Похожие презентации:
География и православие: роль Церкви в социальной трансформации общества
1.
География и православие: рольЦеркви в социальной
трансформации общества
Гуня А.Н.
2.
Направления взаимодействия• Философско-богословское осмысление
феномена пространства, территории, места
(Проявление Божественного на конкретной территории, в
конкретном месте, связь Православия и территории. Святая
Русь, Русский мир – территориальные или экстерриториальные
понятия?)
• Географические методы изучения и анализа
религиозных явлений и процессов,
картографическая визуализация духовнокультурного пространства
3.
Пространство, территорияПространство
Территория
пространство
территория
район
Район
Место
место
4.
ИГРАНПСТГУ
философия
Ильин
Флоренский
Панарин
Цимбурский
Федоров
Иеротопия
Пространство
Территория
территория России
Сакральное
пространство
Проханов
Троицкий
Гумилев
Хантингтон
Савицкий
Г.Вернадский
Чижевский
Циолковский
Ахиезер
наука
Дугин
политика
религия
Иерофания
(Элиаде)
Шмитт
Булгаков
Соловьев
5.
Пространство и территория в жизни РоссииБремя и задание для России
Первое бремя – бремя «необъятного, непокорного, разбегающегося
пространства», которое «само навязалось нам; оно заставило нас
овладеть им» под угрозой вымирания русского народа
Второе бремя - бремя природы: бесконечные болота на севере, вечная
мерзлота, засухи и заморозки
Третье бремя - бремя народности: «Мы должны были принять и это бремя:
не искоренять, не подавить, не поработить чужую кровь; не задушить
иноплеменную и инославную жизни; а дать всем жизнь, дыхание и
великую родину
И.А.Ильин. О России.
6.
Религиозно-философское осмысление территории и местаМесто – пометить – вместе
Место, пространство – физическое, социальное,
духовное
Место – не существует вообще, оно творится
человеком в сотворчестве с Богом. Это результат –
акт творения
Осваивать пространство и территорию значит делать «своими». Освоение неотъемлемо от
молитвы, намоленное место, культурное
пространство, (сакральный) ландшафт
Освоенность – своеобразная икона на местности.
Эта освоенность может быть переписана
последующими поколениями людей осваивающих:
заново или лишь в той или иной мере
видоизменена
Трихотомия тела, души и духа (в антропологии
святого апостола Павла): тело – территория, душа –
народ, дух – результат сотворчества с Богом через
(коллективный) религиозный опыт
7.
• особое пространственно-территориальноеположение в мире, уникальность России
• мессианское
призвание России (?)
«онтология»
«Россия – Запад»
Почти полное отсутствие аналитического осмысления, комплексных
программ и проектов, вовлекающих ученых, философов, богословов
8.
Картографическая визуализация религиозных процессов9.
10.
11.
Что показывают на картах религий?• Идентичность преобладающей части
населения
• Конкретные объекты (монастыри, церкви и
др.)
12.
Что показывают на картах религий?Идентичность преобладающей части населения
13.
Что показывают на картах религий?Конкретные объекты (монастыри, церкви и др.)
14.
Что показывают на картах религий? Историческая картография15.
Аналитическая часть• 1) Изучение взаимовлияний и связей
религиозных явлений и объектов с другими
процессами – природой, экономикой и др.;
• 2) Границы и районы;
• 3) Динамика
• 4) Отражение на картах сложных явлений,
например, уровня духовности (?)
16.
17.
Связь со средой18.
Анализ границ19.
География» русскогоправославного старчества
XVIII – начала XX вв.
Сафронов С.Г.
20.
21.
Отображение на картах «глубины веры»22.
«Православный Атлас России»• Часть 1. Духовно-культурное наследие и
история освоения духовного пространства
России
• Часть 2. Современная Православная Россия
• Часть 3. Динамика духовно-культурных
процессов
23.
Часть 1. Духовно-культурное наследие и история освоениядуховного пространства России
АТЛАС «РУССКОЕ ПРАВОСЛАВИЕ: из века в
век…»
Формат 41*29, карт 84…
Часть I. История высшей иерархии и
епархиального устройства
Автор карт профессор Озерова (Санкт-Петербург)
24.
Проблемы• Нет статистики
• Нет общей методологии (что показывать на
картах)
• Не разработаны показатели, отражающие
качественные характеристики
25.
Часть 2. Современная православная РоссияВ идеале необходимо отразить:
• Оструктуренность духовного пространства
(«хребты» активности и «впадины»,
внутренние пустоты и др.);
• связь с другими сферами – природа,
хозяйство, население;
• глубина (укорененности?) веры
26.
Ожидаемые результатыИнвентаризация духовно-культурного наследия России
(не упустить также 20 век !)
Отражение современного состояния, глубины и степени
укорененности духовных ценностей, выявление трендов
и рисков
Изучение связи духовно-культурных процессов (духовнокультурного пространства) с процессами в экономике,
окружающей среде
Разработка методов работы над духовно-культурным
пространством
Создание научной школы изучения духовно-культурного
пространства
27.
Наука – религия – философия: интеграциямеждисциплинарных исследований
• Связь Православия и географии: Православные
особенности освоения территории
• Связь религии и развития: роль культурнорелигиозных ценностей населения в социальноэкономическом развитии территории
Лосев Алексей
Федорович