Похожие презентации:
Дохристианская культура восточных славян и соседних народов. Повседневная жизнь, материальная культура, верования
1.
Дохристианская культура восточных славяни соседних народов. Повседневная жизнь,
материальная культура, верования
АВТОР:ВОЛЖЕНИН ИВАН
2.
Славянское Язычество: Тайны и УбежденияСлавянское язычество, как мировоззрение, выделяется
верой в одушевлённость природы, культом предков и
влиянием сверхъестественных сил на жизнь каждого
человека. Основными чертами включают в себя
аниматизм, анимизм, развитую низшую мифологию и
антропоцентризм.
Согласно предположениям, славяне наследовали образы
богов от праиндоевропейской религии. Среди них были бог
грозы и боевой дружины (Перун), бог скота и
потустороннего мира (Велес), близнецовые божества
(Ярило и Ярилиха), бог Неба-Отца (Стрибог) и другие.
Некоторые образы, такие как Мать Сыра-Земля, богиня
ткачества (Мокошь), и солнечное божество (Дажьбог),
также имеют индоевропейские корни.
К сожалению, славянские мифологические повествования
не сохранились, поскольку их целостность была нарушена
процессом христианизации. Известно лишь фрагментарное
представление о высшей мифологии славян, но более
детальная информация доступна по мифологии.
Русско-византийские договоры X века упоминают
дружинного бога Перуна и «скотьего бога» Волоса.
"Повесть временных лет" (XI век) под 980 годом
перечисляет несколько богов, чьи идолы были установлены
в Киеве Владимиром Святославичем, включая Перуна,
Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь.
В XII веке "Слово о полку Игореве" упоминает русичей как
внуков Дажьбога, рассматриваемого как родоначальника
или покровителя народа Руси, его наследия и богатства.
Стороны Збручского идола, X век
3.
Эволюция Письменности в Древней РусиСуществование письменности на территории
Руси до появления глаголицы и кириллицы
остается не доказанным. Нет литературных
памятников, лишь упоминания в письменных
источниках и археологические находки с
нерасшифрованными надписями.
Древнейшими известными русскими
памятниками письменности являются договоры с
Византией X века, свидетельствующие о
знакомстве Руси с кириллицей ещё до её
принятия христианства. Однако оригиналы этих
договоров не сохранились, известны только
списки в "Повести временных лет".
Принятие христианства ввело Русь в
византийский мир. С христианством в страну
пришла старославянская книжность, переводы
библейских текстов, молитв и гимнов, созданные
братьями Кириллом и Мефодием, а также их
учениками. Эта книжность оказала значительное
влияние на культурное и письменное развитие
Древней Руси.
Азбука кириллицы: новгородская
берестяная грамота № 591 (1025—
1050) и её прорисовка
4.
Обзор Древнерусской Архитектуры: Строительство иЭволюция
Русское средневековое зодчество, в отличие от
европейского, представляет собой уникальную
историческую часть общества. Однако существует
значительная диспропорция в сохранности
сооружений между русской и европейской
архитектурой. В то время как Франция и Италия
обладают сотнями сохранившихся памятников
романской архитектуры, древнерусская территория
может похвастаться всего около 30 построек до
монгольского периода.
Архитектура Киевской Руси (конец X - XI-XII
века): В этот период сформировалась
самостоятельная строительная артель в Киеве, где
греческие мастера возвели первые монументальные
сооружения. Киев был единственным центром с
квалифицированными кадрами, распространяющими
свои навыки также в Новгороде и Полоцке.
Период Удельных Княжеств XII века:
Сформировались строительные артели в различных
центрах Руси, с некоторыми землями, развивавшими
свою архитектуру в отдельном направлении.
Появились пять региональных архитектурных школ,
каждая со своим характерным стилем.
Завершающий Этап XII - Первая треть XIII
века: Новые тенденции проявились, особенно в
полоцком зодчестве, отличившемся от киевской
школы. Эти изменения распространились в другие
земли, включая Смоленск, Рязань и Новгород.
Строительство Новгорода ильменскими словенами.
Миниатюра из Радзивилловской летописи, конец XV века
5.
Славянские Языческие Храмы: Мифы и РеальностьВопрос о существовании славянских языческих храмов
остается предметом споров. Считается, что деревянные
храмы, внутри которых находились идолы, были
характерны для западных славян и были вдохновлены
кельтами. Восточные славяне, по другой версии,
предпочитали открытые священные места, где
проводились обряды и стояли идолы.
В Западной Украине обнаружены остатки сооружений,
предположительно, являющихся храмами. Например, в
Черновицкой области в Зелёной Липе стояло сооружение с
двойными бревенчатыми стенами, где по керамике
датируют XI—XII веками. Некоторые из них могли быть
храмами, хотя они не сохранились. Упоминания языческих
храмов также есть в «Памяти и похвале князю Владимиру».
Славяне поклонялись идолам в открытых святилищах,
называемых капищами. Часто лес выполнял роль храма, и
хотя сами храмовые помещения не зафиксированы,
вероятно, они существовали, но, будучи деревянными, не
сохранились. Капища могли быть огорожены, с костром в
качестве атрибута. Описания капища, возможно
построенного князем Владимиром, не обнаружены,
вызывая сомнения в реконструкциях археологов.
Единственное описание языческого святилища в
древнерусской литературе содержится в «Повести
временных лет» под 980 годом. Описывается, как
Владимир Святославич установил на холме за теремом
шесть кумиров, включая идолы Перуна, Хорса, Даждьбога,
Стрибога, Симаргла и Мокоши. Другие святилища также
упоминаются в летописях, включая капище Перуна в
Новгороде.
Княжение Владимира Святославича в Киеве;
воздвигнутый по его повелению идол Перуна в
окружении бесов. Миниатюра из Радзивилловской
летописи, конец XV века
6.
Искусство на Восточной Славянщине: КультурныеПеремены и Творческие Успехи
Л. Любимов, в своей книге из 1974 года, представляет постулаты,
отмеченные советскими исследователями Киевской Руси. Важной
концепцией является связь между культурой скифов и восточных
славян, хотя она не является прямой. С VI века анты-русь, как
восточные славяне, развивали собственную культуру,
взаимодействуя с Византией и народами Востока. Появление
городов у восточных славян в VII—VIII веках подчеркивает
значительное развитие их материальной культуры.
Скульптура на восточной славянщине принимала формы резьбы
по камню и дереву. Из летописей известно о языческих идолах,
падших при христианизации. Однако, после принятия
христианства, церковь сопротивлялась влиянию языческой
скульптуры в религиозном искусстве.
Идолы славян отличались простотой и грубостью исполнения.
Деревянные идолы, такие как идол Перуна в Киеве, становились
центром капищ или гонтин. Они были чаще всего деревянными
или каменными. Западные славяне создавали более сложные
искусные идолы, часто многоголовые.
Известен Збручский идол, найденный в 1848 году, который
представляет собой каменный столб, разделенный на три яруса с
изображениями подземных божеств, мира людей и богов. Это
важный артефакт, свидетельствующий о характере славянской
религиозной символики в X веке.
Расцвет ранней христианской рельефной скульптуры
свидетельствует о том, что русская христианская скульптура
имела предшественника и развивалась на плодородной почве
славянских художественных традиций. Рельефы с
аллегорическими композициями, растительным и
геометрическим орнаментом означают интересное восприятие
мира и разнообразие художественных возможностей.
Таким образом, искусство восточных славян олицетворяет
удивительное переплетение культур, формируя творческую
традицию, которая выделяется своей уникальностью и
историческим контекстом.
Збручский идол
7.
Культурные памятники на территории НовгородскойОбласти
Перынский скит
Это место уникально тем, что застало все
этапы изменения религиозного
мировоззрения нашего народа.
Изначально здесь было языческое
святилище. Во время крещения Руси на
его месте построили православный храм.
В 1611 году он был разорён шведами, и по
завершению Смутного времени инженеры
и учёные восстановили его буквально по
крупицам, включая не только
архитектуру, но и фрески с росписями.
При Екатерине II на месте монастыря
функционировал скит. В советскую эпоху
здесь была турбаза. А в наши дни, когда
государство не навязывает ни
религиозного, ни светского
мировоззрения, Перынский скит является
и памятником, и действующим
религиозным объектом.