Похожие презентации:
Народ тувинцы
1.
Народ тувинцы2.
Самоназвание народа «тыва» известно с ранних пор:первые упоминания встречаются в китайских
летописях VI-VII веков, как «тупо», «дубо», «тубо».
Название восходит к имени древнего тюркского
племени туба, занявшего территорию современной
Тувы в конце первого тысячелетия новой эры.
Соседние народы ошибочно именовали тувинцев
сойотами и урянхайцами. Второй вариант
распространен среди монголов. Сойотами, по
аналогии с общим названием Саянских племен,
тувинцев определяли хакасы и алтайцы,
использующие экзоним по отношению к народности
до сих пор.
3.
Где живут и численностьСпециалисты оценивают численность нации в 300 000
человек. Российская перепись 2010 года показала, что на
территории страны проживает 263 934 тувинца. Большая
часть — около 250 000 человек, находится на территории
Республики Тыва, в исторической зоне обитания. Живут
тувинцы и в других регионах России:
Красноярский край — 2 939 чел.
Иркутская область — 1 674 чел.
Новосибирская область — 1 252 чел.
Томская область — 983 чел.
Хакасия — 936 чел.
Бурятия — 909 чел.
4.
ИсторияСхожие генотипы тувинцев и американских индейцев указывают на
наличие общих предков. Согласно исследованиям, древние племена,
мигрировавшие из Восточной Сибири 15 000 лет назад, частично
осели на территории Саянских гор. Часть пересекла ледовый
перешеек в Северную Америку, положив начало развитию индейских
племен.
Начало формирования тувинской народности приходится на конец
первого тысячелетия нашей эры. Тогда на территории современной
Тувы обитали разрозненные индоевропейские, самодийские,
кетоязычные племена. Археологические находки доказывают связи
со скифами, племенами Казахстана и Монголии, сакскими
племенами.
К VIII веку регион находился под влиянием могущественного
Тюркского каганата, который в конце столетия разбили
тюркоязычные племена уйгурского происхождения, вторгнувшиеся
на территорию Тувы, оказавшие влияние на этногенез и
формирование национального языка. Столетие спустя тувинцев
захватили енисейские кыргызы, быстро ассимилировавшиеся с
местным населением.
5.
6.
ОдеждаНациональный костюм тувинцев разнообразен,
богат яркими красками и декором. Одежду шили из
покупных тканей, войлока собственного
производства, выделанных шкур домашних и диких
животных. Традиционная летняя одежда — халат
монгольского кроя, длинный, запахивающийся
направо, дополненный поясом. Одежда была
однотонной — фиолетовой, зеленой, синей,
красной, желтой. Верх наряда украшал стоячий
воротник, собранный из разноцветных полос ткани.
В межсезонье носили короткие овечьи шубы мехом
наружу, зимой заменяли длиннополыми,
застегивающимися с правого бока. Обувь — сапоги
из сыромятной кожи с вытянутыми и загнутыми
вверх носками. Праздничные пары украшались
аппликациями с геометрическими, растительными,
анималистическими орнаментами. Зимой
дополнительно надевали войлочные чулки.
Женщины ценили украшения, имея их вдоволь:
тувинцы считались искусными ювелирами.
Предпочитали кольца, перстни, браслеты с
гравировками, массивные серьги. Металлические
пластины, декорированные драгоценными камнями,
вплетали в две косы. Мужчины переднюю часть
головы обривали, из оставшихся волос собирали
одну косу.
7.
ЖизньПо роду занятий и территориальному
распределению тувинцы делились на
восточных и западных.
Восточные тувинцы (тоджинцы) —
оленеводы и охотники, кочевавшие в горной
местности Восточных Саян. Охотились на
пушных, копытных зверей: шкуры первых
продавали, мясо и шкуры вторых
использовали для шитья одежды,
обустройства жилища, пищи.
Западные тувинцы — скотоводы, занимавшие
равнинные и предгорные западные районы.
Преобладающая деятельность — кочевое
скотоводство, пасли яков, верблюдов,
лошадей, овец. Во время летних стоянок
занимались земледелием, сеяли ячмень и
просо, прорывали искусственные каналы для
орошения полей.
Большую роль играло собирательство
кореньев, орехов, трав: запасы сараны
доходили в аале до нескольких сот
килограммов. Традиционный народный
промысел — создание войлочных изделий:
одежды, обуви, ковров, циновок, укрытий для
юрт. Мужчины занимались кузнечным,
столярным делом, женщины выделывали
кожи, создавали берестяные изделия.
8.
ЖилищеТрадиционное тувинское жилище — юрта,
сложенная из решетчатых стенок-основ,
скрепленных внутри обручем,
образовывавшим окошко для выхода дыма.
Основу покрывали войлоком, скрепленным
веревками. Западные тувинцы устанавливали
конические чумы, летом покрывавшиеся
берестой, зимой — шкурами животных.
В центре тувинского жилища находился очаг:
символ благополучия, наделяемый
сакральным значением. Ежегодно шаманы
устраивали обряды приветствия и кормления
духа-огня в каждом доме. В повседневной
жизни следить за очагом надлежало женщине,
поскольку огонь имел в представлении
тувинцев женскую природу и назывался Отине: реальное воплощение женщиныхранительницы домашнего очага.
Правая половина юрты женская: здесь
хранилась утварь, одежда, предметы быта.
Слева располагались мужчины и предметы
мужской зоны ответственности: войлок,
оружие, столярные инструменты, орудия
охоты, загона скота. Напротив входа
оборудовали свободную зону для приема
гостей. По бокам юрты размещали
металлические сундуки с изысканной ковкой,
на стены вешали кожаные мешки с запасами
зерна, масла, чая.
9.
КультураДостояние тувинского народа —
уникальное горловое пение хоомей.
Мастерство исполнителей позволяет
добиваться звуков разных тонов не
движениями голосовых связок, а
сокращениями диафрагмы: из-за
постоянного давления на внутренние
органы профессиональные певцы
чаще других болеют, имеют меньшую
продолжительность жизни.
Горловое пение зародилось
благодаря окружающей обстановке:
расположенные в пустынных полях
юрты пронизывались звуками ветра
и дождя, криками птиц, животных.
Человеческий слух не способен
различить диапазон звуков горлового
пения полностью, однако доказано
его влияние на подсознание,
животных. Самым знаменитым
хоомейжи называют монгольского
война, известного как Соловей
Разбойник, убивавшего
громогласным свистом.