1.61M
Категория: ГеографияГеография

Королевство Норвегия

1.

Презентацию составила преподаватель
теоретических дисциплин МБУ ДО
«Детская школа искусств»
Наталья Николаевна Грязова
г. Нефтеюганск

2.

гия — самая северная страна,
я таинственной магии, овеянная
дами
и
сказками,
обитель
зданной силы Природы.

3.

Норвегия
Официальное
название

Королевство
Норвегия.
Расположена на Скандинавском полуострове в северозападной части Европы.
Численность населения 4,5 млн чел. (2002). Государственный
язык — норвежский. Столица — г. Осло (Королевство
Норвегия, государство в Северной Европе, в западной части
Скандинавского п-ова. По размерам занимает второе место
(после Швеции) среди скандинавских стран. Норвегию
называют страной полуночного солнца, поскольку 1/3 страны
лежит к северу от Северного полярного круга, где солнце с
мая по июль почти не заходит за горизонт. В середине зимы
на крайнем севере почти круглые сутки держится полярная
ночь, а на юге световой день длится всего несколько
часов.508 тыс. чел., 2002).

4.

5.

6.

Норвежские инструменты
Превалирующим
видом
музыкальных
инструментов
являются струнные смычковые: скрипки (гигья (норв. gigja),
фидла или феле (норв. fidla, fele)), тальхарпы, виолончели и
контрабасы. У скрипки есть народная разновидность под
названием хардингфеле, возникшая, по всей видимости, в
XVII веке в области Хардангер на западе Норвегии. В
отличие от академической скрипки она меньше в размерах,
имеет 8-9 струн (4-5 струн игровые, а остальные —
резонирующие), а не четыре, и звучит более громко и с
дополнительными
обертонами.
Норвегия
славилась
народными скрипачами-виртуозами: К. Луросен, Нильс
Рекве, Торгейр Аудунсен по прозвищу «Мельник» (норв.
Myllarguten) — это далеко не все из них. Неповторимый и
мелодичный норвежский стиль игры на скрипке привлекал
внимание множества композиторов.

7.

.
К щипоковым инструментам относятся цитра харпелейк
(норв. harpeleik) и гусли лангелейк (норв. langeleik). К
духовым музыкальным инструментам относятся флейты
(свирель
(селье),
продольная
обертоновая
флейта,
изготавливаемая из ствола молодого деревца ивы (норв.
seljefløyte, букв. ивовая флейта), жалейка тунгехорн (норв.
tungehorn)), многочисленные пастушьи рожки (буккехорн
(норв. bukkehorn, букв. козий рожок), приллархорн (букв.
бычий рог)) и большой рог лур (норв. lur, не стоит путать с
одноимённым
бронзовым
рогом
рубежа
2-го-1-го
тысячелетий до н. э.). Он изготавливались из дерева и
бересты, а буккехорн — непосредственно из козьих рогов. К
язычковым инструментам относится варган (норв.
munnharpe), в середине XIX-го века появился аккордеон.

8.

Народные песни
Особенности народной музыки обусловлены своеобразием
природы и обособленностью горных районов страны, где
дали гор и моря, фьорды, скалы, ущелья рождали песни о
великанах, внушавшие смелость, мужество и страсть к
путешествиям (характерные черты викингов), как и песни о
горных духах, троллях и гномах, лесных девах-гульдрах,
фантастических птицах и животных. Среди наиболее
распространенных жанров традиционной вокальной
музыки ярче всего выделяются баллады (норв. kvad) и
короткие, часто импровизированные песни (стев). Также
были распространены рабочие, колыбельные, эпические,
религиозные песни, трэлинг-вокал и старые печатные
балладные истории. Были распространены песенные
поединки, напоминавшие современные рэп-баттлы.

9.

Народные танцы
Своеобразны народные танцы (особенно районов
Хардангера, Тронхейма и Телемарка), которые за их
стремительные темпы, скачки, синкопы называют
"танцами горных духов", "танцами чёрта": спринггар,
спрингданс ("прыгунец" - групповой танец в
трёхдольном размере, исполняющийся парами), халлинг
(сольный муж. танец в двухдольном размере - 2/4 или
6/8; требует силы и ловкости), быстрый иёльстер; среди
других - свадебный марш-шествие и медленный
старинный танец гангар (6/8).

10.

Спрингер
Спрингер, спринглейк (от норв. springe - прыгать), распространённый норвежский крестьянский танец,
получивший название в связи с особенностью его
исполнения - вприпрыжку. Парный "прыжковый танец"
отличается острым чеканным ритмом, яркой мелодией в
трехдольном размере. Парни, весело подпрыгивая и
притопывая, ведут девушек, которые ступают мелкими
шажками.

11.

Халлинг
- это «праздничный» танцевальный стиль, который
исполняется в основном молодыми мужчинами во время
праздничных мероприятий, таких как бракосочетания и
вечеринки. Сольный танец, в котором юноша показывает
силу, проворство и ловкость. Халлинг изобилует высокими
прыжками, вращениями, перевертываниями в воздухе.
Музыка его, в размере 2/4 носит мужественно-суровый
характер, имеет упругий и прихотливый ритм.
Музыкальное сопровождение к танцу обычно играют на
хардингфеле
народной
норввежской
скрипке.

12.

Бигдеданс
«Самым старым» среди сохранившихся популярных
норвежских народных танцев является «бигдеданс»,
который также называют «Деревенский танец». Он
состоит из двух основных форм: «гангар» и
«спрингар». Музыку, сопровождающую бигдеданс,
обычно играют на скрипке «хардангера».

13.

Гангар
Неторопливый, спокойный. Его танцуют парами,
торжественно и чинно, в размере 6/8.

14.

Деревенские танцы
Эта форма танцев пользовалась популярностью
только у деревенских жителей. Тремя наиболее
распространенными древними формами таких танцев
являются «цепочный танец», «длинный танец» и
«круговой танец» или хоровод.

15.

Цепочный танец
"Цепочный танец" является средневековой формой танца,
поэтому трудно сказать, была ли эта форма рождена в самой
стране или пришла из других стран. Особенность танца
заключалась в том, что все его участники держались за
руки, образовывая таким образом цепь, и двигались шагом
или слегка подпрыгивая, сопровождая свой ход
определенными совместными движениями рук. Танец
исполнялся под музыку или под балладу

16.

Длинный танец
«Длинный танец» можно назвать танцем без поставленных
движений, он скорее напоминает игру. Такой танец
обрядного характера был известен во всех странах
Скандинавии и пользовался успехом и популярностью во
время свадеб до начала двадцатого века. Длинный танец
представлял собой прогулку во время свадьбы по
деревенским домам, людская цепочка росла после посещения
каждого дома и становилась все длиннее, отсюда пошло
название этого танца.

17.

Круговой танец
«Круговой танец» или хоровод — это также групповой танец,
построение которого в виде рисунков зависело от характера
музыкального сопровождения. Хороводы всегда отличались
праздничным радостным исполнением. Исторические документы
хранят свидетельства о том, что в летние праздничные дни все
крестьяне, от стариков до детей, собирались на ровных горных
площадках и разводили большие костры. После этого, дружно
взявшись за руки, люди начинали водить хоровод под музыкальное
сопровождение и пение музыкантов,
исполняющих незамысловатые
мелодии на двухструнных или
четырехструнных инструментах.
Праздник с танцами мог длиться
всю ночь и считался оконченным,
когда музыканты расходились по
домам.

18.

Национальный костюм
Бюнад (также бунад, норв. bunad, от др.-сканд. bú – «одежда для дома») —
норвежский народный костюм, бывший в употреблении до середины XIX
века. Характеризуется прежде всего яркостью и существенным различием
по регионам. Первые национальные костюмы (по-норвежски bunad "бюнад") очень похожи на наиболее распространенные народные
костюмы. На данный момент бюнад используется как праздничная
одежда для особых случаев или как атрибут ансамблей народной
музыки.
Всего насчитывается несколько видов мужской народной одежды и до 150
вариантов женской одежды (по другим данным, всего около 400 видов),
причем ареал распространения этих видов охватывает юг и юго-запад
Норвегии и они почти не встречаются в районах севернее Тронхейма.
Практически каждое селение в Норвегии имеет собственный вариант
костюма.

19.

Женский национальный костюм
ЖЕНСКУЮ ОДЕЖДУ составляют :
- украшенная вышивками блуза, жилет,
жакет, юбка, нижние юбки.
- чулки,
- сумочка с серебряным замочком,
- шаль, варежки для зимы.
- украшения ручной работы из серебра или реже золота:
особые застежки, пуговицы, броши, которые именуются
сёлье, серьги, запонки (женские), серьги, кольца, пояса.
Женщины носили на голове косынки, чепцы и вязаные
или тканые шапочки-повойники. На свадьбе невесты носили венцы,
изготавливавшиеся из золота, серебра, а у бедняков — из соломы. Он
украшался цветами, лентами и подвесками, звон которых, издаваемый
при движении, по поверьям, отгонял злых духов. Зимой женщины
носили длинные плащи-накидки и одевали на руки вязаные варежки.

20.

Мужской костюм
Состоит из панталон ниже колена,
льняной рубашки, плотной жилетки с
несколькими рядами пуговиц и
верхней куртки. Так же полагаются
шерстяные носки-гольфы до колена.
Мужской костюм не так сильно
украшен вышивкой, как женский, зато
часто бывает очень ярких цветов,
красный с желтым или черный с
красным.
Мужчины
в
качестве
головных
уборов
использовали
тюбетейки, вязаные колпаки, валяные
или фетровые шляпы с округлым
верхом и широкими полями, а по
праздникам — цилиндры.

21.

Эдвард Григ (1843 – 1907)
— норвежский композитор, пианист,
дирижёр, общественный деятель.
Эдвард Григ — композитор мирового
значения,
оказавший
влияние
на
творчество не только скандинавских
авторов, но и на европейскую музыку в
целом. Место в творчестве Грига
занимают обработки народных танцев и
песен, которые он изучал, собирал и
записывал в течение всей творческой
жизни.
На
интонационной
основе
норвежского
народного
мелоса
складывался оригинальный музыкальный
стиль Грига.
English     Русский Правила