Похожие презентации:
Романский стиль в архитектуре Западной Европы
1. Романский стиль в архитектуре Западной Европы
2.
• Современные ученыепонимают под
западноевропейским
средневековьем период,
охватывающий V-XV века:
от падения Западной
Римской империи под
ударами варваров (476
год) до эпохи Великих
географический открытий
(1492 год – открытие
Америки Колумбом).
3. Каменный крест. Ирландия, X век
• Средневековаяхудожественная
культура Западной Европы это особый мир, отличный от
античного. В нем огромную
роль играла христианская
религия.
• Образы средневековой
архитектуры, скульптуры,
живописи, поэзии, музыки
рождались под влиянием
текстов Библии. Искусство
стремилось к воплощению
вечных символов
божественной истории.
Приоритетными стали темы,
воспевающие высоту
духовного подвига и
нравственные идеалы
христианства.
Каменный крест.
Ирландия, X век
4. Три этапа в развитии средневековой архитектуры Западной Европы:
• дороманский (середина V-X вв.);• романский (XI-XII вв.);
• готический (конец XII-XV вв.).
5.
• В этот период искусство активно обращается кантичному наследию, последовательно
преодолевая варварский характер. Потому-то это
время называют «каролингским возрождением».
Особую роль в этом процессе сыграл сам Карл
Великий. Он создал огромную Священную Римскую
империю со столицей в Ахене (Германия). При
своем дворе образовал настоящий культурнообразовательный центр, назвав его Академией.
Окружил себя выдающимися учеными,
философами, поэтами и художниками, вместе с
которыми развивал науки и искусство.
6. Дороманский этап (середина V-X века) в развитии архитектуры Западной Европы
• Наивысшего расцветаискусство раннего
средневековья достигает
в дороманскую эпоху
при Карле Великом из
рода Каролингов (768-814
гг.) - легендарном герое
эпической поэмы «Песнь
о Роланде».
Карл Великий. Бронзовая статуя. Около
870 года, Лувр
7.
Капелла в Ахене. 788-805 года, Германия• Одним из красивейших
памятников архитектуры
этого времени
является ахенская
придворная капелла.Она
была частью дворцового
комплекса зданий.
• Капелла представляет
собой величественное
двухэтажное сооружение
высотой около 32 м,
многоугольное в плане. Ее
нижний этаж олицетворял
землю, а верхний – небо.
В куполе – мозаичное
изображение Христа на
троне.
8.
• В обликекапеллы сошлись
примитивно-грубоватые
элементы варварской
архитектуры с формой,
позаимствованной у
античности. Из Италии
для отделки капеллы
были привезены
античные мраморные
колонны и
облицовочные
материалы.
Капелла в Ахене. Интерьер
28 января 814 года здесь
был похоронен Карл
Великий.
9.
• В середине IX в. империя Каролингов из-замеждоусобных войн наследников распалась. С
этого времени европейские государи начнут
называть себя королями (от лат. Karolus –
«Карл»).
• Последующий X век вошел в историю Европы
как эпоха невиданных бедствий - войн, голода,
разрухи. Но вместе с тем в это время родилась
новая художественная культура, получившая
название «романской».
10. Романский этап (XI-XII века) в развитии архитектуры Западной Европы
Романский этап (XI-XII века) в развитии архитектуры Западной Европы• В XI-XII веках в Западной Европе наблюдается подъем
во всех областях жизни. В 1054 г. произошло
разделение христианской церкви на Западную
(католическую) и Восточную (православную).
• В это время формируется и новый художественный
стиль, который в XIX веке назовут «романским» (от
лат.romanus – «римский»). Ученые полагали, что он
находился под сильным влиянием римской
архитектуры. Кроме того, он возник у народов,
говоривших на языках романской группы.
• Романский стиль развивался в скульптуре, живописи,
музыке, но особенно ярко – в архитектуре.
11. Романский стиль
• лат.romanum - "римский") художественный стиль, господствовавший вЗападной Европе (а также затронувший
некоторые страны Восточной Европы) в 1012 вв. (в ряде мест - и в 13 в.), для которого
характерны:
• четкость форм,
• суровая мужественная красота,
• внушительность и торжественная мощь.
12.
Характерные черты романского
стиля в архитектуре:
монументальность форм;
геометризм, преобладание
горизонтальных и вертикальных
линий;
суровый и строгий облик
сооружений;
отсутствие декоративного
убранства;
толстые стены, прорезанные
узкими окнами, массивные башни;
арочная форма дверных и оконных
проемов;
цилиндрические и крестовые
своды;
использование
перспективных порталов (входы
соборов оформляются в виде
уменьшающихся полукруглых арок,
опирающихся на пристенные
колонны).
13. Портал
14. Основными типами архитектурных построек этого времени становятся:
Основными типами архитектурных построек этоговремени становятся:
• феодальные замки;
• монастыри;
• городские соборы.
Замок Бодиам в Сассексе. Англия
15. Феодальные замки в романском стиле
• В периодсредневековья
по всей Европе
идет бурное
строительство
• замков. Это
было время
постоянных
междоусобных
войн. Замок
служил и
домом, и
крепостью для
феодала (от
рыцаря до
короля).
16.
Замок Кастель Нуово. Италия,XIII-XV века
• Замок обычно возводился на вершине скалистого холма или горы,
над рекой или у моря. Он окружался рвом, через который
перекидывали подъемный мост, ведущий к воротам.
• Некогда деревянные замки становятся каменными. Монолитные
стены крепости увенчивались зубцами, башнями и бойницами. В
центре замкового комплекса была самая крупная башня -донжон убежище феодала. Крепкий замок мог выдержать штурм и
длительную осаду.
17.
• Внутри замка помещался целый мир вминиатюре: знатные феодалы и дамы,
чиновники, солдаты и слуги, конюшни,
сады, колодец, погреба с провиантом, и
тюремные казематы. Средневековый замок
- это и своеобразный центр культуры. Там
проходили рыцарские турниры,
устраивались состязания певцов и
музыкантов, выступали бродячие актеры.
18.
19.
французский замок Сомюр (X-XV века);20.
английский замок Тауэр (XI-XIII века);21.
немецкий замокЛихтенштейн на скале
(начало XIII века).
22. Монастыри в романском стиле
• В средневековьелюди, решившие посвятить
жизнь христианской религии,
удалялись в монастырь. Они
отказывались от своего
имущества и давали обет
безбрачия, становясь монахами
и монашками. Молитвы,
физический труд, занятия
наукой, отдых – все делалось в
монастыре строго по режиму.
• Монастыри были средоточием культурной жизни и
художественного творчества.
Кроме того, они представляли
собой военные укрепленные
сооружения
Монастырь Клюни, Франция. XI-XII вв.
23. Монастырь
• от греч. monastērion - "кельяотшельника") - в ряде религий общины
монахов (мужские монастыри) или
монахинь (женские монастыри), живущих
обособленно, принимающие единые
правила жизни (устав) и совершающие
культовые обряды.
24.
Устройство монастыря• Монастырь нередко
разрастался в небольшой
город, в центре которого
находился храм.
Господствующим типом
храма стала вытянутая в
плане базилика,
символизирующая
главную идею
католической церкви идею крестного пути, пути
страданий и искупления
грехов.
25. Городские соборы в романском стиле
• Массовое возведениекрупных средневековых
городов начинается в XII в.
• Ядром городской
застройки была рыночная
площадь с собором. Он
строился с расчетом, чтобы
при необходимости
вместить всех жителей.
Баптистерий (крещальня) в Пизе. XII-XIII
века, Италия
26.
Пизанский собор. XI-XII века, Италия• Итальянские зодчие в XI XIV веках создали одно из
выдающихся творений
романского стиля соборный комплекс в
тосканском городке
Пизе.
Он включает:
• собор (грандиозная
пятинефная базилика с
плоским перекрытием);
• колокольню (знаменитая
«падающая Пизанская
башня»);
• баптистерий (для
крещения);
• кладбище.
27.
• Сверкающие белизноймрамора здания
ансамбля свободно
раскинулись на площади,
покрытой зеленой травой.
Гармоничный
праздничный фасад
собора с выразительным
ритмом аркад дополняет
легендарная
шестиэтажная колокольня
– «падающая Пизанская
башня». Ее наклон возник
еще на ранней стадии
строительства (осел
фундамент). Сегодня она
поддерживается с
помощью новейших
технических средств.
28.
Романский собор вразрезе
29.
• Романское искусство былообщеевропейским.