Похожие презентации:
Сказки и легенды родного края
1.
Сказкии легенды
родного края.
2.
Предания и легенды• Предания – устные прозаические рассказы или
сказания об отдельных исторических деятелях,
вымышленных или реально живших, о памятных
событиях, истории, происхождении названий гор,
рек, озер, улусов, сел, об охоте, подвигах охотников,
происхождении родовых объединений.
• Тематика бурятских преданий: генеалогические;
исторические; охотничьи; топонимические;
предания об отдельных людях.
• Легенды – устный народный рассказ, повествование
о чем либо достоверном, но основанный на
фантастическом вымысле. Если в предании
рассказывается в основном о прошлом, то в легенде
рассказ идет и о прошлом и о настоящем.
3.
• В байкальском эпосе выделяются легенды и предания– рассказы о хозяевах рек, озер, местностей, деревьев
и т.д.: миф о ветре-небожителе – хозяине ветров, миф
о Синем ветре-небожителе – хозяине синего неба, об
Уhа Лосон – хозяине вод, о Седом старце – хозяине
Байкала и т.д. Хозяином острова Ольхон
изображается птица, живущая в пещере на скале у
Малого моря. Существуют легенды о покровителях
водной стихии Байкала Далайн эжэн Абай саган хатан
и хозяине земли Дайдын эжэн Буха ноен Баабай.
• Баргуджин-Токум – земля вокруг Байкала – колыбель
бурятского народа. С Байкалом связаны легенды о
происхождении 11 хоринских родов (легенда о
Хоридое и лебеди Хун Шубуун), эхирит-булагатов
(легенда о пестром налиме и расщелине берега
Байкала), ольхонских бурят (легенда об орле Бургэд
шубуун), некоторых монгольских родов, живущих на
острове Ольхон (легенда о Гэгээн бурхане и др.).
4.
• Буряты имели богатую мифологию и сложные обряды.Небесное пространство согласно мифологии
разбивалось на 99 тэнгэринов. Тэнгэрины делились на 2
группы – 55 западных и 44 восточных. Каждое племя
бурят имело своего покровителя в лице тэнгэрина. Так,
Хухэ мунгэн тэнгэрин покровительствовал племени
эхирит, Булургуй саган тэнгэрин – булагат, Сахилган
саган тэнгэрин – хори, Ураг саган тэнгэрин – хонгодор.
Каждое племя имело свой тотем – чтимое животное,
рыбу или птицу с которыми оно связывало свое
происхождение. У племени эхирит тотемом был
пестрый налим, булагаты имели в качестве тотема
сивого быка, племя хори – лебедя. Все племена
ежегодно на Байкале проводили тайлаганы, обоо
(религиозные обряды, посвященные духам местных
гор, рек, озер). Тотемических легенд и преданий у бурят
много. «В устном народном творчестве бурят уцелело
много преданий, рассказывающих о происхождении
бурятских племен и их предков: эхиритов, булагатов и
хоринцев. Широко распространенио предание о предке
хоринцев – Хоридое, предание о Бурядае, миф о Буха
нойон бабае и пр.».
5.
• Баргуджин-Токум также являлась родиной Алан-гоа –родоначальницы рода Борджигин, к которому
принадлежал Чингисхан. На Байкале много мест,
связанных с его именем. Сам Байкал – Хан-Далай-Хатан
являлся одним из мест совершения ритуала его культа.
• Особое значение в народном творчестве Прибайкалья
имеет местный фольклор. Любая местность, гора, скала,
ущелье, падь, речка, село имеют свою легенду, свое
сказание, свою вековую историю, обрамленную народной
творческой фантазией.
• Особый значительный цикл местного фольклора
представляют собою легенды и предания о
величественном озере Байкал.
• Стремление разгадать тайны Байкала в течение многих
столетий создали большой цикл легенд среди бурятского
народа и русского байкальского старожилого населения.
Легенды в художественных образах рисуют
происхождение Байкала и рек байкальской котловины,
рассказывают об истории заселения его побережий
Священного моря.
6.
• В бурятском фольклоре Байкал играет огромнуюроль как колыбель истории народа. Из поколения
в поколение передавались сказания о том, что у
Байкала берут начало одиннадцать хоринских
родов, названных по имени одиннадцати
сыновей Хоридоя, некогда бродившего по
пустынным берегам Байкала и не жалевшего
ничего для озера-моря. В благодарность от
Священного моря Хоридой получил в жены
красавицу-лебедь. Сказания об Эхирите и
Булагате повествуют о том, что Эхирит и Булагат –
дети мистического быка Бухэ-Нойона и шаманки
Усухан, воспитывались под гул и плеск
байкальских вод. Они стали родоначальниками
северо-байкальских бурят. Сюда же примыкают
все исторические предания о пребывании
Чингисхана в различных местах байкальского
7.
• Слитность природы и человека, факт, что люди немыслили себя вне священного озера и поклонялись
ему, отражается в сказаниях о хозяевах рек, вод,
местностей (седой байкал, красавица ангара, могучий
иркут, хозяйка байкала байгал далайн эжэн ехэ тоодэй
– великая бабка, хозяйка байкала-моря, байгал далайн
эхэ абай хатан – мать байкала моря абай хатун (царица
абай) и др.). Отношение человека к священному озеру
как к святыне отразилось в бурятских
благопожеланиях (уреэлнууд): байкал был мерилом
отношения человека к самому себе и к окружающему
миру. Происхождение гор, холмов, озер связывается в
улигерах с деятельностью мифических чудовищ,
героев-баторов.
• Русское старожилое байкальское население включило
бурятское народное творчество о байкале в свой
фольклор, стало передавать его из поколения в
поколение, создавая рядом свои предания о первых
русских селах у байкала, о варнаках, бежавших из
тюрем акатуя и зерентуя, о пиратстве на байкале.
8.
• В своем творчестве русские старожилывоспевали «священное море» Байкал, к
которому относились с огромной любовью:
«Кто на Байкале не бывал, тот красоты не
видал», «На Байкал приезжай – увидишь рай»,
«Байкал проезжая – увидишь уголок рая», говорили они. В преданиях рассказывались
разные истории о происхождении озера и его
названия (предания «О славном море»,
«Откуда взялось название Байкал» и др. ).
Сказители наделяли Байкал чудесными
свойствами. Так, Е.Д. Перфильев рассказывал
что Байкал соединен подземными проливами
со всеми другими морями и океанами, что в
нем водятся почти все рыбы, существующие в
природе, что вкуснее здешней воды нигде не
найти (предания «О том, как произошел
Байкал», «Байкал – богатое море»).
9.
Легенды о происхождении Байкала• На Прибайкалье каждая речка, скала, гора, ущелье,
село имеют свою историю, свою легенду,
придуманную богатой народной фантазией. Особое
место занимают легенды о великом Байкале. Легенда
о Байкале гласит что, глубоко-глубоко в земле лежат
камни, а глубже их – вода. Бывают такие камни,
которые сразу начинают кипеть и разваливаться, если
на них капнуть водой. И вот однажды тысячу лет
назад глубоко в земле встретились вода и камень.
Сошлись, закипели и силой пара сдвинули землю,
вырвался пар с водой и затопил все низменные
участки. Но горы преградили путь воде. Так и
появился Байкал. Он никогда не убывает, потому что
его снизу подпирает вода. По легенде та вода
родственна Ледовитому океану. Поэтому старики
сказывали, если что разобьется в Ледовитом океане,
ищи остатки в Байкале и наоборот.
10.
Бурятская сказка «БогатырьБайкал»
11.
• В старые времена могучий Байкал был весёлым и добрым.Крепко любил он свою единственную дочь Ангару.
• Красивее её не было на земле.
• Днём она светла — светлее неба, ночью темна — темнее
тучи. И кто бы ни ехал мимо Ангары, все любовались ею,
все славили её. Даже перелётные птицы гуси, лебеди,
журавли спускались низко, но на воду садились редко.
Они говорили:
• — Разве можно светлое чернить?
• Старик Байкал берёг дочь пуще своего сердца.
• Однажды, когда Байкал заснул, бросилась Ангара бежать к
юноше Енисею.
• Проснулся отец гневно всплеснул волнами. Поднялась
свирепая буря, зырыдали горы, попадали леса, почернело
от горя небо, звери в страхе разбежались по всей земле,
рыбы нырнули на самое дно, птицы унеслись к солнцу.
Только ветер выл да бесновалось море-богатырь.
12.
• Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил отнеё скалу и бросил вслед убегаюшей дочери.
• Скала упала на самое горло красавице. Взмолилась
синеглазая Ангара, задыхаясь и рыдая, стала
просить:
• — Отец, я умираю от жажды, прости меня и дай
мне хоть одну капельку воды…
• Байкал гневно крикнул:
• — Я могу дать только свои слёзы!..
• Сотни лет течёт Ангара в Енисей водой-слезой, а
седой и одинокий Байкал стал хмурым и страшным.
Скалу, которую он бросил вслед дочери, назвали
люди Шаманским камнем. Там приносились
Байкалу богатые жертвы. Люди говорили: "Байкал
разгневается сорвёт Шаманский камень, вода
хлынет и зальёт всю землю"
13.
Спасибо за внимание!