5.44M
Категория: ИсторияИстория

Wie pandektistisch ist die Pandektistik?

1.

Подготовила:
Арина Сухова, магистр права
Wie pandektistisch ist die
Pandektistik?
Насколько пандектистика
пандектична?

2.

План:
1. Историческая школа права: социокультурные предпосылки
формирования, хронологические рамки, основные персоналии,
объект, способы и продукт работы, значение в истории
правоведения,
2. Пандектистика: социокультурные предпосылки возникновения
формирования, хронологические рамки, основные персоналии,
объект, способы и продукт работы, значение в истории
правоведения.

3.

Европейский юридический дискурс по
состоянию на начало XIX века
Юридический позитивизм
(догматика, традиция римского права)
Юридическая метафизика
(философия, идеи естественного права)
Объектом осмысления является только
действующее позитивное право
Применимое право – это сложный
конгломерат: рецепированное римское право, местное
право, каноническое право, обычаи и пр., и потому оно
требует профессионального осмысления и
специального знания
Задача юридического мышления: осмысление
права для превращения его в действующий
эффективный регулятивный механизм (практика)
Право есть материал, унаследованный путем
традиции от Рима
Господство филологической школы права (Г.
Гуго)
Объектом осмысления является
«философское» право, выводимое дедуктивным путем
из философских посылок (Гроций, Гоббс, Локк и пр.)
Позитивное право – это право,
унаследованное в силу традиции и потому дефектное,
критикуемое с позиций философской метафизики
Задача юридического мышления –
трансформация философских учений в право
(позитивизация философии, Фихте)
Право есть продукт только разума и поэтому
может быть в любой момент введено, изменено,
отменено, усовершенствовано и пр.

4.

Кодификационный спор Тибо и Савиньи (1814)
Антон Фридрих Юстус Тибо (1772–1840)
Фридрих Карл фон Савиньи (1779-1861)
Основные идеи:
Основные идеи:
Необходима реформа права – кодификация
Кодификация на основе переработки
действующего позитивного права невозможна
Причина – исторически накопленная
неупорядоченность и некачественность права
(фактическое позитивное право не является
выражением необходимых разумных основ
Поэтому задача науки – создание кодекса «с
нуля» (a la ФГК)
Реформа нужна, но на иных принципах
Позитивное право отражает «народный дух»
и поэтому только оно может быть положено в основу
«Народный дух» (Volksgeist) задает
историческую логику развития права, которой нельзя
пренебрегать
Потому задача юридического мышления –
исследование истории права, понимание исторической
логики его развития и поиск необходимых разумных
оснований

5.

Антон Фридрих Юстус
Тибо (1772–1840)
• окончил Гёттингенский университет;
• слушал курс у Иммануила Канта в Кёнигсбергском
университете;
• получил учёную степень доктора юридических наук и
должность приват-доцента в Кильском университете;
• в 1798 году был назначен экстраординарным
профессором гражданского права;
• в 1802 году был приглашён в университет Йены, где
пробыл три года, написав в это время свой основной
труд «System des Pandektenrechts» (1803);
• перешёл в Гейдельбергский университет, заняв кафедру
гражданского права;
• Написал эссе о необходимости германского
гражданского кодекса («Über die Nothwendigkeit eines
allgemeinen bürgerlichen Rechts für Deutschland») за 14
дней.

6.

Основные тезисы Тибо
Я же, напротив, считаю, что наше гражданское право требует
полного и немедленного изменения и что немцы в своих
гражданских отношениях не смогут быть счастливы, если все
немецкие правительства, объединив свои усилия, не попытаются
способствовать составлению и изданию одного Свода законов для
всей Германии, освобожденного от произвола отдельных
правительств.
К каждому законодательству можно и должно предъявлять два
требования: чтобы оно было формально и материально полным,
следовательно, чтобы его положения были сформулированы ясно,
недвусмысленно и исчерпывающе, и чтобы его гражданские
институты были организованы мудро и целесообразно, всецело
согласно потребностям подданных. Но, к сожалению, нет ни одной
земли в Германской империи, в которой хотя бы одно из этих
требований было удовлетворено хотя бы наполовину.
В разных местах в наших древнегерманских судебниках, пестрая
смесь из которых все еще существует во многих землях, ярко
выражен, пожалуй, простой германский дух, и в этом отношении их
можно было бы хорошо использовать в отдельных правовых
вопросах в новом законодательстве. Однако то, что они часто не
отвечают потребностям нашего времени, что во всем присутствуют
следы древней жестокости и недальновидности и что они ни в коем
случае не могут считаться общими, всеобъемлющими сводами
законов, так об этом у Знатоков было и есть только одно мнение.
Таким образом, все наше отечественное право представляет собой
бесконечное нагромождение пестрых, противоречащих друг другу и
уничтожающих друг друга положений, пригодных лишь для того,
чтобы разделить немцев и сделать невозможным глубокое знание
права судьями и адвокатами. Но даже совершенное знание этой
хаотичной смеси не приведет ни к чему. Ибо все наше отечественное
право является настолько несовершенным и пустым, что из ста
правовых вопросов всегда не менее девяноста приходится разрешать
по заимствованным чуждым сводам – по каноническому и римскому
праву.

7.

Основные тезисы Тибо
• И именно в этом беда достигает наивысшей точки.
Каноническое право, если оно касается не устройства
католической церкви, а прочих гражданских институтов,
недостойно упоминания; это масса неясных,
исковерканных, несовершенных положений, возникших
отчасти вследствие плохого понимания римского права
древними толкователями <…>.
• Правда, он бесконечно совершенен, но примерно в таком же
смысле, в каком немцев можно назвать бесконечно
богатыми, потому что им принадлежат все сокровища в их
земле вплоть до центра Земли. Если бы только все это
можно было выкопать без затрат – ведь в этом-то и
заключается скверная трудность! Вот так же обстоит дело и
с римским правом!
• Поэтому последним и самым главным источником права для
нас остается Римский свод законов, т.е. сочинение гораздо
более чуждой нам нации периода глубочайшего своего
упадка, на каждой странице которого заметны следы этого
упадка! <…>
Не вызывает сомнений, что глубоко образованные, умные,
неутомимые юристы смогут собрать из отрывочных
фрагментов этого Свода законов нечто исчерпывающее по
любой теории и что через тысячу лет мы будем, пожалуй,
настолько счастливы, что получим классическое
исчерпывающее сочинение о каждом из тысячи важных
учений, которые в данный момент непонятны.

8.

Фридрих Карл фон
Савиньи (1779-1861)
• 1795: поступил в Марбургский университет;
• продолжил обучение в Лейпцигском, Гёттингенском
и Йенском университетах;
• 1800: вернулся в Марбургский университет, где
получил должность приват-доцента;
• 1810: занял кафедру римского права в Берлинском
университете;
• 1812: был назначен ректором;
• 1814: выпустил работу «О призвании нашей эпохи в
законодательстве и юриспруденции», в которой
были изложены основные идеи исторической
школы права;
• с 1815 года вместе с Эйхгорном издавал «Журнал
исторической юриспруденции»;
• в 1840-е: выпустил многотомную «Систему
современного римского права».

9.

Основные тезисы Савиньи
• Согласно традиционному взгляду при нормальном
положении дел всякое право возникает из законов, т. е. из
прямых распоряжений высшей государственной власти.
Предметом правоведения является исключительно
содержание законов.
что существует практическое Естественное или
Рациональное право – идеальное законодательство,
имеющее силу во все времена и для всех случаев, которое
нам необходимо обнаружить, чтобы сделать позитивное
право совершенным навсегда.
• Стало быть, само законодательство, а также юриспруденция
обладают совершенно случайным и изменчивым
содержанием, и весьма возможно, что завтрашнее право
вообще не будет похоже на сегодняшнее. Следовательно,
полный свод законов представляет собой крайнюю
необходимость, и только в том случае, если он будет иметь
пробелы, может возникнуть печальная необходимость
обращения к обычному праву как к неуверенному
дополнению. Это мнение намного старше представленного
выше, в некоторых пунктах оба враждебно пересекались
друг с другом, но намного чаще они мирно уживались.
Такая органическая связь права с сущностью и характером
народа выдерживает испытание временем, и в этом его
также можно сравнить с языком. Как и для языка, так и для
права не существует мгновения абсолютного покоя, оно
находится в таком же движении и развитии, как и любое
иное направление развития народа, и это развитие также
подчиняется тому же закону внутренней необходимости, как
и названное самое раннее проявление.
• В качестве посредника часто выступало убеждение в том,

10.

Основные тезисы Савиньи
Таким образом, право развивается вместе с народом, формируется
вместе с ним и, наконец, умирает, как только народ утрачивает свое
своеобразие. Однако такое внутреннее развитие и в эпоху культуры
весьма трудно увидеть. В римском праве, например, это можно,
пожалуй, допустить в отношении его основных черт: общей
сущности брака, собственности и т.д., но каждый признает это
совершенно невозможным в отношении необъятных подробностей,
частью из которых мы обладаем в Пандектах. Эта трудность
приводит нас к новому взгляду на развитие права. Ибо с ростом
культуры происходит все большее разделение всех видов
деятельности народа, и то, что обычно было общим занятием,
достается теперь отдельным сословиям. В качестве подобного
отдельного сословия отныне выступают также и юристы. <…>
Мы попытаемся рассмотреть более внимательно то своеобразное, что
есть в Римском праве. То, что оно имеет иное значение, чем то, на
которое здесь было указано, можно заранее предположить уже по той
причине, что оно является единственным правом великого, долго
существовавшего народа, которому присуще национальное,
спокойное развитие и которое вместе с тем с большой любовью
развивалось во все периоды жизни этого народа. Если мы
рассмотрим сначала сборники права Юстиниана, т.е. ту форму, в
которой Римское право пришло в новые государства Европы, то в них
нельзя не заметить время упадка. Сердцевиной этих сборников права
является компиляция рукописей классической эпохи, которая
утрачена и ныне недосягаема, и сам Юстиниан не делает тайны из
этого. Таким образом, эта классическая эпоха, эпоха Папиниана и
Ульпиана, является тем, на что мы устремим наши взоры и
попытаемся сделать набросок метода этих юристов.
Ведь если мы взглянем на наше состояние, каковым оно является на
самом деле, то увидим себя среди огромной массы юридических
понятий и взглядов, которая передавалась и накапливалась из
поколения в поколение. Теперь же дело обстоит так, что мы не
владеем и не управляем этим материалом, зато он руководит нами и
ведет нас не туда, куда мы хотим. На этом основываются все жалобы
на наше состояние права, справедливость которых я не отрицаю, и
отсюда возникли все призывы к сводам законов.

11.

Основные тезисы Савиньи
• Этот материал окружает нас и руководит нами во всех отношениях, мы часто даже не знаем об этом;
после сказанного можно было бы подумать о его уничтожении, попытавшись перерезать все
исторические связи и начать совершенно новую жизнь, но и такое предприятие основывалось бы на
самообмане. Ибо невозможно уничтожить взгляды и образование ныне живущих правоведов,
невозможно изменить характер существующих правоотношений, и на такой двойной невозможности
основывается неразрывная органическая связь поколений и эпох, между которыми можно допустить
не абсолютный конец или абсолютное начало. <…>
• Таким образом, этого решающего влияния имеющегося материала нельзя избежать никоим образом;
но оно будет для нас губительным, пока мы неосознанно будем служить ему, благодатным, если мы
противопоставим ему живую созидательную силу, подчиним его себе благодаря историческому
исследованию и таким путем овладеем всем богатством предшествующих поколений. Следовательно,
у нас есть только один выбор: либо мы желаем, ≪беседовать словно в оковах≫, либо обстоятельная
юриспруденция должна научить нас свободно использовать этот исторический материал как наш
инструмент – третьего не дано.

12.

Методологическая новизна исторической
школы права
Право – это не случайная историческая данность, которая существует в неизменном виде
Право – это противостоящий исследователю феномен, подчиняющийся внутренним законам
устройства и существования (идея абсолютного наблюдателя и детерминизма)
Задача юридического мышления: через осмысление позитивного права познать эти законы,
историческую логику развития права
Это дополняет, но не отменяет традиционные задачи юридической догматики (глоссаторы,
постглоссаторы, филологическая школа и пр.)
Это приближает юридическое мышление (науку) к идеалам классического научного позитивизма и
сближает его с естествознанием (S-O, причинность, предмет-объект),
Отличие: для исторической школы права законы развития – это не эмпирически познанные законы, а
базовая метафизическая идея народного духа (Гегель)
Схожие идеи (аналогия права и языка): еще у Гуго (филологическая школа), но у него не было идеи
единой логики истории

13.

Пандектное учение и пандектисты
Историческая школа
права
(Тибо, Савиньи, Пухта)
Германисты
(Гирке, Эйхгорн)
Романисты
(Пухта, Виндшейд, Йеринг,
Дернбург и др.)
Пандектисты
(Виндшейд, Дернбург,
Бринц, Регельсбергер и др)
Bürgerliches Gesetzbuch
der Deutschen Reich

14.

Пандектное учение (основные идеи)
Не столько исторические изыскания, сколько системное осмысление (упорядочивание)
Право есть (должно быть рассмотрено как) логические непротиворечивое целое
• Задача юридического мышления: на материале позитивного права создать такую систему понятий,
через призму которой право рассматривается и функционирует как системно устроенный механизм,
подчиненный строгой логике замысла (принципам права) – высшее выражение догматики
Идея переработки права в понятия. Право – это выражение системы понятий.
Идея продуктивности юридических понятий (Пухта)
• Идея продуктивности юридического мышления (наряду с позитивным правом существует
восполняющее его «ученое право», «право ученых») = Аристотель, схоластика и естественное право
Идея права как «закрытой системы» (греки, Юстиниан)
• Любой казус (пробел) может быть решен путем логических рассуждений «внутри» закрытой системы
понятий

15.

Савиньи о математическом юридическом
мышлении
• Принимая во внимание материал, самой важной и самой
сложной задачей представляется полнота свода законов, и
все сводится только к тому, чтобы правильно понять эту
задачу, с которой все согласны. Ибо в своде законов,
которому предназначается быть единственным источником
права, заранее должно содержаться решение любого
действительно возможного дела. Часто это поминали так,
будто было бы возможно и хорошо, если бы отдельные дела
как таковые глубоко изучили благодаря опыту, а затем
каждый из них решался бы в соответствующем месте свода
законов.
• Однако тот, кто внимательно следил за судебными делами,
легко поймет, что данное предприятие оттого окажется
тщетным, что различию действительно встречающихся
случаев как таковых нет никаких границ. И именно в самых
новых сводах законов полностью отказались от всякой
видимости стремления к такой полноте материала, не
заменив ее, однако, ничем. Правда, существует подобная
полнота иного рода, которую можно объяснить с помощью
специального термина из геометрии. Ибо для каждого
треугольника существуют определенные установления, из
связи которых одновременно неизбежно вытекают все
прочие; благодаря им существует треугольник, например
благодаря двум сторонам и углу между ними. Аналогичным
образом каждая часть нашего права обладает подобными
частями, благодаря которым даны прочие; мы можем
назвать их основными принципами. Обнаружение их и на
их основании осознание внутренней связи и вида родства
между всеми юридическими понятиями и положениями
относится к самым трудным задачам нашей науки, является
собственно тем, что придает нашей работе научных
характер.

16.

Мышление пандектистов
(Б. Виндшейд (1817 -1892))
Понятия = Результат переработки материала дигест
с 1834 по 1836 год изучал право в Берлине и Бонне;
22 декабря 1838 года получил докторскую степень в Бонне;
в 1840 году получил степень хабилитированного доктора;
в 1847 году уехал преподавать в Базель, в 1852 году – в
Грайфсвальд, в 1858 году – в Мюнхен;
в 1871 году был назначен преемником Адольфа фон
Вангерова в Гейдельбергском университете;
осенью 1874 года перешел в Лейпцигский университет;
в 1880 году был назначен ординарным профессором;
в 1884/85 году был назначен ректором Лейпцигского
университета;
Летом 1874 года был избран членом Первой комиссии по
написанию проекта Гражданского кодекса Германии

17.

Учебник Б. Виндшейда, глава Первая «Об
обязательствах»

18.

Виндшейд, ГК и современные учебники
гражданского права
Учебник Виндшейда, глава первая «Об обязательствах»
П. 1 ст. 307 ГК:
В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то:
передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо
воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Учебник ГП под ред. Б. М. Гонгало:
Все равно, что перед нами: договорные отношения,
причинение имущественного вреда, случайное получение
имущества от какого-либо лица, - везде, где есть должник
(лицо, обязанное совершить определенные действия) и
кредитор (лицо, имеющее право требовать совершения таких
действий), перед нами обязательства - правоотношения,
обладающие рядом признаков, свойственных всем
обязательственным отношениям.
Учебник ГП под ред. Суханова:
Субъективное право в относительных (обязательственных)
отношениях сводится к праву требования определенного
поведения от конкретных обязанных лиц, тогда как в
абсолютных правоотношениях его существо составляет право
на собственное поведение (по отношению к неопределенному
кругу обязанных лиц). Поэтому предмет обязательств
составляют вполне определенные действия по передаче
имущества, производству работ, оказанию услуг
(выступающие в форме обязанностей активного типа) либо
воздержание от конкретных действий, а не общая обязанность
не препятствовать кому-то в осуществлении его права, как в
абсолютных правоотношениях.

19.

Генрих Дернбург (1829 - 1907)
• учился в Гиссене и Берлине;
• в 1851 году получил степень хабилитированного доктора в
Гейдельберге;
• в 1854 году стал экстраоридинарным, а вскоре после этого –
ординарным профессором права в Цюрихе;
• в 1862 году получил приглашение преподавать в ГаллеВиттенбергском университете им. Мартина Лютера в городе
Галле;
• в апреле 1873 года он перешел в Университет Фридриха
Вильгельма (Берлинский университет им. А. фон
Гумбольдта);
• с 1884 по 1885 год был ректором данного университета.

20.

Учебник Дернбурга – прототип современных
учебников

21.

Пандектистика и Пленум ВАС № 54 о будущей вещи
• 4. При рассмотрении споров, вытекающих из договоров, связанных с инвестиционной деятельностью в сфере
финансирования строительства или реконструкции объектов недвижимости, судам следует устанавливать
правовую природу соответствующих договоров и разрешать спор по правилам глав 30 («Купля-продажа»), 37
(«Подряд»), 55 («Простое товарищество») Кодекса и т.д.
• Если не установлено иное, судам надлежит оценивать договоры, связанные с инвестиционной деятельностью в
сфере финансирования строительства или реконструкции объектов недвижимости, как договоры купли-продажи
будущей недвижимой вещи. При этом судам необходимо учитывать, что положения законодательства об
инвестициях (в частности, статьи 5 Закона РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР", статьи 6
Федерального закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме
капитальных вложений") не могут быть истолкованы в смысле наделения лиц, финансирующих строительство
недвижимости, правом собственности (в том числе долевой собственности) на возводимое за их счет недвижимое
имущество.
• Право собственности на объекты недвижимости возникает у лиц, заключивших договор купли-продажи будущей
недвижимой вещи (включая случаи, когда на такого рода договоры распространяется законодательство об
инвестиционной деятельности), по правилам пункта 2 статьи 223 ГК РФ, то есть с момента государственной
регистрации в ЕГРП этого права за покупателем.

22.

Bürgerliches Gesetzbuch
• Книга 1. Общая часть – §§ 1 – 240a
• Книга 2. Обязательственное право – §§ 241 – 853
• Книга 3. Вещное право – §§ 854 – 1296
• Книга 4. Семейное право – §§ 1297 – 1922
• Книга 5. Наследственное право – §§ 1923 – 2385

23.

Спасибо за
внимание!
Личные данные:
• Арина Сухова
• E-mail: [email protected]
• Telegram: https://t.me/arishasukhova
English     Русский Правила