Программирование на языке Паскаль
Цели и задачи урока
Линейный алгоритм
Линейный алгоритм
Операторы
Оператор ввода
Оператор присваивания
Оператор присваивания
Алгебраические выражения
Оператор вывода
Длина отрезка
Длина отрезка
Объём спичечной коробки
Объём спичечной коробки
Задачи
Площадь треугольника
Вычисление расстояния между двумя точками
Домашнее задание
Литература и ресурсы
2.19M
Категория: ПрограммированиеПрограммирование

Программирование на языке Паскаль. Линейные алгоритмические конструкции

1. Программирование на языке Паскаль

Линейные алгоритмические
конструкции
Яресько Виктория Викторовна
учитель информатики
МБОУ «Гимназия №1»
г. о. Мытищи

2. Цели и задачи урока

Познакомиться с операторами
(командами), которые используются
при записи линейных алгоритмов на
языке программирования Паскаль
Научиться составлять программы с
линейными алгоритмами

3. Линейный алгоритм

Л и н е й н ы й а л го р и т м я вл я е т с я
а н а л о гом о б ы ч н о го п о с л ед о ват е л ь н о го
р е ш е н и я ка ко й - л и б о з а д ач и , ко гд а в с е
д е й с т в и я з ап и с ы ва ют с я п о оч е р ед н о .
В п р о г р а м м и р о ва н и и р е а л и з а ц и я
л и н е й н о го а л го р и т ма я вл я е т с я
н а и б ол е е п р о с то й ко н с т ру к ц и е й , т а к
ка к п од р а зум е ва е т в ы п ол н е н и е в с е го
т р ех э т ап о в :

4. Линейный алгоритм

ввод данных
вычисления с помощью
операторов присваивания
вывод данных

5. Операторы

Используются три оператора:
оператор ввода данных
оператор присваивания
оператор вывода информации

6. Оператор ввода

Для ввода данных предназначен оператор:
♦ read (a1,a2,a3,...,аn) ;
a1...anпеременные,
которые
последовательно
принимают значения, вводимые с клавиатуры.
♦ readln (a1,a2,a3,…,an) ;
a1...an- переменные, которые последовательно
принимают значения, вводимые с клавиатуры и после
этого происходит переход на новую строку.
♦ readln;
переход на новую строку

7. Оператор присваивания

— один из
самых простых и наиболее часто
используемых операторов в любом
языке программирования.
Он предназначен для вычисления
нового значения некоторой
переменной, а также для определения
значения, возвращаемого функцией.

8. Оператор присваивания

В общем виде оператор присваивания
можно записать так:
переменная:= выражение
Пример:
Переменной А присвоить значение выражения
Cos2 L+sin L2
A:=cos(L)*cos(L)+sin(L*L);

9. Алгебраические выражения

При
записи
алгебраических
выражений
используют арифметические операции (сложение,
умножение, вычитание, деление), функции, круглые
скобки.
Порядок действий (приоритет) при вычислении
значения выражения:
вычисляются значения в скобках;
вычисляются значения функций;
выполняются унарные операции (смена знака и
возведение в степень);
выполняются операции умножения и деления;
выполняются операции сложения и вычитания.
Каждая строка в программе на языке Паскаль
должна обязательно завершаться точкой с запятой.

10. Оператор вывода

Для вывода данных предназначен оператор:
♦ write (b1,b2,bЗ,...,bn) ;
(b1,b2,bЗ,...,bn) - выводятся на экран
значения переменных
♦ writeln (b1,b2,b3,...,bn) ;
выводятся на экран значения переменных и
после этого переход на новую строку
♦ writeln; осуществляется переход на новую
строку

11. Длина отрезка

Рассмотрим пример программы линейного
алгоритма.
Задача1
Длина отрезка задана в дюймах
(1 дюйм = 2,54 см).
Перевести значение длины в метрическую
систему, т. е. выразить ее в сантиметрах.

12. Длина отрезка

program zadacha1;
var d,m: real;
begin
write ('Длина в
дюймах:');
readln(d);
m:=d*2.54;
writeln('Длина в
сантиметрах:’,m);
readln;
end.
{объявление переменных}
{очистка экрана}
{вывод пояснения}
{ввод исходных данных}
{вычисление};
{вывод результата}

13. Объём спичечной коробки

Задача 2.
Известны размеры спичечной коробки:
высота -12,41 см,
ширина - 8 см,
длина - 5 см.
Вычислить площадь основания коробки и
ее объём.

14. Объём спичечной коробки

program zadacha2;
var shirina,dlina,pl: integer;
visota,V: real;
begin
shirina:=8; dlina:=5; visota:=12.41;
pl := shirina * dlina;
V := pl * visota;
writeLn (pl,' ',V :10:3)
end.

15. Задачи

Задача 3.
Вычислить площадь треугольника по
формуле Герона.
Задача 4.
Вычислить расстояние между двумя точками
с координатами (x1,y1) и (х2,у2).

16. Площадь треугольника

Program zadacha3;
{вычисление площади по формуле Герона}
var
s,a,b,c,p: real;
begin
writeln ('ввести значение а, в, с');
readln (a,b,c) ;
р:= (а+b+с) /2;
s:=sqrt (р* (р-а) * (р-b) * (р-с)) ;
writeln;
writeln ('s= ',s);
readln
end.

17. Вычисление расстояния между двумя точками

program zadacha4;
{вычисление расстояния между двумя точками}
var
x1,y1,x2,y2,c: real;
begin
writeln ('введите значения x1,y1,х2,у2');
readln (x1,y1,x2,y2) ;
c:=sgrt( (x2-x1) * (x2-x1) + (y2-y1) * (y2-y1));
writeln('расстояние между точками=',с)
end.

18. Домашнее задание

Написать программы для решения следующих
задач:
1. В углу прямоугольного двора размером 50 на 30 м
стоит прямоугольный дом размером 20 на 10 м.
Подсчитать площадь дома, свободную площадь
двора и длину забора. Примечание: в углу, где
дом, забора нет.
2. Автомобиль 3 ч ехал со скоростью 80 км/ч и 2 ч
со скоростью 90 км/ч. Вычислить среднюю
скорость автомобиля (она равна суммарному
пути, деленному на суммарное время).

19. Литература и ресурсы

Житкова О.А., Кудрявцева Е.К.
« Справочные материалы по программированию на
языке Паскаль»
Лукин С.Н.
« Turbo Pascal 7.0 самоучитель для начинающих»
Вольский С.В., Дмитриев П.А.
«Turbo Pascal 7.0 для студентов и школьников»
https://www.google.com
English     Русский Правила