114.09K
Категория: СоциологияСоциология

Социология искусства. Лекция № 7

1.

Социология искусства
ЛЕКЦИЯ № 7

2.

Искусство и общество взаимосвязаны
ВЛИЯНИЕ ИСКУССТВА В ДЕЙСТВИЯХ
ОТДЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ
ВЛИЯНИЕ ИСКУССТВА В ДЕЙСТВИЯХ МАССЫ
ЛЮДЕЙ
ВЛИЯНИЕ ИСКУССТВА НА ФОРМИРОВАНИЕ
МАССОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ

3.

Искусство как ценностно-ориентирующий фактор
кризис ценностного сознания людей связан с возникновением
новых и переоценкой ранее существовавших ценностей в
условиях перехода от традиционализма к новому мышлению,
основанному на индивидуализме
приобщение индивида к культуре, искусству помогает постичь
мир, предоставляет разнообразные возможности освоения
нравственных и эстетических норм, социальных и
политических идеалов, развития личностной системы
ценностных ориентаций
:

4.

Искусство – это то
что признается,
считается искусством
данным человеком,
данной социальной
группой.
Главный
отличительный
признак искусства –
это его признанность
как искусства
референтной
группой, на которую
ориентируется
человек,
совокупность людей.
Социологический подход к искусству
состоит в понимании почему данное
произведение
считается
таковым
(великим и значительным)
•не только из художественных достоинств
произведения,
•не только из тех чувств которые оно
производит на нас (как сделал бы
психолог),
•но из анализа почему люди так думают об
этой картине и почему она вызывает у них
именно такие чувства
ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ ПОНЯТИЯ
«ИСКУССТВО» ДЛЯ СОЦИОЛОГА

5.

СОЦИОЛОГИЯ ИСКУССТВА
-Исследовательское направление, изучающее разнообразные формы
взаимодействия искусства и общества, проблемы социального
функционирования искусства.
-В качестве самостоятельной дисциплины социология
искусства складывается в середине XIX века. В этот период
происходит выделение социальной проблематики искусства в отдельный
раздел, ранее включавшийся в эстетические и искусствоведческие теории.
-В социологии искусства сразу обозначились два относительно
самостоятельных русла. Первое - это теоретическая социология искусства,
второе - эмпирическая или прикладная социология искусства.
В русле социологии искусства работали И. Тэн, М.Гюйо, Г.Спенсер,
Г.Зиммель, Э.Дюркгейм, М.Вебер, П.Сорокин и др.

6.

теоретическая социология искусства
В круг проблем теоретической социологии искусства
входит
выявление разнообразных форм социальной
обусловленности искусства,
влияния ведущих социальных групп на тенденции
художественного творчества и критерии
художественности,
система взаимоотношений искусства и власти.

7.

практическая социология искусства
В русле эмпирической социологии искусства
разворачиваются
исследования аудитории искусства, стимулов
приобщения публики к разным видам искусств,
статистический, количественный анализы процессов
художественного творчества и восприятия.

8.

практическая социология искусства
Отношения искусства и общества социология
искусства изучает и через призму действия
социальных институтов.
К последним относятся органы, разрабатывающие стратегию
и осуществляющие политику в сфере художественной
культуры, контролирующие и организующие
распространение художественной продукции; сюда же
относятся соответствующие общественные и
государственные образования (всевозможные учреждения
культуры и искусства, творческие союзы, издательства,
редакции, музеи, библиотеки, филармонии, объединения
критиков, конкурсные комитеты и жюри, система
художественного образования и т.п.), вовлеченные в процесс
художественной жизни.

9.

Охарактеризуем современную аудиторию
искусства
Потребности молодежной аудитории в сфере
искусства

10.

Социология искусства
Эквиваленты между общественным состоянием и направленностью
художественного творчества пытались выявлять издавна.
Ещё в 30-х годах патриарх американской социологии Л. Мэмфорд
выдвинул такую формулу социально-художественных связей:
"когда общество здорово - художник усиливает его здоровье,
когда общество больно - художник усиливает его болезнь".
Однако её недостаточность и упрощенность связана со взглядом на
художника только как на транслятора того общественного
состояния, которое он наблюдает. "За скобками" остаются
креативные возможности художника, возможность его выходить
за границы данного мира, видеть дальше и глубже современников.

11.

Многократная интенсификация художественной
жизни в XX-XXI столетии, развитие
художественных форм средств массовых
коммуникаций (СМК), породили возрастающий
интерес к проблематике социологии искусства.
Активно изучается противоречие между
безграничными, по сути, возможностями искусства
и способами их социальной адаптации; формы
ангажированного отношения к искусству со
стороны политики.

12.

Исследователи, изучающие историю русского искусства советской эпохи и
пытающиеся объяснить, как в условиях жесткой идеологии возникли и
состоялись такие значительные фигуры, как А.А. Ахматова, М.А. Булгаков,
Б.Л. Пастернак, Д.Д. Шостакович, А.А. Тарковский, склонны считать, что
определенная степень внутренней напряженности в структуре
отношений идеального и реального, официального и внутреннечеловеческого в какой-то степени необходима, чтобы искусство было
способно на своей территории создавать особые смыслы и свой говорящий
язык.
Сама по себе ситуация противостояния между легализованным и
табуированным чрезвычайно продуктивна для развития разных
форм художественного иносказания: углубленной
метафоричности, эзопова языка, подстрочных и
контекстуальных смыслов.

13.

Вульгарная социология искусства
Западная Европа
«Франкфуртская школа» социологии, активно развивавшаяся в 1950-60-х
годах. Один из ее видных представителей Теодор Адорно (1903-1969)
разрабатывал теорию насилия, опираясь на анализ большого историкосоциологического и историко-художественного материала. Ученый утверждал,
что в обществе не только тоталитарного, но и демократического типа
проблема затаенных, скрытых повседневных форм социального насилия
оказывается чрезвычайно значимой.
Сначала людям не без помощи искусства навязывается определенный тип
поведения, затем, по мнению Адорно, он становится привычным и
естественным влечением, а позже, уже апеллируя к этому искусственно
вызванному влечению, индустрия увековечивает его, производя
соответствующую продукцию. В своих основных работах «Диалектика
просвещения» (написана в соавторстве с М. Хоркхаймером в 1944 г. в США и
издана в 1947 г. в Амстердаме) и «Негативная диалектика» (1966) Т. Адорно
рассматривает историю европейской культуры и цивилизации с гомеровских
времен вплоть до наших дней как историю сумасшествия разума.

14.

Адорно ставил вопрос так: чего стоят классические накопления
культуры, искусства, философии, науки, этики, если они не
смогли предотвратить варварские действия человека в XX в.?
Трудно в этой связи по инерции продолжать восклицать
здравицы мировой культуре, ведь мы убедились в том, что она
недейственна, мертва, представляет собой не что иное, как
музейные ценности; это - кладбище с проржавевшими
жестяными досками на памятниках, способными вызвать лишь
смущенную ухмылку.
Такой итог, по мнению Адорно, есть результат максимального
возделывания рациональности, безусловно, способствующей
развитию техники, материальных условий жизни человека, но
делающей его эгоистичным, бездушным, бесчувственным.

15.

Государственная политика в сфере искусства
Соцзаказ в сфере искусства
Государственная политика в сфере искусства в условиях
демократии не только возможна, но и необходима;
главная цель политики государства в сфере искусства поддержка типов искусства, способствующих
сохранению и творческому воссозданию базисных
ценностей российского общества и традиционнокультурной картины мира.

16.

Искусство и рынок: кто кого?
Арт-рынок зеркально отражает структуру и развитие финансовых рынков
Превращение искусства в предмет потребления, монополизация искусства
корпорациями и его коммерциализация
Рынок искусства – это не только отношения производитель – продавец –
потребитель. В рыночные отношения входит еще множество обязательных
опосредующих звеньев, находящихся за пределами прямых коммерческих
процедур

17.

Система искусства – это структурно
организованный комплекс социальных
инстанций, институций и механизмов,
обладающих вполне определенными
функциями
Культурная ценность и рыночная стоимость

18.

Основные социальные функции искусства
1) социально-коммуникативная функция;
2) эстетическая функция эмоционального наслаждения от
создания и восприятия символических форм различных
видов искусства;
3) развлекательная функция;
4) воспитательно-образовательная функция;
5) познавательно-просветительская функция',
6) функция пропаганды идеологии (прежде всего
государственно-политической),
7) функция выработки альтернативных проектов
социальности.

19.

Одна из главных задач социологии искусства выявление различных социальных функций
искусства,
анализ способов его воздействия на общественную
жизнь и сознание людей,
понимание и истолкование смысла, ценностного
характера, целевой направленности воздействия
феноменов искусства.
English     Русский Правила