Похожие презентации:
Кто такой домовой?
1.
Подготовила: Короткова Ирина Викторовна – учитель истории иобществознания МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28» г.о.
Саранск Республики Мордовия
2.
Актуальность темыДавайте и мы с вами предположим, что
домовые – реальность, и что это гости из
параллельного мира. Тогда сразу же
возникает масса вопросов. Случайно ли
попадают они в наш мир или сознательно
тянутся к человеческому жилью? Что
притягивает их в одни дома и отталкивает от
других? Что их держит в нашем мире: не хотят
уходить сами или не могут выбраться? Так
какой же он, этот загадочный «дедушка»?
3.
Цель: исследовать образ домового в различныхисточниках и попытаться сделать вывод о его сущности.
Задачи работы:
1. Проанализировать полученные материалы по теме
исследования;
2. Сформировать знания о культуре и религии нашего
народа;
3. Рассмотреть, что означает понятие «домовой»,
выявить историю его появления;
4. Изучить поведение домового в человеческом
обществе;
5. Подготовить и провести внеклассное мероприятие со
школьниками 8 – 10 классов с целью освещения
ценностей культурного наследия предков.
4.
Гипотеза: мы предполагаем, что до техпор, пока существуют такие знания,
возможно ещё не всё потеряно для нас в
отношении старых традиций, может быть,
кое-что мы ещё можем возродить, не забыть
тот язык общения с силами теневого мира,
который создавали наши предки.
5.
В народном сознании издавнажило представление о сущностях
незримо пребывающих рядом с
человеком.
Люди
всегда
подразделяли этих существ на
добрых и злых, одних остерегались,
с другими пытались вступить в
контакт, заручиться их поддержкой
и
помощью.
Большинство
стихийных духов – это существа
астрального мира и одно из них, с
кем человек сохранил возможность
общения до сих пор – это домовые.
6.
Домовой — у славянскихнародов
домашний
дух,
мифологический
хозяин
и
покровитель
дома,
обеспечивающий
нормальную
жизнь семьи, здоровье людей и
животных, плодородие.
От бесов он отличается тем,
что не делает зла, а только шутит
иногда, даже оказывает услуги,
если любит хозяина или хозяйку.
7.
По общему поверью, живётон по зимам около печи или на
печи, а если у хозяина есть
лошади
и
конюшня,
то
помещается около лошадей.
Считается, что он не любит
зеркал, также козлов, а равно
тех, кто спит около порога или
под порогом. Иногда слышат, как
он, сидя на хозяйском месте,
занимается хозяйской работой,
между тем как ничего этого не
видно.
8.
О невидимых жильцах своих домов, на Русивсегда отзывались с почтением и уважением. Не
позволяли себе не только ругаться их именем, но
даже произнести его вслух боялись, чтобы не
оскорбить
незримого
соседа.
Называли
уважительно: «хозяин», «дедушка», «кормилец»,
«соседушко», «сам».
9.
Если домовой полюбил домашних, то онпредупреждает о несчастье, караулит дом и двор; в
противном же случае он бьёт и колотит посуду, кричит,
топает и пр. Тому, кого любит, завивает волосы и
бороды в косы, а кого не любит, того ночью щиплет до
синяков. По этим синякам судят о какой-нибудь
неприятности, особенно если синяк сильно болит.
Также наваливается
во время ночи на спящего и
давит его, так что в это
время нельзя ни пошевелиться,
ни сказать ни слова
10.
При переезде из одного дома в другойнеобходимо позвать домового на новое место
жительства. Хозяйство каждого, как принято
считать, находится под влиянием домового. Говорят,
что домовой не любит ленивых. Если домовой не
будет любить хозяина, то он начинает проказить.
11.
У домового есть и враги, духи низшего астрала. Этодуши самоубийц, не отпетых по христианским обычаям,
которых не принимают, ни небо, ни земля. Но им ведь кудато надо податься, вот они и пытаются вытеснить из дома
хорошего домового. Духи низшего астрала селятся не абы
куда, а в проблемные семьи. Так что, намереваясь
поскандалить, подумайте прежде, чем это может быть
чревато.
12.
Очень ярко проявляется характер домового в егобольшой заботе о домашних животных, о лошадях и коровах.
Он их кормит и лечит, но бывает иногда капризен в выборе
масти скота. Если у домового появится нелюбимая скотина,
то он её всячески мучает и непременно изведёт, если хозяин
от неё вовремя не избавится. Но, получив скотину себе в
«масть», по душе, он её холит, поит, заплетает лошадям
гривы. Эти «косы» ни в коем случае нельзя расплетать.
13.
Кормить домового надо в прямом смысле слова, нопоглощает он, конечно же, не саму еду, а её энергетику.
Питается он аурой воды и в основном, аурой мучных изделий.
Оставили вы батюшке-домовому свежего хлеба на столе, а
наутро ломоть уже обветрился, потемнел, вкуса не имеет и
есть его нельзя. Но, ставя еду, обязательно скажите, что это
для него. Обычай «задабривания» домового существует очень
давно. Чаще всего, в качестве подношения, использовали
хлеб, молоко или кашу
Никогда не забывайте об именинах
домового, которые приходятся в ночь
с 10 на 11 февраля. Если в этот день вы
не поставите ему угощение, он обидится,
и не будет помогать вам целый год.
14.
Домовой – дух не светлый и нечёрный, он как обычный человек, есть
в нём и хорошее и плохое. Домовые –
существа меркантильные. Селятся они
с нами потому, что им это выгодно.
Они получают кров и пищу и платят
человеку за это тем, что помогают ему
во всех делах. Очень часто в семьях,
которые ведут свой род из далёкого
прошлого, живёт такая сущность.
Поэтому,
домовые
чаще
всего
приживаются в семьях, которые
выбирают себе сами и живут в них до
тех пор, пока род не вымрет.
15.
Домовой хорошо относится к святым символам, небоится молитвы, не подвержен действию изгоняющих
обрядов, даже петушиный крик, которого боится вся
нечистая сила, ему не страшен. Всё это означает полное
отсутствие враждебности со стороны этой силы для
человека. Он проявляет себя, как доброжелательный к
людям хозяин дома, но защищает в первую очередь не
только ваше жильё, а больше всего ауру окружающего
пространства. Одна из его работ – это очищать дом от
отрицательной энергетики, которую человек приносит с
собой извне. Но если домовой ещё молод, силы не
набрал, а работы много, он начинает слабеть и тогда дом
приходит в упадок.
16.
Очень часто домовой можетприходить в дом и по своему
желанию и притягивает его туда в
первую очередь, характер людей. В
доме, где живут работящие люди, и
домовой такой же: следит за
хозяйством, не даёт случиться пожару,
незримо будит хозяев в момент
опасности. Если же хозяева ленивые,
то и домовой не особо старается
притянуть в дом богатство и прибыль.
Хороший домовой в доме, хозяева с
ним ладят, тогда будет здесь
богатство, счастье, спокойствие и беды
будут обходить такой дом стороной.
17.
Общие выводыКак
именовали
на Руси
Место
обитания
Внешний вид
Функции
Домовой,
хозяин,
кормилец,
батюшка –
соседушка,
сам, избяной
большак,
доброжил,
дедушка –
домовеюшка
В
подполье,
на чердаке,
в чулане,
под
порогом,
в печной
трубе.
Старенький,
седенький,
заросший
шерстью, или
приземистый
мужик с
большой седой
бородой,
одетый в белую
либо красную
рубашку,
подпоясанную
кушаком.
Хранитель и
обидчик дома.
Нрав зависит от
самих обитателей.
Работящему
домовой
становится
первым
помощником, а
ленивому от него
беда. Дух дома
большой озорник и
бедокур.
18.
19.
http://www.wlgdh.com/kto-takoj-domovoj/http://yousideworld.ru/kto-takojj-domovojj/#more-8
http://relax.ru/post/41289/zagadochnye_sushhestva__domovye_8_fototekst.html
http://works.doklad.ru/view/0xdbz0mKzEc.html
http://www.licey.net/myth/book2/duhi
http://ne-jit.narod.ru/shc/dops/reports35.html
Литература
1. Баркова А., Алексеев С. Верования древних славян / Энциклопедия: Религии мира. – М.: Аванта
Плюс. – 1999. - 704 с.
2. Волошина Т.А., Астапов C.Н. Языческая мифология славян. - Ростов-на-Дону, 1996.
3. Горячева Т. Расселение, обычаи и верования восточных славян в древности / Энциклопедия: От
древних славян до Петра Великого. – М.: Аванта Плюс. – 1999. – 687 с.
4. Ключевский В.О. Курс русской истории (соч. в 9 томах), - М., - 1987. Ключевский В.О.
Исторические портреты. - Москва, - 1990.
5. Кожевников Л.А. Славянские языческие Боги, духи и нечистая сила. - Казань, - 1994.
6. Культурология: Учеб. пособие для вузов / Под. ред. проф. А.Н. Марковой. – 3-е изд. – М.: ЮНИТИДАНА, 2005. – 319 с.
7. Лесной С. Откуда ты, Русь? - Ростов-на-Дону, - 1995.
8. Рыбаков Б.А.Язычество древних славян. – М., - 1997.
9. Семёнова М. Мы - Славяне!. - Cанкт-Петербург, - 1997.
10. Сидельченко В.Н. В мире легенд и мифов. - Санкт-Петербург, - 1998. Толковый словарь русского
языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой: www.КМ.ru
11. Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия: десятое издание. 2006.
12. Фамицын А.С. Божества древних славян. –С.-Пб, - 1995.
13. Энциклопедия славянской мифологии. М. : Астрель, - 1996.