5.23M

Метод проекций и основы проецирования

1.

Перспектива
лекция2
Тема: Метод проекций и основы
проецирования

2.

Метод проекций и основы
проецирования
Метод проекций применяю при построении
различных пространственных форм на плоскости.
Проецирование - процесс получения изображения
на плоскости.
Проекция - изображение на плоскости.

3.

• В пространстве зададим плоскость К в вертикальном или
горизонтальном положении и на некотором расстоянии от
нее точку А', изображение которой необходимо получить на
этой плоскости.
• Для этого через точку А‘ в произвольном направлении
мысленно проведем луч так, чтобы он пересекал заданную
плоскость К.
• При пересечении луча с плоскостью на ней останется
«след» в виде точки А, которая и будет изображением
заданной в пространстве точки

4.

Проецирующий аппарат и его элементы
Предметная плоскость, П расположена горизонтально. На ней находятся картина,
зритель и изображаемые предметы.
Картинная плоскость, К — это плоскость проекций или картина. Ее располагают
перпендикулярно к предметной плоскости, то есть вертикально.
Основание картины, кк — линия пересечения картинной и предметной плоскостей.
Точка зрения, S — это центр проекций, через который проходят проецирующие лучи
ко всем точкам изображаемого предмета. Точка зрения условно определяет положение
«глаз» рисующего.
Точка стояния, s — основание перпендикуляра, проведенного из точки зрения на
предметную плоскость.
Высота точки зрения, Ss — длина перпендикуляра, определяемая расстоянием от
точки зрения до предметной плоскости.
Нейтральная плоскость, N — плоскость зрителя, которая проходит через высоту
точки зрения параллельно картине.
Предметный след нейтральной плоскости, N n — линия пересечения нейтральной
и предметной плоскостей. Она проходит через точку стояния параллельно основанию
картины.

5.

Виды проецирования
Центральное проецирование
Параллельное проецирование

6.

Центральное проецирование
• Все проецирующие лучи проходят через одну
общую точку — центр проекций, который
находится на относительно близком расстоянии
от плоскости проекций.

7.

Параллельное проецирование
• Центр проекций находится в бесконечности.
• Проецирующие лучи будут между собой
параллельны.
• Параллельное проецирование можно наблюдать при
солнечном освещении предметов в комнате.

8.

Картина и ее элементы
Картинная плоскость, К
Линия горизонта, hh
Главный луч зрения, SP
Главная точка картины, Р
Дистанционные точки (точки отдаления) D1 u D2

9.

Построение изображения на картинной плоскости
1. Из точки О1, проводим линию к основанию объекта (ели).
2. Из точки пересечения с основанием картинной плоскости поднимаем
перпендикуляр.
3. Из точки наблюдения проводим луч к основанию ели
Место пересечения луча с перпендикуляром будет основание проекции ели на
картинную плоскость.
4. Из точки наблюдения проводим луч соединяющий ее с макушкой ели.
5. Точка пересечения с перпендикуляром, будет макушка проекции ели на
картинную плоскость.
Проекции всех объектов строятся таким же образом.

10.

Выбор формы и размера
картины
• Круглую или овальную форму картины чаще всего используют
в портретной и миниатюрной живописи

11.

Выбор формы и размера
картины
В.В. Верещагин «Перевозка раненых»
• На картине, вытянутой по горизонтали, показывают
обычно большую глубину пространства.

12.

Выбор формы и размера
картины
Радчинский Михаил
Вертикальное положение прямоугольной
картины определяется высокими объектами
изображения на переднем плане или
находящимися на небольшой глубине.
Клевер Ю. Ю.

13.

Выбор положения линии горизонта
• Линия горизонта на картине может быть высокой
(рис. 6, а), средней (рис. 6, б), низкой (рис. 6, в).
Принято считать ее высокой, если она выше
середины картины, и низкой, если она находится
ниже ее середины.

14.

Изменение сюжета в зависимости от высоты
горизонта

15.

Перспектива с высокой точкой зрения

16.

• Меняя на картине положение линии горизонта, можно
сохранить неизменной высоту точки зрения.
Изменяться при этом будет только масштаб картины.
• При различном положении линии горизонта на
картине высота точки зрения осталась неизменной.

17.

• Композиция с высоким горизонтом в сочетании с
более возвышенным местом положения зрителя
(рисующего) относительно предметной плоскости
усиливает эффект глубины изображаемого
пространства и его многоплановости.

18.

Выбор положения главной
точки картины в интерьере
При построении точки P
в центре картины
боковые стены равны.
При перемещении точки
P влево правая стенка
более развернута.
При перемещении точки
P вправо левая стенка
более развернута.

19.

П. А. Федотов "Сватовство майора"

20.

Прием визирования

21.

Метод реперов и доминант

22.

Процесс восприятия предмета
Лучи, отраженные от всех точек предмета, попадают на внутреннюю,
чувствительную к свету сетчатку глаза и проходят через общую точку S оптический центр.
На сетчатке получается перевернутое изображение предмета за счет
раздражения светочувствительных клеток. Эти раздражения передаются по
глазному нерву в головной мозг, который синтезирует в нашем сознании
реально существующий образ предмета.

23.

• В пределах поля зрения достаточно четко видна лишь
небольшая его часть в виде чуть сплюснутого круга с центром
в точке пересечения главного луча с картиной.
• Этот круг определяет поле ясного зрения, а лучи,
направленные к точкам этого круга, образуют конус ясного
зрения.

24.

На основе исследований доказано, что четкое восприятие
(видимость) предметов глазом человека возможно
при угле ясного зрения в пределах 28...37°, а умеренная
видимость - при угле зрения до 53°.

25.

Выбор дистанционного расстояния.
• При
изображении на
картине надо
избегать
слишком
близкого или
далекого
расположения
точки зрения.

26.

D
P
• Комната кажется очень глубокой, и трудно представить, что
пол в ней квадратный, как и плиты у краев основания
картины.
• Боковые стены выглядят чересчур длинными.
• Человеческие фигуры воспринимаются разными по высоте, а
расстояние между ними кажется очень большим.

27.

D
P
• Значительно уменьшилась глубина комнаты, но пол кажется
все еще прямоугольным.
• Нет резкого сокращения фигур по мере их удаления.
• На переднем плане квадратные плиты кажутся вывернутыми.

28.

D
P
• Изображения комнаты,
дверного и оконного проемов,
а также фигур людей
уравновешены.
• Они в большей степени
соответствуют зрительному
впечатлению, возникающему
при рассматривании
натурного пространства.
D
P

29.

• Глубина комнаты слабо
выражена.
• Боковые стены, оконный и
дверной проемы кажутся
чрезмерно узкими.
• Фронтальная стена
выглядит почти
неудаленной.
• Фигуры людей,
расположенные на разной
глубине, имеют почти
одинаковую высоту, а все
изображение кажется
плоским.
P
P

30.

Построение поля и величины угла
ясного зрения
• Из главной точки Р радиусом, равным расстоянию от
нее до наиболее удаленного угла картины, проводят
окружность - поле ясного зрения.
• Соединив концы вертикального диаметра окружности
с дистанционной точкой, определяют при ней
натуральную величину угла ясного зрения (α).

31.

Определение положения дистанционной точки
• Из главной точки Р радиусом до
наиболее удаленного угла
картины проводят окружность поле ясного зрения.
• Через верхний (или нижний)
конец вертикального диаметра
проводят прямую параллельно
линии горизонта и к ней строят
угол 20°.
• Продолжив сторону угла до
пересечения с линией
горизонта, определяют
положение дистанционной
точки, которую соединяют с
нижним концом вертикального
диаметра.
• При дистанционной точке эти
прямые образуют угол ясного
зрения, который соответствует
заданному (40°)

32.

Определение поля и величины угла ясного зрения
практическим способом
• На картине проводят
диагональ и строят к ней
серединный
перпендикуляр, равный по
величине дистанционному
расстоянию (PD).
• Прямые, соединяющие
концы диагонали и
совмещенную точку
зрения (S), перенесенную
на перпендикуляр,
образуют при ней угол
ясного зрения (530).
• В данном примере
дистанционное расстояние
равно диагонали картины.

33.

Рисование с натуры натюрморта
• На вытянутой руке раздвигают крайние пальцы (большой и
мизинец), и расстояние между их концами определит радиус
основания круга, соответствующего полю ясного зрения.
• При этом конец одного пальца должен совпадать с центром
этого круга, т. е. с главной точкой картины.

34.

Причины отклонения в наглядности
перспективных изображений
• Неточно задано или определено дистанционное
расстояние.
• Не сделана соответствующая корректировка,
которая устраняет несоответствие между
бинокулярным и монокулярным зрением.
• Умышленные отступления от правил и законов
линейной перспективы. Они вызваны
необходимостью подчеркнуть замысел
художника, раскрыть сюжет картины в
определенном аспекте, сосредоточить внимание
зрителя на главном объекте, усилить зрительное
впечатление

35.

Вопросы и упражнения для самоконтроля
1.
Какие художники до XVIII в. внесли существенный вклад в
развитие перспективы?
2. Кто из русских художников-педагогов придавал большое значение
изучению перспективы?
3. Дайте определение понятию "перспектива".
4. Какие виды перспективы применяют в настоящее время в
практике изобразительного искусства? В чем их сущность?
5. В чем заключается сущность метода центрального проецирования?
6. Назовите элементы проецирующего аппарата.
7. Назовите элементы картины. Как они связаны с элементами
проецирующего аппарата?
8. Как задают элементы картины при создании композиции?
9. Как определяют и задают элементы картины при рисовании с
натуры?
10. Что такое поле зрения человека и как его определяют?
11. Что такое поле и угол ясного зрения?
12. Определите угол ясного зрения, если диаметр поля ясного зрения
40 мм, а дистанционное расстояние 60 мм. Определите
дистанционное расстояние, если диаметр поля ясного зрения 50
мм.
English     Русский Правила