Похожие презентации:
Историко-культурный стандарт и трудные вопросы российской истории
1.
Историко-культурныйстандарт и трудные
вопросы российской
истории
2.
ПетровичВладимир
Глебович
Кандидат исторических наук,
Доцент кафедры гуманитарного
и эстетического образования ГАУ
ДПО «СОИРО»
Лекция: проблемы 19 столетия.
Александр Первый
Саратов, 2015.
3.
Проблемы XIX столетия1. Был ли кризис крепостнического хозяйства в
нашей стране?
2. Чем сильнее гнет власти, тем ярче
произведения литературы и искусства,
крупнее достижения ученых.
3. Закономерность в смене глав государства:
после каждого либерального правителя
приходит консерватор.
4.
Проблемы XIX столетияДж. Голсуорси
(английский писатель XIX–XX вв.):
«В 37-м году, когда королева (Виктория) взошла на престол, <…>
ещё ходили почтовые кареты <…> для нищих строили закуты. <…>
Без малого два поколения сменилось с тех пор, а за это время –
пароходы, железные дороги, телеграф, велосипеды, электричество,
телефоны и вот теперь эти автомобили – такое накопление
богатств…».
Из романа Дж. Голсуорси
«Сага о Форсайтах»
5.
Александр IКто победил в Бородинском
сражении и Отечественной войне
1812 г.?
Исторические аналогии:
Александр I и М.С. Горбачев.
Александр I – старец Федор
Кузьмич?
6.
Александр IАлександр I как спаситель Германии.
25 июня 1807 г. – Тильзитская
встреча Александра I и Наполеона.
Заступничество Александра за
Пруссию.
Отказ Наполеону в сватовстве к Анне
Павловне.
Нашими руками убрали Францию –
заговор Англии, Пруссии и Австрии.
7.
Александр IЮрий Михайлович Лотман (19221993), советский историк:
«Русский народ изгнал Наполеона,
потому что француз не может быть
русским царем. Русским царем
может быть только немец». (Юрий
Лотман. Русская история )
8.
Александр I: 1812 годАлександр Пушкин:
“Гроза двенадцатого года
Настала – кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский бог?”
Александр Герцен: "Подлинную историю России открывает собой лишь 1812 год; всё, что было до
того, - только предисловие".
Больше ясности в вопросе о поджигателях Москвы. Версия о поджоге города французами активно
использовалась правительством Александра I в пропагандистских целях. В советское время
вопрос о причинах московского пожара также принял политическую окраску. Сейчас есть
возможность взглянуть на события объективно. Д.и.н., сотрудник Института истории РАН Сергей
Искюль исследовал документы того времени и считает, что распоряжение о поджоге было
отдано московским губернатором Ростопчиным. Историк рассказал, что 2 сентября на Лубянке
состоялось тайное совещание полицейских чинов и завербованных обывателей, на котором они
получили точные инструкции, какие здания и кварталы поджигать, когда русские войска отступят
от Москвы.
9.
Александр IДля Анки Мюльштайн (Anka Muhlstein), автора книги “Московский пожар. Наполеон в
России”, нет сомнений: Москву подожгли по приказу Федора Ростопчина, чем тот сам
долгое время хвастался. Царь Александр был, кстати, весьма недоволен. Еще бы! В
Москве сгорели почти шесть с половиной тысяч домов из девяти тысяч, более восьми
тысяч лавок и складов, больше трети церквей. В огне погибли две тысячи раненых
русских солдат, которых отступавшие не успели забрать с собой…
Значительная часть книги “Московский пожар”, как и других трудов, рассказывающих
о войне 1812 года, посвящена Бородинскому сражению. И тут вопрос номер один:
потери сторон. По новейшим данным, французы потеряли 30 тысяч человек
(примерно каждого пятого), русские – около 44 тысяч (каждого третьего). К
сожалению, в России находятся псевдоисторики, всячески преуменьшающие русские
потери и преувеличивающие французские. Кроме того, что это неправда, следует
сказать, что это совершенно не нужно. Статистика потерь никак не умаляет героизма
участников Бородинского сражения, как и тот факт, что формально его выиграл
Наполеон, занявший в результате Москву. Но победа эта была пирровой…
10.
Александр IВ 1830-40 гг. появилась легенда, что Александр, измученный угрызениями совести (якобы как
соучастник убийства своего отца), инсценировал свою смерть вдалеке от столицы и начал
скитальческую, отшельническую жизнь под именем старца Федора Кузьмича (умер в 1864 г. в
Томске).
Данная легенда появилась уже при жизни сибирского старца и получила широкое
распространение во второй половине XIX века. В ХХ веке появились недостоверные
свидетельства того, что при вскрытии гробницы Александра I в Петропавловском соборе,
проводившемся в 1921 г., обнаружилось, что она пуста. Также и в русской эмигрантской прессе
в 1920 гг. появился рассказ И. И. Балинского о истории вскрытия в 1864 г. гробницы
Александра I, оказавшейся пустой. В неё якобы в присутствии императора Александра
Второго и министра двора Адлерберга было положено тело длиннобородого старца.
Вопрос о тождестве Фёдора Кузьмича и императора Александра историками однозначно не
определён. Окончательно ответить на вопрос, имел ли старец Феодор какое-либо отношение к
императору Александру, могла бы только генетическая экспертиза, возможность проведения
которой не исключают специалисты Российского центра судебной экспертизы. О возможности
проведения такой экспертизы высказался архиепископ Томский Ростислав (в его епархии
хранятся мощи сибирского старца).
В середине XIX века аналогичные легенды появились и в отношении супруги Александра
императрицы Елизаветы Алексеевны, умершей вслед за мужем в 1826 г. Её стали
отождествлять с затворницей Сыркова монастыря Верой Молчальницей, появившейся
впервые в 1834 г. в окрестностях Тихвина.
11.
Россия в начале XIX векаАндрей Николаевич Сахаров, член-корреспондент РАН, д.и.н.:
«Когда мы говорим сегодня о России начала XIX века, то мы должны иметь в виду, что это была
Россия вместе с финскими этими правами и свободами, вместе с польским сеймом и с
финским сеймом, вместе с правами и свободами людей, право на митинги, свободу печати и
прочее, прочее, это было тоже в составе России, это создавало нашу цивилизацию. И, когда
вот эти регионы вышли из состава России, то нормальный человек любой скажет, да, мы
потеряли многое, мы потеряли традиции цивилизационные, потеряли традиции культурные,
технологические, образовательные. Это факт, который сегодня отрицать невозможно,
невозможно. И после этого мы, опираясь на свои собственные силы, на поддержку республик
Средней Азии, Кавказа и прочее, мы создавали , так сказать, всеми силами свою уже
советскую цивилизацию без Финляндии до какого-то.. до 39-го года, без Прибалтики,
естественно, без Польши и до сегодняшнего дня. Это имеет тоже очень большое значение в
нашем цивилизационном развитии. Не учитывать это невозможно, невозможно».
kiev-grad.com/b/saharov_rossiya_kak_chast_mirovogo_tsivilizatsionnogo_protsessa_lektsii/2
12.
ДекабристыВладимир Глебович Петрович, кандидат исторических наук:
Напишите историческое эссе на одну из предложенных тем:
Александр Первый и старец Федор Кузьмич – кто есть кто?
Триумф русского царя или Европу делили русские.