452.37K
Категория: ФилософияФилософия

Мировоззрение и идентичность

1.

Мировоззрение и идентичность
1.Понятие «мировоззрение» и его формы
2.Культурно-историческая идентичность

2.

ВОПРОС 16

3.

1.Понятие «мировоззрение» и его формы
Мировоззрение – совокупность взглядов, оценок и принципов, представляющих
понимание мира и места в нём человека
Идентичность представляет собой состояние и ощущение причастности,
формирующееся посредством механизма идентификации под влиянием
обстоятельств, опыта, целеполагания и анализа результатов
Леон Визельтир в 1996 г. выпустил книгу под названием «Против идентичности», в
которой дезавуировал и высмеял преклонение ученых перед этим понятием
Но большинство ученых считает данное понятие необходимым и вполне
содержательным
Ключевые аспекты идентичности, такие как пол, социальный класс, возраст,
сексуальная ориентация, раса и этническая принадлежность, религия, возраст и
инвалидность, играют важную роль в определении того, как мы понимаем и
воспринимаем мир, а также в формировании типов возможностей и проблем,
которые мы видим
Идентичность – это самопрезентация человека в мире
То, кем я являюсь, действительно определяет мою личность

4.

1.Понятие «мировоззрение» и его формы
Термин «мировоззрение» состоит из 2х слов: «мир» и «воззрение»
Что такое мир?
Выдающийся философ А. Ф. Лосев считает, что каждый знает что это такое
Иначе почему с такой уверенностью любой ответит, что солнце, луна и т.д. – это
всего лишь части мира?
Мир - это вся действительность в целом, в её прошедшем, настоящем и будущем
Мир есть целое
И это целое не только сумма его частей
Мир – неделимая цельность, из каких бы частей он ни состоял
Целое не может существовать без своих частей, но и части без целого
Мир – это вечно изменчивое и вечно становящееся целое, он всё время стремится и
движется
И мир управляет этой борьбой изменений

5.

1.Понятие «мировоззрение» и его формы
И борьба эта – не стремление к уничтожению, иначе это уже не борьба, а смерть для
всякого становления и развития
Цель борьбы противоположностей – мирное состояние
Любая вещь, даже самая малая и ничтожная, которая входит в мир, стремится к
самоутверждению
Это и целый камень, и каждая его часть, если его разбить, и даже если камень
стереть в песок – все песчинки будут частью мира, будут нести в себе мировое
самоутверждение
Ведь если их создала природа, значит они для чего-либо необходимы
Бельгийский философ Лео Апостель как компоненты мировоззрения выделяет:
1.Модель мира: «как устроен и функционирует мир?» (вселенная, жизнь, разум,
общество, культура) и «кто мы?»
2. Объяснение мира: «откуда мир и почему он именно таков?», «откуда пришли
мы?»
3. Футурологию: «куда идем?»

6.

1.Понятие «мировоззрение» и его формы
4. Ценности: «что такое добро и что такое зло?», «что делать?» и «зачем?»
5. Действие: «как мы должны действовать?»
6. Знание: «что истинно и что ложно?», «как мы можем построить надежные
модели?» и «как мы можем достигать своих целей?»
7. «Строительные блоки»: теории, модели, концепции как отправные точки
мировоззрения
Л. Апостель считал, что индивиды могут конструировать мировоззрение
Другие философы считают, что мировоззрение действует на уровне сообщества
или бессознательно
Философ В. Дильтей охарактеризовал мировоззрение как взгляд на жизнь,
охватывающий когнитивные, оценочные и волевые аспекты человеческого опыта
Жизнь в соответствии с идеалами своего мировоззрения дает чувство
собственного достоинства, которое дает ощущение выхода за пределы границ
человеческой жизни Википедия

7.

1.Понятие «мировоззрение» и его формы
Личностные качества заставляют меня проявляться по отношению к миру
Моё мировоззрение включает в себя различные понятия и предположения
Мировоззрение – это сумма интеллектуального и эмоционального опыта человека
Мировоззрение влияет на поведение человека, на его ценностное отношение к миру,
на его познавательную деятельность
Мировоззрение каждого индивида складывается из трёх составляющих:
1. мироощущения,
2. мировосприятия,
3. миропонимания
Мироощущение всегда субъективно и определяется эмоциональным,
психологическим состоянием человека
От характера мироощущения зависит, чувствует себя человек счастливым или
несчастным
На мироощущение влияют
индивидуальная судьба, возраст, темперамент, состояние здоровья,
принадлежность к определённому типу культуры

8.

1.Понятие «мировоззрение» и его формы
Мировосприятие – это совокупность наглядных, образных представлений о мире
Дружественный мир или враждебный, трудный или легкий
Мир ясный, простой и просторный – или мир, заставленный ограничениями,
сложный и туманный, джунгли или мир человеческих встреч
Миропонимание – это совокупность взглядов, определяющих характер познания
мира
Миропонимание содержит два структурообразующих элемента:
1) мир, как таковой (объект миропонимания), и
2) человек, который его понимает, тем или иным образом, – правильно или
неправильно – соответствующим его действительности или нет (субъект
миропонимания)
Мироощущение, мировосприятие и миропонимание очень сложно переплетаются
и взаимодействуют
Каждый конкретный индивид имеет неповторимое сочетание этих трех
мировоззренческих уровней

9.

1.Понятие «мировоззрение» и его формы
Мироощущение и мировосприятие воздействуют на миропонимание
Важнейшую роль в формировании мировоззрения играют убеждения и сомнения
человека
Убеждения – это взгляды, активно принимаемые людьми и соответствующие их
жизненным устремлениям
Во имя убеждений люди нередко рискуют жизнью и даже иногда сознательно идут
на смерть
Убеждениями, как правило, становятся
нравственные,
политические и
религиозные ценности и идеалы
Сомнения предполагают самостоятельное, критичное приятие того или иного
взгляда
Если взгляды и убеждения принимаются без сомнений, это называется
догматизмом

10.

1.Понятие «мировоззрение» и его формы
Сомнения во всём приводят к другой крайности – скептицизму, т.е. к неверию ни во
что, к утрате идеалов
Виды мировоззрений
1. обыденное
2. мифологическое
3. религиозное
4. научное
5. философское
Обыденное мировоззрение - древнейший вид мировоззрения

11.

1.Понятие «мировоззрение» и его формы
Обыденное мировоззрение формируется в процессе
наблюдения над природой,
трудовой деятельности,
участия в жизни коллективов и общества,
под влиянием
условий быта,
форм досуга,
существующей материальной и духовной культуры
Каждый человек имеет свое обыденное мировоззрение, которые отличаются
разной степенью глубины, полноты, подвержено сильному влиянию иных видов
мировоззрения
Обыденные мировоззрения разных людей могут быть противоположными по
своему содержанию и поэтому несовместимыми
По обыденному мировоззрению люди делятся на
эгоистов и альтруистов,
оптимистов и пессимистов,
перфекционистов и «пофигистов»
людей доброй и людей злой воли

12.

1.Понятие «мировоззрение» и его формы
Обыденное мировоззрение включает
житейскую мудрость,
бытовые знания,
умения
Концентрированное выражение обыденного мировоззрения – пословицы,
поговорки, афоризмы и пр.
Обыденное мировоззрение занимает особое место в культуре, представляет собой
такую реальность духовной жизни людей, которая служит отправной точкой для
любого иного мировоззрения
Обыденное мировоззрение является основой формирования более сложных видов
мировоззрения
Очень многим людям, особенно, так называемому «простому народу» заменяет
другие виды мировоззрения
Важнейшие недостатки обыденного мировоззрения:
неполнота, несистемность,
непроверенность многих знаний,
стихийность, расплывчатость

13.

1.Понятие «мировоззрение» и его формы
Несмотря на эти недостатки обыденное мировоззрение на протяжении тысячелетий
успешно выполняет функцию осмысления жизни и истории
Ни один другой вид мировоззрения, с точки зрения своей устойчивости, не может
соперничать с обыденным мироощущением и миропониманием
Сила его в том, что оно непосредственно связано
с материальной практикой людей,
со сферой человеческой повседневности, образуя с ней единый комплекс
жизнедеятельности
Мифологическое мировоззрение является древней формой знания о мире
Миф – самая ранняя форма духовной культуры человечества
Мифы складывались и развивались абсолютно у всех народов мира
На стадии первобытнообщинного строя мифология – универсальный способ
объяснить происхождение и устройство мира, передавать это знание о мире новым
поколениям

14.

1.Понятие «мировоззрение» и его формы
У всех народов можно выделить три типа мифов:
1) космогонические, т.е. сказания, объясняющие происхождение и устройство мира;
2) эсхатологические, описывающие грядущую гибель мира и его последующее
возрождение;
3) героические, посвящённые достижениям человечества, подвигам богов и героев
Темы и мотивы в мифах разных народов повторяются
Мифологические сюжеты и образы стали основой литературы и изобразительного
искусства
Мировоззрение любого человека начинается в раннем детстве с мифологии:
сказки, былины, легенды
Но и во взрослой жизни продолжает иметь место мифологическое мировоззрение:
фантастика,
мистика,
фэнтези и пр.

15.

1.Понятие «мировоззрение» и его формы
Мифологическое сознание отличают пять характерных черт:
1)символизм;
2) этиологизм;
3) генетизм;
4) синкретизм;
5) прозрачность
Символизм:
все встречающиеся в рамках данной культуры мировоззренческие категории и
мотивы находят свое выражение средствами языка наглядных образов;
обобщенный смысл в границах конкретно-чувственного мышления может
формироваться только тогда, когда какой-либо конкретный предмет (например,
эмпирически существующее дерево) становится символом, чувственным
представителем другого явления, имеющего культурную значимость (например,
предка рода)
Этиологизм (от греческого слова "причина"): любой мифологический сюжет связан
с объяснительной функцией;
повествование заключает в себе сверхзадачу: дать объяснение тем или иным
явлениям окружающего мира, его устройству и т. п. путем ответа на вопрос
"почему?"

16.

1.Понятие «мировоззрение» и его формы
Генетизм — попытка подменить причинно-следственные объяснения рассказом о
"происхождении" объясняемого явления или видимого устройства мира
Объяснить устройство вещи означало дать описание того, как она делалась
Синкретизм (от греческого слова «слитность») состоит в том, что миф был
нерасчленённой формой сознания древнего человека и формой его знания о мире
Миф объединял в себе знания, религиозные верования, политические взгляды и в
то же время являлся произведением искусства
В мифе соединялись
реальное и фантастическое,
знание и вера,
мысль и эмоция
Прозрачность мифологического сознания проявляется в том, что представленная в
мифе картина мира полностью отождествляется человеком с самой реальностью;
индивид наивно верит в то, что вещи и явления окружающего мира именно
таковы, какими они выглядят в мифологической интерпретации
Очень широко используется мифологическое мировоззрение в политике
современных обществ

17.

1.Понятие «мировоззрение» и его формы
Ролан Барт: «из орудия архаического образного мышления миф превращается в
инструмент политической демагогии»
Ю.Ж. Шайгородский: «Политический миф — целостное, упрощенное,
преимущественно иррациональное отражение в индивидуальном и массовом
сознании политической реальности и основных общественных ценностей,
своеобразный символический способ их интерпретации, моделирование мира и
социальной жизни; инструмент реализации конкретных политических задач —
борьбы за власть, её легитимации, утверждение новой политической идеологии и
тому подобное; интегрированная форма мифологического и политического
сознания; особый вид мифа, сохраняющий в коллективной памяти народа его
социальный опыт, императивы духовно-нравственного измерения политических
процессов»
Примеры политических мифов:
Миф о заговоре (конспирологический): рассматривает социально-политические
события и явления как результат действия тайных группировок в образе врага
Миф «о золотом веке» — идея утопичного будущего, в контексте которой все
предыдущие периоды истории рассматриваются как предыстория, существование
которой оправдано лишь в той мере, в какой она подготавливала это идеальное
будущее

18.

1.Понятие «мировоззрение» и его формы
Миф «о спасителе» — исходит от концепции героических мифов с перенесением её
на реальных политических деятелей (В.И. Ленина, И.В. Сталина, В.В. Путина и пр.)
Миф «о единстве» — может проявляться в различных формах, как единство народа
и власти, сплоченности народных масс, нации, политической партии и т. д. основан
на противопоставлении «свои» — «чужие», «мы» — «они»
Миф «об индивидуализме и личном выборе» — свобода достигается наличием
права индивидуального выбора
Миф «о нейтралитете» — декларирует объективность средств массовой
информации, беспристрастность правительства, а также нахождение деятельности
система образования и науки вне сферы частных интересов
Миф «о неизменной природе человека» — взгляд на человеческую природу влияет
на поведение людей, придаёт человеческим возможностям пессимистическую
оценку, и поддерживает в массовом сознании сомнения и неуверенность
относительно человеческих перспектив
Миф «об отсутствии социальных конфликтов» — подача в СМИ любого конфликта
как исключительно индивидуального
Чтобы не вызывать у массовой аудитории чувства тревоги, материал о конфликтах
стараются исключить

19.

1.Понятие «мировоззрение» и его формы
Миф «о плюрализме СМИ» — соотносится с идеей свободы выбора человека, а
именно информационной свободы
Однако, несмотря на конкуренцию в борьбе за аудиторию, субъективная оценка
информации и характер её преподнесения из разных источников одни и те же
Подобная ситуация характерна в обществах, где правящая элита осуществляет
жесткий контроль средств массовой информации
Религиозное мировоззрение
Религия (в переводе с латинского «воссоединение») – форма мировоззрения,
постигающая мир путём его удвоения:
миру земному, постигаемому чувствами, противопоставляется
мир «потусторонний», сверхчувственный
Основой любой религии является вера в существование сверхъестественных сил и
в их влияние на всё, что происходит в реальном мире
Поклонение высшим силам, ритуалы и догматы составляют культ
Олицетворением высших сил в каждой религии является бог (боги) – высшие
существа, творцы мироздания и спасители человека

20.

1.Понятие «мировоззрение» и его формы
Древнейшие религиозные верования входили в качестве элемента во многие мифы
Самостоятельным мировоззрением религия становится, когда возникают
национально-государственные религии, в которых вероисповедная связь между
людьми в известной степени совпадает с этническими и политическими связями
(буддизм, индуизм, иудаизм, конфуцианство, синтоизм)
Особенно наглядно мировоззренческая роль видна на примере наднациональных,
мировых религий — буддизма (6—5 вв. до н. э.), христианства (1 в.) и ислама (7 в.)
Религия в своей развитой форме предлагает свои ответы на мировоззренческие
вопросы людей в новых исторических условиях, когда старые мифы уже перестали
удовлетворять человека
В религии речь идет о самых общих представлениях о мире, из которых люди
должны исходить в своей жизни
Религиозные идеи принимаются на веру и не подлежат никакой критике
Религия авторитарна, она навязывает человеческому разуму сверхразумные
догматы
Религия представляет свое содержание в чувственно-рациональной форме

21.

1.Понятие «мировоззрение» и его формы
Религиозная вера придает верующему жизненную устойчивость, оформляет и
усиливает все ценностнозначимые духовные установки: уважение к традиции,
личную доблесть, уверенность в борьбе с жизненными трудностями, мужество перед
лицом смерти и т.д.
Вера, как атрибут религии, обладает огромным социальным значением,
оформляется и поддерживается в религиозном культе и религиозном церемониале
Религиозное мировоззрение в ряду других занимает свою «экологическую» нишу
и вряд ли когда-либо исчезнет
Общество в определенной степени заинтересовано в функционировании института
религии, поскольку она помогает человеку сохранить мир и гармонию во
взаимоотношениях между людьми, компенсировать личную неудовлетворенность,
психологическую неспособность преодолевать многие жизненные перипетии
Научное мировоззрение
Наука как форма духовной культуры не ставит своей задачей производство
мировоззренческого знания
Однако, исследуя разнообразные сферы реального мира, наука в силу самой логики
научного познания вырабатывает определенные мировоззренческие знания как

22.

1.Понятие «мировоззрение» и его формы
Нередко случалось так, что научные открытия, обобщения, выводы приобретали в
духовной культуре людей мировоззренческую значимость
Например, создание в XVI—XVII вв. гелиоцентрической модели устройства
Солнечной системы само по себе представляло собой специально-научную, сугубо
астрономическую проблему
Но в силу сложившейся мировоззренческой традиции вопрос этот оказался
напрямую связанным с вопросом о происхождении Земли, о месте человека в мире
В ХХ столетии мировоззренческий характер имели многие открытия в физике,
биологии, космологии, кибернетике, психологии (выводы теории относительности о
релятивности пространства и времени, исследования "последних кирпичиков
мироздания" в квантовой физике, теория Большого взрыва, открытие
генетического кода, асимметрии правого и левого полушария мозга, моделирование
интеллекта)
Ученый никогда не ставит перед собой задачу получить профессиональный ответ
на ту или иную мироустроительную проблему
Но научная практика и логика исследовательской деятельности подводят ученых к
необходимости выработки интегрального образа изучаемой реальности, научной
картины мира, возникающей в результате синтеза научных знаний

23.

1.Понятие «мировоззрение» и его формы
Наука, не занимаясь мировоззрением в целом, производит отдельные его блоки,
такие, как
научная картина мира и научный "образ человека"
Для научного мировоззрения характерны
рациональная обоснованность,
частичность,
неуниверсальность
Производство научных знаний осуществляется на основе принципа научной
рациональности
Сложились специфические способы рационального обоснования знания —
эмпирические, логические, конвенциональные
Эмпирическое обоснование опирается на факты, связано с обращением к данным
наблюдения, измерения, к экспериментальному контролю за получаемым знанием
Логическое обоснование — выводимость по правилам логики одних знаний из
других, истинность которых уже доказана
Конвенциональное обоснование основано на условно принимаемых в данной
научной теории исходных допущений и определений

24.

1.Понятие «мировоззрение» и его формы
Частичность научного мировоззрения в том, что оно включает лишь некоторые
элементы мировоззренческого сознания, не предполагает смысложизненной
тематики
Неуниверсальность научного мировоззрения состоит в том, что никакая научная
картина мира в принципе не может быть моделью мира как целого, а отражает и
обобщает конкретный уровень развития естествознания
Науку интересует объективное знание о явлениях действительности, а не
субъективное мнение людей о них
Научное знание отражает действительность, то есть то, что существует (есть, было,
будет)
Наука опирается на прочный фундамент фактов
Научные гипотезы и идеи должны подтверждаться данными опыта
Философское мировоззрение возникло тогда, когда мифологические и
религиозные представления стали подвергаться рациональному осмыслению
Философия родилась в единстве с наукой

25.

1.Понятие «мировоззрение» и его формы
Философия занимается исследованием принципов человеческого понимания
действительности, имеет дело именно с этим мнением, а не с самой
действительностью
Философия изучает мысли, суждения, мнения, убеждения людей, то есть
содержание их знания, их сознание
Философия выводит знание о том, что должно быть:
как человек должен жить, к чему стремиться,
как следует представлять мир и место человека в нем, как надо принимать истину
и что нужно делать для ее достижения и проверки,
на каких принципах должны строиться человеческие отношения, каким должно
быть наилучшее устройство общества
Философские идеи нельзя ни доказать, ни опровергнуть фактами опыта
Они выходят за рамки нашего опыта и выступают как нормативы, правила,
принципы мышления о том, что в опыте не дано
Мировоззрение россиян представляет переплетение обыденных, мифологических и
научных компонентов
Крайне незначительным является его философский компонент (не более 0,1 %)

26.

1.Понятие «мировоззрение» и его формы
К сожалению, очень снижен и религиозный компонент, хотя до 60% россиян
причисляют себя к православным христианам

27.

ВОПРОС 17

28.

2.Культурно-историческая идентичность
Идентичность – то, кем человек мыслит сам себя
Идентичность можно понимать как самосознание, понимание собственных ролей в
социальном взаимодействии.
Утрата идентичности – потеря понимания того, что индивид собой представляет:
собственной социальной позиции, ожиданий по отношению к нему и собственных
ожиданий в отношении окружающих
Идентичность – результат идентификации, символическое средство объединения с
одними и дистанцирования от других
Включение в различные группы диктует существование различных идентичностей,
результатов самоопределения в каждой значимой группе
Идентичности индивида выстраиваются в своего рода иерархическую систему по
принципу субъективно определяемой значимости собственного включения в ту или
иную группу
Процесс идентификации не прекращается в течение жизни человека, идентичность
каждого обладает своей мерой пластичности

29.

2.Культурно-историческая идентичность
В современном мире неизменяющаяся идентичность, скорее всего, является
отклонением от нормы, так как предполагает отсутствие изменений и личностных,
и средовых
Даже если человек сохраняет строго определенное социальное окружение и
членство в неизменном перечне социальных групп, изменения социальной среды
будут обусловлены неизбежными изменениями самого этого окружения
Сложилось три методологических подхода к пониманию идентичности:
примордиализм,
эссенциализм и
конструктивизм
Примордиализм исходит из того, что черты идентичности (например, этнической
или национальной) даны изначально, являются неизменными и традиционными
Принцип эссенциализма заключается в утверждении изначального существования
некоей сущности (эссенции), например судьбы, предназначения, истины, природы
человека и т. п., которые и определяют конкретные идентичности
Конструктивизм концентрируется на том, насколько хорошо (или плохо) индивиды
играют предписанные обществом социальные роли - врача, отца и т. д.

30.

2.Культурно-историческая идентичность
Культурная идентичность — осознание принадлежности человека к той или иной
культурной общности путём само отождествления с её культурными образцами
Культурная идентичность формируется в результате наложения разнообразных
культурных влияний, которым подвержен отдельный человек
Если культурные влияния не вступают в противоречия, то происходит полная
идентификация личности со сложившейся вокруг него культурой
В научной литературе не существует единого подхода к изучению культурной
идентичности
Многообразие концепций можно условно свести к трём подходам:
цивилизационному,
личностному и
социологическому
Цивилизационный подход исследует культурную идентичность цивилизаций как
социокультурных исторических субъектов
Первостепенное значение в цивилизационном подходе имеет установление
культурных признаков общности

31.

2.Культурно-историческая идентичность
Личностный подход рассматривает процессы индивидуальной культурной
идентификации, результатом которой становится культурная идентичность
В данном подходе исследуются процесс принятия конкретной личностью
культурных норм и образцов, отношение личности к объективным общественным
формам сознания
Социологический подход концентрируется на отношениях между личной и
групповой идентичностями, обусловленных идеологическими процессами
В рамках этого подхода изучаются взаимоотношения личностной и коллективной
идентичности, определяется эффективность воздействия общественности и
государства на личность, анализируется личностные реакции на это воздействие
Культурная идентичность носит многоаспектный характер и состоит из широкого
ряда элементов
Оценка культурной идентичности проводится по следующим параметрам:
1.этническая идентичность
2.религиозная идентичность

32.

2.Культурно-историческая идентичность
3.языковая идентичность
4.семейная идентичность
5.территориальная идентичность
6.гендерная идентичность
7.сексуальная ориентация
8.возрастная идентичность
Рассмотрим этническую идентичность
Этничность можно представить как форму общественной организации, состоящей
из тех культурных характеристик, которые сами члены этнической общности
считают для себя значимыми и которые лежат в основе их самосознания
К этим характеристикам относится
одно или несколько общих самоназваний,
представление об общем происхождении и, как следствие,
наличие общей исторической памяти

33.

2.Культурно-историческая идентичность
При этом члены общности ассоциируют себя с особой географической территорией
и им присуще чувство групповой солидарности
Определение этничности строится также на основе культурной
самоидентификации этнической общности по отношению к другим общностям
(этническим, общественным, политическим), с которыми она находится в
фундаментальных связях
Как правило, присутствует значительная разница между внутригрупповым и
внешним представлением об этничности: для определения этнической общности
присутствуют как объективные, так и субъективные критерии
В качестве таких критериев используются различия в
антропологическом типе,
географическом происхождении,
хозяйственной специализации,
религии,
языке и даже
чертах материальной культуры (пище, одежде и т. п.)
Этническая идентичность — осознание своей принадлежности к определённой
этнической общности

34.

2.Культурно-историческая идентичность
В её структуре обычно выделяют два основных компонента —
когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и
осознание себя как её члена на основе определённых характеристик) и
аффективный (оценка качеств собственной группы, отношение к членству в ней,
значимость этого членства)
В 6 — 7 лет ребёнок приобретает первые фрагментарные знания о своей этнической
принадлежности
В 8 — 9 лет ребёнок уже чётко идентифицирует себя со своей этнической группой
на основании национальности родителей, места проживания, родного языка
В 10 — 11 лет этническая идентичность формируется в полном объёме, в качестве
особенностей разных народов ребёнок отмечает уникальность истории, специфику
традиционной бытовой культуры
Внешние обстоятельства могут заставить человека любого возраста переосмыслить
свою этническую идентичность
Формирование этнической идентичности часто является достаточно болезненным
процессом

35.

2.Культурно-историческая идентичность
Например, мальчик, родители которого переехали в Москву из Узбекистана ещё до
его рождения, говорит по-русски в семье и школе; однако в школе из-за азиатского
имени и смуглого цвета кожи получает обидное прозвище
Позднее, осмыслив эту ситуацию, на вопрос «Кто ты по национальности?» он может
ответить «узбек», а, может быть, и нет
Выделяют следующие измерения этнической идентичности:
моноэтническая идентичность со своей этнической группой, когда у человека
преобладает позитивный образ своей этнической группы при позитивном
отношении к другим этносам
изменённая этническая идентичность человека, живущего в полиэтнической среде,
когда чужая этническая группа расценивается как имеющая более высокий статус
(экономический, социальный и т. п.), чем своя
Это характерно для многих представителей национальных меньшинств, для
иммигрантов во втором поколении
биэтническая идентичность, когда человек, живущий в полиэтнической среде,
владеет обеими культурами и осознаёт их как одинаково позитивные

36.

2.Культурно-историческая идентичность
маргинальная этническая идентичность, когда человек, живущий в
полиэтнической среде, не владеет в достаточной мере ни одной из культур, что
приводит к внутриличностным конфликтам (ощущение неудачливости,
бессмысленности существования, агрессивность и т. д.);
слабая (или даже нулевая) этническая идентичность, когда человек не относит себя
к какому-либо этносу, а декларирует космополитическую идентичность (я — азиат,
я — европеец, я — гражданин мира) или гражданскую идентичность (я — демократ,
я — коммунист)
Религиозная идентичность
Религиозная идентичность — форма коллективного и индивидуального
самосознания, построенная на осознании принадлежности к определенной религии
и формирующая представления о себе и мире посредством соответствующих
религиозных догм
Религиозная идентичность является одной из первых форм самосознания человека
и потому находится у истоков формирования других видов идентичностей
Религиозную идентичность нужно понимать в диалектике её характеристик,
представляющих собой общее и противоположное, имеющих тенденцию
взаимозамещать и взаимодополнять друг друга

37.

2.Культурно-историческая идентичность
В одном случае религия выступает в качестве содержания идентификационного
процесса
С помощью религиозных истин, норм и учений происходит осознание человеком
собственной идентичности
Благодаря религии он находит самого себя, понимает какое место займёт в жизни, а
также находит ответ на вопросы экзистенциального содержания
С другой стороны, религия выступает инструментом, посредником
идентификационного процесса
Посредством религии человек осознает свою принадлежность к определенной
группе, роду, нации, стране
Религия служит сохранению и передаче норм, традиций, важных для процесса
идентификации
Языковая идентичность
Язык выступает не только средством речевого общения, он влияет на способ
мышления его носителей

38.

2.Культурно-историческая идентичность
Кроме того, он способствует сплочённости общности и выступает механизмом
включения в общество и выключения из него
Языки символизируют идентичности и используются для обозначения
идентичности теми, кто на них говорит
Люди также классифицируются другими людьми в зависимости от языка, на
котором они говорят
Наш родной язык тесно связан с нашим самоощущением и культурной
идентичностью, в то время как изучение и общение на дополнительных языках
может познакомить нас с новыми культурами и способами мышления
Семейная идентичность
То, какой индивид видит идеальную модель семьи, влияет на формирование его
культурной идентичности
Ориентируясь на собственный опыт и идеалы, он идентифицирует себя с теми или
иными ролевыми моделями в семье
На идентичность также влияет порядок рождения в семье: старшие, средние и
младшие дети имеют разные поведенческие характеристики

39.

2.Культурно-историческая идентичность
Старшие дети-девочки во взрослой жизни имеют больше уважения и влияния на
своих братьев и сестёр, чем старшие сыновья или другие дочери
Однако результаты исследования не применимы к некоторым культурам, в
которых дочь является бременем до тех пор, пока не выйдет замуж (Южная Азия
или Средний Восток)
Наши семьи неразрывно связаны с убеждениями и ожиданиями относительно
мира, запечатленными во времени и опыте поколений сообщества
Семейное бессознательное стимулирует идентичность и понимание
Влияние семейной жизни и воспитания детей на личность ребенка может быть
обусловлено прямыми и косвенными влияющими факторами
Родители могут активно и целенаправленно обучать морали и ценностям
Они могут объяснять своим детям разницу между добром и злом, это форма
прямого влияния
Позитивный пример добрых отношений внутри семьи – форма косвенного влияния
Территориальная идентичность

40.

2.Культурно-историческая идентичность
Проявляется в двух аспектах:
1.индивидуальное или групповое чувство привязанности к стране, региону, городу
или деревне, в которой проживает индивид;
2.ключевые характеристики, с которыми у индивида ассоциируется место
проживания
Устойчивая территориальная общность объединена общими системами ценностей
для её членов, сходной реакцией на социальные процессы и единой волей к
социальному действию
Территориальная идентичность может служить основой для мобилизации
общественных сил как в созидательных, так и в разрушительных целях
Для каждой территориальной общности могут быть созданы различные методы
воздействия на неё в зависимости от целей и задач политики
Современная цивилизация - цивилизация городская
Она традиционно ассоциируется, в силу особенностей городского образа жизни, с
общественной дезинтеграцией, отчуждением, маргинальностью, непостоянством
В то же время есть то, что объединяет горожан в социальное пространство, и то, что
создает ощущение «дома» в городе, который они привыкают считать своим

41.

2.Культурно-историческая идентичность
Общее, что связывает жителей каждого города и что является основой для
выделения такой крупной группы, как «горожане», - это факт проживания на
определенной территории
Взаимоотношение человека и среды, в которой протекает его жизнь, определяет его
благополучие - духовное, социальное, физическое
Общая среда также выступает фоном (предоставляя условия и факторы)
интеграции социальной системы того или иного уровня
Среди механизмов самоидентификации выделяется разграничение окружения по
принципу «свои» и «чужие»
Для территориальной идентичности такие границы могут стать буквальными,
административными (или близкими к ним)
Непосредственное или опосредованное взаимодействие с жителями других
территорий предоставляет возможность такое разграничение провести,
автоматически причислив себя к определенной группе
Особое значение в этом механизме имеет наличие ясно сформулированных
ожиданий (стереотипы, ясный образ резидентов или самой локации и пр.) по
отношению к жителям той или иной территории

42.

2.Культурно-историческая идентичность
Внешний образ жителей локации, стереотипы в отношении них помогают самим
жителям осознать свое сообщество и рефлексировать собственную принадлежность
к нему
Ге́ндерная иденти́чность
Ге́ндерная иденти́чность — внутреннее самоощущение человека как представителя
того или иного гендера, то есть как мужчины, женщины или представителя другой
категории, связанное с социальными и культурными стереотипами о поведении и
качествах представителей того или иного биологического пола
Гендерная идентичность необязательно совпадает с биологическим полом
В настоящее время принято разделять гендерную идентичность и гендерное
выражение — проявление тех или иных качеств, которые в зависимости от
культуры считываются как маскулинные, феминные и андрогинные, хотя
существует также литература, в которой соответствие тем или иным гендерным
стереотипам рассматривается как тот или иной вид гендерной идентичности
Во многих человеческих обществах есть набор гендерных категорий, которые могут
служить основой для формирования у человека социальной идентичности по
отношению к другим членам общества

43.

2.Культурно-историческая идентичность
Люди, чья гендерная идентичность совпадает с приписанным при рождении полом,
называются цисгендерными, а те, у кого эти характеристики не совпадают —
трансгендерными
Иногда в понятие трансгендерности включают и несовпадение гендерного
выражения с биологическим полом
В обществе долгое время действовала бинарная гендерная система — способ
организации общества, при котором люди разделяются на две категории: мужчин и
женщин, — и предполагается соответствие между приписанным при рождении
полом, гендерной идентичностью, гендерным выражением и сексуальностью
Однако за последние несколько десятилетий, все большее распространение и
признание на официальном уровне получают люди с небинарной гендерной
идентичностью
Небинарный гендер (или гендерквир) — обозначение спектра гендерных
идентичностей, не вписывающихся в бинарную систему, предусматривающую
только мужской и женский гендер
Многие культуры в течение своей истории имели небинарную гендерную систему,
например предусматривающую третий гендер

44.

2.Культурно-историческая идентичность
В современном западном обществе изменения в этом направлении начали
происходить в конце ХХ века
У небинарных персон (гендерквиров) идентичность может выходить за пределы
традиционной бинарной гендерной системы, быть сочетанием мужского и женского
гендера (бигендерность, тригендерность), быть изменчивой (гендерфлюид) или
отсутствовать (агендерность)
Существует более тридцати небинарных гендерных идентичностей
Сексуальная ориентация
Сексуальная ориентация — пол или гендер тех, к кому человек испытывает
сексуальное или романтическое влечение
Эти влечения разделяются на
гетеросексуальность,
гомосексуальность и
бисексуальность
Асексуальность иногда идентифицируется как четвёртая сексуальная ориентация
или её отсутствие

45.

2.Культурно-историческая идентичность
Ученые не знают точно, что определяет сексуальную ориентацию, но они
предполагают, что она вызвана сложным взаимодействием генетических,
гормональных и экологических факторов
Хотя ни одна теория о причине сексуальной ориентации ещё не получила широкого
распространения, ученые отдают предпочтение биологически обоснованным
теориям
Существует значительно больше доказательств в поддержку не социальных, а
биологических причин сексуальной ориентации, особенно для мужчин
Нет никаких существенных доказательств того, что воспитание детей или опыт
раннего детства играют роль в отношении сексуальной ориентации
Возрастная идентичность
Возраст и этап развития позволяют определить идентичность индивида с точки
зрения принадлежности к той или иной возрастной группе
Культуры рассматривают и относятся к людям разного возраста по-разному
В азиатских культурах старение рассматривается как позитивное явление

46.

2.Культурно-историческая идентичность
Пожилых людей уважают, и о них заботятся их дети
Однако в некоторых европейских культурах не все пожилые люди пользуются
большим уважением
Возраст – это социально сконструированная идентичность, связанная со статусом
Личность и статус, связанные с возрастом, создаются индивидуальными,
социальными и культурными интерпретациями
Эти интерпретации со временем меняются
Если при поиске новых идентичностей или попытке соотнесения их со старыми не
возникает никакого пересечения, возникает кризис идентичности
Кри́зис иденти́чности — это особый период формирования личности, во время
которого человек находится в поиске своего места, роли и предназначения в
социуме
Этому периоду свойственно такое психологическое состояние человека, при котором
он чувствует утрату собственной эго-идентичности и сталкивается с проблемой
самоопределения

47.

2.Культурно-историческая идентичность
Как правило, наступление кризиса происходит тогда, когда развитие идентичности
достигает своей критической точки, что преимущественно характерно для
подросткового возраста
В попытках избежать наступления кризиса идентичности многие молодые люди
прибегают к намеренному ускорению процесса самоопределения
Чаще всего это приводит к тому, что юный разум начинает постепенно
оправдывать существование предопределенности и, как следствие, не может
полноценно реализовать свой потенциал
Также у некоторых молодых людей нередко прослеживается склонность к
отсутствию мотивации, в связи с чем период неопределенности в социуме
приобретает затяжной характер
Иногда проблема самоопределения обретает более радикальный характер и
приводит к формированию «негативной идентичности»
«Негативная идентичность» подразумевает принятие индивидом социально
нежелательной роли в социуме, а также наличие признаков девиантного поведения

48.

2.Культурно-историческая идентичность
В развернувшейся «гибридной войне» Запада против России наши противники
активно используют технологию формирования контридентичностей
Они прибегают к стигматизации как средству, фрагментирующему национальную
идентичность
С 2014 г. внешняя антироссийская стигматизация ужесточилась
Б. Обама в 2014 г. на 69-й сессии Генассамблеи ООН поставил Россию в один ряд с
такими глобальными угрозами, как вспышка лихорадки Эболы и терроризм
Внутренняя стигматизация — сознательно направляемые и стихийные процессы,
вызывающие у граждан осуждение своей государственной власти и
соотечественников, которые эту власть поддерживают
Опасен «резонанс» воздействий внешней и внутренней стигматизации
Это - «крайняя» стадия стигматизации, означающая состояние романтичноутопической восторженности относительно лозунгов перемен, ориентирующих на
западные ценности и «блага», оправдывающие смену власти ради «быстрых»
демократических перемен

49.

2.Культурно-историческая идентичность
Подобная интерпретация, внедряемая в представления элит и массовое сознание,
усиливает негативные контридентичности с их настроем на отчуждение от власти,
позволяет разрушать национальную идентичность и переводить общество в
крайнее состояние стигматизации
Негативные контридентичности приобретают радикальную политикопсихологическую направленность по мере их умножения и ужесточения, ведут к
социальному «взрыву»
Они находят объединяющую идейную платформу и противостоят государственной
власти и поддерживающей её части общества
С этой целью активно применяется, в том числе, негативирующая политика
памяти и историческая политика
Часть элит, особенно в бывших республиках СССР, нуждаясь в поддержке своих
позиций, способствовала быстрому конструированию контридентичностей,
подкрепляемых политизацией псевдоисторических мифов, противопоставляемых
общей идентичности многонационального государства
Расширялись практики забвения, деконструкция смыслов исторических образов и
понятий, а затем их «пересборка» для стигматизации нежелательного прошлого

50.

2.Культурно-историческая идентичность
Большинство из опрошенных в зарубежных странах главными победителями
нацистов считает американцев, а британцы - и вовсе только себя
Ответы по странам выглядят так:
в Великобритании считают победителями: британцев - 50% опрошенных, русских 13%, американцев - 9%;
в США: американцев - 47%, русских - 12%, британцев - 9%;
во Франции: американцев - 56%, русских - 15%, британцев - 11%;
в Германии: американцев - 34%, русских - 22%, британцев - 7% опрошенных
Крайняя степень стигматизации как политико-психологическое состояние означает,
что сознание граждан деморализуется:
снижаются самооценки людей и чувство национального достоинства,
третируются собственная культура, история и особенно отечественный патриотизм;
стигма направляется против своего собственного опыта, своей веры или убеждений,
истории и идеологии страны.
Влияния таких контридентичностей, объединённых идейной платформой
радикальной оппозиции, в СССР, ряде бывших социалистических стран оказалось
достаточным, чтобы парализовать власть, армию, правоохранителей, мобилизовать
население на неподчинение властям

51.

2.Культурно-историческая идентичность
Это - состояние мотивационной катастрофы элит и обывателей, «фетишизация»
символов других государств и культивирование комплекса «собственной
неполноценности»
В республиках СССР советский патриотизм стал основным объектом атаки
«перестроечных» негативных контридентичностей
Руководство и часть населения постсоветских стран и стран Восточной Европы
пришли к очернению советского периода, Великой Отечественной войны,
социалистического строительства
Националистические контридентичности находят выход в ненависти к России
Западу его жёсткая стигматизация России необходима
для обоснования консолидации на сдерживании России,
для уменьшения числа тех, кто симпатизирует России,
для легитимации санкционной политики и расходов на вооружение,
для маргинализации военных и правоохранителей,
для получения нелиберальных средств гибридной войны, защищающих либерализм
с ожесточением, будто это религия,
для соединения «несоединимого» - демократии, оправдания нацизма и терроризма

52.

2.Культурно-историческая идентичность
Патриотизм - это прежде всего рефлексия и деятельность, обращённые к Отечеству
(т. е. к политической системе, к государству)
Исчезновение государства означает и исчезновение патриотизма: дававшие присягу
воины не могут защищать то, чего нет; работники, трудившиеся на благо страны,
не могут работать на того, кого нет
С национальной идентичностью иначе
Она представляет собой отождествление гражданина с определённой социальной
общностью, коренится в групповом и индивидуальном сознании
В то время как с крушением СССР полностью исчез советский патриотизм,
некоторые бывшие граждане Советского Союза, ставшие теперь гражданами новых
независимых государств, сохраняли советскую идентичность, по-прежнему называя
себя «советскими людьми»
Некоторые продолжают так назвать себя и сегодня
Рассмотрим несколько постсоветских кейсов, дающих представление о процессах,
происходивших в разных зонах постсоветского пространства

53.

2.Культурно-историческая идентичность
Наиболее выпуклое представление о процессах, происходивших в странах Балтии,
даёт Латвия
Ядром её идентичности стал исторический нарратив о «советской оккупации» 19401991 гг.
Его воплощением в области исторической политики стали открытие музеев
оккупации, отождествление СССР с нацистской Германией, учреждение дня скорби
23 августа (день подписания пакта Молотова-Риббентропа, который якобы стал
началом Второй мировой войны)
Путь развития современной Латвии определяется её политиками как «возвращение
в Европу», из которой страну якобы насильственно вырвал СССР в середине ХХ в.
Латвийское государство считает себя наследником республики 1918-1939 гг., а
граждане современной Латвии подразделены на потомков коренных жителей
страны и потомков оккупантов (последние получили паспорта и статус
«неграждан»)
Апелляции к довоенной истории привели Латвийское государство к
территориальным претензиям в адрес России

54.

2.Культурно-историческая идентичность
До 2007 г. Латвия требовала передачи ей Пыталовского района Псковской области,
входившего в 1920-1945 гг. в республику по Рижскому договору
Наконец, в области языковой и этнической политики была реализована система
мер, направленных на маргинализацию русского языка, вытеснение его из
делопроизводства, публичной сферы, образования и т. п.
Говоря о национальной политике Латвии, мы, по сути, имеем дело с мерами по
искусственной ассимиляции русских, стремлению подавить их историческую
самобытность, язык и культуру и внедрить моноэтническую идентичность и
национализм под видом патриотизма
Попытка реализовать такую же модель национального и государственного
строительства была предпринята и Грузией, относящейся к закавказской
постсоветской зоне
В области исторической политики мы наблюдаем тот же тезис о «советской
оккупации», сопровождающийся открытием соответствующих музеев и центров,
демонтажем памятников советским солдатам, введением в школьные учебники
раздела «Грузины во Второй мировой войне» вместо параграфов о Великой
Отечественной войне и т. п.

55.

2.Культурно-историческая идентичность
Наблюдается обращение к Грузинской демократической республике,
существовавшей в 1918-1921 гг. (заимствованы её герб и флаг)
По мнению грузинских идеологов, связи страны с Европой восходят к глубокой
древности
В качестве доказательства приводится древнегреческий миф о путешествии
аргонавтов в Колхиду
Таким образом, значимым компонентом национальной идентичности выступает
тезис об особой грузинской цивилизации, древнейшей из всех мировых
цивилизаций
В области национальных отношений грузинским руководством начала 1990-х гг.,
так же как и Прибалтикой, был взят курс на ассимиляцию других этнических групп
Но проводимая первым Президентом Грузии З. Гамсахурдией политика депортации
и лишения негрузин автономии привела к печальным последствиям для грузинской
государственности
Не принявшие ни исторического нарратива, ни антисоветской модели
идентичности, ни новой «национальной политики» Абхазия и Южная Осетия «с
боем» вышли из состава Грузии

56.

2.Культурно-историческая идентичность
Утрата территорий болезненно сказалась на национальном самосознании грузин и
продолжает оставаться острой темой для всех поколений грузинских политиков
Таким образом, на примере Грузии мы также видим реализацию модели
формирования моноэтнической идентичности и этнонационализма как
патриотизма, но результаты реализации такой политики являются более
противоречивыми
Особое место на постсоветском пространстве занимают страны Центральной Азии
Формирование национальной идентичности и патриотизма в этих странах
осложняют отсутствие у бывших центральноазиатских республик опыта
существования в форме государств, а также клановый характер обществ
Указанные проблемы предопределили, например, довольно длительный
«инкубационный период» формирования идентичности и патриотизма в
Туркменистане
На протяжении 1990-х гг. политическая элита страны пребывала в растерянности,
воспроизводя советский опыт (однопартийная система, статус русского языка как
языка межнационального общения до 1996 г. и т. п.)

57.

2.Культурно-историческая идентичность
Лишь в 2001 г. первый Президент Туркмении С. Ниязов решился обнародовать
свою доктрину в виде книги «Рухнама» («Книга души»)
В ней сообщалось о древности туркменского народа, родоначальником которого
был объявлен мифический Огуз-хан, живший 5 тыс. лет назад
Древние туркмены создали колесо, повозку, первыми начали выплавлять металлы
и изобрели тюркский алфавит
Однако в силу внутреннего разлада и деятельности врагов утратили независимость
В этом контексте восстановление государственности туркменов, произошедшее
стараниями Ниязова, объявлялось величайшим достижением, а сам президент
определялся как Туркменбаши (отец нации, отец всех туркмен)
Обязательное изучение «Рухнамы» в школах и университетах продолжалось до
самой смерти Ниязова в 2006 г. и было отменено новым Президентом Туркмении
Сегодня дело формирования национальной идентичности туркмен (как указано в
Рухнаме, «нации племён») поставлено на паузу, что не мешает исследователям
определять национальный курс Туркменистана как «трайбализм вместо
национализма»

58.

2.Культурно-историческая идентичность

59.

1.Понятие «мировоззрение» и его формы
English     Русский Правила