Художник и учёный
Эйнштейн страстно любил музыку, особенно сочинения XVIII века
Французский  физик  XIX  в.  Пьер Кюри 
Фрактальная геометрия
Фрактал — это бесконечно самоподобная геометрическая фигура, каждый фрагмент которой повторяется при уменьшении масштаба
Голландский  художник  и  геометр Мауриц Эшер  (1898—1972)  на  основе  антисимметрии строил  свои  декоративные  работы.
Домашнее задание
2.30M
Категория: ИскусствоИскусство

Художник и учёный

1. Художник и учёный

9 класс ,
Учитель Митько А.И.
МОУ «СОШ № 21»

2.

Многие выдающиеся ученые ценили
искусство и признавались, что без
занятий музыкой, живописью,
литературным творчеством они не
совершили бы своих открытий в науке.
Возможно, именно эмоциональный
подъем в художественной деятельности
подготовил и подтолкнул их к
творческому прорыву в науке.

3.

"Для Пифагора музыка была
производной от божественной
науки математики, и ее гармонии
жестко контролировались
математическими пропорциями.
Пифагорейцы утверждали, что
математика демонстрирует
точный метод, которым Бог
установил и утвердил Вселенную,
Числа, следовательно,
предшествуют гармонии, так как
их неизменные законы управляют
всеми гармоническими
пропорциями.

4. Эйнштейн страстно любил музыку, особенно сочинения XVIII века

Эйнштейн страстно любил музыку, особенно
сочинения XVIII века

5. Французский  физик  XIX  в.  Пьер Кюри 

Французский физик XIX в. Пьер Кюри
Французский физик XIX в. Пьер Кюри провел
исследования по симметрии кристаллов. Он обнаружил
интересную и важную для науки и искусства вещь: частичное
отсутствие симметрии порождает развитие предмета, в то
время как полная симметрия стабилизирует его вид и
состояние. Это явление было названо диссимметрией (не
симметрия).
Закон Кюри гласит: диссимметрия творит явление.

6.

В середине ХХ в. в науке появилось еще и
понятие «антисимметрия», т. е. против
(противоположно) симметрии. Если общепризнанное
понятие «асимметрия» как для науки, так и для
искусства означает «не совсем точная симметрия»,
то антисимметрия — некоторое свойство и его
отрицание, т. е. противопоставление. В жизни и в
искусстве — это извечные противоположности:
добро — зло, жизнь — смерть, лево — право, верх —
низ и т. д.
Сегодня это пророчество сбывается. Синтез
научных и художественных знаний приводит к
появлению новых наук (синергетика, фрактальная
геометрия и др.), формирует новый
художественный язык искусства.

7. Фрактальная геометрия

Фрактальная геометрия изучает закономерности,
проявляемые в структуре природных объектов, процессов
и явлений, обладающих явно выраженной
фрагментарностью, изломанностью и искривленностью.
Б. Мандельброт (1984 г.): "Облака - это не сферы, горы это не конусы, линии берега - это не окружности, и кора не
является гладкой, и молния не распространяется по
прямой ..." Созданная им так называемая фрактальная
геометрия как раз и призвана дать описание объектов,
форм, явлений, ..., которые далеки от того, чтобы быть
"простыми" и "симметричными" а наоборот, имеют весьма
сложную структуру, но обладают, тем не менее, рядом
свойств типа автомодельности, самоподобия,
самовоспроизводимости и т. п.

8. Фрактал — это бесконечно самоподобная геометрическая фигура, каждый фрагмент которой повторяется при уменьшении масштаба

Фрактал — это бесконечно самоподобная
геометрическая фигура, каждый фрагмент
которой повторяется при уменьшении масштаба

9.

10.

11.

Автором термина «Синергетика» является Ричард
Бакминстер Фуллер — известный дизайнер,
архитектор и изобретатель из США
Синергетику можно определить по-разному, например:
— наука о самоорганизации физических,
биологических и социальных систем;
— наука о неустойчивых состояниях, предшествующих
катастрофе и их дальнейшей эволюции (теория
катастроф);
— наука об универсальных законах эволюции
Природы.

12. Голландский  художник  и  геометр Мауриц Эшер  (1898—1972)  на  основе  антисимметрии строил  свои  декоративные  работы.

Голландский художник и геометр Мауриц
Эшер (1898—1972) на основе антисимметрии
строил свои декоративные работы.
«День и ночь»

13.

14.

М. Эшер «Рисующие руки»:
литография, созданная в 1948 году

15.

16.

СИММЕ́ ТРИЯ (греч. symmetria — "соразмерность", от
syn — "вместе" и metreo — "измеряю") — основополагающий
принцип самоорганизации материальных форм
в природе и формообразования в искусстве. Закономерное
расположение частей формы относительно центра или
главной оси. Уравновешенность, правильность,
согласованность частей, объединенных в целое.

17.

Изучение проблем
оптического восприятия
натолкнуло французского
живописца Робера Делоне
(1885—1941) в начале ХХ в.
на идею образования
характерных кругообразных
поверхностей и плоскостей,
которые, создавая
разноцветную бурю,
динамично овладевали
пространством картины.

18.

19.

Под влиянием открытий
радиоактивности и
ультрафиолетовых лучей в
науке русский художник
Михаил Федорович Ларионов
(1881—1964) в 1912 г. основал
одно из первых в России
абстрактных течений —
лучизм. Он считал, что
изображать надо не сами
предметы, а идущие от них
энергетические потоки,
представляемые в виде лучей.

20.

21.

Русский художник
Павел Николаевич
Филонов (1882—1941)
выполнил в 20-е гг. ХХ
в. графическую
композицию — одну из
«формул Вселенной». В
ней он предугадал
движение субатомных
частиц, с помощью
которых современные
физики пытаются найти
формулу мироздания.

22. Домашнее задание

Стр. 131 вопросы № 1,3,4 письменно.
1) Найдите в справочной литературе понятия
«синергетика», «фрактал», «фрактальная
геометрия». Подумайте, как эти новые науки
соотносятся с искусством.
3) Как вы понимаете смысл высказывания А.
Эйнштейна: «Подлинной ценностью является, в
сущности, только интуиция».
4) Назовите литературные произведения с
антисимметричными названиями (пример
«Принц и нищий»). Вспомните народные сказки,
в основе сюжета которых лежали
антисимметричные события.
English     Русский Правила