достоверность
полученной
информации

39.

Необходимо
чередование
образовательных
методов, приемов и форм взаимодействия
субъектов образования (монотонная деятельность
в виде контрольных, самостоятельных работ
воспринимается
скучной)

40.

Научить использовать все процессы
мышления:
анализ
синтез
обобщение
классификация и т.д.

41.

Учить
целеполаганию:
использовать
SMART-технологии
формулирования и достижения цели
Акроним SMART означает умная цель и объединяет
заглавные буквы от английских слов, обозначающих,
какой должна быть настоящая цель:
Specific (ясность и конкретность)
Measurable (измеримость, выделить не только
конечные, но и промежуточные критерии оценки,)
Attainable (достижимость с точки зрения внешних
факторов и внутренних ресурсов)
Relevant
(релевантность,
соотношение
со
стратегическими целями)
Time-bounded (определенность во времени, должны
быть конкретные сроки (и промежуточные контрольные
моменты ее достижения)

42.

Развивать
творческое
(эвристическая
воображение
педагогика)
учить
чувствовать
(рассматривая картины через запах, цвета)
- синхронизация (один говорит, второй быстро
повторяет; создаем тексты из 5-6 слов; игра на
музыкальных инструментах) объема информации и
времени
ее
запоминания
долгосрочная
память
тренируем
мозг
- переключение режима работы мозга с тета ритмов на
альфа,
при
котором
мыслим
категориями
-
развивается

43.

Учить методам рефлексии
собственных
мыслей
учебной деятельности
эмоций
и поведения

44.

C 20102025
поколение
Альфа

45.

Предыдущие поколения
посредством своей деятельности
формируют поколения настоящие
English     Русский Правила