Похожие презентации:
Художественные системы, направления, течения, стили
1.
Художественныесистемы,
направления,
течения, стили.
Автор: Бодалова Альфия Альфисовна,
учитель русского языка и литературы
2.
Классицизмот лат. classicus – образцовый
Литературное направление, сформировавшееся в
XVII-XVIII вв. и занимавшее лидирующее положение
до начала ХХ века.
Важная черта классицизма – ориентация на
эстетические эталонные образы и формы античного
(«классического») искусства.
Основатель – Ф. Малерб; поэтические каноны –
Н.Буало (трактат «Поэтическое искусство»).
Иерархия жанров: высокие (трагедия, ода, эпопея),
низкие (комедия, сатира, басня).
Представители: М.Ломоносов, А.Сумароков,
А.Кантемир, В.Тредиаковский.
3.
Сентиментализмот франц. sentiment - чувство
Литературное течение второй половины XVIIIв.
Черта сентиментализма – утверждение превосходства
чувств над разумом. Герой индивидуален, его
психологический мир более разнообразен и подвижен.
Эталон произведения, давший название направлению –
«Сентиментальное путешествие» Л.Стёрна (1768)
Представители: Ив. Дмитриев, В. Капнист, Ф. Львов,
молодой В. Жуковский, Н. Карамзин
4.
Романтизмвосходит к испанскому romance
Литературное направление, сформировавшееся в
европейской литературе в начале XIX в. Проходит
через весь ХХ век.
Основная черта – принцип романтического
двоемирия, предполагающий резкое
противопоставление героя, его идеала окружающему
миру.
Максимально выразился в творчестве Дж.Байрона.
Представители: В. Жуковский, А. Пушкин,
Е.Баратынский, М. Лермонтов, Ф. Тютчев.
5.
РеализмЛитературное направление, утвердившееся в русской
литературе в начале XIX столетия и прошедший через
весь XX в.
Основные черты – верность действительности,
изображение мира в динамике, формирование
характеров под воздействием окружающей среды.
Представители: А.Н.Островский, И.С.Тургенев,
И.А.Гончаров, М.Е.Салтыков-Щедрин, Л.Н.Толстой,
Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов, М.Горький, И.Бунин,
В.Маяковский, М.Булгаков, М.Шолохов, С.Есенин,
А.И.Солженицын и др.
6.
МодернизмЛитературное направление первой половины ХХ в.,
объединяющее в себе множество течений и школ с
весьма разнообразной эстетической ориентацией.
Противоположен реализму: утверждает
самоценность и самодостаточность человеческой
личности, её несводимость к ряду причин и
следствий.
В русской литературе ХХ в. почти не было писателей,
чьё творчество полностью укладывалось бы в рамки
модернизма.
Представители: А.Белый, В.Набоков.
7.
Символизмот греч. symbolon – знак, символ
Литературно-художественное направление конца XIXначала XX века.
Основная черта – интуиция, подсознание важнее
разума и логики.
Основу заложили П.Верлен, А.Рембо, С.Малларме.
Ж. Мореас «Манифест символизма» (1886).
Группы символистов в России:
Декаденты - З.Гиппиус, Д.Мерехковский, Н.Минский;
«старшие» - В.Брюсов, К.Бальмонт, Ф.Сологуб;
«младшие» -А.Блок, А.Белый, Вяч.Иванов, С.Соловьёв;
Издательства: «Скорпион», «Гриф», ж-л «Весы»
8.
Футуризмот лат. futurum - будущее
Одно из основных авангардистских течений в
европейском искусстве начала ХХ в.
Основная черта – проповедь свержения прошлых
традиций, сокрушения старой эстетики; стремление
создать новое искусство, устремлённое в будущее.
Группы футуристов в России:
«Гилея» - В.Хлебников, В.Маяковский, В.Каменский,
А.Крученых, братья Бурлюки;
«Ассоциация эгофутуристов» – И.Северянин,
К.Олимпов, В. Гнедов;
«Мезонин поэзии» – В.Шершеневич, Р.Ивнев;
«Центрифуга» – Н.Асеев, Б.Пастернак.
9.
Импрессионизмот франц. impression - впечатление
Направление сложилось во французской живописи
конца 1860-х – начала 1870-х гг.
Признаки в литературе – отсутствие строго
заданной формы и стремление передать предмет в
отрывочных, мгновенно фиксирующих каждое
впечатление штрихах; важность не прямого значения
слова, а его фонетического аспекта, звукописи.
Представители: П.Верлен, С.Малларме,
М.Метерлинк, К.Бальмонт, Б.Зайцев, И.Шмелёв.
10.
Экспрессионизмот лат. expressio - выражение
Возник в 1905г. в немецком искусстве и литературе и
отразился в культуре ряда других стран.
Это искусство, возникшее как отклик на острый
социальный кризис (I мировая война и последующие
потрясения); основное настроение – ужас, боль, растущее
нервное напряжение.
В литературе герои обезличены, лишены имён, языковой
индивидуальности; поведение героев производят
впечатление автоматизма.
Представители: Л.Андреев, Е.Замятин, А.Серафимович,
ранний В.Маяковский-драматург.
11.
Сюрреализмот франц. surralisme - сверхреализм
Авангардистское направление, возникшее в 19101920гг. во французском искусстве.
В литературе провозглашал основным в
писательской деятельности «автоматическое письмо»
– запись первых пришедших в голову слов, сочетание
которых было порой абсурдно и нелогично.
Представители: П. Элюар; в театре А.Арто;
кинематограф – Ж.Кокто, Л.Буньюэль.
12.
АвангардизмНаправление в литературе и искусстве ХХв.,
объединяющее разнообразные течения.
В мировой литературе к авангардизму относят
дадаизм, сюрреализм, драму абсурда, так
называемый «новый роман».
В русской литературе самое яркое проявление –
футуризм 1910-х гг.
13.
Социалистический реализмЛитературное направление, сформировавшееся в
советский период как нормативная художественная
система.
Основные черты – народность и партийность
литературы, пафос героической борьбы, вера в
торжество идеи вопреки трагическим событиям
настоящего; герой – борец и коллективист.
Эталон – роман «Мать» М.Горького.
14.
ПостмодернизмТермин, используемый для характеристики
современной литературы и общекультурной ситуации.
Писатели-постмодернисты сочетают в одном тексте
стилистику разных жанров и разных литературных
эпох.
Представители: А.Битов, Саша Соколов, Д.Пригов,
Т.Кибиров и др.
15.
Андеграундот англ. undeground - подземный
Неофициальное явление литературы и
художественной культуры, противопоставленное
господствующим в обществе художественным
нормам и вкусам.
В России культура андеграунда наиболее активно
развивалась в 60-80-е гг. ХХв.
16.
КонцептуализмОдно из течений в современной русской поэзии,
развивающееся в рамках постмодернизма.
Стилевые приёмы – цитатность, использование
пародийной техники, повышенная театральность
авторского поведения.
Наибольшую известность из относимых критикой к
концептуализму поэтов в 80 – начала 90-х гг.
получили Т. Кабиров и Д. Пригов.