Похожие презентации:
Монгуш Борахович Кенин – Лопсан. Стихотворение «Верблюд- гора»
1.
Тема урока:Монгуш Борахович Кенин – Лопсан.
Стихотворение «Верблюд- гора»
( Теве-Хая в стихах и легендах)
Урок внеклассного чтения.
2.
Эпиграф :Если будете в Туве,
Подойдите к той скале.
Краше скал и величавей
Не встречал я на земле!
Куулар Черлиг-оол
3.
В народе живет легенда о Теве-Хая. В ней говорится оправедном ламе. Всю свою жизнь он боролся с жадными и
невежественными собратьями – ламами. Неистовый лама
уличал их в корыстолюбии, обжорстве, пьянстве. Народ стал
прислушиваться к речам ламы. Слава его росла. У него стали
появляться последователи. Это обозлило духовенство. Ламы
пытались запугать проповедника и даже убить его. Но ничто
не могло сломить упрямца. Тогда они обратились к
шаманам, и те с помощью волшебства тайно обратили ламу
в верблюда. Но и будучи верблюдом, он не давал покоя
своим врагам. Каждую весну он гонялся за ламами и
шаманами, плевал в них и пытался их растоптать. Тогда ламы
и шаманы превратили упрямца в камень. С тех пор и стоит на
тес-хемской земле скала-верблюд.
4.
Ламы скрыли от людей свое злодеяние. Апоявление скалы объявили величайшим чудом
и сделали Теве-Хая средством своей наживы.
Они объявили Теве-Хая священным символом
всей округи, уверяя, что скала
покровительствует верблюдам и помогает
хозяевам умножать их стада. Нужно только
усердно молить духов и щедро одаривать лам.
Верблюд – скала покорила множество сердец.
Среди них – наш знаменитый земляк Монгуш
Кенин-Лопсан.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Словарная работа:Ламаизм – разновидность буддизма,
распространенная в Тибете, Монголии и др.
странах.
Лама – ламаистский монах.
Шаман – у некоторых народов,
сохраняющих веру в духов и в возможность
ритуального общения с ними: служитель
культа, колдун – знахарь.
11.
Дело его жизни – это забота осохранении духовного потенциала
своего народа. Хранитель
ценностей. В прямом и переносном
смысле. Он – хранитель
материальных и духовных
ценностей тувинцев.
.
12.
В своем творчестве с начала 90-х годовМ.Б. Кенин-Лопсан раскрылся больше
как ученый, фольклорист, этнограф,
шамановед, искусствовед, краевед. С
ним сотрудничало более тысячи
информаторов.
13.
Выразительные средства:Эпитеты: Верблюд-гора, в сиянье жаркозолотом, таинственные груды, исполинские
верблюды, каменные думы, ветры злые,
камни вечные, минутный успех.
Метафоры: лежишь в сиянье солнца,
горбами проступают, эхо вечности.
14.
Выразительные средства:Олицетворения: лежишь, не ведаешь,
молчат, неторопливо думают, спокойны и
угрюмы, бесчувственны к соблазнам и
угрозам, верны земле.
Сравнения: как будто исполинские
верблюды…
Любовь…как эти камни вечные, крепка.
15.
Выразительные средства:Цветопись: синий, сиянье солнца, жаркозолотом.
Повтор: лежат (2), лежишь, думы, думают (2):
вечность, вечные, земля(2), камни (2),
каменные, всегда (2).
Антонимы: небо –земля, минутный-вечный,
угроза-соблазн.
16.
О чём стихотворение?• Кенин-Лопсан воспевает природу, свою
малую родину. В стихотворении говорится о
любви к родному краю, к природе, к
камням. Поэт восхищается этой горой,
прославляет, воспевает её величие. Для
автора это любовь всей жизни, она для него
как живая, и поэтому он так с гордостью
описывает её.
17.
Основная мысль:Поэт создает образ горы как живого
существа.
Последние строки этого стихотворения :
автору не надо минутного успеха, славы,
он хочет, чтобы стих его был вечен,
прошел через все поколения, как
Верблюд-гора.