Похожие презентации:
Экономическое и культурное взаимодействие и взаимовлияние
1.
Экономическое икультурное
взаимодействие и
взаимовлияние
2.
2СЕГОДНЯ НА УРОКЕ:
характеризуете взаимодействие
оседлого и кочевого населения в
системе торгово-экономических
отношений
• анализируете культурное
взаимовлияние оседлого и кочевого
населения на основе источников
3.
3Ключевые слова
Оседло-земледельческий оазис
Памятники Дын
Жатаки
4.
4История изучения тюркоязычных народов Центральной Азии привлекает внимание
исследователей уже более полутора сотен лет.
Дискуссии ,возникшие при изучении номадов в зарубежной и русской историографии с
самого начала были связаны с проблемой интерпретации истории кочевников .
Негативное отношение к номадам проявилось в концепции А.Тойнби, ставшее
характерной чертой большинства концепций по изучению кочевой цивилизации XVIIIXIX вв.
5.
Арнольд Тойнби - автор цивилизационнойтеории, в своем труде «Постижение
истории» (A Study of History), пишет:
«Время от времени они (кочевники)
покидали свои земли и врывались во
владения соседних оседлых народов
…общество кочевников является обществом
у которого нет истории».
В начале XX века ряд исследователей
писало о кочевниках ,находившихся в
состоянии постоянной борьбы с оседлыми
земледельцами ,кочевниках ,которые «все
сметали на своем пути и обращали
цветущие оазисы в мертвые пустыни».
Кочевники Востока, в том числе Казахстана и
Средней Азии, зачастую рассматриваются
как носители закоснелой культуры ,а их
влияние на развитие цивилизациигубительное.
Считают, что история Средней Азии-это
история постепенного завоевания и
разрушения оседлой иранской цивилизации
кочевниками-тюрками
5
Арнольд
Тойнби
6.
6Ребята ,как вы считаете верно ли такое суждение о
кочевой цивилизации ? Как называется такой подход в
изучении цивилизаций?
7.
7Европоцентри́ зм — характерная
для гуманитарных наук идеология,
провозглашающая превосходство европейских
народов и западноевропейской цивилизации
над другими народами и цивилизациями во
всех сферах жизни, а также их особую роль в
мировой истории.
С середины XX в. получила развитие наука
номадистика- комплексная наука ,изучающая
кочевой уклад общества во всех его аспектах.
Центральная Азия-«колыбель кочевой
цивилизации, господствовавшая на степных
просторах Евразии несколько тысяч лет.
Однако кочевая цивилизация существовала
не изолированно ,а тесном контакте с оседлоземледельческой цивилизацией и
представляла собой оседло-кочевой симбиоз.
8.
Экономические и культурные связи кочевого и оседлого населенияВ период зарождения и становления кочевой цивилизации в эпохи энеолита ,бронзы и раннего железа у древних
племен Казахстана еще не существовало четкой хозяйственной специализации. Продукция кочевого и полукочевого
хозяйства не всегда могла удовлетворить потребности степняков, поэтому возникла необходимость в товарнохозяйственных связях с соседними оседло-земледельческими регионами, в том числе и с городским населением.
Параллельно происходил обмен культурными и мировоззренческими ценностями.
Кочевое скотоводство,
разделяясь на кочевое и
полукочевое, имело
сезонные пастбища, были
разработаны маршруты,
увеличилось поголовье скота
Земледелие во многих
регионах стало своего рода
подсобным хозяйством.
Бедные ,не имеющие скот,
переходили к оседлому образу
жизни и занимались
земледелием
9.
9Кочевой –
скотоводческий
тип
Распространен на
большей территории
Казахстана и
производил
животноводческую
продукцию
Оседлоземледельческий
тип
Распространен в
южных регионах,
характерны города,
земледелие,
ирригационные
системы, ремесла
10.
10Город и Степь были соединены
органически как в торговохозяйственном ,так и военнополитическом отношении.
Города в Казахстане хотя и были
подчинены верховной власти
кочевых государств тюргешей ,
карлуков , огузов , кыпчаков ,но
при этом имели органы
внутреннего самоуправления.
Об этом писал китайский
путешественник Сюань Цзянь:
« …в каждом из них свой
старейшина. Хотя они не зависят
один от другого ,но все
подчиняются тюркам.»
Сюань Цзань
11.
11Правители Степи объективно
оценивали значимость подвластных
им городов как центров
международной торговли и пунктов
обмена продукцией между
кочевниками и оседлыми жителями.
Поэтому за установление господства
над городами шла постоянная борьба
между разными государствами. В
1219-1220 гг. города
Присырдарьинского региона
находились в подчинении у тюрковмонголов и являлись частью
империи Чингисхана. В XIV-XV вв . АК
Орда и империя Тимуридов
оспаривали эти города друг у друга.
Со второй половины XV .в. Казахское
ханство начинает борьбу за эти
города с Шайбанидами , могульскими
правителями и др..
Мухаммед Шайбани
Эмир Тимур
12.
12Ребята, подумайте и ответьте :
Почему правители центральноазиатских государств боролись за обладание
средневековыми городами в Южном Казахстане и Присырдарьинском
регионе?
13.
Причиныборьбы за присырдарьинские города и
города Семиречья
В конце XV- начале XVI вв
города вошли в состав и
приумножили мощь
Казахского ханства
Всего насчитывается более 20 городов :
Туркестан,Сайрам,Сауран,Сыгнак, Икан,Узгенд.
Сузак-наиболее выдвинутый в Степь, служивший опорой
казахским ханам в борьбе с из политическим
противником Мавераннахром.
Центры торгово-экономических связей
,денежного обращения, ремесла, (
Сыгнак ,Ясы Отрар ) Несмотря на
монгольское завоевание ВШП продолжал
фукнционировать.
Города как оседло-земледльческие
оазисы.Население занималось поливным и
богарным земледелием ,разводило
овощные и бахчевые культуры,была
арычная система,система подземных вод.
Города имели
неприступные крепости,
выдержавшие длительную
осаду, имели стратегическое
значение как ставки ханов
Ценные зимние пастбища для
казахских кочевий
Города как сакральные
места, игравшие роль в
распространении ислама
14.
Торгово-хозяйственный обмен между кочевыми и оседлыми жителямиГород и Степь на территории Казахстана находилась в состоянии постоянного натурального
(безденежного) торгово-хозяйственного обмена. Так ,кочевники нуждались в продукции оседлых
жителей .Обмен осуществлялся на ярмарках близ городов Сауран, Алмалык, Янгикент, Испиджаб.
Тягловый и верховой скот,
мясо, шерсть, кожу, кошмы,
арканы, оружие, предметы
конского снаряжения, меха
и рога животных, ловчих
птиц ,охотничьих собак
Например, стоимость
кыпчакской лошади была
100 динаров
Кочевники
Пшеница,
ячмень,бобовые,овощи,фрук
ты,специи,хлеб,гончарные
изделия,ковры,ткани,украше
ния,
посуда,сладости
Оседлые жители
14
15.
15Культурное и хозяйственное взаимодействие и
взаимовлияние кочевников и оседлых жителей
Существование земледелия у кочевников
не приводило к массовому оседанию.
Переход к оседлости осуществлялся из- за
экономической необходимости .Оседали
лишившиеся скота бедняки, которые не имели
возможности кочевать. Их называли
жатаками . Они занимались земледелием,
ремеслом ,торговлей и рыболовством. Но если
жатакам удавалось обзавестись необходимым
для кочевания количеством скота, они
возвращались к кочевому скотоводству
(престижное занятие).
Кочевое и оседлое население были взаимосвязаны
в экономическом плане .Между ними не было
четкой границы. Кочевники практиковали
земледелие , а земледельцы держали скот. И
те, и другие были заинтересованы в
товарообмене. Взаимный спрос стимулировал
производство и у кочевников ,и у
земледельцев.
Жатаки
16.
Город и степь постоянно находились в состоянии культурных контактов .Степняки перенимали знания и навыки у оседлых жителей ,и наоборот .Заимствованию
подвергались язык, обычаи, повседневный быт, искусство ,религии, ремесла.
Например ,согдийцы- ираноязычная народность, освоили тюркский язык ,элементы одежды
и обычаи тюрков. Махмуд Кашгари писал , среди согдийцев нет таких ,кто бы не говорил на
тюркском языке
16
17.
Кочевники научились у оседлых жителей строить ирригациооные сооружения, о чемсвидетельствуют остатки русел арыков и каналов ,дамб и водохранилищ в Южном Казахстане
,Жетысу, Присырдарьинском регионе и Центральном Казахстане ,поскольку здесь земледелие
носило поливной характер.
Система орошения в
г.Тараз
17
18.
18Кочевники переняли у оседлых жителей приемы строительства жилых и культовых сооружений
элементы декора, строительные материалы, секреты изготовления растворов и красок . Так,
широкое распространение получает возведение памятников Дын на месте захоронения
правителей и знати, а также искусство возведения мавзолеев ,построенных в честь Жошы-хана
,Алаша-хана, Айша-биби и др.
Мавзолей Жошы-хана
Памятники Дын –это округлые
сооружения из камня на месте
погребений
19.
Важным аспектом культурного взаимовлияния между кочевниками иоседлыми жителями является проникновение и распространение в Степи
религий и религиозно-философских систем таких, как ислам,
несторианство, буддизм, манихейство и зороастризм.
Ислам
Зороастризм
Буддизм
Будийские храмы
существовали в г. Суяб
Зороастрийские
Утверждение ислама
Несторианство
захоронения близ
привело к появлению в
В городах Жетысу и
Присырдарьинского
Южного Казахстана
региона
городов
городах мечетей, медресе,
мектебов, где обучали
арабской грамоте,
создавались общины,
чтению, философии,
храмы , н-р,церковь и
математике
кладбище в г.Тараз
20.
В контактных зонах земледелия и скотоводстванаиболее отчетливо проявляются
взаимодействия земледельцев и скотоводов
Казахстана, оседлости и кочевничества, города
и степи. Эти взаимодействия были
многообразны: политические, экономические,
Вывод
этнические и культурные.
Принято говорить о единстве экономической
системы ,охватывающую как оседлую ,так и
кочевую часть населения. Оба направления не
могли функционировать без постоянного
взаимообмена.
Нарушение этого экономического единства
приводило к тяжелейшим последствиям как
кочевников ,так и для жителей оседлых
оазисов.
21.
21Задание №1
Составьте ПОПС – формулу на позицию:
П – Между кочевниками и оседлым населением существовали
экономические и культурные связи
О – (объяснение позиции) –
П – (могу подтвердить позицию конкретными фактами,
примерами) –
С - (могу сделать вывод) –
22.
22Задание №2
Выберите правильный ответ из предложенных:
Обедневшая часть тюрков ,вынужденная перейти к оседлому образу
жизни и заниматься ремеслом, торговлей ,земледелием:
А. Толенгуты
В. Сюбаши
С. Жатаки
D. Кольеркины
Е. Иналы