Размышляем над романом
История романа.
Жанр и композиция романа.
Время и пространство в романе.
Проблематика романа
«Московские» главы романа
«Осетрина второй свежести»
«Нечистая сила» в романе.
Традиции, средства изображения.
Библейский мир романа
Иешуа и Понтий Пилат в романе
Евангельские тексты в романе
Кто главный герой романа Мастера?
Обратимся к главе 26.
Подведение итогов
Нечистая сила в романе
Какими предстают в романе Воланд и его приближенные?
«Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».
«Как соотносятся в романе милосердие, всепрощение и справедливость?»
Подведение итогов
Любовь и творчество.
Любовь и творчество в романе.
«вовсе не удостоверением определяется писатель»
«Каждому будет дано по его вере»
«Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?»
Булгаковские мотивы в творчестве
1.18M
Категория: ЛитератураЛитература

Размышляем над романом Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита»

1. Размышляем над романом

Михаила Афанасьевича Булгакова
«Мастер и Маргарита»

2. История романа.

• Булгаков писал роман с 1928 –
1940гг.
• Впервые напечатан в журнале
«Москва» (1966-1967гг.) со 159
купюрами.
• Без купюр напечатан в Эстонии,
Франции, Германии.
• 1973 г. – полный текст романа с
поправками.
• 1989 г. – соединение всех
редакций, но по-прежнему
оставляет много вопросов.

3. Жанр и композиция романа.

• Определение жанра романа: бытовой,
фантастический, философский,
автобиографический, любовный,
сатирический.
• Композиция – «роман в романе». Текст и
подтекст. Как подчеркивается различие?
Какой из романов несет большую смысловую
нагрузку?
• Композиционный прием – точки «входа» и
«выхода». Система рассказчиков. Система
двойников.

4. Время и пространство в романе.

Действие романа длится всего 4 дня
(начинается в среду и в ночь на воскресенье
заканчивается, в праздник Пасхи.)
Причудливое течение времени. Москва 30-х
годов и Ершалаим 2000 лет назад.
1. Москва 30-х годов (Земной мир). 2)
«Библейский мир». И 3) Инобытие
(потусторонний мир).
Широкая «география»: Яффа, Вифлеем,
Гамала, Вифания; Москва, Саратов, Ялта,
Кисловодск, Воронеж и т.д.
Антитеза: верх – низ.

5. Проблематика романа

• Что такое истина?
• Человек и власть.
• Внутренняя свобода и несвобода
человека.
• Добро и зло, вечное их
противопоставление и борьба.
• Верность и предательство.
• Милосердие и всепрощение.

6. «Московские» главы романа

«МОСКОВСКИЕ» ГЛАВЫ РОМАНА

7. «Осетрина второй свежести»

• Советские граждане
• «Квартирный вопрос»
• Имитация деятельности
• Бюрократия
• Обман, фальшь, лицемерие
• Доносы
• Мир «искусства»

8. «Нечистая сила» в романе.

• Почему Воланд и его свита
(шайка?) появляются в
Москве именно в период
30-х годов?
• Зачем в роман,
посвященный жизненным
проблемам, включены
фантастические картины,
связанные с пребыванием в
Москве сатаны и его свиты?

9.

-
Ты прав. Горожане сильно
изменились внешне, я говорю,
как и сам город, впрочем… Но
меня, конечно, не столько
интересуют автобусы, телефоны
и прочая…
— Аппаратура, — подсказал
клетчатый.
— Совершенно верно,
благодарю, — медленно
говорил маг тяжелым басом, —
сколько гораздо более важный
вопрос: изменились ли эти
горожане внутренне?»

10. Традиции, средства изображения.

• Традициям кого из русских писателей следует Булгаков в
изображении московского быта?
• Какими средствами автор изображает обывателей?
(шарж, гротеск, фантастика, сарказм, абсурд)
Гл.7 – Степа Лиходеев
Гл.9 – Никанор Иванович Босой
Гл. 10,14 – Варенуха
Гл. 17 – Прохор Петрович
Гл. 18 – буфетчик Андрей Фокич Соков
• В чем смысл сеанса «разоблачения»? За что и как
наказаны все эти люди?

11. Библейский мир романа

БИБЛЕЙСКИЙ МИР РОМАНА

12. Иешуа и Понтий Пилат в романе

Какие вопросы волнуют Булгакова
при обращении
к ершалаимской истории.
1. Что лежит в основе человеческого
поведения?
2. Кто управляет человеческой
жизнью?
3. Существуют ли неизменные
нравственные критерии?

13. Евангельские тексты в романе

• Евангелие от Матфея 27 глава
• Евангелие от Марка 15 глава
• Евангелие от Луки 23 глава
• Евангелие от Иоанна 18-19 глава
Зачем и как изменяет Булгаков
евангельские тексты?

14.

Кто главные герои истории, происходящей в Ершалаиме?
Давайте посмотрим на первое появление героев (гл.2).
Портрет Понтия Пилата – это портрет прокуратора.
Что за человек Пилат, в изображении Булгакова?
Портрет Иешуа – это портрет человека (повтор слова
человек); автора интересует человеческая природа.
Каким показан Иешуа? Он олицетворяет людей,
подчиненных власти.
На каком приеме построено описание героев?
Перед нами вечное противостояние власти и человека.
О чем ведут спор герои? о власти и истине.

15. Кто главный герой романа Мастера?

Какова
цель такой
интерпретации?
Кто или что, таким
образом, в центре
внимания автора?
Понтий Пилат –
олицетворение власти

16.

• Почему
Понтий Пилат меняет свое
первоначальное решение не наказывать
Иешуа?
•Прочитайте диалог, когда судья пытается
подсказать подсудимому правильный ответ.
Что движет сейчас Понтием Пилатом?
• Какие отношения связывают Пилата и
Каифу?
• Как описаны страдания Левия Матвея в
гл.16?
• Почему Пилат не может прямо сказать о
своем желании отомстить Иуде?

17. Обратимся к главе 26.

•О
чем сожалеет Понтий Пилат? Какой
сон снится ему в ночь после казни?
• Почему прокуратор хочет оказать
милость Левию Матвею? Отчего тот не
принимает ее?
• Каков финал судьбы Понтия Пилата?
• Какой интерес у Воланда в этой
истории?
• Кто управляет миром в «библейских»
главах романа?

18. Подведение итогов

• Вставной роман несет большую смысловую
нагрузку, т.к. является подтекстом.
• Это подчеркивается и стилистически: язык,
интонация, построение фразы.
• Булгаков мыслил посмертное существование
как постоянное пребывание в том душевном
состоянии, в каком человек находился в
момент совершения либо своего самого
страшного греха, либо наиблагороднейшего
поступка.
• Истина – сам человек.

19. Нечистая сила в романе

НЕЧИСТАЯ СИЛА В РОМАНЕ

20. Какими предстают в романе Воланд и его приближенные?

21. «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».

«— А что делал Коровьев в то
время, как ты мародерствовал?
— спросил Воланд.
— Я помогал пожарным, мессир,
— ответил Коровьев, указывая на
разорванные брюки.
— Ах, если так, то, конечно,
придется строить новое здание.
— Оно будет построено, мессир,
— отозвался Коровьев, — смею
уверить вас в этом.
— Ну что ж, остается пожелать,
чтобы оно было лучше прежнего,
— заметил Воланд.
— Так и будет, мессир, — сказал
Коровьев».

22. «Как соотносятся в романе милосердие, всепрощение и справедливость?»

1) Всепрощение — полное прощение всего и всех.
2) Милосердие — готовность оказать помощь, проявить
снисхождение из сострадания, человеколюбия, а также
сама помощь, снисхождение, вызванные такими
чувствами.
3) Справедливость — от прилаг. «справедливый», т. е.
действующий беспристрастно, в соответствии с истиной;
— соответствие человеческих отношений, законов,
порядков морально-этическим, правовым и т. п.
нормам, требованиям.
(По Академическому толковому словарю)

23. Подведение итогов

• Означает ли призыв писателя к милосердию, что нужно
прекраснодушно прощать всех подряд, независимо от
того, раскаивается человек или нет? Можно ли найти ответ
на этот вопрос в тексте романа?
• Почему вопрос о справедливости в романе доверен
Сатане?
• В чем конкретно состоит справедливость, традиционно
приписываемая Воланду?
В романе каждому, столкнувшемуся с инфернальными
силами, дается шанс измениться, прозреть, осознать свою
ответственность за все, что с ним происходит.

24. Любовь и творчество.

ЛЮБОВЬ И ТВОРЧЕСТВО.

25. Любовь и творчество в романе.

• ЛЮБОВЬ – 1.чувство самоотверженной и глубокой
привязанности, сердечного влечения; 2.склонность,
пристрастие к чему-либо.
• ТВОРЧЕСТВО – создание новых по замыслу культурных или
материальных ценностей.
• ПИСАТЕЛЬ – человек, который занимается литературным
трудом, пишет художественные литературные
произведения.
Каково значение слова «мастер» в контексте романа?

26. «вовсе не удостоверением определяется писатель»

• Какие герои помогают раскрыть тему творчества?
• ( Поэты Иван Бездомный, Рюхин, критики Латунский,
Ариман, Лаврович, редактор М. А. Берлиоз.)
• Какое отношение члены МАССОЛИТа имеют к искусству и
творчеству? Какова связь МАССОЛИТа и реальной
организации – РАППа?
• Что определяет поступки этих людей? Чем должен
определяться писатель?
• Почему и для чего выделен из общей массы поэт Иван
Бездомный?

27.


Иван Николаевич Бездомный (1 группа).
1.Каким видим при первой встрече данного персонажа?
2.Тема беседы с Берлиозом.
3.Образование.
4.Как ведёт себя во время разговора с Воландом?
5.Прозрение в доме душевнобольных.
6.Как расстаётся со своей профессией?
Поэт Рюхин (2 группа).
1.Кто такой, род занятий.
2.Что узнаём о Рюхине из уст Ивана в сумасшедшем доме?
3.Анализ эпизода «У памятника Пушкину».
4.К какому выводу приходит Рюхин о своём назначении?
Михаил Александрович Берлиоз (3 группа).
1.Первая встреча.
2.Род занятий.
3.Разговор с Бездомным в 1 главе.
4.Верит ли сам тому, о чём говорит Ивану.

28. «Каждому будет дано по его вере»

• Почему творение Мастера вызвало такую ярость критики,
а И. Бездомному Берлиоз даже помогает?
• Объясните, зачем Мастеру говорить об этом? Написал бы
что-нибудь современное, получил бы хороший гонорар,
ведь он человек талантливый?
• Почему сломлен герой, ведь он осознаёт значимость
творения?
• Почему «Он не заслужил света, он заслужил покой»?
• Во что же надо верить, по Булгакову?

29. «Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?»

• Какие любовные линии намечает Булгаков на страницах
романа? С какой целью?
Как связаны темы любви и творчества?
В чём выразилось участие Маргариты в делах мастера?
Почему исчез мастер? В чём причина такого поступка?
Что делает Маргарита во имя спасения любви?
Как вела себя Маргарита на бале у сатаны?
Чем Маргарита заслужила особую милость высших сил?

30. Булгаковские мотивы в творчестве

а) А. Житинский (повесть «Внук доктора Борменталя);
б) Ч. Айтматов (роман «Плаха»);
в) А. и Б. Стругацкихе(роман «Отягощенные злом»);
г) Э. Рязанов (повесть «Предсказание»)
English     Русский Правила