Похожие презентации:
Мифы и легенды Англии
1.
МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ АНГЛИИАнглия по праву считается удивительной страной, в ней всё перевёрнуто с
ног на голову, простое здесь кажется сложным и наоборот. Не является
исключением и английская мифология, которая имеет европейские корни
по тому признаку, что и те и другие мифологические существа обладают
одинаковыми свойствами и носят одинаковые названия. Сегодня эти
существа достаточно хорошо известны даже тем людям, которые не
увлекаются мифологией
2.
ГОБЛИНЫ• Термин "Goblins" обозначает озорных уродливых демонов и ведет свое происхождение
от слова Gobelinus, зафиксированного еще в XII веке и именовавшего духа, который
обитал в окрестностях Эвре.
• "Паскудное человекообразное творение, проживающее под землей, не переносящее
солнечного света, рыскающее по ночам. Этимология: немецкий kobold,
французский goubelin. В Нормандии матери до сих пор пугают непослушных детей,
говоря: "le goubelin vous empotera" — гоблин вас заберет. Гоблины, кобольды и другие
не менее отвратные подземные и враждебные людям существа, порождены
известными в нордической мифологии Черными Эльфами (Svartalfar, описанные в
статье "Дроу").
• В английской народной демонологии гоблин играет однозначно несимпатичную роль.
Даже для чародеек общество гоблинов неприятно и обременительно, а для
людей гоблин — просто проклятие, кара Господня. Он обожает насылать мучительные
ночные кошмары, нервировать учиняемым шумом, переворачивать крынки с молоком,
разбивать куриные яйца в курятниках, выдувать сажу из печи в только что
прибранную избу, в самые неподходящие моменты задувать свечи. Его излюбленные
"шуточки" — науськивание на людей и имущество мух, комаров, ос и шершней
3.
4.
БЛУЖДАЮЩИЕ ОГОНЬКИ• Их непредсказуемое и таинственное появление с давних пор вызывает суеверия и
затрудняет их научное исследование. Болотные огни ещё в древние времена запугивали
путников, наблюдаются они и в наше время. Существуют поверья, что одни огни по
неизвестной причине настроены к людям довольно агрессивно или несут дурные вести, а
другие даже способны помочь в рудную минуту.
Чаще всего блуждающие огни горят на высоте приподнятой руки человека, имеют
шарообразную форму или напоминают пламя свечи, за что они и получили другое свое
прозвание — «свеча покойника». Цвет этого огня может быть различным, начиная от
призрачного белого, голубоватого или зеленоватого и заканчивая живым пламенем, без
образования дыма.
• О блуждающих, или бесовских огнях сложена масса легенд.
• В Европе блуждающие огоньки считают душами утопленников, детей и людей, погибших
насильственной смертью, а теперь застрявших между мирами, чтобы заманивать живых
людей в трясину или губить иным способом. В Великобритании, и особенно в
Уэльсе, блуждающие огоньки воспринимались как предвестники смерти. Соответственно,
появление огней вблизи дома больного считалось дурной приметой
5.
6.
ДЬЯВОЛЬСКИЕ СОБАКИ ДЭНДИ• Дьявольские собаки Дэнди - самая опасная разновидность Неистового гона из Корнуола; под
руководством самого Дьявола или одного из тех, кто стал его человеком, эти собаки охотятся за
душами людей
Наверное, самыми известными и опасными из всех свор Неистового гона будут Чертовы собаки
Дэнди (они же Дьявольские псы Дэнди). А самой растиражированной историей про них является
следующая:
• Один бедный пастух как-то ветреной ночью возвращался домой через болота и вдруг услышал
вдалеке лай охотничьих собак и вскоре понял, что такие зловещие звуки может издавать
только дьявольская свора. До дому было еще три или четыре мили, и испуганный пастух прибавил
шагу, насколько позволяла предательская почва и опасная тропка. Но, увы! Страшный вой и
жуткие крики становились все ближе и ближе. Вскоре пастух обернулся и, к своему ужасу, смог
различить силуэты собак и охотника.
• У дьявола был обычный набор характерных примет: огромные, словно блюдца, глазища, рога и
хвост. Он, разумеется, был черным, а в руке держал охотничий топор. Его бесчисленная свора
неслась впереди, собаки изрыгали огонь и издавали жуткий вой, от которого кровь стыла в жилах.
Поблизости не было ни хижины, ни камня, ни деревца, за которыми можно было бы укрыться. И
пастуху оставалось только ждать смерти, как вдруг его осенила счастливая мысль.
• Когда псы были уже готовы наброситься на него, он упал на колени и начал молиться.
Таинственная сила заключалась в священных словах, которые он шептал; собаки застыли на
месте, словно на их пути выросла стена, вой сделался еще отчаянней, и охотник крикнул: «Бо
шроув», что (как объяснил мне рассказчик) на древнем языке означает «мальчишка молится», и
после этого они развернулись, пустившись в погоню за другой жертвой, и исчезли.
7.
8.
ПИКСИ• Пикси — в британской мифологии рыжеволосые фейри, зловредные и
исподтишковые домовые, разновидность брауни.
• "Рост у пикси может быть каким угодно — от пяди (бывают пикси, как комары — они
похожи на мотыльков, сияющих ярким желтым светом) до нормального человеческого.
У типичного пикси рыжие волосы и курносый нос; он ходит в зеленой куртке, а на
голове носит громадный островерхий колпак, который закрывает прищуренные,
боящиеся солнечного света глаза.
• Их любимая забава — сбивать с дороги путников: не случайно о заплутавших говорят:
"Пикси попутали". Еще они подбрасывают на дороги куски дерна — человек,
наступивший на такой кусок, словно попадает в неведомую страну, все вокруг кажется
ему незнакомым, хотя бы он находился в двух шагах от своего дома (в ирландском
фольклоре для таких кусков существует свое название — заклятый дерн). Кроме
того, пикси крадут лошадей, особенно жеребят и до изнеможения гоняют их ночами по
полям. После этого на полях остаются круги, похожие на ведьмины кольца. Если
человек ступит в такой круг, он попадет в Волшебную страну и останется в ней до
конца своих дней.
9.
10.
ЧЕРНАЯ АННИСПерсонаж локальных деревенских легенд центральной Англии, ведьма-людоедка с синим лицом и железными когтями, жила, предположительно,
в пещере в Данских холмах Лестершира. Пещеру, называвшуюся Домом Черной Эннис, она вырыла в горе собственными когтями. У входа в
пещеру стоял большой дуб, в ветвях которого она пряталась и поджидала своих жертв — заблудившихся детей или отбившихся от стада ягнят, а
потом обрушивалась на них сверху, хватала и пожирала.
Существовал обычай в пасхальный Понедельник с раннего утра проводить охоту с приманкой от Дома Черной Эннис до дома Мэра Лейстершира.
Приманкой служила дохлая кошка, вымоченная в анисовом семени. Этот обычай отмер в конце XVIII века. Считается, что Черная
Эннис и Добрая Энни восходят к Ану или Дане, кельтской богине-матери. Дональд Маккензи предполагает связь с ирландской Айне, матерью
эрла Фитцджеральда. "Лейстерская хроника" 1842 года упоминает могилу отшельницы Агнес Скот в Суитлендской церкви и предполагает, что
она-то и была настоящей Черной Эннис. Рут Тонг в своих "Забытых народных сказках английских графств" воспроизводит рассказ о ведьме по
имени Черная Эннис
Чёрная Аннис обитала в Данских холмах. Росту людоедка эта была громадного, с синим лицом, длинными белыми зубами. Из пещеры
выходила только в темноте.
Мать моя сказывала, что как начнёт Чёрная Аннис зубами скрипеть, так все уже знают — пора запирать на ночь дверь и держаться
подальше от окон. Вот почему в крестьянских домах в Лестершире такие маленькие окна: чтобы Чёрная Аннис не смогла даже руку внутрь
засунуть, если подберётся.
И ещё мать сказывала, что потому у нас очаг и дымовая труба всегда в углу.
Раньше огонь разводили прямо на земляном полу, а люди спали вокруг, но Аннис стала приходить и утаскивать детей через окно. Стёколто в те времена не было.
Когда Чёрная Анниспринималась выть, слышно её было на пять миль в округе, и тогда даже самые бедные люди спешили прикрыть окно
своей хижины шкурой да привесить к ней ведьмину траву, чтобы отвадить Аннис.
11.
12.
СТУКАНЦЫ• "В корнуолльском фольклоре горные фейри, искусные рудокопы, которым известно местонахождение
каждой жилы в толще скал. Порой можно слышать, как они стучат своими молоточками в
заброшенных штольнях. Если кто-то из людей придется стуканцам по нраву, они подскажут, где стоит
копать. По преданиям, с помощью стуканцовмногие рудокопы и впрямь находили богатые жилы.
Кроме того, стуканцы предупреждают об опасности — принимаются стучать дробно, вразнобой, или
же кто-то из них садится у входа в штольню и принимается громко стонать. В награду за то, что они
приносят удачу, их следует подкармливать и раз или два в год шить им новую
одежду. Стуканцы терпеть не могут, когда в шахте свистят или ругаются. Зато очень любят смех и
веселье, а свист доводит их до такого безумия, что они даже могут свернуть свистуну шею. По
некоторым источникам стуканцы — духи евреев, трудившихся когда-то в шахтах (этих евреев
отправили под землю в наказание за то, что они принимали участие в распятии Христа).
• Ростом стуканцы от одного до трех футов, одеты как рудокопы, в кожаных фартуках и с палками в
руках.
• Предание гласит, что однажды на троих рудокопов, трудившихся в шахте, обрушился град камней.
Они отбежали на безопасное расстояние и вдруг увидели перед собой маленького человечка с
камнем в руке. Ни говоря ни слова, он показал рудокопам за спину. Те обернулись — и увидели, как
потолок штольни, в которой они работали, медленно осел, ломая крепеж