2.05M
Категория: МузыкаМузыка

М. И. Глинка. История создания оперы «Князь Игорь»

1.

проверка
Намерение написать русскую национальную оперу возникло у М. И. Глинки в Италии. По
воспоминаниям друзей композитора, еще в 1832 году он излагал подробный план 5-актной
патриотической оперы, наигрывал мелодии будущих арий и ансамблей. В 1823 году появилась
стихотворная поэма К. Ф. Рылеева «Иван Сусанин», оказавшая заметное влияние на образ
главного героя глинкинской оперы.
В ходе работы план оперы менялся: задуманная вначале как трехактная, она превратилась в
пятиактную, а затем — в 4-актовую с эпилогом. Весной 1836 года начались репетиции. Премьера
состоялась в 1836 году в петербургском Большом театре. Опера была с восторгом принята
передовой частью общества. Аристократическая публика, близкая к придворным кругам,
отнеслась к опере холодно.
Еще в период репетиций по настоянию Николая I название оперы было изменено на «Жизнь за
царя», что должно было придать ей монархическую направленность. Под этим названием опера
шла вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции.
В опере «Иван Сусанин» рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской
шляхты на Москву. Борьба русских против поляков приобрела всенародный характер. Враги
были разбиты русскими ополченцами во главе с Мининым и Пожарским. Одним из ярчайших
эпизодов этой борьбы явился подвиг крестьянина села Домнино Ивана Сусанина, о котором
рассказывают многочисленные костромские предания. Героями оперы также являются дочь
Антонида, приемный сын Ваня, жених Антониды

2.

Александр
Порфирьевич
Бородин
(1833-1887гг.)

3.

История создания
оперы «Князь Игорь»
18 апреля 1869 года на музыкальном
вечере у Л.И. Шестаковой В.В. Стасов
предложи л композитору в качестве
оперного сюжета «Слово о полку Игореве»
А. П. Бородин с интересом взялся за
работу, побывал в окрестностях Путивля,
изучал исторические и музыкальные
источники, связанные с описываемым
временем.

4.

Опера писалась в течении 18 лет, но в 1887 году композитор
скончался, и опера осталась неоконченной. По записям А.П. Бородина
работу завершили Александр Глазунов и Николай Римский-Корсаков.
Александр Глазунов по памяти восстановил увертюру, которую он
слышал в авторском исполнении на фортепиано, закончил и
оркестровал третье действие.
Н.А. Римский-Корсаков оркестровал пролог, первое, второе и
четвёртое действия и половецкий марш.

5.

В основу сюжета оперы «Князь Игорь» положена патриотическая поэма
Древней Руси «Слово о полку Игореве», дополненная другими историческими
документами, летописями

6.

эпиграф
Б.Асафьев: «Князь Игорь»… опера высокого
гражданского звучания…Это одно из тех
произведений, которые составляют славу
русской музыки».

7.

Опера «Князь Игорь»русская эпическая
опера

8.

Проблема
• Почему….?
• Почему опера «Князь Игорь» считается
эпической?

9.

Работа с учебником стр.18-19
• Схема строения оперы
• Главные герои:

10.

Проверка
• Схема строения оперы
• Пролог – 1 действие в Путивле – 2 действие в лагере
половцев – 3 действие – в лагере половцев – 4 действие
– в Путивле
• Главные герои:
русские – Князь с сыном Владимиром, Ярославна, ее
брат Владимир Галицкий
половцы – хан Кончак, воины

11.

События оперы разворачиваются по всем
правилам эпического повествования:
Неторопливый зачин
Сборы в дальнюю дорогу, зловещее предзнаменование
Трудный и долгий путь, роковое событие
Тягостный плен
Мотив чужедальней стороны
Человеческие и природные силы, помогающие герою
бежать и спастись
• Счастливое возвращение на родину

12.

ПРОЛОГ
Площадь в Путивле заполнена людьми. Князь готовится к походу против
половцев. Народ и бояре величают Игоря, его сына Владимира, князей,
дружину, надеются на успешное завершение похода

13.

Хор «Солнцу красному слава!»

14.

Внезапно темнеет, это солнечное затмение. Люди видят в нём дурное
предзнаменование и уговаривают Игоря остаться, но Игорь непоколебим.
Здесь в символической форме представлена драматургическая завязка всего
дальнейшего действия оперы.

15.

16.

II действие
Ария князя Игоря
Ария князя открывается небольшим
вступлением оркестра. Тяжёлые аккорды
передают душевные терзания героя.
Благородная мелодия, полная глубокой
душевности и теплоты, связана в
арии князя с воспоминаниями о жене,
Ярославне. Перед мысленным взором
мелькают картины затмения солнца,
горечь поражения, позор плена.
Все перечисленные эпизоды арии
позволяют почувствовать трагедию переживаемую Игорем.

17.

Ария хана Кончака

18.

Дома
Эскиз к декорации
оперы «Князь Игорь»

19.

Сцена вторая
«Половецкие пляски»
Хор «Улетай на крыльях ветра»

20.

Как и Глинка, Бородин, создаёт контрастные образы
русских людей и их недугов, с уважением относится к
национальным культурам других народов.

21.

IV действие
Городская стена и площадь в Путивле. Раннее утро. Ярославна одна на
городской стене. Она горько плачет.
«Плач
Ярославны»
В музыкальной характеристике
Ярославны композитор не использовал
подлинно народные мелодии,
но она пронизана народными
интонациями таких древних
песенных жанров, как плач,
причет, причитания

22.

В то же время учёный с детства увлекался музыкой и на этом поприще
достиг не меньших успехов. Технику композиции Бородин усвоил
самостоятельно. В 60-х гг. XIX в. он стал членом кружка «Могучая кучка»,
возглавлявшего М. А. Балакиревым.
А.П.Бородин
М.А.Балакирев

23.

Вот как описывает те далёкие времена исследователь
древнерусской литературы Дмитрий Сергеевич Лихачёв
«Весна 1185 года. Огромная, бескрайняя,
проросшая буйной травой дикая степь…
Со всех сторон опасность: степь
принадлежит тем, кто в ней кочует,
кто идёт на сёла и города русских,
чтобы захватить детей, женщин, мужчин,
поживиться золотом, мехами, тканями,
оружием. Степняки объединены…
Воюя, они движутся всем народом.
Это страшный враг, ужас
и проклятие Руси - половцы».

24.

I действие
картина вторая
Входят думные бояре, друзья Ярославны.
Они пришли с плохими новостями
(хор «Мужайся княгиня»).
Бояре рассказывают, что на Путивль
идёт хан Гзак, русская рать разбита,
а Игорь вместе с братом и сыном
попали в плен.
Слышен звон небратского колокола,
виднеется зарево пожара.
English     Русский Правила