Похожие презентации:
Тематические направления ИС-2019
1.
2.
Выберите только ОДНУ из предложенных ниже темсочинений, а затем напишите сочинение-рассуждение на эту
тему.
Количество привлечѐнных произведений не
так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на
литературный материал.
Продумайте композицию сочинения. Соблюдайте речевые
нормы и нормы грамотности (разрешается пользоваться
орфографическим словарѐм). Сочинение пишите чѐтко и
разборчиво.
При оценке сочинения в первую очередь
3.
• обращение к литературному тексту на уровнеаргументации,
• использование примеров, связанных с
проблематикой и тематикой произведений, системой
действующих лиц и т.д.
Недостаточно простого упоминания!
4.
Данное направление обращено к вечнойпроблеме человеческого бытия, связанной с
неизбежностью смены поколений,
гармоничными и дисгармоничными
взаимоотношениями «отцов» и «детей». Эта
тема затронута во многих произведениях
литературы, где рассматриваются различные
типы взаимодействия между представителями
разных поколений (от конфликтного
противостояния до взаимопонимания и
преемственности) и выявляются причины
противоборства между ними, а также пути их
духовного сближения.
5.
Спор поколений — вечный или временный?
В чем заключается конфликт между поколениями?
Нужно ли учитывать опыт старших поколений?
Быть родителями – это счастье или обязанность?
Что такое преемственность поколений?
Почему отцы всегда поучают детей?
Почему разные поколения не понимают друг друга?
Почему нужно уважать старших?
Согласны ли Вы с утверждением героя И. С. Тургенева: «Всякий
человек сам себя воспитать должен»?
• Почему старшее поколение так редко бывает довольно
молодѐжью?
• Какие события и впечатления жизни помогают человеку
взрослеть?
• Какие добродетели и пороки у детей взращиваются любовью
родителей?
6.
1.2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
Грибоедов А. С. «Горе от ума»
Гоголь Н. В. «Тарас Бульба».
«Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Станционный смотритель», А.С. Пушкин
«Гроза», А.Н. Островский
«Обломов», И.А. Гончаров
«Премудрый пескарь», М.Е. Салтыков-Щедрин
«Вишневый сад», А.П. Чехов
«В дурном обществе», В.Г. Короленко
«Детство», А.М. Горький
Толстой Л. Н. «Детство», «Война и мир».
Гончаров И. А. «Обыкновенная история», «Обломов».
Тургенев И. С. «Отцы и дети».
Шолохов М. А. «Тихий Дон».
«Расплата», В. Тендряков
«Завтра была война», Б. Васильев
"Безумная Евдокия", "Шаги", А. Алексин
"Ночь исцеления", "Пара осенней обуви", Б. Екимов
Паустовский К. Г. «Телеграмма».
Распутин В. Г. «Прощание с Матѐрой», «Уроки французского», «Последний срок»,
Алексин А. А. «А тем временем где-то…», «Раздел имущества», «Безумная Евдокия».
Яковлев Ю. Я. «Сыновья Пешеходова», «Сердце земли».
Екимов Б. П. «Ночь исцеления», «Говори, мама, говори…», «Не ругай меня», «Беженка»
7.
Понятия «мечта» и «реальность» во многомпротивопоставлены и одновременно тесно
связаны, они нацеливают на осмысление
различных представлений о мире и смысле жизни,
на раздумье о том, как реальность порождает
мечту и как мечта человека поднимает его над
обыденностью. В литературе немало героев, поразному относящихся к мечте: одни воодушевлены
благородными устремлениями и готовы их
воплотить в жизнь, другие оказались в плену
прекраснодушных мечтаний, третьи лишены
высокой мечты и подчинены низменным целям.
8.
• Какую роль мечта играет в жизни человека?• Что необходимо для того, чтобы мечта стала
реальностью?
• Мечта ведѐт человека к цели или уводит его от
реальности?
• Как вы понимаете высказывание В. Гюго «Гораздо
точнее можно судить о человеке по его мечтам,
нежели по его мыслям»?
• В чѐм различие между мечтой и жизненной целью?
• Может ли мечта изменить реальность?
• Может ли реальность разрушить мечту?
• О чѐм мечтают литературные герои?
• Почему опасно отрываться от реальности?
• Согласны ли вы с утверждением о том, что мечтать –
это пустое занятие?
9.
1.2.
3.
4.
5.
6.
7.
М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»; «Мцыри»;
Н.В. Гоголь, «Шинель».
Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»;
А.Н. Островский, «Гроза»;
И.А. Гончаров, «Обломов»;
А.П. Чехов: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Ионыч»;
«Вишнѐвый сад», «Чайка»;
8. И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско»;
9. М.Горький «На дне»;
10.Замятин Е.И. «Мы»
11. Грин А.С. «Алые паруса», «Зелѐная лампа»
12.Булгаков М.А. «Мастер и Маргарита»
13.Каверин В.А. «Два капитана»
14.Полевой Б.Н. «Повесть о настоящем человеке»
10.
В рамках данного направления можно рассуждатьо диаметрально противоположных проявлениях
человеческой натуры, связанных с
представлениями о добре и зле, милосердии и
жестокости, миролюбии и агрессии. Понятия
«месть» и «великодушие» часто оказываются в
центре внимания писателей, которые исследуют
реакции человека на жизненные вызовы, на
поступки других людей, анализируют поведение
героев в ситуации нравственного выбора как в
личностном, так и в социально-историческом
плане.
11.
Что такое великодушие?
Какого человека можно назвать великодушным?
Почему важно уметь прощать?
Умение прощать – это сила или слабость?
Как вы понимаете высказывание Бенедикта Спинозы
«Души побеждаются не оружием, а любовью и
великодушием»?
Что толкает человека на месть?
Что побуждает человека отказаться от мести?
Можно ли оправдать месть?
Восстанавливает ли месть справедливость?
Согласны ли вы с утверждением, что месть разъедает
душу?
Может ли месть сделать человека счастливым?
Могут ли любовь и прощение изменить человека?
12.
1.2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Пушкин А.С. «Капитанская дочка», «Дубровский»,
«Моцарт и Сальери», «Выстрел», «Евгений Онегин»
Грибоедов А.С. «Горе от ума»
Гоголь Н.В. «Тарас Бульба»
Лермонтов М.Ю. «Песня про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого купца Калашникова»,
«Герой нашего времени», «Маскарад»
Толстой Л.Н. «Война и мир»
Лесков Н.С. «Леди Макбет Мценского уезда»
Горький А.М. «Старуха Изергиль», «Челкаш», «На дне»
Булгаков М.А. «Мастер и Маргарита»
Каверин В.А. «Два капитана»
Закруткин В.А. «Матерь человеческая»
Екимов Б.П. «Не ругай меня»
Шекспир У. «Гамлет», «Отелло»
13.
Темы данного направления актуализируютпредставления выпускников о
предназначении произведений искусства и
мере таланта их создателей, дают
возможность поразмышлять о миссии
художника и его роли в обществе, о том, где
заканчивается ремесло и начинается
искусство. Литература постоянно
обращается к осмыслению феномена
творчества, изображению созидательного
труда, помогает раскрыть внутренний мир
персонажа через его отношение к искусству
и ремеслу.
14.
Что такое подлинное искусство?
В чѐм заключается главная цель искусства?
Какова роль искусства в жизни человека и общества?
В чѐм различие между ремеслом и искусством?
Чем подлинное искусство привлекает человека?
Кого можно назвать настоящим художником?
В чѐм различие между ремесленником и художником?
Согласны ли вы высказывания Р. Роллана: «Живет лишь
тот, кто творит»?
• Легко ли быть талантливым человеком?
• Когда в человеке гибнет талант?
• Как вы понимаете высказывание И.А. Гончарова «Для
того, чтобы добиться высот в искусстве, нужно подарить
ему целую жизнь»?
15.
Пушкин А.С. «Моцарт и Сальери», «Пророк», «Поэт итолпа», «Разговор книгопродавца с поэтом»
Гоголь Н.В. «Портрет»
Тургенев И.С. «Отцы и дети», «Певцы»
Лесков Н.С. «Тупейный художник»
Чехов А.П. «Скрипка Ротшильда»
Замятин Е.И. «Мы»
Короленко В.Г. «Слепой музыкант»
Булгаков М.А. «Мастер и Маргарита»
Набоков В.В. «Музыка»
Пастернак Б.Л. «Доктор Живаго»
Паустовский К.Г. «Акварельные краски»
Кривин Ф.Д. «Художник»
Рубина Д.И. «Концерт по путѐвке ―Общества
книголюбов―»
16.
Данное направление нацеливает выпускников нараздумье о нравственных основах отношения к
человеку и всему живому, позволяет размышлять, с
одной стороны, о гуманистическом стремлении
ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном
желании причинять страдание и боль другим и
даже самому себе. Понятия «доброта» и
«жестокость» принадлежат к «вечным» категориям,
во многих произведениях литературы показаны
персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов
или проходящие путь нравственного
перерождения.
17.
• Что такое истинная доброта?• Почему люди считают доброту одним из важнейших
качеств личности?
• Какими качествами обладает добрый человек?
• Как связаны понятия «доброта» и «отзывчивость»?
• Что может сделать человека жестоким?
• Как воспитать доброго человека?
• Можно ли оправдать жестокость?
• Как вы понимаете слова Т.Карлейля «Без доброты
невозможна истинная радость»?
• Согласны ли вы со словами Конфуция «Подлинная
доброта вырастает из сердца человека. Все люди
родятся добрыми»?
• Как вы понимаете смысл выражения «Добро должно
быть с кулаками»?
18.
Карамзин А.Н. «Бедная Лиза»Пушкин А.С. «Капитанская дочка», «Станционный смотритель»
Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени», «Маскарад»
Гоголь Н.В. «Тарас Бульба»
Лесков Н.С. «Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского
уезда»
Достоевский Ф.М. «Братья Карамазовы», «Преступление и
наказание», «Идиот»
Толстой Л.Н. «После бала», «Кавказский пленник», «Война и мир»
Горький А.М. «Старуха Изергиль», «Челкаш», «На дне»
Булгаков М.А. «Мастер и Маргарита»
Платонов А.П. «Юшка»
Васильев Б.Л. «Не стреляйте в белых лебедей»
Солженицын А.И. «Матренин двор»
Кондратьев В.Л. «Сашка»
Железников В.К. «Чучело»
Екимов Б.П. «Ночь исцеления», «Не ругай», «Беженка»
Булычѐв Кир «Поломка на линии»
19.
Рекомендации для учащихся20.
Требование № 1. «Объемсочинения (изложения)»
итогового
Рекомендуемое количество слов – от 350.
Максимальное
количество
слов
в
сочинении не устанавливается. Если в
сочинении менее 250 слов (в подсчёт
включаются все слова, в том числе и
служебные), то выставляется «незачет» за
невыполнение требования № 1 и «незачет»
за работу в целом (такое сочинение не
проверяется по критериям оценивания).
21.
Требование № 2.«Самостоятельность
написания
итогового сочинения (изложения)»
Итоговое
сочинение
выполняется
самостоятельно.
Не
допускается
списывание
сочинения
(фрагментов
сочинения) из какого-либо источника или
воспроизведение по памяти чужого текста
(работа
другого
участника,
текст,
опубликованный в бумажном и (или)
электронном виде, и др.).
22.
Допускаетсяпрямое
или
косвенное
цитирование с обязательной ссылкой на
источник (ссылка дается в свободной форме).
Объем цитирования не должен превышать объем
собственного текста участника.
Если
сочинение
признано
несамостоятельным, то выставляется «незачет»
за невыполнение требования № 2 и «незачет» за
работу в целом (такое сочинение не проверяется
по критериям оценивания).
23.
— Что от меня требуют предложенныетемы? (надо обратить внимание на
ключевые слова всех тем)
—
На каком материале можно
раскрыть данные темы?
—
Достаточно ли хорошо знаю
(помню) тот материал, который буду
брать в качестве аргументов?
24.
При выборе темы надо помнить, что этотвыбор должен определяться не
симпатиями (этого писателя люблю, а этого
нет), а знанием материала.
Тема выбрана! Что делать дальше?
1.Возвращаюсь к поставленным вопросам,
остановившись на выбранной теме.
25.
Что писать?Зачем писать?
Как писать?
1. Обдумываю
собственное
мнение.
Составляю
опорный план.
2. Вспоминаю
произведения, в
которых
раскрывается
данная тема.
Обдумываю
аргументацию.
1. Определяю
основную мысль
сочинения.
1. Пишу
вступление,
включив в него
тезис
2. Проверяю,
прослеживается ли
цель высказывания,
т.е. коммуникативный
замысел сочинения
2. Доказываю тезис,
подобрав
произведения для
аргументации
3. Обдумываю
композицию и
форму
сочинения
3. Пишу
заключение
26.
(своеобразный ввод в тему). Это может быть— высказывание своего взгляда на тему;
— вступление в спор с воображаемым
оппонентом или приглашение его к разговору;
— обоснование причин обращения к этой теме;
— эмоционально ввод в тему сочинения;
— использование оригинальной цитаты,
обращённой к слушателю или читателю;
— проведение анализа какого-либо понятия,
входящего в формулировку темы;
— проведение экскурса в историю (краткая
характеристика эпохи) и т.д.
27.
Это может быть:— обобщение сказанного.
Для этого ещё раз перечитываю тезисный
план, записанный на черновике, и, не
повторяя высказанные мысли, обобщаю
изложенное. При этом не забываю, что
хорошее осмысленное заключение должно
содержать не больше 6-7 предложений.
28.
— возвращение к началу разговора(приём «закольцовывания»).
— взгляд вперёд.
Можно пофилософствовать о том, что
будет, если… (Например, рассуждая о
«взгляде на судьбу России классиков
различных лет», представить, что сказали
бы классики будущего, если положение дел
в стране резко не изменится).
29.
— обращение к читателю. Есливступление было оформлено в форме
приглашения к разговору, то закончить
сочинение можно таким же
обращением. Смысл обращения к
собеседнику может быть различным:
можно призвать его к какому-то
поступку или задать риторический
вопрос, на который каждый из нас
должен ответить самостоятельно.
— обращение к оригинальной цитате
30.
композиционныечасти
1. Вступление
(суммарный объем
введения и
заключения не
должен превышать
одной трети всего
сочинения)
содержание
Обоснование темы +
главный тезис (можно
написать об
актуальности темы)
31.
композиционныечасти
содержание
2. Основная часть
Аргументация (не менее
одного литературного
аргумента)
3. Заключение
Выводы (обобщение)
(суммарный объем
введения и заключения
не должен превышать
одной трети всего
сочинения)
32.
1. Пишу сочинение на черновике.2. Пересчитываю количество слов (не менее
250 слов, рекомендованное количество - 350
слов).
3. Перечитываю сочинение, проверяя его и
соотнося с критериями оценивания, для чего
отвечаю на следующие вопросы:
— Правильно ли понята тема, соответствует
ли сочинение теме? Сформулирован ли тезис?
(
, обязательный для получения
зачёта)
33.
— Доказан ли тезис? Подчинены ливсе части работы доказательству
тезиса?
— Приведены ли аргументы из
художественных или
публицистических произведений?
(Это
обязательный для
получения зачёта)
34.
— Соблюдены ли правила построениясочинения?
— Не нарушена ли пропорциональность
частей?
— Есть ли переходы от одной части
сочинения к другой, от одной мысли к
другой, логичны ли эти переходы?
— Есть ли выводы, завершающие
отдельные части сочинения и работу в
целом?
35.
— Соответствует ли язык и стиль сочинениямыслям, чувствам и настроениям, которые
вызывает тема и привлекаемый для её
раскрытия фактический материал?
— Используется ли разнообразная лексика и
различные грамматические конструкции?
— Насколько грамотно написана работа?