106.78K
Категории: ПолитикаПолитика ИсторияИстория

Политические элиты и политическое лидерство. Парадигмы и теории происхождения политических элит

1.

Политические элиты и
политическое лидерство
Парадигмы и теории
происхождения политических
элит

2.

Содержание лекции:
• Древнейшие представления об элите.
• Элита в Средние Века.
• Особенности элит эпохи Возрождения.
• Элиты в Новое время.
• Направления элит: Макиавелли,
«ценностный» подход и плюралистическая
концепция.
• Литература по теме курса.

3.

Древнейшие представления об
элите
• Конфуций разделял общество на
чиновников (субъектов политики) и
простолюдинов (объектов политики).
• Платон делил общество по уровню
понимания политического: есть группы
философов — аристократов, которые
должны управлять обществом, и знают, как
им управлять, это и есть элита.

4.

Элита в Средние Века
Развивалась в рамках концепции «Двух
мечей», которые в своих руках держала
именно церковь.
Папский престол обладал всей полнотой
власти, как духовной, так и светской, однако
элиты формировались не только в рамках
церкви, но и внутри государств (в том числе и
аристократия).
Стали появляться профессиональные
чиновники.

5.

Никколо Макиавелли выделил
особые характеристики элиты:
• Наличие у представителей элиты
способностей, талантов, воспитания и
образования, необходимых для управления
обществом и государством;
• Сплоченность элит, трактуемая, как наличие у
представителей властных структур общих
целей, ценностей и идей;
• Наличие профессиональной пригодности,
базирующейся как на образовании, так и на
происхождении

6.

А также:
• Признание элиты и со стороны общества, и
со стороны сословий, и со стороны
населения;
• Ключевая и высшая роль элиты в принятии
политических решений;
• Сменность элиты путем борьбы за власть.
Сам Макиавелли был профессиональным
чиновником (в том числе секретарем
Флорентийской республики).

7.

Макиавелли был первым, кто
заменил этику «сословных» представителей на
этику «сильных».
Согласно его учению, представители властного
класса делятся на «львов» и «лис». «Львы» —
верные представители государя и общества,
которые решительны в своих решениях и не
боятся применить силу, «лисы» в свою очередь
опираются на хитрость и изворотливость. Данная
дихотомия в дальнейшем послужит основой и
для концепции Вильфредо Парето.

8.

Именно В. Парето автор термина
«элита».
Парето полагал, люди не равны между собой
ни в интеллектуальном, ни в нравственном
плане, вследствие чего из общества можно
выделить индивидов, которые по своим
характеристикам будут максимально
эффективны как управленцы.

9.

Согласно учению Парето
общество представляет собой пирамиду,
внизу которой находится «низший слой»,
представляющий собой большую часть
населения. Наверху находится
немногочисленный «высший слой», как раз
элита, состоящий из аристократии, крупных
предпринимателей и деятелей политики.
Возглавляет пирамиду, действующий лидер
государства: король, президент, премьерминистр.

10.

Парето ввел термин «циркуляция элит»
для более подробного понимания процессов,
связанных с трансформацией элит.
Внутри властных элит существуют группы
единомышленников, которые, не имея допуска к
действующей власти, тем не менее, всецело к
ней стремятся. Подобные группы стоят на
критических позициях и могут занять ключевое
положение в обществе путем переворота или
выборов.
Подобные группы называются «контрэлита».
Причем они отличаются от оппозиции,
встроенной в действующую бюрократическую
систему.

11.

Парето дополнил теорию
Макиавелли про «львов» и «лисиц»
Львы применяют консервативные методы
управления, опирающиеся на силу. Лисы
используют манипуляции и интриги, опираясь на
сложные политические комбинации.
Любая политическая элита состоит из обоих
типов, последовательно сменяющих друг друга.
Равновесие общества определяется гармонией
«остатков» первого и второго класса в элите, это
привело к разделению концепций «элита» и
«правящая элита».

12.

Гаэтано Моска
разделил общество на господствующее
меньшинство и политически зависимое
большинство — массу. Основным
принципом, по которому формируется
господствующее меньшинство, это
требования, предъявляемые к кандидату в
зависимости от эпохи и действующего
режима. Таким образом, Моска выделяет
идеи трансформации элит, а не циркуляции,
как у Парето.

13.

Что интересно,
именно диктатура политической элиты
является ключевой идеей, в результате
которой формируется легитимность
действующего режима.
Моска выделяет ключевую проблему
лидерства элит как фундамент власти и
поддержу элит со стороны общества.

14.

Сравнение Моски и Парето:
Парето
Моска
В вопросах рекрутирования
опирается на сменяемость
власти, в результате которой
одни элиты приходят на смену
другим
рекрутирование элит происходит из
внутренних перестановок, и
постепенное проникновение в
действующую элиту эффективных
управленцев без смены всей
политической элиты представляется
возможным
рассматривает психологические
факторы членов элит
опирается на факторы внутреннего
рекрутирования
подход чаще работает в
устоявшихся демократических
режимах
типология чаще применима в авторитарных
режимах или молодых демократиях

15.

Роберт Михельсон
выделили причины формирования структур
политической элиты:
• ораторские способности кандидата,
• его рейтинг узнаваемости,
• близость его идей с обществом, а также
• отдачу, которую получает кандидат со
стороны общества.

16.

«Демократия и железный закон
олигархии»:
общество в целом и элиты в частности по своей
природе стремятся к олигархизации властных
структур. Демократия даже при лучших своих
проявлениях будет стремиться к олигархизации,
единственным противопоставлением которой
может быть развитие гражданского общества.
Противодействовать стремлению к
«олигархизации» можно только сменной
политической элиты, которая будет пытаться
сохранить власть и ставить собственные
интересы выше национальных.

17.

Макс Вебер
подтвердил закон Михельсона с позиции
социологии.
Основой для его концепции послужило
определение, согласно которому, чем
сложнее и большее бюрократический
аппарат, тем выше в политической системе
шанс установления олигархического режима.
Поэтому демократии больше присуще
маленьким странам, где нет необходимости в
большом бюрократическом аппарате.

18.

М. Я. Острогорский
Общество строится на конфликте элит
«продемократических» и «проавторитарных»
(соответственно, выделим и типы лидеров), и
силы поочередно забирают друг у друга
политические ресурсы. Но полная победа
одной стороны над другой практически
невозможна, поэтому система строится из
совокупности представителей элит, как из
первой группы, так и из второй.

19.

Подводя итог под первым
направлением элит:
политическая система, несмотря на усложнение
и построение новых режимов остается властью
меньшинства над большинством, это можно
проследить также и через систему выборов.
Современные представители направления
Макиавелли рассматривают политическую
систему через понимание того, что политическая
власть, как инструмент управления,
распределена в обществе неравномерно, и само
общество можно разделить на две категории: на
тех, кто владеет ресурсами, и тех, кто нет.

20.

«Ценностный» подход к элитам:
выделяет элиту как конструктивную силу
общества, обусловливающую вектор ее
развития.
В данном контексте под элитой понимаются не
только люди, отвечающие за принятие
политических решений, но и персоны,
занимающие руководящие позиции в ключевых
сферах жизни общества. Фактически, это не
только политики, но и бизнесмены, владельцы
крупных СМИ, а также представители
некоммерческого сектора.

21.

Представителем элиты, таким
образом,
может стать персона как в результате
ожесточенной борьбы за власть, так и в
результате отбора наиболее перспективных
членов общества. Эффективность элит в данном
ключе определяется факторами успешной
реализации вертикальных и горизонтальных
приказов внутри элит. Одновременно с этим
ценностный подход в определении
эффективности политической системы
актуализирует рассмотрение прозрачности и
открытости политических элит.

22.

Николай Бердяев
определил базовые характеристики, предписанные
элите. «Коэффициент элит» определяется на
основании интеллектуального среза всего общества к
количеству грамотного населения.
Так, например, если в государстве из всего населения
интеллигенция составляет более 5%, то такое
общество можно назвать успешным и
развивающимся, если же данный процент меньше
единицы, то сама политическая система начинает
дефрагментироваться, а интересы элиты начинают
основываться на личных материальных выгодах, а не
на благе общества (связь с политической культурой).

23.

Ценностная теория
послужила основой для формирования новой
теории в элитологии — концепции
демократического элитизма. Основным
является фактор политической борьбы между
представителями политических партий за
право стать политической элитой, а объектом
данной борьбы стал избиратель.

24.

В идеале
основным принципом работы
демократического элитизма является
меритократия, которую можно определить,
как процесс формирование элит, исходя из их
достижений и образования. Но на практике
полноценно принципы меритократии в
крупном по площади или населению
государстве установить практически
невозможно.

25.

Теория демократических элит
схожа с теорией Михельсона, которая
опирается на невозможность управления
государством без элит. В основе
демократического элитизма лежит фактор,
определяющий качество самих элит. Если
политическая элита будет профессиональна и
скоординирована, то и сама политическая
система будет эффективна и демократична,
что приведет к позитивной реакции со
стороны общества.

26.

Плюралистическая концепция элит
Основным является фактор того, что во
властных структурах находится несколько
элитных групп. Данные группы независимы
друг от друга в принятии решений, они имеют
разную структуру и иерархию, и, самое
главное, опираются на разные слои
населения.

27.

Р. Даль
рассматривал группы давления и конкуренцию
внутри США и Европы.
В его теории элит, политическая власть
распределена между несколькими центрами
влияния, где политические силы выступают как
конкуренты друг другу в борьбе за политическое
влияние.
Правящая элита в подобной модели отсутствует,
однако властные группы выражают интересы
конкретной части населения, а совокупность
этих групп представляет интересы всего
государства.

28.

Особенность плюралистической
модели
• демократия как форма устройства общества
является неотъемлемым элементом
системы, и если демократии не будет, то
элиты не смогут формироваться правильно,
вследствие чего само модель не будет
работать;
• между элитой и внеэлитными группами
располагаются такие политические акторы,
как группы давления, партии и т.д.

29.

Ч. Миллс
Критиковал Р. Даля. Разработал свою модель
— «леволиберальная теория элит».
В любой политической системе, неважно
демократия или авторитаризм, существует
лишь одна политическая элит, которая может
формироваться из разных источников.
Ключевая цель у представителей элита одна
— это существование и поддержание
общества и системы в целостности.

30.

«Леволиберальная теория элит»:
• Критерий вхождения в элиту: не
индивидуальные способности кандидата, а
верность и включенность в действующие
структуры государственного управления.
• Основной мотивацией в принятии решений
для элиты является не «общее благо», а
сохранение господствующего положения в
обществе, поэтому элиты в данной теории
выстраивают свою деятельность для
закрепления не только своего положения, но и
собственного авторитета.

31.

Способ вхождения в элиту:
представитель масс может стать элитой
только в том случае, если он имеет большое
количество политических или экономических
ресурсов. Однако, даже при наличии
ресурсов, кандидат может войти в элитарные
структуры только в случае полного доверия
со стороны действующих элит. Поэтому элиты
в данной теории — это закрытые и малые
социальные группы.

32.

Политическая система в
«леволиберальной теории»
представляет собой «треугольник власти»,
где законодательная, исполнительная и
судебная власть формируют политическое
поле, на котором принимаются ключевые для
общества и государства решения. Именно
эти персоны и являются элитой.
Они управляют государством, отдают
приказы, занимаются руководством
институтов власти.

33.

Миллс, однако,
не выделяет господствующую элиту как класс
«монополистов — капиталистов». Элиты в
данном ключе выполняют роль
исключительно как политические игроки, у
них нет цели накопления и удержания
финансового капитала.
В этом его отличие от Маркса и его
понимания элит.

34.

Марксистские интерпретации элиты
Тут неправомерно использование самого
термина «элита», поскольку его значение в
концепции элитизма не обусловлено
экономическими и классовыми факторами.
Согласно классическому марксизму (К.
Маркс, Ф. Энгельс) экономически
господствующий класс (т. е. владеющий
средствами производства) одновременно
является и политически господствующим.

35.

Марксистская концепция элиты
основывается на концепции авангардной
роли партии рабочего класса,
осуществляющей руководство
революционным переходом от капитализма к
социализму во всемирном масштабе.
В. И. Ленин отстаивал роль партии и вождей,
которые суть «группа наиболее авторитетных,
влиятельных, опытных, выбираемых на
самые ответственные должности лиц».

36.

Вывод:
Концепция обоснования невозможности
правильного управления государством при
помощи населяющего его народа достаточно
популярна и имеет множество вариаций, в
той или иной мере отстаивающих особые
качества, которыми должен обладать
профессиональный управленец. Способы
приобретения статуса также различны, и
даже в демократиях элиты имеют высокий
«порог» вхождения.

37.

Литература по теме курса:
• Миллс, Ч. Властвующая элита / пер. Е.И.
Розенталь, Л.Г. Рошаль, В.Л. Кон. — М. :
Директ — Медиа, 2007. — 844 с.
• Гаман — Голутвина, О. В. Современная
политическая наука: методология. Отв. ред.
О.В. Гаман-Голутвина, А.И. Никитин. — М.:
Аспект-Пресс, 2019. — 776 с.

38.

Литература по теме курса:
• Гаман-Голутвина, О.В. Российские элиты в
зеркале политической науки / О. В. ГаманГолутвина // PRO NUNC. Современные
политические процессы. — 2008. — Т. 8. — №.
1. — С. 10—37.
• Гаман — Голутвина, О. В. Политические элиты
как объект исследований в отечественной
политической науке / О. В. Гаман—Голутвина
// Политическая наука — 2016. — №. 2. — С.
38—73.

39.

Литература по теме курса:
• Власть и элиты / Гл. ред. А.В. Дука. Т. 4.
СПб.: Интер социс, 2017. — 348 с. //
http://socinst.ru/sites/default/files/att/Duka_
Vlast_i_elite_4.pdf
• Дука, А. В. Региональные элиты СевероЗапада России: политические и
экономические ориентации. — СПб.:
Алетейя, 2001. — 352 с.
English     Русский Правила