273.19K

Высшее образование в странах Древнего Востока

1.

Высшее образование в
странах Древнего Востока

2.

Древний Восток
Образование в Исламском мире делилось на два
уровня (в некоторых странах имелись
непринципиальные различия). В городах и крупных
селениях существовали частные религиозные школы
начального обучения (китаб). Учитель договаривался с
родителями учеников о плате, обычно невысокой. По
крайней мере, до XII века школы не имели особых
помещений; занятия проходили в мечетях. Детей
обучали арабской грамоте, основываясь на чтении и
запоминании текстов Корана. Основную часть
учеников составляли дети ремесленников, торговцев,
состоятельных крестьян. Феодальная верхушка
предпочитала нанимать домашних учителей; в этом
случае образование включало не только чтение,
письмо и счет, но также арабскую грамматику и
литературу, и дополнялось изучением истории,
приучением к хорошим манерам, физическими и
воинскими упражнениями (плавание, верховая езда,
стрельба из лука и т.п.).

3.

Обучение на втором (высшем) уровне образования чаще
всего происходило в мечетях, обычно с рассвета до
полудня. В больших мечетях могли заниматься десятки
ученических групп (кругов), и на занятия приходили
сотни юношей. Преподаватель, прислонившись к стене,
сидел на ковре в кругу учеников. Программа делилась на
два цикла предметов: традиционные и рациональные
(умопостигаемые).
К первому циклу относились религиозные дисциплины
(толкование Корана, интерпретация преданий о жизни
пророка Мухаммеда, мусульманское право, богословие),
сюда же относились арабская филология и риторика. Во
второй цикл входили каллиграфия, логика, математика,
астрономия, свод правил поведения, медицина и другие
естественные науки в связи с философскими
концепциями аристотелевского толка.

4.

Главными методами обучения на втором уровне
образования являлись чтение и комментирование
разнообразной литературы. Ученики под руководством
наставника изучали наиболее авторитетные сочинения
по тому или иному предмету, причем обычно ученик
читал, а преподаватель прерывал его чтение
комментариями. Иногда комментарии переходили в
развернутую лекцию. Студенты вели конспекты, а
специальные глашатаи время от времени громко
повторяли то, что учитель считал наиболее важным.
Глашатаи выполняли также роль репетиторов и
контролеров.
Приобретшие образование высшего уровня получали
ученую степень — ияз. Порой у них на руках оказывались
свидетельства о получении такой степени от многих
преподавателей.

5.

Власти мало вмешивались в организацию высшего
образования. Лишь в некоторых местах (Багдаде и Египте) они
следили за соблюдением ортодоксального ислама в процессе
такого образования.
Заметные изменения в организации процесса образовании
произошли в ХI-ХII веках, когда появились новые учебные
заведения — медресе. Первая подобная школа была создана в
1055 году в Багдаде, а затем медресе распространились по
всему исламскому миру.
Медресе имели свой устав и статус частных учебных
заведений и жили на средства богатых дарителей. Студенты
обеспечивались жильем, продовольствием, небольшим
денежным пособием; получали жалованье и преподаватели.
Порой (в Басре, Исфагани, Герате, Мерве и других городах) их
финансировали власти. Постепенно, однако, контроль
государства становился все более жестким.

6.

Медресе давали не только религиозное, но и светское
образование. Сначала в них изучали грамматику, право,
философию, но постепенно программа расширялась: стали
изучать труды эллинских, иранских и индийских авторов,
штудировали учебную литературу всего тогдашнего
цивилизованного мира.
Крупным культурным центром исламского мира являлась
мусульманская Испания.. По всей стране открывались школа и
библиотеки. Ученики. В одной лишь Кордове насчитывалось
около 80 учебных заведений, в том числе несколько высших
школ, в которых женщины посещали занятия изящной
словесности. Высшие школы Кордовы, Толедо, Саламанки,
Севильи предлагали программу по всем тогдашним отраслям
знания, как то: богословие, право, математика, астрономия,
история и география, грамматика и риторика, медицина и
философия. В этих учебных заведениях царила изрядная
веротерпимость, преподавателями и студентами были
мусульмане, христиане и иудеи

7.

И восточные школы университетского типа в
значительной мере оказались прообразами
средневековых университетов Европы. В арабских
высших школах обучались европейцы, ставшие
впоследствии учеными, политическими и религиозными
деятелями. В мусульманской Испании, например,
получил образование будущий папа Сильвестр II. Даже
когда в XI веке в Болонье и Париже появились центры
просвещения, выросшие затем в университеты,
европейцы отправлялись в Северную Африку или
арабскую Испанию, чтобы посетить тамошние школы,
познать мудрость Востока

8.

Древняя Индия
К середине 1-го тысячелетия до н. э. в Древней Индии
сложилась определенная воспитательная традиция. На
первой ступени воспитания — в семье —
систематическое обучение не предусматривалось. Для
представителей трех высших каст оно начиналось после
особого ритуала посвящения во взрослые — «упанаяма».
Непрошедшие «упанаяму» презирались индоарийским
обществом; они лишались права иметь супругом
представителя своей касты, получать дальнейшее
образование. Так осуществлялся контроль за
результатами семейного воспитания.
Порядок обучения у специалиста-учителя во многом
строился по типу семейных отношений: ученик считался
членом семьи учителя и помимо овладения им грамотой
и обязательными знаниями привыкал к правильному
поведению в семье.

9.

Сроки «упанаямы», содержание дальнейшего
образования не были одинаковыми для
представителей трех высших каст. Для
брахманов «упанаяма» начиналась в 8-летнем
возрасте, кшатриев — в 11-летнем, вайшья — в
12-летнем. Наиболее полной была программа
образования у брахманов; занятия для них
состояли, прежде всего, в пересказах вед,
развитии навыков чтения и письма. У кшатриев и
вайшья была сходная, но сокращенная
программа; кроме того, дети кшатриев
приобретали знания и навыки в военном
искусстве, а дети вайшья — в сельском хозяйстве,
ремеслах и пр.
Некоторые из получивших такое образование,
которое могло длиться восемь лет, затем
углубляли его еще 3-4 года, занимаясь в доме
учителя или с домашним преподавателем.

10.

Прообразом высшего образования можно считать составленные по
особой программе занятия, которым посвящали себя немногие
юноши. В этом случае они посещали известного своими познаниями
учителя — гуру («чтимый», «достойный») либо участвовали в
собраниях и спорах ученых мужей. Вблизи городов возникали так
называемые лесные школы, где вокруг гуру-отшельников
собирались их верные ученики.
Специальных помещений для учебных занятий обычно не было,
обучение происходило на открытом воздухе, под деревьями. Были
и своего рода семейные школы, где все взрослые мужчины
посвящали себя обучению молодежи. Поначалу эти учителя не
получали какого-либо вознаграждения за свой труд, подарки
учителю имели скорее символическую, чем реальную ценность.
Основным способом компенсации за обучение была помощь
учеников семье учителя по хозяйству.

11.

Древний Китай
Китай - страна древней цивилизации - имеет издавна
развитую культуру и образовательную систему. Первые
ростки школьного образования в Древнем Китае восходят
примерно к третьему тысячелетию до нашей эры.
Согласно историческим свидетельствам в Древнем
Китае существовали специальные места «Сян», где
воспитывали детей и подростков. Появление этих
первых своего рода школ относится приблизительно к
3000 г. до н.э.
В эпоху Шан (1766-1122 гг. до н.э.) в Китае существовала
довольно развитая иероглифическая письменность, о чем
свидетельствуют дошедшие до нас надписи на
гадательных костях и черепашьих панцирях, которые
относятся к XIV-XII вв. до н.э. В них содержится около 3 000
различных иероглифов.

12.

В древнейшем литературном памятнике Древнего Китая
«Книге стихов и песен» (Шицзин), относящемся к XI-VII
вв. до н.э., имеется описание учебных заведений
периода династии Шан. В эту же эпоху в Китае
появилось первое высшее учебное заведение — своего
рода университет «Да Сюэ». Видимо, «Да Сюэ» является
одним из самых ранних высших учебных заведений в
мире.
В эпоху расцвета китайского рабовладельческого
общества (1122-771 гг. до н.э.) наблюдалось интенсивное
развитие образования. Учебные заведения делились на
два основных типа: одни создавались в столице под
управлением правительства, другие управлялись
местными органами власти.
Столичные учебные заведения подразделялись на две
ступени: начальные и высшие школы. В древней
классической книге «Ли Цзи» (Книге обрядов и этикета)
содержится описание этих школ. Дети из благородных
семей в возрасте 13 лет поступали в начальные школы
«Сяо сюэ» и обучались в них в течение 7 лет. В возрасте
20 лет они могли продолжать образование в высших
школах «Да Сюэ» с 9-летним сроком обучения.
English     Русский Правила