1.32M
Категория: БиографииБиографии

Русская поэзия 2-ой половины ХIХ века

1.

2.

Во второй половине ХIХ века
возникает пусть кратковременный,
но необыкновенно продуктивный
период повышения интереса
русской публики к поэзии.

3.

«Гражданская лирика»
Н.А. Некрасов
«Чистое искусство»
А.А. Фет

4.

Искусство не должно быть связано с жизнью.
Стихи не имеют сюжета.
Они передают не мысли и чувства, а «летучее»
настроение поэта.
Загадочность, таинственность
Это поэзия для избранных.

5.

Искусство - певучесть и музыкальность.
Любовь - нежность и душевная теплота,
быстротечность, неразгаданная тайна,
волшебный мир.
Любимая - предмет восторга и поклонения,
высокий идеал.
Природа - нахождение отзвука своим
настроениям и чувствам, восторг, впечатление.
Мироздание - живое ощущение Бесконечности и
Вечности, хаоса и гармонии.

6.

Русский поэт, член-корреспондент Петербургской АН,
переводчик бессмертного памятника древности "Слова о
полку Игореве".
Писал поэмы («Две судьбы», 1845; «Княжна ***»),
драматические поэмы или лирические драмы («Три
смерти», «Странник», Два мира) баллады («Емшан»,
1875). Печатался в журналах: Отечественные записки,
Библиотека для чтения. Либеральные настроения
Майкова 40-х годов («Две судьбы», «Машенька»)
сменились консервативными взглядами (стихотворение
В ЧЕМ СЧАСТЬЕ?..»
«Коляска»), славянофильскими идеями. Претерпела
В чем счастье?.. В жизненном
изменения и эстетическая позиция Майкова:
пути
кратковременное сближение с натуральной школой
Куда твой долг велит - идти,
уступило место активной защите «чистого искусства». Врагов не знать, преград не
Многие стихотворения Майкова были положены на
мерить,
музыку Н. А. Римским-Корсаковым, П. И. Чайковским и Любить, надеяться и - верить.
1889
др.

7.

8.

Я́ков Петро́вич Поло́нский - русский поэт и прозаик.
В журнале «Отечественные записки» в 1840 году
опубликовал первое стихотворение. Участвовал
в студенческом альманахе «Подземные ключи».
С 1851 года жил в Санкт-Петербурге, редактировал в 1859—
1860 годах журнал «Русское слово». Литературное наследие
Полонского очень велико и неравноценно, включает в себя
несколько сборников стихотворений, многочисленные поэмы,
романы и рассказы.
Многие стихи Полонского положены на
музыку А. С. Даргомыжским, П. И. Чайковским, С. В. Рахмаи
новым, С. И. Танеевым, А. Г. Рубинштейном, М. М. Ивановы
м и стали популярными романсами и песнями. «Песня
цыганки» («Мой костёр в тумане светит»), написанная в
1853 году, стала народной песней.

9.

«Песня цыганки», музыка П.И.Чайковского
поёт Надежда Обухова

10.

Аполлон Григорьев – поэт, ведущий критик журналов
«Московитянин», «Время», «Эпоха», много уже писал
оригинальных стихов, но много переводил:
из Шекспира («Сон в летнюю ночь», «Венецианского
купца», «Ромео и Джульетту»)
из Байрона («Паризину», отрывки из «Чайльд
Гарольда» и др.), Мольера. Лирика Григорьева
развивает традиции «страстного» романтического
стиля; диапазон переживаний простирается в ней от
отчаяния до религиозной экзальтации: циклы
«Дневник любви и молитвы» (конец 1840-х - начало
1850-х годов), «Борьба» ( «О, говорихоть ты со
мной…» и «Цыганская венгерка» («Две гитары,
зазвенев…») были положены на музыку, вероятно, при
участии самого Григорьева, и стали популярными
романсами)

11.

12.

Поэт, автор исторического
романа «Князь Серебряный,
написал ряд баллад и
лирических стихотворений. В
1854 вместе со своими
двоюродными братьями
Жемчужниковыми создал
сатирическую литературную
маску Козьмы Пруткова и
сборник его сочинений.
Софья Бахметева—Миллер

13.

14.

Афанасий Афанасьевич Фет –
русский поэт-лирик и переводчик, мемуарист,
член-корреспондент Петербургской АН .
Красота, естественность, искренность
его поэзии доходят до полного совершенства, стих его изумительно выразителен, образен,
музыкален. Недаром к его поэзии обращались и
Чайковский, и Римский-Корсаков, и Балакирев,
и Рахманинов, и другие композиторы.”(1886)
В годы военной службы АФ пережил трагическую
любовь, которая повлияла на все его
творчество. Это была любовь к Марии Лазич,
поклоннице его поэзии, внезапно погибшей в
молодости. Много стихов поэт посвятил ей, в
том числе романс «В молчанье ночи темной».
Мария Лазич

15.

16.

Федор Иванович Тютчев - русский лирик, поэтмыслитель, дипломат, консервативный публицист,
член-корреспондент Петербургской Академии
Наук с 1857 года, тайный советник. Его любимыми
женщинами были Элеонора Петерсон, Эрнестина
Дёрнберг, Амалия Крюденер. Каждой из них он
посвятил замечательные стихи. Многие из них стали
романсами.
В любовной лирике Ф.И.Тютчев создаёт ряд
стихотворений, которые принято объединять в
«любовно-трагедийный» цикл, называемый
«денисьевским циклом», так как большинство
принадлежащих к нему стихотворений
посвящено Е. А. Денисьевой.

17.

Эрнестиной Дёрнберг
Элеонора Петерсон
Елена Денисьева
Амалия Крюденер

18.

В 1823 году в Мюнхене молодой русский
дипломат Фёдор Тютчев познакомился на
одном из светских раутов с очаровательной
Амалией Лерхенфельд. Спустя почти
полвека, в 1870 году, поэт встречает Амалию
Максимилиановну с мужем в Карлсбаде. И
вот через шесть лет после этой трагической
утраты жизнь поэта вновь наполняется
смыслом, благодаря встрече с Амалией
Максимилиановной в его душе пробуждается
весна:
Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь, —
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..»
(«Я встретил вас - и все былое...»)
Иван Семенович Козловский –
он сделал аранжировку и
записал этот романс.

19.

И.С.Тургенев, В.А. Соллогуб,
Л.Н. Толстой, Н.А. Некрасов,
Д. Григорович, И.И. Панаев
Поэт, литературный критик,
редактор журналов «Современник
» и «Отечественные записки».
В период работы над «Современником» Некрасов
выпустил несколько
сборников стихов, в том числе «Коробейники» и
«Крестьянские дети», которые принесли ему
известность и как поэту.
В 1869 Некрасов приобрёл право на издание
журнала «Отечественные записки» и издавал его. В
период работы в «Отечественных записках» создал
поэмы «Кому на Руси жить хорошо», «Дедушка»,
«Русские женщины»
написал серию сатирических произведений,
вершиной которых стала поэма «Современники» .

20.

21.

Темы лирики Н.А. Некрасова
Тема поэта и поэзии
Тема народа и Родины
«В дороге»
«Тройка»
«Несжатая полоса»
«Забытая деревня»
«Размышления у парадного подъезда»
«Железная дорога»
«Родина»
Тема города
«Перед дождём»
«На Волге»
«Рыцарь на час»
Тема природы
«Перед дождём»
«На Волге»
«Рыцарь на час»
«Муза»
«Умру я скоро. Жалкое
наследство…»
«Элегия» («Пускай нам говорит
изменчивая мода, что тема
старая…»)
«Блажен незлобивый поэт»
«Поэт и гражданин»
Любовная лирика
«Я не люблю иронии твоей»
«Мы с тобой бестолковые люди»
«Горящие письма»
«О письма женщины, нам милой!»
«Ты всегда хороша несравненно»

22.

23.

В русской поэзии второй пол.19 века были понастоящему крупные таланты, которые не просто
резонировали с эпохой, но обгоняли её, работали на
будущее.
Все они, если воспользоваться некрасовским
выражением, «проповедовали любовь», по-разному ее
понимая, но равно видя в ней высшее назначение
человека.
Хотя поэты второй половины XIX века не могли
преодолеть равнодушие читателей к лирике и заставить
напряженно ожидать их поэтические сборники (как
ждали, например, новые романы И. Тургенева, И.
Гончарова, Ф. Достоевского, Л. Толстого), однако, они
заставили петь свои стихотворения.
English     Русский Правила