Раздел 6. Первобытные и полупервобытные общества на периферии государств в Новое и Новейшее время Лекция
Первобытная периферия классовых обществ
Первобытная периферия классовых обществ
Типы первобытной периферии
Типы контактов с цивилизациями
Функциональная классификация контактов с цивилизациями
Функциональная классификация контактов с цивилизациями
Первобытные общества на основных этапах мировой истории
Первобытные общества на основных этапах мировой истории
Первобытные общества на основных этапах мировой истории
Первобытные общества в современном мире
Первобытные общества в современном мире
Остатки первобытности в классовых обществах
159.50K
Категория: ИсторияИстория

Первобытная периферия классовых обществ

1. Раздел 6. Первобытные и полупервобытные общества на периферии государств в Новое и Новейшее время Лекция

2. Первобытная периферия классовых обществ

Более 5 тыс. лет назад начали складываться сперва древние. а
впоследствии средневековые цивилизации. В конце IV тысячелетия до н. э.
классовые общества появились в Египте и Месопотамии, в середине III
тысячелетия — в Индии, во II тысячелетии — в бассейне Эгейского моря, в
Малой Азии, Финикии, Южной Аравии, Китае, в I тысячелетии до н. э. и I
тысячелетии н. э. — на большей части территории Старого Света, в
Центральной и Южной Америке. Сточки зрения периодизации всемирноисторического процесса появление уже первых цивилизаций было концом
первобытной истории человечества и началом его классовой истории. Но с
точки зрения истории множества отдельных стран и народов, еше не
перешагнувших рубежа классообразования, это было лишь концом их
аполитейной и началом синлолитейной истории. Да и те страны и народы,
которые переступали этот рубеж, далеко не сразу и не полностью
расставались с остатками первобытнообщинного строя. Поэтому
первобытное наследие в эпоху цивилизаций принято рассматривать в двух
ракурсах: I — на постепенно сужавшейся периферии классовых обществ и 2
— в структуре самих этих обществ.

3. Первобытная периферия классовых обществ

Длительное
сохранение
значительной
частью
человечества
первобытнообщинного строя после перехода другой части на ступень
цивилизации
было
обусловлено
неравномерностью
всемирноисторического процесса. Но чем была вызвана эта неравномерность в
данном случае?
По-видимому, прежде всего самим затяжным процессом освоения
окраин ойкумены. Племена, оставшиеся на исторической прародине
человечества в центральной части Старого Света, и племена, заселившие
Америку, Океанию, Австралию, оказались в неравном положении. В то время
как первые развивались относительно нормальными темпами, вторым
пришлось потратить века на само расселение и приспособление к новой
природной среде. В худшем положении оказались также те племена Старого
Света, которые были оттеснены в неблагоприятные природные условия: в
тропические джунгли, в пустыни и полупустыни, в Арктику и Субарктику, в
области, непригодные для земледелия, лишенные подходящих для
одомашнения видов животных, не имеющие легкодоступных ископаемых
богатств.

4. Типы первобытной периферии

• В зависимости от расположения первобытной периферии по отношению
к цивилизации появились периферия ближняя и дальняя. Первая была
представлена теми, которые непосредственно граничили с цивилизациями;
вторая — теми, что контактировали с цивилизациями через посредство
ближней периферии. Первая развивалась быстрее, вторая медленнее; в
результате появились первобытная периферия развитая и отсталая.
• Расположением СПО по отношению к классовому обществу
определялась также первобытная периферия внешняя (находившаяся за
пределами ареала цивилизации) и внутренняя (сохранявшаяся в границах
этого ареала). Но бывало и так, что ближняя периферия военной силой
подчиняла себе соседние классовые общества: в этом случае возникала
вторичная первобытная периферия, существовавшая до тех пор, пока
завоеватели под воздействием завоеванных сами не трансформировались в
классовое общество. Подобная ситуация возникала в истории не так уж редко
— как последствие всех без исключения «варварских» завоеваний.

5. Типы контактов с цивилизациями

• Это контакты непосредственные и опосредованные, односторонние и
двусторонние, мирные и военные.
• Непосредственные контакты устанавливались с ближней периферией,
опосредованные — через нее с дальней периферией. Односторонние
контакты предполагали воздействия, двусторонние, или взаимные, —
взаимодействия. Первые чаще имели место при значительном разрыве в
уровне развития контактирующих обществ, например, при соприкосновении
цивилизаций с племенами охотников и собирателей; вторые были более
характерны для относительно близких по степени продвинутости обществ,
скажем, раннеклассовых цивилизаций и их «варварского» окружения, хотя
известны и в других случаях. В целом же взаимоотношения цивилизаций и
СПО почти всегда были асимметричны в том смысле, что воздействие
классовых центров на их первобытную периферию было несравненно
большим, нежели наоборот. Среди мирных контактов основные виды —
обменно-торговые, миграционные и путем инфильтрации, т. е. в ходе
постепенного просачивания небольших групп к соседям, а также массовые и
элитарные, т. е. на уровне лишь верхушечных слоев контактирующих
обществ; среди военных контактов — военно-грабительские и военнозахватнические, хотя те и другие не всегда четко различимы..

6. Функциональная классификация контактов с цивилизациями


Самыми легкими и широкими, по-видимому, были хозяйственные
контакты. Через них шло общественное разделение труда и в некоторых случаях
даже создавались новые хозяйственно-культурные типы или подтипы. Через
хозяйственные контакты распространялись все важнейшие технические и
технологические достижения, заимствовавшиеся одними обществами у других:
керамическое производство и металлургия, колесный и парусный транспорт и т.
п. Хозяйственные контакты с цивилизациями по большей части способствовали
экономическому развитию СПО.
В противоположность этому, контакты в социальной сфере и связанные с
ними воздействия были затруднены невозможностью прямого социального
копирования. Например, греки и римляне вовлекли в работорговлю большинство
племен своей ближней первобытной периферии, но у тех самих развивалось не
античное, производственное, а лишь домашнее рабство. В то же время косвенно,
в виде тех изменений в общественном строе, к которым приводило воздействие
со стороны обществ-доноров, контакты в этой сфере часто были очень
действенны, причем особенно тогда, когда они были сопряжены с миграциями
или войнами. Немалое значение они могли иметь, скажем, и для развития военноплеменной деятельности или военной иерархии при длительной военной
конфронтации цивилизаций и СПО, как это было у древних кельтов, германцев,
славян, арабов.

7. Функциональная классификация контактов с цивилизациями


Сходный характер имели контакты и заимствования в потестарнополитической сфере, где также исключалось прямое копирование нововведений.
Китайские императоры в знак своей милости по-сылали вождям дружественных
племен один из символов принадлежности к чиновничьему сословию —
церемониальный зонт, но получившие его отнюдь не становились чиновниками.
Все же союзнические отношения, обычно сопровождающиеся обменом
посольствами и подарками и нередко «династиче-скими» браками, играли свою
роль в вовлечении СПО в сферу притяжения и влияния цивилизаций.
Большие возможности открывались в области духовно-идеологических
контактов и их последствий. Это хорошо видно на примере мифологии и
религии. Известно, что изображение египетской солнечной ладьи, это отражение
мифа о круговороте Солнца, обнаружено на скалах Закавказья, Южной Швеции,
Карелии и многих сибирских рек вплоть до Амура, что свидетельствует о
миграции мифологического мотива на огромных пространствах Евразии. В
Средние века такие мировые религии, как христианство, ислам, буддизм индуизм,
распространялись на ближнюю и дальнюю первобытную периферию
цивилизаций и даже оказывали свое влияние на общественный и семейный быт.

8. Первобытные общества на основных этапах мировой истории


Древность. Первые цивилизации раннеклассовые общества Древнего Востока,
Средиземноморья, Мезоамерики, Андского нагорья — были лишь островками в море
СПО, а достигнутый ими уровень развития не так уж сильно отличался от уровня
развития наиболее продвинутой первобытной периферии. Это облегчало контакты
между ними, а через ближнюю периферию и с более отдаленными соседями. В свою
очередь, ближняя первобытная периферия не только страдала от соседства ранних
цивилизаций, но и получала импульсы для своего развития. В целях защиты
укрепляли свою относительно аморфную потестарную организацию на племенном и
надплеменном уровне и нередко сами переходили в наступление, завоевывая
ранние цивилизации.
Античность. Для Греции и Рима первобытная периферия была важным
(временами, как при Цезаре, важнейшим) источником, откуда черпались рабы.
Греческая и римская колониальная экспансия в земли СПО расширяла античный
строй общества и продлевала его существование. В результате эксплуатация
первобытной периферии становилась одним из важных условий самого
существования античной цивилизации. А это делало воздействие последней на СПО
еще более разрушительным, чем воздействие раннеклассовых обществ. Однако даже
при таких обстоятельствах последствия воздействия античной цивилизации были
неоднозначны. Племена ближней периферии, с одной стороны, подвергались
хищнической экспансии, но с другой — получали стимулы для ее отражения.

9. Первобытные общества на основных этапах мировой истории


Средневековье. ареал цивилизаций значительно расширился, причем на западе
намного больше, чем на востоке. Это повело к тому, что отныне возникли особенно
заметные региональные различия в контактах цивилизаций с их первобытной
периферией. В Западной Европе последняя теперь была представлена только
норманнами на севере (до XI в.) и некоторыми горскими обществами на юге. В то же
время в Восточной Европе, Азии и Африке, а также в Америке классовые общества
продолжали осваивать и эксплуатировать свою внешнюю и внутреннюю
первобытную пе-риферию, в свою очередь, подвергаясь опустошительным
«варварским» вторжениям — тюркским, монгольским, арабским и др. Если в начале
Средних веков относительно небольшой разрыв в культурном уровне цивилизаций и
СПО облегчал воздействие первых на вторые, то позднее, с увеличением разрыва, это
влияние уменьшилось. Вот почему начавшиеся в позднем Средневековье Великие
географические открытия и последовавшая за ними широкая колониальная экспансия
западноевропейских стран имели для первобытной периферии в большей степени
разрушительные, нежели цивилизующие, последствия. Объяснялось это еще и тем,
что колонии западноевропейских стран были отделены от них водными преградами,
исключавшими непосредственные контакты широких слоев населении центра и
периферии. Несколь-ко иначе обстояло дело с русской колонизацией европейского
Севера и Сибири. Здесь также феодальная колонизация тяжело отражалась на
местных СПО, но их соприкосновение с русскими крестьянами-колонистами
оказывало на них положительное культурное воздействие.

10. Первобытные общества на основных этапах мировой истории


Новое время. Составляя значительную часть колониального мира, первобытная
периферия сыграла заметную роль в первоначальном накоплении капитала и в
последующем развитии капиталистического способа производства. Немалое значение
имели и культурные заимствования европейцев в колониальных странах: достаточно
назвать картофель и кукурузу, совершивших, как ее нередко называют, подлинную
«продовольственную революцию» в Европе XVIII в. Но для самой первобытной
периферии европейская колонизация зачастую имела катастрофические последствия.
Не поддающаяся сколько-нибудь точному исчислению, но, несомненно, очень
значительная часть СПО была стерта с лица Земли. Другая часть населения, жившего
первобытнообщинным строем, сделалась объектом рабовладельческой и
капиталистической эксплуатации.
Еше одна, меньшая часть населения оставлялась на своих землях (например, в
США и Канаде для охоты на пушного зверя) и эксплуатировалась колонизаторами
путем неэквивалентного обмена, данничества, налогообложения и т. д.
И только сравнительно немногим удалось воспользоваться недоступностью мест
их обитания или бежать, изолировавшись в особенно труднопроходимых районах
тропических джунглей, пустынь и гор и в основном сохранив свою самобытность.
.

11. Первобытные общества в современном мире


Крупнейший ареал обитания современных первобытных племен —
труднодоступные даже при современной технике леса Южной Америки, главным
образом бразильская сельва. По приблизительной оценке, пятая часть племен
бразильских индейцев не имеет постоянных контактов с неиндейским населением,
ведет традиционное примитивное хозяйство и сохраняет первобытную культуру.
Некоторые сознательно изолировались до такой степени, что продолжают
пользоваться каменными орудиями. Другие ареалы СПО намного меньше, но они
имеются в ряде стран. Так, в 1960-х годах в одном из отдаленных горных лесов
филиппинского острова Минданао было обнаружено неизвестное до этого племя
тасадай; начавшие изучать его этнологи установили, что оно пользовалось
каменными и бамбуковыми орудиями. В том же десятилетии в бассейнах рек Сепик и
Мэй в Папуа — Новой Гвинее было открыто несколько папуасских племен, также еще
живших в каменном веке. Тогда же началось изучение небольшой группы бушменов в
глубине южноаф-риканской пустыни Калахари на территории Намибии: как
выяснилось, они пользовались получаемыми от соседей железными наконечниками
стрел и ножами, но в остальном их культура целиком соответствует бродячему
охотничьему хозяйству мезолита. Еще больше на внутренней первобытной
периферии бывших колониальных стран СПО, стоящих на стадии разложения
первобытнообщинного строя.

12. Первобытные общества в современном мире


У всех этих СПО много общего. Сохранение ими первобытности в большинстве
случаев связано с тем, что государство как бы забыло их в тропических лесах, горах
или пустынях. Исключение — часть племен Бразилии, для которых созданы
заповедные национальные парки Шингу и Яноама. И в этой связи в этнологии и в
кругах передовой общественности нередко обсуждается вопрос, что является для
СПО наименьшим злом: предоставление их самим себе или отведение им
заповедников-резерваций?
На этот вопрос нет однозначного ответа. Оставление первобытных племен без
государственной опеки, как мы видели, имеет для них тяжелые, нередко губительные
последствия. Заповедные резер-вации также не спасают положения. Когда в 1970-х
годах к парку Шингу подошло строительство Трансамериканской автотрассы,
множество его обитателей стало жертвами эпидемий, насилий со стороны строителей
и т. п. Однако и помимо этого нельзя забывать, что человеческое общество, каким бы
отставшим оно ни было, — не часть фауны, и его развитие недопустимо искусственно
консервировать. Оба решения плохи. Но при всех обстоятельствах надо учесть, что в
реальной истории, особенно в истории нашего времени, сколько-нибудь длительная
консервация, как правило, невозможна, и сама жизнь приведет современные СПО к
врастанию в окружающую среду со всеми отрицательными и положительными
последствиями этого процесса.

13. Остатки первобытности в классовых обществах

Остаточные социальные структуры:
-
Реликты племен и племенных объединений (трайбализм);
-
Остаточные родственные структуры (вторичные роды);
-
Соседская община;
-
Семейная община;
-
Остатки тайных обществ, мужских и сверстнических объединений
Остаточные нормы и представления:
-
Нормы взаимопомощи, взаимозащиты и взаимоответственности;
-
Нормы искусственного родства;
-
Патриархальные брачные и семейные нормы;
-
Эгалитарные нормы в праве, морали, религии;
-
Прямые остатки ритуалов (инициации)
English     Русский Правила