120.45K
Категория: Русский языкРусский язык

Имя существительное в художественном тексте

1.

ТЕМА: «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ»
/Заключительный урок по теме
«Имя существительное»/

2.

«ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
— ХЛЕБ ЯЗЫКА».
(Л.УСПЕНСКИЙ.)

3.

Р. ФАРХАДИ «ЗЕМНЫЕ СЛОВА».
На всех языках есть такие
слова:
Мать. Родина. Счастье.
Река. Синева.
Кто б ни был,
любому понятны они.
Слова — путеводные наши
огни.
Живые. Земные...
И суть их проста:
Хлеб. Утро. Работа. Мечта.
Красота.
Но есть и такие слова в
словарях,
Они вызывают тревогу и страх.
Слова, что исчезнуть должны
навсегда:
Война. Разоренье. Жестокость.
Вражда.
Останутся с нами другие слова.
В них гордая сила людского
родства:
Мир. Дружба. И радость
высокой волной —
Мы — люди.
Мы — дети планеты одной.

4.

Л.ТОЛСТОЙ : «В НЕМ НЕТ НИ ОДНОГО ГЛАГОЛА. КАЖДОЕ
ВЫРАЖЕНИЕ — КАРТИНА».
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной. Ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
А.Фет.
Из 22 слов стихотворения —
14 существительных,
6 прилагательных,
2 служебных слова

5.

ОТРЫВКИ ИЗ ПОЭМЫ А.С.ПУШКИНА
"ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН".
1. Все было просто: пол дубовый,
Два шкафа, стол, диван пуховый,
Нигде ни пятнышка чернил...
Онегин шкафы отворил.
2. Везде высокие покои,
В гостиной шелковы обои,
Царей портреты на стенах
И печи в пестрых изразцах.

6.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
Найдите
значение слов "покои" и "изразцы"
в толковых словарях В.И.Даля и
С.И.Ожегова.
Покой
– внутренние помещения,
комнаты.
Изразец – плитка из обожженной
глины для облицовки стен и печей,
покрытая с лицевой стороны
глазурью, кафель.

7.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ.
Прочитайте отрывок. Подумайте, какую картину
нарисовал автор? Что ему помогло нарисовать ее?
...Уже столпы заставы
Белеют; вот уж по Тверской
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах.

8.

Вывод:
Используя только
имена существительные,
можно нарисовать и
застывшую картину, и создать
впечатление движения.

9.

ЗАПИСЬ ПОД ДИКТОВКУ.
О
красном вечере задумалась
дорога,
Кусты рябин туманней глубины,
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш_ тишины.

10.

Обратите
внимание на словосочетания:
кусты рябин, мякиш тишины,
изба-старуха.
Роль
какой части речи выполняют слова
"рябин", "мякиш" и "старуха"?
Перестройте
эти словосочетания по схеме:
сущ. + прил.
Рябиновые
кусты, старая изба,
мягкая тишина.

11.

Сравните: старая изба и изба-старуха
Какое из словосочетаний кажется вам более
выразительным и почему?
Сравните звучание слов "старая" и "старуха". Что
дает автору использование звука "х"?
Что же такое "челюсть порога"?
Какой глагол автор использует для описания избы?
Как вы думаете, зачем он это делает?
Автор использует глагол "жует", а нужно ему
это для того, чтобы изба предстала перед
нами как живая.
Как называется этот прием?
Олицетворение.

12.

Обратите внимание на последнюю строчку.
Жует пахучий мякиш тишины
Какие согласные здесь преобладают?
Как вы думаете, почему именно к помощи глухих
согласных прибегает автор?
Он создает картину тихого вечера.
Какое слово помогает нам это понять?
Слово "тишина".
Почему именно глухие согласные использует поэт, а
не звонкие?
Звонкие согласные звучат слишком громко, они
не могут передать тишину. А глухие согласные
произносятся как бы шепотом. Они сами по
себе тихие.
Как произносятся глухие согласные, в чем их главное
отличие?
При их произнесении не участвует голос, как
при произнесении звонких согласных.

13.

КАТЕГОРИЯ РОДА.
Сколько родов в русском языке.
Три: мужской, женский и средний.
Может
ли имя существительное
изменяться по родам?
Нет, это постоянный признак.
Какого
рода существительное "облако"?
Среднего рода.
Какого рода слово "мышь"?
Женского.

14.

Облак, как мышь, подбежал и взмахнул
В небо огромным хвостом.
Определите род существительного "облак".
Это существительное мужского рода.
Докажите, что это мужской род.
Нулевое окончание не бывает у слов среднего
рода. Глаголы прошедшего времени
"подбежал" и "взмахнул" употреблены в
форме мужского рода.
Объясните, как вы написали приставки в этих
глаголах.
С каким приемом мы здесь вновь встречаемся:
"Облак подбежал..."?
С олицетворением.
Как здесь работает этот прием, какую вы себе
представляете картину?

15.

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Чтение
отрывков из
художественных произведений, в
которых имена существительные
встречались бы чаще других частей
речи, подобранных учащимися.
Чего
автору удалось добиться
благодаря столь частому
употреблению существительных в
этих текстах?

16.

ИТОГ УРОКА
-Что может имя существительное, попав в руки
умелого художника?
Вывод:
1.Имя существительное может быть использовано
и для описания застывшей картины и для передачи
движения.
2.Неодушевленные существительные могут
"оживать" (олицетворение).
3.Существительные могут заменять
прилагательные при описании.
4.Используя звуковую оболочку слов, поэт может
передать настроение и создать наиболее
выразительные образы.
5.Изменяя род существительных, поэт "оживляет"
их, придавая им шутливую окрашенность.

17.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Подготовиться
к контрольному
диктанту, упражнение 562.
English     Русский Правила