Особенности современных фигурных стихов
Фигурные стихи Средневековья
Первым в России написал фигурные стихи Симеон Полоцкий
Льюис Кэрролл. Стихотворение в виде мышиного хвоста ("Алиса в Стране Чудес")
В литературоведении существуют следующие определения «фигурных стихов»
Сухарева башня
Михаил Нержин
Юрий Кац
Внешняя форма повторяет очертания какой-либо вещи, предмета. Это факел, ключ, зонт и т.д. Появились изображение людей и
Анастасия Илларионова Просто шел дождь
Абстрактные живописные изображения, определяемые автором в заглавии
Материя плазма сущности распад на судьбы молекулы стремлением по окружности спирали прошиты векторы развитие снов религия
Буквы: бегущие куда-то, мерцающие и падающие, вращающиеся и сверкающие, толкающиеся друг с другом, образующие сложные фигуры и
"Буратино" Б. Ярмахова:
Выводы и обобщения
Используемая литература
Михаил Нержин «Свеча»
Белла Савицкая «Ключ»
Татьяны Манковой «Пульсация»
2.23M
Категория: ЛитератураЛитература

Особенности современных фигурных стихов

1. Особенности современных фигурных стихов

XIV городская научно-практическая конференция учащихся
Особенности современных
фигурных стихов
Автор: Дехтяр Милана, учащаяся 10 «Б» класса.
Руководитель: Дехтяр Зинаида Васильевна,
учитель русского
языка и литературы
Кызыл, февраль 2017 г.

2.

Основная цель -выявление особенностей фигурных
стихов и использование этих особенностей в
современной поэзии.
Исходя из цели исследования, в работе решались
следующие задачи:
изучить и проанализировать основные теоретические
положения по теме работы, проследив историю
становление фигурных стихов в России;
обобщить изученный материал, систематизировав его в
таблицах;
определить особенности фигурных стихов как
поэтического жанра;
выявить использование эти особенностей в современной
поэзии.

3.

Предмет исследования - особенности современных
фигурных стихов.
Объект исследования – фигурные стихи
современных поэтов.
Методы:
1.описательно-аналитический метод при изучении
теории;
2.метод выборки практического материала для
анализа;
3.сопоставительный анализ примеров визуальной
поэзии;
4.метод количественного анализа при подсчете
результатов исследования.
Материалом исследования послужили тексты
фигурных стихотворений конца XX в. – начала XXI в.

4.

Фигурные стихи
Фигурные стихи обнаружены во многих литературах мира. Имеются
фигурные стихи, написанные на санскрите, китайском, арамейском,
арабском, греческом и латинском языках и на современных европейских
языках, например, французском, немецком, английском и русском.

5.

время
Древняя
Греция
поэт
Симмий -( ок. 300 до н.э.) — греч.
поэт и филолог с Родоса. Из его
творчества уцелели лишь немногие
эпиграммы и три фигурных
стихотворения.
Форма стиха
Секира,
яйцо
крылья Бога любви,
Алтарь
Свирель
Досиад Критский – греческий
историк и поэт конца III в. до н.э.
Феокрит (конец 4 в. – 1-я половина
3 в. до н. э.), древнегреческий поэт.
Древний Рим
Лучшим мастером стихотворных форм
является поэт IV в. Порфирий
Оптациан.
Пальма,
языческий
жертвенник,
пастушеская
свирель, корабль с
веслами, рулем,
мачтой и т.п

6. Фигурные стихи Средневековья

Бутылка Рабле
Бальсадор
Бонифаций 1628
Стихотворение на латинском языке
Публия Оптациана Порфирия
написанное в форме гидравлического
органа.
Эрманно ди Санта-Барбара
1687
Вольфганг Фуггер.
"Лабиринт" (1553 г.).
Латинская молитва,

7.

История развития фигурных стихов в России
век
Конец 17 век
поэты
Симеон Полоцкий,
Наиболее распространенная форма стиха
Восьмиконечный крест, восьмиугольная
звезда, сердце, своеобразный лабиринт, стихотворение
«Орел российский», стихотворение на лучах
Звезды.
18-19 век
Г. Державин, А. Сумароков, А.Ржевский, А. Апухтин
Пирамида. Треегольник. Крест. Спираль.
Сердце.
Опрокинутый треугольник
20 век
И. Рукавишников, В. Брюсов, Э. С. Третьяков,С. Кирсанов, А.
Вознесенский, Сергей Сигей, Ры Никонова, Алексей Хвостенко, Иосиф
Бродский, Дмитрий Авалиани, Александр Федулов, Сергей Бирюков,
Александр Горнон, Виктор Урин, Александр Горнон.
Звезда. Ромб. Ярусы воды фонтана. Дождь.
Башни. Мост. Арки. Круг.
Конец 20 –
начало 21 вв
Александр Федулов, Виталий Амурский, Лоренс Блинов, Александр
Синдаловский, Максим Бородин, Игорь Бурихин, Валерий Галечьян,
Света Литвак, Александр Кобринский, Арсен Мирзаев, Владимир
Монахов, Александр Бабулевич, Елизавета Мнацаканова, Валерий
Шерстяной, Михаил Вяткин, Дмитрий Булатов, Сергей Сигей, Сергей
Бирюков, Евгений В. Харитоновъ, Эдуард Кулемин, Рафаэль Левчин,
Кристина Зейтунян-Белоус, Елена Кацюба, Константин Кедров,
Дмитрий Зимин, Ульяна Заворотинская, Алексей Даен, Валерий
Мишин, Андрей Кирсанов, Элана, Борис Гринберг, Левон Осепян,
Антон Ровнер, Борис Морозов, Сергей Кынчев, Александр Моцар,
Александр Фролов, Александр Бубнов, Татьяна Манкова.
Снежный ком.
Фигуры людей (Снежная королева, Золушка)
Ангел. Молекулы. Капли дождя и зонт
Состояние природы (Листопад, Сосульки)
Сюжетные картины (Венок Ундины)
Нить Ариадны. Пружина. Ключ.
Лабиринты. Пульсация. Символы городов.
Движущиеся стихи.

8. Первым в России написал фигурные стихи Симеон Полоцкий

Первым в России написал
фигурные стихи
РОССИЯ 17 век
Симеон Полоцкий
Монах, общественный деятель,
богослов, писатель, публицист, поэт,
драматург, переводчик, придворный
астролог.
Автор проекта Славяно-греколатинской Академии в Москве
Педагог, наставник детей русского
царя Алексея Михайловича Алексея, Софьи и Федора.
(1629 —1680)

9.

Фигурные стихи С. Полоцкого
Симеон Полоцкий. Орел Российский

10.

Фигурные стихи С. Полоцкого
«От избытка сердца уста глаголят» из цикла
«Благоприветствования» из цикла «на случай»
В честь рождения царевича Федора
«Благоприветствие царю Алексею Михайловичу
по случаю рождения царевича Симеона»

11.

Гавриил Романович
Державин
ПИРАМИДА
Зрю
Зарю
Лучами,
Как свещами,
Во мраке блестящу,
В восторг все души приводящу.
Но что? – от солнца ль в ней толь милое
блистанье?
Нет! – Пирамида – дел благих воспоминанье.
В виде опрокинутых треугольников написал
стихи Алексей Николаевич. Апухтин.
Продолжен жизни путь бесплодными степями.
И глушь и мрак... ни хаты, ни куста...
Спит сердце; скованы цепями
И разум и уста,
И даль пред нами
Пуста.
И вдруг покажется не так тяжка дорога,
Захочется и петь и мыслить вновь,
На небе звезд горит так много,
Так бурно льется кровь...
Мечты, тревога,
Любовь!
О, где же те мечты? Где радости, печали,
Светившие нам столько долгих лет?
От их огней в туманной дали
Чуть виден слабый свет...
И те пропали,
Их нет.
РОССИЯ 18 век
Э
П
О
Х
А
К
Л
А
С
С
И
Ц
И
З
М
А
Ржевский Алексей
Андреевич
Александр Петрович
Сумаро́ков

12.

РОССИЯ 20 век
Эрл Мартов
Мы Среди тьмы.
Глаз отдыхает.
Сумрак ночи живой.
Сердце жадно вздыхает.
Шёпот звезд долетает порой,
И лазурные чувства теснятся
толпой.
Всё забылося в блеске росистом.
Поцелуем душистым
Поскорее блесни!
Снова шепни,
Как тогда:
"Да!"
Иван Рукавишников

13. Льюис Кэрролл. Стихотворение в виде мышиного хвоста ("Алиса в Стране Чудес")

Льюис Кэрролл.
Стихотворение в виде
мышиного хвоста ("Алиса в Стране Чудес")
РОССИЯ 20 век
Перевод Владимира Набокова

14. В литературоведении существуют следующие определения «фигурных стихов»

- визуальная поэтическая форма; жанр, в образцах
которого тема или словесный образ
продублированы образом графическим;
- стихотворное произведение, которое своими
графическими контурами воспроизводит какуюлибо геометрическую фигуру, символический знак
или очертания предмета;
- стихотворный текст, графически оформленный
так, что из расположения строк или выделенных в
строках букв складываются очертания какого-либо
предмета: монограммы, треугольника, звезды,
топора, алтаря и т.п. .

15. Сухарева башня

РОССИЯ 20 век
Сухарева башня
Андрей Вознесенский

16.

Три
группы
фигурных стихов
текст расположен
в виде
геометрической
фигуры или
другой
формы
внешняя форма
повторяет
очертания
какой-либо вещи
абстрактные
живописные
изображения,
определяемые
автором
в заглавии

17.

Анатолия Контуш
Городские портреты
Париж
Венеция
Москва

18.

Татьяна Манкова

19. Михаил Нержин

РОССИЯ 20-21 вв
Михаил Нержин

20. Юрий Кац

21. Внешняя форма повторяет очертания какой-либо вещи, предмета. Это факел, ключ, зонт и т.д. Появились изображение людей и

животных.

22. Анастасия Илларионова Просто шел дождь

Белла Савицкая
Ключ
я
тaк
устaлa ждaть
тoт день и чaс,
кoгдa дoрoгa,
пo лесу
п е т л я я,
oпoмнится
и пoжaлеет нaс,
и выведет
к утеряннoму рaю.
зaбытый дoм
пoд сенью
древних крoн,
в глуши леснoй,
для нoг непрoхoдимoй,
зoвёт меня сиянием oкoн,
дaвaй скoрей вoйдём в негo ,
Л
Ю
Б
И
М
Ы
Й !
среди
лесoв
и этoй тишины,
пусть вaлит снег
и зaметaет вьюгa
мы будем в нём
Н A В Е К
ЗAЩИЩЕНЫ OТ ХOЛOДA В OБЬЯТИЯХ
ДРУГ - ДРУГA. И пусть был ПУТЬ
oпaсен и дaлёк , мы шли вперёд ,
ведOмые ЛЮБOВЬЮ , мы знaли :
в ДOМ прoпустит нaс зaмoк,
и этoт КЛЮЧ нaм силы дaл
с тoбoю.
Анастасия Илларионова
Просто шел дождь
«Кругом стояла ночь,
она стряхивала дождь со звёзд
проливала его на землю»
Эрих Мария Ремарк
«Триумфальная арка»
Пляшут потоки серебряных нот –
Такты стаккато открыли гавот –
Им, непоседливым, маленьким самым
Надоедает разучивать гаммы.
Звонкую песенку тополь запел,
Золотом черным асфальт закипел,
Клёны свои подставляют ладошки,
Ловят пронырливых капель горошки.
Светится ария ливневых струн,
А дирижирует ветер-ворчун,
Лунным сияньем ночных декораций
Начался вечер невиданных танцев.
Ветви

волнуются
листья
воздуха
Восхищены
дрожат
чистая
льётся
Даже
,
душа
каштаны

,
видавшие виды
.
,
как танцуют сильфиды !
A
люди
промокнув
бегут
по домам
ведь
доверяют
они
лишь
зонтам
в
клетку
полосочку
и
мухоморным
самодовольным
заносчивым
вздорным

23.

чело В Е Ч Н О С Т Ь
Т
А
Т
Ь
Я
Н
А
М
А
Н
К
О
В
А

24.

Алёнушка
Т
А
Т
Ь
Я
Н
А
М
А
Н
К
О
В
А

25. Абстрактные живописные изображения, определяемые автором в заглавии

• Татьяны Манковой« пульсация» и
«…функция тишина (…молекулярная
психика…)…».
• Как бы ни была непривычна форма,
содержание все равно совпадает с
формой.

26. Материя плазма сущности распад на судьбы молекулы стремлением по окружности спирали прошиты векторы развитие снов религия

развитие слов
поэзия движение

27.

Иллюзорность сознания
Функция пункция
тишь вышины
Пота проторенная
Пагуба палуба
Дар жар
Печали печати
Заплата за плитами мира
Мирра разума
Мираж ума
Откровения сокровения
Нам иго иглы
награда оправа от града

28.

Фигуры выстраиваются
при помощи
целых слов,
слогов,
букв.

29.

сияние

30. Буквы: бегущие куда-то, мерцающие и падающие, вращающиеся и сверкающие, толкающиеся друг с другом, образующие сложные фигуры и

картинки, меняющиеся прямо у вас на глазах - новое дыхание в
изобразительности стиха.

31. "Буратино" Б. Ярмахова:

"Буратино" Б. Ярмахова:
"Буратино" Б. Ярмахова

32. Выводы и обобщения

Фигурные стихи ведут свое происхождение из глубокой древности. В
России получили распространение в конце 17 века.
Фигурная или графическая поэзия – это стихотворения, в которых
графический рисунок складывается в изображение какой-либо фигуры
или предмета либо при помощи целых слов, либо используются слоги,
либо просто буквы. Внешний вид каждого стихотворения соответствует
теме и содержанию. Центральный образ в таких стихах обычно
подчеркивается или выделяется формой.
Жанр фигурных стихов развивается и в наше время. Стали сложнее
визуальные формы, оригинальнее и насыщеннее образы.
Стремительное развитие информационных технологий оказывает влияние
на поэтическое творчество.
Создание и чтение графической поэзии помогают читателям
развивать воображение и ассоциативное мышление, что значительно
облегчает процесс усвоения знаний.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что она
систематизирует материал, помогает расширить и углубить знания о
фигурных стихах.
Практическая значимость заключается в возможности
использовать материал на уроках литературы.

33. Используемая литература

1.М.Л.Гаспаров. Русский стих начала XX века в
комментариях. М.:Фортуна Лимитед. 2001, 288 с.
2.Поэтический словарь Квятковского (http://febweb.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-3213.htm)
3.http://www.ashtray.ru
4.http://www.detira.ru/arhiv/3_2004/nerzhin.htm

34.

Анатолия Контуш
«Париж»
Если ходить, так в Лувр.
Если гулять, так в Тюильри.
Если ехать, так в Версаль.
Если опять, так есть перед
Эйфелевой башней .

35. Михаил Нержин «Свеча»

Свечи плачут голубые,
И огонь дрожит в испуге.
Мы с тобой давно чужие.
В желтом освещенном круге
воск спускается наплывом.
Шторы памятью колышат,
Тень бросается обрывом и не стонет, и
не дышит.
В ореоле профиль нежный с восковым
прозрачным светом
Угасает взгляд любимой с
наступающим рассветом.
Свечи превратились в жалость
Ночь ушла, но не простилась
И о чем, вчера мечталось,
нам с тобою только снилось.

36.

Татьяна Манкова
Проталины. Запах детства.
Сквозь кружево веток-свет, прозрачен и чист.
Кокетство синицы-в весну билет.
Зеленые пальцы сосен касаютсяскатов крыш.
Мотивом минувших вёсен капели качают тишь.

37. Белла Савицкая «Ключ»

я
тaк
устaлa ждaть
тoт день и чaс,
кoгдa дoрoгa,
пo лесу
п е т л я я,
oпoмнится
и пoжaлеет нaс,
и выведет
к утеряннoму рaю.
зaбытый дoм
пoд сенью
древних крoн,
в глуши леснoй,
для нoг непрoхoдимoй,
зoвёт меня сиянием oкoн,
дaвaй скoрей вoйдём в негo ,
Л
Ю
Б
И
М
Ы Й !
среди
лесoв
и этoй тишины,
пусть вaлит снег
и зaметaет вьюгa
мы будем в нём
Н A В Е К
ЗAЩИЩЕНЫ OТ ХOЛOДA В OБЬЯТИЯХ
ДРУГ - ДРУГA. И пусть был ПУТЬ
oпaсен и дaлёк , мы шли вперёд ,
ведOмые ЛЮБOВЬЮ , мы знaли :
в ДOМ прoпустит нaс зaмoк,
и этoт КЛЮЧ нaм силы дaл
с тoбoю.

38. Татьяны Манковой «Пульсация»

Материя плазма сущности распад на судьбы
молекулы стремлением по окружности спирали прошиты
векторы развитие снов религия развитие слов
поэзия движение.
English     Русский Правила