Похожие презентации:
Интегрированный урок (история, литература).11 класс
1.
Тема урока:Интегрированный урок (история, литература) .11 класс
Учителя:
2.
Первое послесталинское десятилетие былоознаменовано серьезными переменами в духовной
жизни.
Известный советский писатель И. Эренбург
назвал этот период «ОТТЕПЕЛЬЮ», наступившей
после долгой и суровой сталинской «зимы».
И в то же время это была не «весна» с ее
полноводным и свободным «разливом»
мыслей и чувств, а именно «ОТТЕПЕЛЬ», за
которой мог вновь последовать легкий
морозец.
На перемены, начавшиеся в
обществе, первыми откликнулись
представители литературы
3.
Задание для учащихся:1. Заполнить таблицу
Автор
Произведение
2. Ответить на вопрос
«Что означала политика «ОТТЕПЕЛИ» в духовной жизни?
4.
...Честно писать – это значит не думать о выражении лиц высоких и невысокихчитателей...
В. Померанцев
1.
Автор
Произведение
В. Овечкин
«Районные будни», (1953-1955 г.) Ж. «Новый мир», очерк
В. Померанцев
«Об искренности в литературе», статья
Ф. Абрамов
«Люди колхозной деревни в повседневной прозе», статья
И. Эренбург
«ОТТЕПЕЛЬ», повесть
Л. Леонов
«Русский лес» (1953 г.), роман. «Времена года» (1953 г.), роман
В. Панова
«Сентиментальный роман» (1958 г.), роман
Д. Гранин
«Искатели» (1954 г.), роман
В. Дудинцев
«Не хлебом единым» (1956 г.), роман
Ф. Абрамов
«Братья и сестры» (1958 г.), роман
Рождение нового направления в советской литературе - ОБНОВЛЕНЧЕСКОГО.
2. Преодоление сталинизма в литературе и искусстве. Начало духовного
раскрепощения.
Необходимость существования различных литературных школ и направлений
5.
Однако власть призналапубликацию этих работ «вредной» и
отстранила А. Твардовского от руководства
журналом.
Попытки А. Фадеева добиться
изменения стиля руководства Союза
писателей и его отношений с ЦК КПСС
привели к опале. А затем и к гибели
писателя.
А.А.Фадеев
Искусство в СССР «загублено самоуверенно-невежественным
руководством партии», а литераторов, даже самых признанных, низвели до
уровня мальчиков, уничтожали, «идеологически ругали и называли это
партийностью»
(Из предсмертного письма А. Фадеева)
6.
Власть искала новые приемывоздействия на интеллигенцию.
С 1957 г. регулярными стали
встречи руководства ЦК с деятелями
литературы и искусства.
Ответственность за «перегибы»
была возложена на Сталина, Берию,
Жданова, Молотова, Маленкова.
Н.С.Хрущёв
В мае 1958 г. вышло постановление ЦК КПСС «Об исправлении
ошибок в оценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельницкий» и от
«Всего сердца», в которых признавались несправедливыми прежние
оценки Д. Шостаковича, С. Прокофьева, А. Хачатуряна, В. Шебалина, Г.
Попова,
Н. Мясниковского.
7.
В то же время другие постановления 40-хгодов по идеологическим вопросам не отвергались,
так как «сыграли огромную художественную роль в
развитии художественного творчества по пути
социалистического реализма» и «сохраняют
актуальное значение»
Политика «ОТТЕПЕЛИ» в духовной сфере,
таким образом, имела вполне определенные
границы
8.
Из выступленийН.С.
Хрущева перед
деятелями литературы и
искусства
Вовсе не означает, что
теперь после осуждения
культа личности
наступила пора самотека,
что будто бы ослаблены
бразды правления,
общественный корабль
плывет по воле волн и
каждый может
своевольничать... Нет.
Партия проводила и
твердо будет проводить
выработанный ею
ленинский курс,
непримиримо выступая
против любых идейных
шатаний
Вопросы к документу
1.
2.
Какие границы
творческой свободы
установились Н.С.
Хрущевым?
Выскажите свое
понимание того, что
Хрущев называет
«идейными
шатаниями»?
9.
Вот здесь, не принимая премий,Не слыша брани и похвал,
Он, как бы отрицая время,
Сам это время создавал
1968 г.
Я. Смеляков,
«Дело Пастернака» - яркий пример
допустимых пределов «ОТТЕПЕЛИ».
В октябре 1958 г. за публикацию на
Западе его запрещенного романа «Доктор
Живаго» и присуждение ему Нобелевской премии
он был исключен из Союза писателей и отказался
от Нобелевской премии, чтобы избежать высылки
из страны.
30 мая 1960 г. Б. Пастернак умер от тяжелой болезни после продолжительной
травли
Как больно нам, как стыдно, что меж нас
Еще живут и ходят пастернаки.
И выжидают свой продажный час.
Восхищены тобою не друзья, а желтые продажные писаки...
Нельзя простить и оставлять нельзя в литературе нашей пастернакипь
10.
Выход в свет произведений А.И.Солженицына «Один день Ивана
Денисовича», «Матренин двор», в
полный рост поставивших проблемы
преодоления сталинского наследия в
повседневной жизни советских людей,
стали настоящим потрясением для
общества.
11.
Почему рассказА.И. Солженицына «Один день
Ивана Денисовича» стал
«настоящим потрясением для
общества»?
12.
Рассказ.13.
Иллюстрация кповести А.И.
Солженицына
14.
Сцена из спектакля «Один день Ивана Денисовича»15.
16.
Стремясь предотвратить массовый характер антисталинскихпубликаций, что било не только по сталинизму, но и по всей
тоталитарной системе, Хрущев обращал внимание писателей на то,
что «это очень опасная тема и трудный материал» и заниматься им
надо, «соблюдая чувство меры»
Резкой критике за «идеологическую сомнительность»,
«недооценку руководящей роли партии», «формализм» регулярно
подвергались писатели и поэты А. Вознесенский, Д. Гранин, В.
Дудинцев, Е. Евтушенко, К. Паустовский, М. Хуциев, многие
художники, философы, историки.
В декабре 1962 г. Н.С. Хрущев, уверовав в свое право
судить, какое искусство нужно советскому народу, подверг разносу
выставку абстракционистов, открывшуюся в Манеже.
17.
В опалу незаслуженно попалиталантливые живописцы – экспериментаторы Э.
Белютин, Юло Соостер, Б. Жутовский,
скульптор Э. Неизвестный.
На встречах партийного руководства с
творческой интеллигенцией в 1962 г. и 1963 г.
всем тем, кто в своем творчестве стремился
отойти от устаревших догм и канонов,
был наклеен ярлык людей извращенных, «у
которых мозги набекрень»
18.
Тем не менее в эти годы появилось немалолитературных произведений («Судьба человека» М.
Шолохова, «Тишина» Бондарева), кинофильмов
(«Летят журавли» М. Калатозова, «Баллада о
солдате» и «Чистое небо» Г. Чухрая), получивших
всенародное признание именно благодаря своей
жизнеутверждающей силе и оптимизму.
Характерной приметой времени стала реабилитация осужденных
в сталинские времена художников и писателей (театрального режиссера
Всеволода Мейерхольда).
Публиковались стихи С. Есенина, А. Ахматовой, М. Цветаевой,
рассказы М. Зощенко.
Зазвучали творения С. Прокофьева и Д. Шостаковича,
Стравинского и Бартока.
В период «ОТТЕПЕЛИ» началось творчество Ф. Абрамова, В.
Астафьева, А. Вознесенского, Е. Евтушенко, Р. Рождественского, В.
Аксенова, В. Войнович
19.
Духовное раскрепощение советских людейв годы «ОТТЕПЕЛИ» не было и не могло быть
полным. Либеральные настроения захватили
лишь достаточно узкий слой интеллигенции, но
именно они готовили почву для грядущей
перестройки.
Десятилетие, ставшее для страны своего
рода эпохой, дало название определенному типу
людей, которых называют «шестидесятниками»,
в последующем в значительной степени
реализовавших идеи «ОТТЕПЕЛИ»
20.
1. Написать эссе(сочинение –
размышление) на тему
«Уроки хрущевской
«ОТТЕПЕЛИ» в сфере
духовной жизни»
или
2. Прочитать рассказ
А.И. Солженицына
«Матренин двор» и
написать отзыв,
сравнив его с рассказом
«Один день Ивана
Денисовича»
21. Ресурсы:
Данилов А.А. История России, XX – начало XXI века: учебник для 9 классаобщеобразовательных учреждений/ А.А. Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.
Брандт.- М.:Просвещение, 2006.
Дмитренко В.П. История Отечества. XX век. 11 класс: пособие для
общеобразовательных учебных заведений/В.П. Дмитренко, В.Д.Есаков,
В.А.Шестаков. – М.:Дрофа, 2002.
Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе.. 11
класс. II полугодие- М.: Вако, 2006
Солженицын А.И. Один день Ивана Денисовича.- М.:Просвещение, 2000 г
Использованы фотографии и картинки с диска Большая электронная
энциклопедия Кирилла и Мефодия 2004 г. (10 дисков) и с сайтов:
www.skorta.ru
www.bookateka.ru
www.khatchatrian.ru