11.40M
Категория: ИскусствоИскусство

Высокое Возрождение

1.

Рафаэ́ль Са́нти (1483 —1520) —
великий итальянский живописец,
график и архитектор,
представитель умбрийской школы
Сикстинская мадонна

2.

3.

Афинская школа

4.

Леона́рдо да Ви́нчи (1452—1519,) — великий
итальянский художник (живописец, скульптор,
архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель),
изобретатель, писатель, один из крупнейших
представителей искусства Высокого Возрождения,
яркий пример «универсального человека»
Мадонна Литта
Мадонна Бенуа

5.

Джоконда

6.

Тайная вечеря

7.

Микела́нджело (1475 —1564) — великий
итальянский скульптор, живописец, архитектор,
поэт, мыслитель. Один из величайших мастеров
эпохи Ренессанса.
Роспись потолка
Сикстинской капеллы

8.

Я получил за труд лишь зоб,
Рассудок мой пришел к сужденьям
хворобу
странным
(Так пучит кошек мутная вода,
(Плоха стрельба с разбитым
В Ломбардии — нередких мест
сарбаканом!):
беда!)
Так! Живопись — с изъяном!
Да подбородком вклинился в утробу; Но ты, Джованни, будь в защите
смел:
Грудь — как у гарпий; череп, мне
Ведь я — пришлец, и кисть — не мой
на злобу,
удел!
Полез к горбу; и дыбом — борода;
А с кисти на лицо течёт бурда,
Рядя меня в парчу, подобно гробу;
(Сонет переведён Абрамом
Эфросом)
Сместились бедра начисто в живот,
А зад, в противовес, раздулся
в бочку;
Так писал Микеланджело о своей
Ступни с землею сходятся не вдруг; работе
Свисает кожа коробом вперед,
А сзади складкой выточена
в строчку,
И весь я выгнут, как сирийский лук.

9.

Так нарисовал сам себя
Микеланджело на
страницах сонета.

10.

Вот так выглядит капелла
папы Сикста IV. В период
раннего Возрождения она
была расписана в нижней
части. В росписи
участвовали великие
художники того времени.
Потолок Микеланджело
расписывал один
Интерьер Сикстинской капеллы до
росписей Микеланджело.
Реконструкция. Гравюра XIX века

11.

Это план расположения сцен и фигур.

12.

13.

Сотворение Адама
Эта сцена потолка Сикстинской капеллы является самой известной. Богтворец, пролетая по диагонали мимо будто дремлющего Адама, протянутой
рукой вселяет в него духовную силу, жизнь. Адам как бы в полусне поднимается
к Богу, протягивая руку навстречу Его руке.

14.

Через много лет
Микеладжело
возвращается в
Сикстинскую
капеллу, чтобы
создать еще один
потрясающий
шедевр – фреску
«Страшный суд»
на алтарной
стене.

15.

В церквях и соборах часто можно встретить этот сюжет. Но раньше
художники размещали его ярусами, разделяя небо и землю.

16.

В «Страшном суде»
Микеланджело несколько
отошёл от традиционной
иконографии. Условно
композицию можно
разделить на три части:
•Верхняя часть (люнеты)
— летящие ангелы, с
атрибутами Страстей
Христовых .
•Центральная часть —
Христос и Дева Мария
между блаженными.
•Нижняя — конец
времен: ангелы,
играющие на трубах
Апокалипсиса,
воскресение мёртвых,
восхождение на небо
спасённых и
низвержение грешников в
ад.

17.

Ангелы с атрибутами Страстей
Христовых, левый люнет
Люнет – в архитектуре часть стены, сверху ограниченная аркой.

18.

Центр всей композиции — фигура Христа-Судии с Девой Марией, в окружении
толпы мучеников и святых.
В традиционных версиях Страшного суда Христос-Судия изображался на
троне, как описывает Евангелие от Матфея, отделяющего праведных от
грешных. Обычно у Христа правая рука поднята в благословляющем жесте,
левая же — опущена в знак приговора грешным, на его руках видны раны от
гвоздей.
Микеланджело лишь частично следует
сложившейся иконографии — его
Христос на фоне облаков показан в
самый момент начала Суда. Его жест,
властный и спокойный, привлекает
внимание и в то же время успокаивает
окружающее волнение: он дает начало
широкому и медленному
вращательному движению, в которое
вовлечены все действующие лица.
Подле Христа — Дева Мария, которая
не вмешиваясь в решения Судии, лишь
ждёт результатов.
В облике Судии нет ни сострадания к
грешникам, ни радости за блаженных:
время людей и их страстей сменилось
триумфом божественной вечности.

19.

Две центральные фигуры окружает кольцо святых, патриархов и апостолов —
всего 53 персонажа. Это не хаотичная толпа, ритм их жестов и взглядов
гармонизирует эту гигантскую воронку из человеческих тел, уходящую вдаль.
Лица персонажей выражают различные оттенки тревоги, отчаяния, страха, все
они принимают активное участие во вселенской катастрофе, призывая и
зрителя сопереживать[2

20.

У ног Христа художник
поместил Лаврентия с
решёткой и Варфоломея,
возможно, потому, что
капелла
была
также
посвящена этим двум
святым.
Варфоломей,
которого можно узнать по
ножу в руке, держит
содранную
кожу,
на
которой, как считается,
Микеланджело нарисовал
свой автопортрет.

21.

Второе кольцо персонажей. Левая
сторона.
Эта группа состоит из мучеников,
духовных отцов Церкви,
девственниц и блаженных (около
пятидесяти фигур).
С левой стороны почти все
персонажи — герои Ветхого
Завета. Многочисленные фигуры
этого ряда не поддаются
идентификации.
Некоторые блаженные из числа
воскресших устремляются наверх,
вовлечённые в общее мощное
вращательное движение. Жесты,
выражение лиц персонажей,
показывают возбуждение намного
большее, чем у тех, кто находится
рядом с Христом.

22.

Второе кольцо персонажей. Правая
сторона
Правая группа — мученики, исповедники и
другие блаженные, среди них преобладают
мужские
фигуры
(приблизительно
восемьдесят
персонажей).
Крайний
справа

атлетически
сложённый
мужчина, держащий крест. Предполагается,
что это — Симон Киринеянин, помогавший
нести Иисусу крест по пути на Голгофу. Под
ним поднимается на облако святой
Себастьян, сжимающий в левой руке
стрелы,
знак
своего
мученичества.
Немного
левее
изображены
Власий
Севастийский
и
святая
Екатерина
Александрийская, за ними следуют святой
Филипп с крестом, Симон Кананит с пилой,
и Лонгин.

23.

Низ фрески в свою очередь разделён на пять частей: в центре ангелы с
трубами и книгами возвещают Страшный суд; слева внизу представлено
воскрешение мертвых, вверху — вознесение праведников; справа вверху —
захват грешников дьяволами, внизу — ад.

24.

Прошу выполнить задание на проверку. Ответьте на следующие
вопросы:
1. К какому периоду относится творчество Микеланджело.
2. Кем был по своей «основной» специализации Микеланджело?
Архитектором, живописцем или скульптором?
3. Назовите самое выдающееся произведение Микеланджело?
4. Какая сцена росписи Сикстинской капеллы в наше время самая
популярная из всех работ Микеланджело? Какая телефонная сеть
использовала это произведение для своей заставки на телефоне?
English     Русский Правила