Лекция
Периодизация
Социокультурные предпосылки
Миром правит Логос!
Милетская школа: становление философского материализма
Милетская школа.
Милетская школа
Гераклит из Эфеса («темный», «плачущий»), (544—483 гг. до н. э)
Гераклит: мир как вечное становление
Пифагорейцы: возникновение философии идеализма
Элейская школа
Элейская школа
Парадоксы Зенона Апория «Ахилл и черепаха»
Таким образом, ….
Метафизический материализм. Атомисты
«Я предпочел бы найти одно причинное объяснение миру, нежели получить персидский престол!»
Основная заслуга космологического (натурфилософского) периода – формирование рационального (философско-научного) стиля мышления
Антропологический период: открытие человека Человек есть мера всех вещей
«Софистика есть мудрость кажущаяся, а не подлинная». Аристотель
Примеры софизмов
Основные положения софистов
Антропологический поворот софистов:
Сократ (469 - 399 гг. до н. э.) Философия античного Просвещения «Я знаю, что ничего не знаю, другие не знают даже этого»
Человек МЫСЛЯЩИЙ есть мера всех вещей
Этический рационализм
Сократ - основатель европейской ментальности
Платон  (427-347 гг. до н.э.) Онтология
Эйдос (идея) онтологически первична по отношению к чувственно воспринимаемому многообразию вещей. Психологическое основание
Гносеология Платона. Виды знания
Эйдос познаваем только разумом
Психологические воззрения Платона
КОЛЕСНИЦА ПЛАТОНА
Социальные воззрения Платона. Аристократия – идеальная форма правления
Благоразумие или тотальный контроль? Критическое мышление (Сократ) – добродетель или наказание?
Аристотель (384-322 гг. до н. э.)
Эллинистический этап: философия есть искусство жить
Эпикуреизм
Этика эпикурейцев. Основные виды страхов и механизмы их преодоленя
Классификация желаний
Зенон Китийский (334-262гг. до н.э.) Стоицизм
Скептицизм
Кинизм
Особенности античной философии
Киренаики: этика гедонизма
Вопросы для домашнего задания:
4.32M
Категория: ФилософияФилософия

Сущность и основные этапы развития античной философии

1. Лекция

Сущность и основные
этапы развития Античной
философии

2. Периодизация


Натурфилософский/космологический
(досократический) период VII – к.IV
вв. до н.э.
Антропологический (сократический) V вв. до н.э.
Классический (синтетический) к.V – IV
вв. до н.э.
Эллинистический IV в до н.э. – VI в.
н.э.

3. Социокультурные предпосылки

Развитие демократических социальных институтов,
Налаженная система торговых коммуникаций, тесная
связь с восточным культурным регионом,
Урбанистическая визуальная среда с развитой системой
социальных коммуникаций
Агональность (индивидуально-героическая трактовка
человека)
Политеизм и развитый аниматизм, боги как
олицетворение природных стихий
Понимание гармонии как базового мировоззренческого
принципа культуры (калокагатия, золотое сечение)
Объективизм и телесность (мимесис)
«От Мифа к Логосу»

4. Миром правит Логос!

Главная черта натурфилософского этапа –
космоцентризм: размышление о начале, причине и
составляющих элементах видимого космоса, об источнике
его движения и жизни, т.е. о его природе.
Аристотель: «Большинство из самых ранних философов
держались того взгляда, что принципами всего являются
исключительно материальные начала,… та субстанция, которая
оставаясь сама неизменной, изменяется в своих
свойствах….ничто не возникает и ничто не уничтожается, так
как такая сущность всего пребывает всегда…»
традиционное название всех сочинений данного периода: «О
природе».
Отход от мифологического антропоморфизма и
переход на уровень абстрактных понятий
(субстанция, материя, движение, мышление, душа
и др.). Становление философского категориальнопонятийного аппарата

5.

Архэ́ (субстанция) ( ἀρχή «начало,
основание, происхождение;
первопричина, принцип»)
в древнегреческой натурфилософии
первоэлемент, из которого состоит все
мироздание.
– термин древнегреческой
философии,
означающий первоначало и
первопричину бытия, т.е.
онтологическую сущность мира

6. Милетская школа: становление философского материализма

Фалес (624—548 гг. до н. э.)
философ, математик,
астроном.
«Всё есть вода»: всё
образуется из воды путем её
затвердевания /замерзания,
а также испарения; при
сгущении вода становится
землей, при испарении
становится воздухом.
Причина образования/
движения — дух,
«гнездящийся» в воде.
(Вода – деперсонификация
Мирового Океана).

7. Милетская школа.

Анаксимандр (610-540 гг.
до н.э.) Источник
происхождения всего
сущего – некое
бесконечное,
«нестареющее» начало –
апейрон
(беспредельное) которому присуще
непрерывное движение.
Апейрон —
неопределённое,
беспредельное и
бесконечное
первовещество;
бескачественная материя.

8. Милетская школа

Анаксимен (585-525 гг. до н.э.)
Первооснова мира – воздух.
Мир возникает из
«беспредельного» воздуха, и
всё многообразие вещей есть
воздух в различных своих
состояниях.
Воздух – начало и тела, и души;
боги также происходят из
воздуха; душа воздушна,
жизнь есть дыхание.

9. Гераклит из Эфеса («темный», «плачущий»), (544—483 гг. до н. э)

Гераклит из Эфеса («темный»,
«плачущий»), (544—483 гг. до н. э)
Огонь есть первоначальная ,
материальная причина мира,
живая и разумная сила.
Логос — разумный принцип,
управляющий миром; вечная
и всеобщая необходимость,
устойчивая закономерность,
закон перехода из небытия
в бытие
Идея о превосходстве
рационального
(умозрительного) знания
над чувственнопрактическим
(«Многознание уму не
научает», «Миром правит
Логос»)
Идея о диалектике

10. Гераклит: мир как вечное становление

Этот космос не создал никто
ни из богов, ни из людей,
но он всегда был, есть и будет
вечно живым огнём,
мерно возгорающимся,
мерно угасающим.
Первоначало по природе своей изменчиво: стихия мира
– огонь.
Мир вечен, но не неизменен: в нём всё течёт, всё
меняется, и даже в одну и ту же реку нельзя войти
дважды.
Всё возникает через борьбу противоположностей.
Но эта борьба порождает не хаос, а упорядоченный
космос, подчинённый разумному принципу – логосу.

11. Пифагорейцы: возникновение философии идеализма

Пифагор (570—490 гг. до н. э.) В основе всего – число,
как определение соотношения вещей в Космосе.
«Быть мудрым, значит познать гармонию мира»
Мир познаваем в той мере, в какой апейрон
(беспредельное) организовано числом и пределом.
Познать мир — значит познать управляющие им
принципы, выраженне в числовой
закономерности.
Этико-религиозная задача: освобождение души путём
нравственного и физического очищения с помощью
учения о круговороте переселений души - метемпсихоза.

12. Элейская школа

Ксенофан (570 – 478 гг. до н.э.)
Всё есть одно.
Бог внутренне присущ миру. Бог –
это природа (пантеизм –
обожествление природы). Он
причина всего конечного,
высшее единство в основе
которого – мысль. Мысль бога
движет миром, как мысль
человека движет телом.
Парменид (540/515 - 470 гг. до
н. э.) развивает понятие
пантеистического мира-бога
в понятие бытия,
неделимого и неизменного.

13. Элейская школа

Зенон (490 - 430 гг. до н. э.) Развивал
учение Парменида о едином, отрицая познаваемость
чувственного бытия, множественность вещей и их
движения и доказывая немыслимость чувственного
бытия вообще.
Апория - трудноразрешимая проблема, неразрешимое
противоречие (апории «Дихотомия», «Ахилл и
черепаха», «Стрела»).
(Зенон не отрицал движения. Он доказывал, что оно не мыслимо
само по себе, вне контекста идеи о единстве, вечности и
бесконечности бытия. Единое бытие противостоит
чувственному миру и доступно лишь логическому мышлению).

14. Парадоксы Зенона Апория «Ахилл и черепаха»

Быстроногий Ахилл
никогда не догонит
медленно ползущую черепаху.
Ведь прежде, чем догнать её, он
должен будет дойти до того места,
в котором она находилась,
когда он за ней погнался.
Но за это время черепаха
уйдёт вперёд и, таким образом,
опять окажется впереди Ахилла,
и так далее до бесконечности.

15. Таким образом, ….

Исходя из подобных доводов,
элеаты, не обращая
внимания на показания чувств и
полагая,
что надо следовать только разуму,
объявили Вселенную
единой, неподвижной,
а некоторые и бесконечной.
Ведь всякая граница
соприкасалась бы с пустотой.

16. Метафизический материализм. Атомисты

Левкипп (V век до н. э.) ввёл
понятия атома («неделимого»)
как мельчайшей невидимой
частицы, и понятие пустоты, в
которой атомы движутся.
Создал учение о
детерменизме
(«ни одна вещь не происходит
попусту, всё по
необходимости»)
Демокрит (460 - 370 гг. до н. э.)
в основе всего лежит атом –
неделимая частица вещества,
обладающая истинным бытием,
не разрушающаяся и не
возникающая. Он лишён
содержания, но имеет
определённую форму и
величину.

17.

«Все прочие вещи
состоят из неделимых тел,
бесконечных по количеству и формам,
и отличаются друг от друга
составом, а также положением
и порядком этих [неделимых].
… Ведь из одних и тех же [букв]
возникают трагедия и комедия».
«… Левкипп и Демокрит утверждают,
что отличия атомов суть причины всего остального. А этих
отличий они указывают три: очертания, порядок и положение.
Ибо сущее, говорят они, различается лишь «строем»,
«соприкосновением» и «поворотом»;
из них «строй» – это очертания, «соприкосновение» – порядок,
«поворот» – положение; а именно:
А отличается от N очертаниями,
AN от NA – порядком,
Z от N – положением».
Аристотель.
«Метафизика».

18. «Я предпочел бы найти одно причинное объяснение миру, нежели получить персидский престол!»

«Ни одна вещь
не возникает беспричинно,
но всё возникает
на каком-нибудь основании
и в силу необходимости».
Детерминизм
(лат. determino, определяю) –
учение о взаимосвязи и
обусловленности
явлений и процессов реальности.
Основу детерминизма
составляют концепции
причинности и закономерностей.

19. Основная заслуга космологического (натурфилософского) периода – формирование рационального (философско-научного) стиля мышления

1. Отказ от антропоморфизма и возникновение
методологической установки на объяснение
мира естественно-эволюционным путем
2. Приоритет доказательного и критически
обоснованного знания
3. Отказ от суггестии и понимание ценности
независимого личностного мышления
4. Идея о превосходстве разума над чувствами
5. Становление базовых философскомировоззренческих направлений –
материализма и идеализма

20.

Материали́зм (от лат. materialis —
вещественный) —
философское мировоззрение, в соответствии с
которым материя, как объективная реальность,
является причиной возникновения бытия, а
идеальное (понятия, воля, сознание и тому
подобное) — вторичным (результатом,
следствием).
Идеали́зм (от др.-греч. ἰδέα — идея) —
термин для обозначения философских
концепций и мировоззрений, в основе которых
лежит утверждение о первичности идеи по
отношению к материи в качестве первоначала
мироздания

21. Антропологический период: открытие человека Человек есть мера всех вещей

Основной тренд: от макрокосма к микрокосму!

22. «Софистика есть мудрость кажущаяся, а не подлинная». Аристотель

- «Учителя мудрости», «Сведущие люди»
- «Умничающие всуе», «умник»
- платные преподаватели красноречия.
Социальная предпосылка – античный
древнегреческой демократии
полис,
модель
Старшие софисты: Протагор, Горгий, Продик, Гиппий
Младшие софисты – Фразимах, Критий
Софизмы –рассуждения, кажущиеся правильными, но
содержащие скрытую логическую ошибку и служащие
для
придания
видимости
истинности
ложному
утверждению.

23. Примеры софизмов

Если две половины равны, то и две целые части тоже
являются одинаковыми. В соответствии с этим – если
полупустое и полуполное одинаково, значит, пустое
равно полному.
«Знаешь о чем хочу у тебя спросить?» — «Нет».– «А о
том, что добродетель — это хорошее качество
человека?» — «Знаю».– «Получается, что ты не знаешь
то, что знаешь».
«Вор не испытывает желания воровать что-то дурное;
приобретение чего-либо хорошего – благое дело; стало
быть, вор занимается благим делом».
«Лекарство, которое нужно принимать больному, – это
добро; чем больше добра, тем лучше; стало быть,
лекарства нужно пить как можно больше».

24. Основные положения софистов

Главное не истина, а искусство побеждать в
спорах.
Продемонстрировали переменчивость,
неоднозначность понятий об образах
действительности, относительность истины
Человек – мера всех вещей; Превосходство
познающего субъекта над реальностью
Субъективность и произвольность нравственных,
политических, религиозных взглядов
Протагор:
«Человек есть мера всех вещей: существующих, что они
существуют, и несуществующих, что они не существуют»;
«Все есть таким, каким оно кажется нам»;
«О всяком предмете можно сказать двояко и противоположным
образом».

25. Антропологический поворот софистов:

1. Отказ от натурфилософии и обращенность к
человеку,
2. Рождение форм философской рефлексии (в
форме негативной субъективной диалектики)
3. Становление риторики и исследование
лингвистических способов образования
языковых выражений («вселенная слова»),
4. Рождение новой гносеологической парадигмы
- предпочтение чувственного восприятия, а не
теоретического рассуждения,
- прагматизм по отношению к истине,
- релятивизм по отношению к этической системе
ценностей

26. Сократ (469 - 399 гг. до н. э.) Философия античного Просвещения «Я знаю, что ничего не знаю, другие не знают даже этого»

Сократ (469 - 399 гг. до н. э.)
Философия античного Просвещения
«Я знаю, что ничего не знаю, другие не знают даже
этого»
Формирование основ европейской этической
ментальности.
- Человеком не рождаются, человеком становятся. Новая
концепция героя.
- Философия – учение о том, как следует жить. Этический
рационализм.
-
Диалектика=
ирония+майевтика.
«Заговори, чтобы я тебя
увидел»
«Не самое ли это
позорное невежество –
думать, что знаешь то,
чего не знаешь?»

27. Человек МЫСЛЯЩИЙ есть мера всех вещей

1. Подверг критике моральный релятивизм и
субъективизм софистов, первым в истории европейской
философии попытался найти общие обоснования
нравственности
2. Ставит проблему истины не как проблему следования
традиции или авторитету (миф), не как прагматическую
потребность конкретного индивида (софисты), а как
проблему поиска рациональных (всеобщих) оснований
морали.
3. Нравственный субъект=автономно мыслящий субъект.
Интеллектуальная свобода – обязательное условие
морали и истины.
Нравственный субъект свободно и добровольно
соблюдает правила, которые считает обязательными для
всех.

28. Этический рационализм

«Знание есть добродетель, а добродетели можно
научиться»
Мышление – высшая способность человека, основная задача
человека – жизнь в соответствии с разумом. Это есть главная
добродетель (аритэ). Добродетелен не тот, кто соответствует
соц.роли или традиции. Добродетель – форма осознанного, т.е.
персонального деяния
Новый концепт героя: самообладание как высшая ценность
Героизм как победа над «страстями души». Героизм – результат
воспитания и образования.
Счастье (эвдеймониа) – это доминирование внутренних
(душевных) интенций над внешними (телесными) потребностями.
Душа счастлива, когда свободна, добродетельна и гармонична.
СВОБОДА – ЭТО САМОДОСТАТОЧНОСТЬ

29. Сократ - основатель европейской ментальности

На место авторитета рода, государства или права
сильного Сократ ставит принцип свободного
нравственного самоопределения
На место нравственности как простого соблюдения
правил социального общежития поставил моральность
как свободное и сознательное самоопределение «по
совести», по внутреннему убеждению («даймону»), т.е.
нравственную автономию личности.

30. Платон  (427-347 гг. до н.э.) Онтология

Платон (427-347 гг. до н.э.)
Онтология
Создатель системы объективного идеализма – учения об эйдосах
Изменчивый мир вещей – проекция вечного мира идей. Любая
вещь является лишь отражением своей идеи, может стремиться
к ней, но никогда не достигнет её.
Демиург - божественный создатель чувственно воспринимаемого
космос

31.

32. Эйдос (идея) онтологически первична по отношению к чувственно воспринимаемому многообразию вещей. Психологическое основание

идеализма – относительная
самостоятельность мыслительного образа: возможность мыслить
предмет при его отсутствии в реальности и видоизменять
идеальный образ в зависимости от нашего желания

33. Гносеология Платона. Виды знания

1. Путь мнения (докса)
- эмпирические знания
- верования
- искусство
- любовь
2. Путь знания (эпистеме): логика, математика,
философия
3. Чистое знание (анамнез, теория
припоминаний)

34. Эйдос познаваем только разумом

35.

36. Психологические воззрения Платона

37. КОЛЕСНИЦА ПЛАТОНА

Белый конь –
благородные
качества души
Черный конь –
страсти и
низменные
инстинкты
Возничий - разум

38.

39. Социальные воззрения Платона. Аристократия – идеальная форма правления

40. Благоразумие или тотальный контроль? Критическое мышление (Сократ) – добродетель или наказание?

41. Аристотель (384-322 гг. до н. э.)

Был первым мыслителем, создавшим
всестороннюю систему философии,
охватившую все сферы человеческого
развития: социологию, философию, политику,
логику, физику, поэтику.
Истинное знание, согласно Аристотелю,
достигается не с помощью чувственного
восприятия или путем опыта, а благодаря
деятельности ума, который обладает
необходимыми способностями для
достижения истины.

42.

43.

44.

45.

46.

47.

48.

49.

50.

51.

52.

53.

54. Эллинистический этап: философия есть искусство жить

Кризис античного общества и полисной системы.
Основные проблемы – этические. Мыслители искали
ответы на вопросы: Как жить? Как выжить? Что такое
счастье?
«Ренессанс» Сократа
Особенности:
Скептицизм
Мистицизм
Морализаторство
Эклектизм
Этап стал «мостом» между древностью и средневековьем.

55. Эпикуреизм

Эпикур (342-270 гг. до н.э.)
Эвдемонизм. Цель философии – помочь человеку обрести
счастье.
Для достижения счастья необходимо:
Минимизация потребностей (потребности влекут страдания);
Атараксия (спокойствие души, избавление от страхов);
Приоритет частного над публичным.
«Не бойся смерти: пока ты
жив — её нет, когда она
придёт, тебя не будет».

56. Этика эпикурейцев. Основные виды страхов и механизмы их преодоленя

Страх перед богами: Боги – существа
бессмертные и блаженные, а такие ни сами
забот не имеет, ни другим не доставляют.
Страх смерти: смерть не имеет к нам
никакого отношения: пока есть мы, нет
смерти; когда есть смерть, нет нас.
Страх перед страданием: сильная боль
недолговременна, немощи же, став
привычными, доставляют, скорее,
удовольствие, чем страдание.

57. Классификация желаний

Естественные
Вздорные
Необходимые:
Не естественные и не
необходимые.
Например, почести
(статуи и венки)
избавляют от
страданий,
например, питье при
жажде
Не необходимые:
разнообразнящие
наслаждение,
например,
изысканная пища

58. Зенон Китийский (334-262гг. до н.э.) Стоицизм

Зенон Китийский (334-262гг. до н.э.)
Стоицизм
Основной тезис: «Жить, согласно с природой, и это то же самое,
что жить согласно добродетели». Ориентир не на приятную, а
на праведную жизнь.
Мир это живой организм, управляемый Логосом (божественным
законом). Человеческая судьба является проекцией логоса,
поэтому не нужно спорить с судьбой и её испытаниями.
«Кто крепок телом, может стерпеть и жару, и холод. Также и тот,
кто здоров душой, может перенести и гнев, и горе, и радость,
и другие чувства».
Эпиктет
Слово «стоик» производится от греческого Στοά, портик
(имеется в виду так называемый “Расписной портик”,
общественное здание на афинской агоре,
в котором Зенон читал свои лекции) .

59. Скептицизм

Философское направление,
выдвигающее сомнение в
качестве принципа мышления,
особенно сомнение в
надёжности истины.
Пиррон: «Ничто в
действительности не является
ни прекрасным, ни
безобразным, ни
справедливым, ни
несправедливым, так как в
себе все одинаково
(безразличное), и поэтому оно
не в большей степени одно,
чем другое».

60. Кинизм

(«собачья философия»)
основатели Антисфен, Диоген:
наилучшая жизнь заключается
в избавлении от условностей и
искусственностей, в свободе от
обладания лишним и
бесполезным.
Основные принципы:
Аскесис – ограничение
потребностей;
Апедевсия – отстранённость от
культуры и общества;
Автаркия – способность к
независимому существованию.
«Торжество над самим собой есть
венец философии».
Диоген

61.

62. Особенности античной философии

Космоцентризм и объективизм;
Ориентированность на изучение проблем
субстанциального единства мира;
Синкретичность (активное взаимодействие
рационально-философского и мифологорелигиозного стиля мышления);
Разработка основ понятийно-категориального
аппарата и основополагающих типов
философского мировоззрения (материализма и
идеализма)
Концептуальный плюрализм и
интеллектуальная свобода

63. Киренаики: этика гедонизма

Единственное подлинное благо –
телесное удовольствие; единственное настоящее зло –
телесное страдание.
Люди несчастны потому, что принимают за благо то, что
является лишь средством для его получения (например,
богатство).
Мудр тот, кто знает, что есть истинное благо и что есть
действительное зло,
и знает, как использовать это знание; мудрость – это умение
(искусство) быть счастливым.
Но в стремлении к удовольствиям мудрец руководствуется
принципом меры: он – не раб, а господин своих удовольствий
.

64. Вопросы для домашнего задания:

«Все есть число» и 4 технологическая революция.
Человек есть мера всех вещей?
Почему древнегреческая демократия убила Сократа? (Воге
П.Н. Я. Индивид в истории культуры. «Повивальная бабка и
мучитель», с. 89-95)
Личность Сократа в интерпретации Ницше.
Почему язычник Платон оказался столь ценен для
христианской культуры?
Модель идеального государства Платона в контексте
современной истории
Кто Я: гедонист, стоик, скептик или циник?
С какими современными художественными произведениями вы
можете провести параллели мифа о пещере Платона?
English     Русский Правила