2.16M
Категория: ЛитератураЛитература

Перелистаем страницы произведений писателя В.Г. Распутина

1.

Перелистаем страницы
произведений писателя
В.Г.Распутина
Материалы читательской конференции
Учитель Гаврилова В.Н.

2.

3.

Валентин
Григорьевич
Распутин
1937-2015

4.

Ни с кого душа
не требует так
сурово, как с
русского
человека
В.Распутин.

5.

Литературная деятельность
Рассказы
Повести
Очерки

6.

7.

1981 –рассказы «Наташа», Векививек люби»,
1985 –повесть «Пожар» (гос
премия СССР)
1995-1997 –очерки и рассказы «В
ту землю», «Поминный день»,
«Нежданно –негаданно», «Отчие
пределы»

8.

Рассказ «Василий и
Василиса»,
В 1967 опубликован, посвящен
трагедии отчуждения двух любящих
людей. Сквозь грустную историю
разрушения семьи просвечивала в
отдельных деталях история
послевоенной жизни русской
деревни.

9.

10.

Повесть «Деньги
для Марии»
увидела свет в
1967 году

11.

«Все люди родом оттуда, из
деревни, только одни раньше,
другие позже, и одни это
понимают, а другие нет. <...>
И доброта человеческая,
уважение к старшим, и
трудолюбие тоже родом из
деревни».

12.

1970г.

13.

Из книги
«И своя жизнь вдруг показалась
ей доброй, послушной, удачной …
Надо ли жаловаться, что она всю
ее отдала ребятам, если для
того и приходит в мир
человек, чтобы мир
никогда не скудел без
людей и не старел без
детей».

14.

Старуха Анна говорит перед
смертью своим детям:
«Не забывайте брат
сестру, сестра брата. И
сюда тоже
наведывайтесь, здесь
весь наш род».

15.

Повесть
«Живи и помни»
1974 г.
Это
напоминание
человеку
помнить о своей
обязанности быть на земле
Человеком.

16.

Основная мысль повести - неотделимость
судьбы человека от общенародной,
ответственность человека за свой выбор.
«Когда все хорошо, легко быть
вместе: это как сон, знай дыши, да
и только. Надо быть вместе, когда
плохо – вот для чего люди
сходятся.»

17.

1976г

18.

Повесть «Прощание с
Матёрой» (1976г.)

19.

В этом произведении писатель
ставит важнейшие нравственные
философские проблемы
общечеловеческого масштаба и
значения:
человек- природа- Отечество,
историческая память,
роль и место человека в ряду
ушедших и будущих поколений,
нравственные пределы
технического прогресса

20.

1985г.
Предостережение
о происходящем
духовном кризисе,
за которым
обязательно
последует
общий кризис
общества

21.

В 90-ые годы 20-го столетия
Распутин обращается к
рассказам
В рассказе «В ту же землю»
происходят события, которые
уложились бы в несколько строк
криминальной хроники: дочь
тайком зарывает умершую мать на
пустыре.

22.

В 2000 г. В.Г.Распутин был
награжден премией А.
Солженицына
«За пронзительность выражения поэзии и
трагедии русской жизни в сращенности с
русской природой и речью».
Солженицын А.И: «Вслед «Пожару» цепочка
рассказов протянулась и в новейшее время,
отражая и новые виды лютости жизни».
Особо выделен Солженицыным рассказ «В ту
же землю» как «гнетущий рассказ большой
силы. (…) Не только стало нельзя жить, но у
нас отняли и сокровенное, священное право –
мирно отдать прах матери-земле»

23.

Из внутреннего монолога героини рассказа «В
ту же землю»
«Человек не может быть нужен только
самому себе, он - часть общего дела, общего
организма».
«Время настало такое провальное, все сквозь
землю провалилось, чем жили… Ничего не
стало. Встретишь знакомых – глаза прячут,
не узнают. Надо было сначала вытравить
всех прежних, потом начинать эти порядки
без стыда и без совести. Мы оттого и прячем
глаза, не узнаем друг друга – стыдно… стыд
у нас от старых времен сохранился. Все
отдали добровольно, пальцем не
шевельнули… и себя сдали. Теперь стыдно. А
мы и не знали, что будет стыдно»

24.

Повесть
2003г
Она о сегодняшнем
дне о том «дурном
времени», в котором
все мы пребываем.

25.

Все мыслимые и немыслимые пороки
становятся достоинствами, напористость
и вседозволенность, безразличие к
окружающим составляют основу
успешного человека.
Авторская позиция: внутренне он не
хочет принимать этот портрет
современной России, но говорит об этом
не с озлобленностью, а с болью.

26.

Публицистика В.Распутина,
посвящена проблемам защиты
природы, защиты Байкала.
В защите озера Байкал от агрессии
«деловых людей»,
намеревавшихся развернуть
там строительство комплекса
сооружений для богатых туристов,
помог всемирный авторитет
писателя.

27.

28.

Из рассказа «Уроки
французского» .
«Откуда мне было знать, что
никогда и никому ещё не
прощалось, если в своём деле он
вырывался вперёд, и больше всех
его ненавидит тот, кто идёт за ним
следом» .

29.

Язык произведений В. Распутина –
образный, афористичный. В нем в
предельно краткой форме
сфокусированы веками
выработанные в народе
представления о правилах жизни,
об отношении к другому человеку,
о требовательности к себе

30.

Валентина Григорьевича называют
совестью России.
Живя в единении с природой,
писатель глубоко и искренне любит
Россию и верит, что ее сил хватит
для духовного возрождения нации.

31.

Произведения Валентина
Григорьевича Распутина,
заслуженно названного нравственником,
формируют эстетические
вкусы и жизненные идеалы,
побуждают созидать, помнить:
«Одно дело - беспорядок вокруг, и
совсем другое - беспорядок внутри
тебя».
English     Русский Правила