278.58K
Категория: ФилософияФилософия

Немецкая классическая философия. Основные идеи и представители. (Лекция 4.2)

1.

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ:
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ПРЕДСТАВИТЕЛИ
Вопросы лекции:
1. Философия И.Канта и Г.Гегеля
2. Антропологический материализм
Л. Фейербаха

2.

Литература
Обязательная:
Васильев В.В. Философия: учебник. –М., 2012.
Зотов А.Ф.,Миронов В.В.,Разин А.В. Философия: учебник.
– М., 2012.
Марков Б.В., Липский Б.И. Философия: учебник для
бакалавров. –М., 2012.
Миронов В.В. Философия: учебник. – М., 2011.
Подопригора С.Я. Философский словарь. –
Ростов-на-Дону, 2013.
Философия: учебник /под ред. Проф. Каверина Б.И. - М.,
Воен.ун-т., 2011.
Философия: учебник для вузов /Под ред. В.Лавриненко,
А.Ратникова. - М., 2010.

3.

1
Вопрос лекции:
1. Философия И.Канта и Г.Гегеля

4.

ФИЛОСОФИЯ
ИММАНУИЛ КАНТ
(1724 -1804 гг.)

5.

Становление философских взглядов
И. Канта
1
постижение вопросов
естествознания
философия
И.Кант
Докритический период
(до начала 70-х г.)
Критический период
(начиная с 70-х гг.)
2
анализ проблем
познания, этики и
эстетики

6.

КАНТ КАК ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЬ
объяснил происхождение и строение
солнечной системы
анализ приливов и
отливов в жизни Земли и их связи с
ее суточным вращением
И.Кант
относительность движения и покоя в
физике
осуществил классификацию животного
мира
Теоретическое обоснование важнейших вопросов
естествознания нашло отражение в работе:
«Всеобщая и естественная история и теория неба» (1755 г.)

7.

ФИЛОСОФСКИЕ РАБОТЫ И.КАНТА
Критический период
«Критика
чистого
разума» (1781 г.)
1
ТРАКТАТЫ
3
«Критика способности
суждений» (1790 г.)
2
« Критика
практического
разума» (1788 г.)

8.

ФИЛОСОФСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ И.КАНТА
первичным является не наше сознание, а
вещи материального мира
1
мир вещей существует вне и
независимо от нашего сознания
2
3
Взгляды:
4
5
6
чувственное познание дает нам
многообразие ощущений
знание есть синтез ощущений с
понятиями
ощущения без понятий «слепы», а понятия
без ощущений «пусты»
ограниченность чувственного познания
определяется индивидуальными
характеристиками субъекта

9.

ФИЛОСОФСКИЙ ИДЕАЛИЗМ И.КАНТА
вещи природы сообразуются с формами
нашего ума
1
«вещи в себе» непознаваемы,
познаваемы лишь «вещи для нас»
2
3
Взгляды:
4
категории являются не формами бытия,
а чистыми понятиями нашего рассудка
понятия пространство и время априорны,
они не выводимы из опыта
5
6
мы можем познать лишь то, что сами
создали своим рассудком
всеобщее и необходимое знание не может
быть основано на эмпирических наблюдениях

10.

ФИЛОСОФИЯ
ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ
(1770 – 1831 гг.)

11.

ФИЛОСОФИЯ
1
2
ЗАСЛУГА
3
5
первым представил весь естественный,
исторический и духовный мир в
беспрерывном развитии
4
Г. В. ГЕГЕЛЯ
открыл и обосновал основные законы
и категории диалектики
противопоставил диалектику как метод
познания метафизике
признает возможность адекватного
познания мира на базе тождества
мышления и бытия
критика кантовского агностицизма и
априоризма

12.

ФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМА ГЕГЕЛЯ
Философия
природы
Логика
Философия
духа
Философия права
философия истории
Включает:
эстетика
философия религии
история философии

13.

Работы
Г. Гегеля
«Феноменология духа»
(1807 г.)
«Энциклопедия
философских наук»
(1817 г.)
2
1
3
4
« Наука логики»
(1812 г.)
«Философия права»
(1821 г.)

14.

Идеализм
Г. Гегеля
Тождество мышления и бытия:
Понятие - основная форма
мышления
Вещи вторичны, они должны
соответствовать понятиям
Вещи и мысли о них
совпадают
Понятие есть то, что живет в
самих вещах, оно их суть
Познать предмет означает
осознать его понятие

15.

ИДЕАЛИЗМ В. ГЕГЕЛЯ
мир в основе своей логичен
сознание и материя не выводимы друг из друга
материя может быть понята как результат
развития абсолютного первоначала (духа)
объективный мир существует и развивается по
законам внутренне присущим мышлению, разуму

16.

ФИЛОСОФИЯ
1
природа есть порождение абсолютной
идеи, сверхприродного духа
2
3
Идеи
природа не имеет независимого от
абсолютной идеи существования
изменения в природе укладываются в
рамки вечного круговорота
открыто выступил против идеи
эволюционного развития в природе
4
5
6
ПРИРОДЫ ГЕГЕЛЯ
не принял открытия в естествознании
своего времени
развитие нового характерно лишь для
духовной сферы

17.

ФИЛОСОФИЯ
ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ
(1804 - 1872 гг.)

18.

Работы
Л.Фейербаха
«К критике философии
Гегеля» (1839 г.)
2
1
«Предварительные
тезисы
к реформе философии»
(1842 г.)
3
4
« Сущность христианства»
(1841 г.)
«Основные положения
философии будущего»
(1843 г.)

19.

высший продукт развития природы
реальное разумное существо
в мире
Антропология
Л.Фейербаха
человек
не должен противостоять природе и
возвышаться над ней
есть единство духовного и
телесного
не имеет личного бессмертия
бессмертны лишь великие деяния
человеческого разума
человеческая любовь – решающая сила
общественного и нравственного прогресса

20.

является единственной реальностью,
вечная во времени
пространство и время суть основные
условия всякого бытия
бесконечна в пространстве, отсутствие
в ней начала и конца
Природа
отсутствие в ней каких-либо
потусторонних внешних сил
все живое возникло из неживого как
результат развития
целесообразность в природе - есть
следствие единства материального мира
с необходимостью порождает мыслящий
человеческий разум

21.

ОТНОШЕНИЕ К ИДЕАЛИЗМУ
КРИТИКА ИДЕАЛИЗМА ЗА:
выведение внешнего мира,
природы из сознания
решение основного
вопроса философии
очень тесное
соприкосновение с религией
признание
существования в природе
сверхприродного
чрезмерное
оперирование
абстракциями
отрыв философии от
реальной действительности

22.

ОТНОШЕНИЕ К РЕЛИГИИ
религия имеет реальное земное
содержание
она обращена к человеку, его страданиям,
надеждам, стремлению быть счастливым
человек не рождается с религиозным
сознанием, а приходит к нему постепенно
Критика
религии
место бога исключительно в человеческом
сердце, которое всегда хочет верить и любить
религия и то чувство, которое оно рождает
непреодолимо
религия не может быть основой ни права,
ни морали
English     Русский Правила